Теплые цвета и холодные цвета в живописи: таблица. Теплая или холодная тень


Цветовая температура в живописи

Цветовая температура может быть запутанным термином, поскольку она используется для описания немного разных понятий. Например, цветовая температура может описывать общий цветовой диапазон в композиции, может сравнивать соотношение между двумя цветами или описывать разницу между двумя подобными оттенками. Цветовая температура может использоваться для эмоционального эффекта или настраивать освещение окружающей среды сцены.

Сегодня мы рассмотрим различные способы определения цветовой температуры и применения ее в живописи.

Теплые и холодные цвета

В самом широком смысле цветовая температура описывает степень теплоты, визуально найденную в цвете. Здесь цвета могут попадать в одну из двух групп, теплых или холодных цветов. Теплый цвет дает зрителю ощущение тепла, энергии. Например цвета солнца. Холодный цвет дает ощущение прохлады, холода или неподвижности, такие как цвета океана.

Посмотрите, какая из каждой пары будет теплым или прохладным цветом.

Температура внутри цвета

Цветовая температура не всегда используется для описания взаимосвязи между разными цветами, поскольку она иногда применяется к разнице между двумя вариантами одного цвета. Посмотрев на две версии зеленого цвета, мы видим, что один из них выглядит более холодным, чем другой.

То же самое можно увидеть на двух версиях теплого цвета. Один оранжевый кажется теплее, чем другой.

Это справедливо для любого сравнения двух одинаковых цветов. Помимо различий в насыщенности, мы также обнаружим разницу температур. Ниже приводятся несколько диаграмм, сравнивающих цветовую температуру с использованием основных цветов.

Образцы в верхней панели являются одним основным цветом. Образцы в нижней панели смещают цветовую температуру, начиная с основного цвета слева.

Красный

Обратите внимание на изменение температуры на нижней панели.

Желтый

Добавление небольшого количества синего изменяет желтый цвет от теплого желтого до холодного желтого цвета на своем пути к зеленому.

Синий

Сдвиг в этом примере более тонкий. Конечный цвет в правом нижнем углу все еще очень холодный, но выглядит немного теплее, чем оригинальный синий.

Температура цвета в пейзаже

Вот пример того, как цветовая температура играет роль в создании пейзажа. В этом пейзаже изображен туманный день. Где выбрана цветовая схема, которая преимущественно прохладная.

Прохладное голубое небо и вода, придает живописи холодное облачное ощущение, горы также окрашены в прохладные цвета. Цвета гор могут выглядеть теплыми по сравнению с водой, но когда мы выделим их отдельно, эти цвета будут смотреться более холодными. Когда прохладный цвет помещается рядом с цветом, который является еще более холодным по температуре, результатом является то, что первый цвет выглядит теплее.

Свет и тень

Существует интересная температурная зависимость между светом и тенью. Цветовая температура тени будет противоположна цветовой температуре света. Если у нас есть теплый источник света, тени будут выглядеть относительно холоднее. Если источник света является прохладным, тогда цвета, найденные в тенях, будут теплее. Это теплое / прохладное отношение света и тени не имеет большого контраста.

Ниже - пример отношения температуры света и тени. Здесь показаны основные цвета освещенной стороны фигуры в образцах на верхнем ряду, а тень - на нижней. Мы можем видеть, что освещенная сторона фигуры склоняется к более прохладной гамме. Теневая сторона состоит из более теплых коричневых.

Опять же, мы можем видеть влияние цветов, поскольку они размещены в разных средах. Коричневые тени выглядят намного теплее, чем цвета светлой стороны, но когда мы поместим те же коричневые на белое поле, они теряют большую часть того тепла, которое они имеют на картине.

Воспользуйтесь кнопками. Поделитесь с друзьями.

 

 

oformitelblok.ru

Цветотип. Определяем подтон кожи - теплый или холодный, несколько советов и тестов.

Подтон кожи – это, грубо говоря, ее оттенок. В соответствии с подтоном кожи вам идут либо теплые цвета, либо холодные. В теплом подтоне кожи преобладают желтоватые, золотистые и персиковые оттенки, а в холодном – синеватые, розовые, фиолетовые. Кроме типичных теплых и холодных подтонов бывают нейтральные, а, точнее, такие тона кожи, когда характеристика тепло-холод слабо выражена и нельзя на первый взгляд определить теплая внешность или холодная. Тем не менее, всегда во внешности пристутствует характеристика тепло-холод и, даже если она слабо выражена, то правильно подобранные цвета сделают вашу внешность свежее и гармоничнее.

Для определения подтона кожи существует несколько тестов, основанных на вашем восприятии цветов, в этом и заключается их основная сложность, но все-таки попробуем разобраться. - Проверка белым листом бумаги. Поднесите к лицу белый лист бумаги, рядом с чисто-белым цветом теплая кожа будет казаться желтоватой, а холодная – розоватой, фиолетовой или красноватой. Лист должен быть обычный, матовый, без какой-либо фактуры или узоров. - Посмотрите на цвет вен на запястье или сгибе локтя. Если у вашей кожи теплый подтон, то вены будут казаться зеленоватыми, а если холодный – то голубые. У нейтрального подтона может быть либо сочетание и зеленоватых и голубых вен, либо просто слабо выраженный голубоватый или бирюзовый оттенок. Часто люди с нейтральным подтоном замечают, что, например, на запястье у них зеленоватые вены, а на сгибе локтя - голубые.

Этот метод сравнительно неплох, только вены лучше смотреть в тех местах, которые редко загорают, так как загар может менять подтон кожи на чуть более теплый.

- Определение подтона кожи с помощью ювелирных украшений. Кажется, это один из самых неточных методов, так как, во-первых, здесь сложно отбросить личные предпочтения и оценить какие украшения больше идут – золотые или серебряные, а, во-вторых, золото и серебро бывают разных оттенков, например, розовое золото или серебро с чернением. Тем не менее, если вы считаете, что вам больше идет классическое золото, то у вас теплый подтон, если же чистое серебро – то холодный. Нейтральному подтону идут и серебро и золото. - Определение подтона с помощью подходящего макияжа и одежды. Часто бывает, что люди интуитивно выбирают то, что им лучше всего идет, поэтому данный метод не лишен смысла. Если у вас теплый подтон кожи, то в вашем гардеробе много одежды теплых тонов – бежевый, золотистый, оранжевый, теплый коричневый, желтовато-зеленый, также вы покупаете помаду, тональный крем или пудру теплых оттенков. В случае с холодным подтоном в одежде и макияже преимущественно холодные оттенки. В вашем гардеробе могут быть оттенки как теплые, так и холодные, но больше всего комплиментов вы получаете именно в тех цветах, которые вам идут больше всего. Поэтому достаточно понаблюдать за реакцией окружающих, и тогда, возможно, будет проще определить холодная или теплая у вас внешность. Если ваш подтон практически нейтральный, то либо вам идет большинство цветов в одежде или макияже или же, наоборот, вам кажется, что ничего вам не подходит на сто процентов. - Существует теория, что вся внешность всегда либо теплая, либо холодная, либо нейтральная. Не может быть такого, что волосы холодного подтона, а глаза и кожа теплого и так далее. Поэтому, если вы точно уверены, в подтоне кожи, волос или глаз, например, у вас глаза теплого зеленого цвета, то и про остальную внешность можно практически точно сказать, что она теплая, либо нейтрально-теплая. Согласитесь, это упрощает определение подтона, но не забывайте, что это лишь теория, и в ней могут быть и погрешности. - Самый точный метод определения подтона кожи – с помощью драпировок, то есть, путем прикладывания к лицу тканей различных оттенков. Ткань должна быть простая, матовая, без узоров и блеска, без фактуры.Как понять, что ткань выбранного цвета вам идет? Ткань неподходящего цвета будет давать цветную тень на лице, особенно, если ее поднести к подбородку и щекам, в то время как подходящий цвет будет гармонировать с кожей. Подходящий цвет освежает цвет лица, делает светлее, выразительнее и моложе, а неправильный утяжеляет, подчеркивает недостатки, придает землистый цвет или делает внешность бледной или мрачной. Сначала бывает сложно заметить эти тонкости, но с небольшой практикой придет и понимание подходящих и не подходящих цветов. Важно проводить этот тест без макияжа и при дневном освещении, иначе определить будет намного сложнее.

(На фото девушка примеряет драпировки цветотипа Темная Осень)

Классические цвета для определения холодного или теплого цветотипа – это теплый коралловый и холодный розовый:

Если вам идет коралловый, то у вас теплый подтон кожи, если розовый – то холодный. Часто бывает сложно найти ткани именно этих цветов, поэтому можно проверить, подходит цвет или нет, просто на фото, хотя это может быть не совсем точно, так как не всегда получается правильно передать оттенок кожи на фото. Как обычно воспользуемся графическим редактором и проанализируем фото знаменитости, например, Эллисон Уильямс.

Просто закрасим все пространство вокруг лица Эллисон соответствующими цветами- коралловым и розовым. Этот тест, конечно же, лучше проводить с фото без макияжа.

Обратите внимание, что с коралловым фоном кожа кажется более темной, глаза становятся бледнее, а с холодным розовым, наоборот, лицо выглядит свежее и ярче. Таким образом становится ясно, что у Эллисон Уильямс холодный подтон кожи. И это было заметно практически сразу, если посмотреть насколько отдельно от ее лица смотрятся теплые золотистые серьги. Рассмотрим еще один пример, Элли Кемпер:

Розовый цвет слишком холодный и совсем не гармонирует с внешностью актрисы, абсолютно не имеет с ее цветами ничего общего, делает лицо более грубым, в то время как коралловый подчеркивает теплые оттенки и сглаживает недостатки. Сразу понятно, что у Элли Кемпер теплый подтон кожи.

Естественно, такой метод имеет недостатки по сравнению с реальным прикладыванием тканей различных цветов, так как вживую намного лучше видны отблески и тени, которые дает тот или иной оттенок, тем не менее, если потренировать цветовосприятие, определенный результат можно получить и в графическом редакторе.

Итак, очень надеемся, что вам удалось разобраться с подтоном кожи, либо, как минимум, понять, как он определяется и еще на шаг приблизиться к финальной цели – определению цветотипа. Если же вам не удалось это с первого раза, не беда, в следующих статьях, мы перейдем к описанию цветотипов и подробному разбору каждого из них. Пользуясь описаниями цветотипов и приблизительно зная характеристики своей внешности, гораздо проще определить цветотип, чем мы и займемся в следующих статьях. (Следующая статья про описание цветотипов будет написана в ближайшее время)

biruza-shop.ru

Теплые цвета и холодные цвета в живописи: таблица :: SYL.ru

Цвет в живописи – очень важное и сложное понятие. Это вытекает из физической природы света и из устройства человеческой системы зрения, из процесса цветового восприятия. Давно известно, что нет двух людей, одинаково видящих одни и те же предметы и пейзажи, но при всем богатстве колоритов в цветовых ощущениях художников есть общие принципы. Деление живописной палитры на теплые цвета и холодные цвета – одно из таких понятий.

Разделение спектра

Великий физик Исаак Ньютон (1643-1727) первым выяснил цветовой состав солнечного света. Луч, пройдя сквозь стеклянную призму, разложился на семь основных оттенков. В дальнейшем научные разработки привели к созданию цветового круга из двенадцати основных цветов, из которых путем смешивания можно получить то цветовое многообразие, что окружает нас, то богатство оттенков, которое издавна вдохновляет живописцев. Это цветовой круг носит имя швейцарского художника и ученого Иоганнеса Иттена (1888-1967).

Цветовой спектр и цветовой круг принято делить на две части - на теплые цвета и холодные цвета: от зеленого к красному цвету располагаются теплые, от голубого к пурпурному – холодные. Зеленый некоторыми считается холодным цветом, другие выделяют для него особое понятие – нейтральный. Такое разделение всем понятно, все с ним согласны, но об объективности причины такого деления спорят давно, выдвигая свои версии.

Главный критерий – температурные ассоциации

Конечно, первое, что можно принять, рассуждая о происхождении разделения на теплые цвета и холодные цвета, — это природные ассоциации. Желтый, красный, оранжевый – это цвета солнца, огня. Не зря в русском языке есть оборот, объясняющий нагрев металла: раскалить докрасна. Такие температурные изменения цвета можно увидеть в костре или в камине, хотя некоторые газы при горении могут окрашиваться в, казалось бы, холодные цвета: как не вспомнить голубоватое горение бытового газового топлива. И всё-таки синеватые и голубоватые цвета вызывают логичные ощущения прохлады: это цвет неба, воды, льда, снега.

День-ночь, лето-зима

«Температура» цвета явственно связана со временем суток: восходящее, согревающее мир солнце окрашивает небо в пылающую гамму: красные, розовые, оранжевые оттенки, а ночная прохлада явственней чувствуется в голубоватом лунном свете, который придает природному окружению приглушенную и неяркую окраску, хотя вечерняя заря – закат солнца - может также вспыхнуть горячей гаммой.

Интересно, что перед наступлением холодов, в предзимье, теплые цвета лета ярко вспыхивают в огненных красках осени, чтобы смениться голубоватым и синеватым цветом снега, льда и холодного неба.

Итог: определяющий смысл понятия цветовой «температуры» имеет эмоциональная составляющая, что придает ему большую субъективность, хотя согласие с общепринятым делением на теплые цвета и холодные цвета среди всех имеющих дело с цветовыми характеристиками предметов носит глобальный характер.

Близко – далеко

Со времени Возрождения появляется хорошо проработанная теория воздушной перспективы, которая основана на еще одной эмоциональной и психологической характеристике теплых и холодных цветов: предмет, окрашенный в холодный цвет, кажется расположенным дальше, чем желтый, красный, оранжевый или их оттенков. Даже не пейзаж, а просто содержащая теплые и холодные цвета таблица может дать представление об этом.

Хорошо видно, как использует такое свойство цвета один из титанов Возрождения Тициан Вечеллио (1488-1576) в картине «Вакх и Ариадна».

Мастер четко делит цветовое пространство по диагонали на две части в полном соответствии с цветовым кругом Иттена, который появится спустя четыре с половиной века. Холодные и теплые оттенки цветов использованы для построения огромного пространства картины. На переднем плане доминируют теплые цвета, фоном – синеватые разбеленные цвета неба, моря и уходящей вдаль земли, а на границе – зелень деревьев, которая по всем теориям считается нейтральной, а холодная по цвету драпировка у главной героини и теплый цвет плаща у центрального персонажа делают цветовое решение изысканным и гармоничным.

Всё познается в сравнении

Необходимо понимать, что «теплохолодность» цветов в живописи – понятие не абсолютное, то есть его нельзя измерить, и правильно оценить это свойство можно только в сравнении с другим цветом.

Использование спектральных, однозначно теплых или определенно холодных цветов – вещь в живописи экзотическая, картины из существенных по площади плоскостей, окрашенных одним колером, – вещь скорее концептуальная, например, абстрактная живопись Марка Ротко.

В более традиционной живописи взаимоотношения разных по «температуре» цветов происходят на уровне сочетания небольших мазков, в силу оптического смешивания делающих соседние цвета более теплыми или более холодными. Понять, какие цвета теплые, а какие холодные, невозможно, рассматривая содержащие их участки живописного пространства отдельно от окружения.

Оттенок дороже цвета

Одним из самых явных качеств высокого живописного мастерства является умение увидеть и нанести на холст те миллионы оттенков, что содержатся в каждом элементе окружающей нас природы. Умение различить в холодных цветах теплые нотки и наоборот придает особую выразительность изображению. Здесь важно упомянуть о принципе цветового моделирования объёма: если на объект падает свет, окрашенный теплым цветом,- тень должна быть холодной и наоборот. Не все живописцы согласны с ним, но применяется этот закон очень широко.

Отдельные исследователи говорят о некорректности выражения "теплые и холодные цвета". Таблица показывает цвета, которые очень редко применяются без смешивания с другими оттенками, и для более точного определения красок следует говорить «теплее» или «холоднее». К примеру, берлинская лазурь и ультрамарин – оттенки синего сектора из холодной части цветового круга, и каждая из этих красок будет явно холоднее любого оттенка красного, но даже начинающий художник скажет, что лазурь теплее ультрамарина.

Использование сложных цветовых сочетаний и оттенков, полученных путем смешивания, позволяет обогатить палитру, даже если в ней преимущественно нейтральные цвета. Так, сделать нужной «температуры» зеленый цвет – теплый или холодный – можно, добавив к нему нужную краску из синей или красной гаммы.

Насыщенность и чистота

Художники учитывают в процессе создания живописных полотен еще некоторые свойства ощущений теплоты или прохлады в цвете. Так, чтобы «повысить температуру» на нужном участке пространства картины опытный живописец применяет менее чистые и менее насыщенные оттенки, которые будут приближаться к ахроматическим белому или серому. Соответственно, более холодными являются самые чистые и насыщенные оттенки.

Такое определение восходит к вопросам психологии: мы считаем более холодным все, что выглядит строже, правильнее, лаконичнее, симметричнее, логичнее и т. д. Более душевное и теплое всегда содержит какую-нибудь неправильность, недоговоренность, незавершенность. Так можно характеризовать не только живопись, но и архитектуру, дизайн, полиграфию и другие подобные отрасли искусства.

Теория – лишь помощь

Исторический опыт тех мастеров прошлого, кто применял теплые и холодные цвета в живописи, показывает важность этого аспекта восприятия цвета. Знания о нём, но только в сочетании с опытом и талантом, помогают в творчестве и современным художникам.

www.syl.ru

Определяем цветотип. Тепло или холод?

Начинаю писать как определить свой цветотип.

Я бы посоветовала начать именно с определения полутона - это несколько упростит дальнейший поиск.

  Тепло или холод?  

Для того, чтобы определить холодная или теплая у вас внешность существует четыре способа. Распределю их в порядке возрастания значимости

1) Посмотреть на свои вены2) Сравнить золото и серебро3) Попробовать на коже помады теплых и холодных оттенков4) Провести тест с тканью теплых или холодных полутонов (цветная бумага тоже сойдет, если найдете такие сложные оттенки) 

1. Тест с венами. Предалагают наиболее часто, при этом он самый непонятный. Нужно посмотреть на внутреннюю сторону руки, которая почти никогда не загорает и изучить цвет вен за запястье и на сгибе логтя изнутри. Пишут, что у теплых типажей вены будут ... зелеными. Тут нужно пояснить - травянисто- зелеными они, конечно, не будут, они будут теплыми синими, т.е. синими с зеленоватым оттенком. Если кожа плотная и не очень светлая, это вообще будет тяжело распознать, зеленоватые они или нет, разве что только в сравнении с кем-то. Но все равно приведу здесь этот тест, поскольку иногда даже мельчайшие подробности важны.Итак, если у вас и на запястье, и на локте вены зеленоватые - вы - теплый тип или нейтрально-теплый.Если у вас и на запястье и на локте вены явно холодные синие - вы - холодный или нейтрально-холодный тип.Если у вас вены и зеленые, и синие (например у запястья синие, у локтя - зеленые) - вы нейтральный тип, нейтрально-теплый или нейтрально- холодный, без крайностей.

Лично мне этот тест мало что дал. У локтей мои вены зеленоватые. На запястье я нашла 4 вены. 2 зеленые и две темно-синие. Значит я нейтральный тип, сочетающий в себе теплые и холодные полутона. Что означает, что я не могу быть чисто теплым сезоном и чисто холодным.

2. Тест с золотом и серебром. Есть два варианта исполнения. Для обоих нужно естественное хорошее освещение и два украшения - из золота и серебра. 1 вариант - при естественном освещении (не при ярком солнце - оно тоже меняет цвета), без макияжа сесть перед зеркалом так, чтобы свет падал на лицо. Поднести к лицу сначала серебро, потом золото, посмотреть, что гармонирует лучше. Забыть на время о личных предпочтениях  типа "люблю серебро, а золото нет", тут дело не в предпочтении, а в виде. Обычно "не ваш" металл не вписывается в общую картину внешности.2 вариант - при естественном освещении на нейтральном фоне одеть на руку золотое и серебряное украшение вместе, посмотреть, что выглядит гармоничнее.

После этих двух тестов возможны такие варианты:1) Вам идет золото и не идет серебро - вы теплый тип. 2) Вам идет серебро и не идет золото - вы холодный тип.3) Вы не можете выбрать - то кажется, что оба идут , то кажется, что оба не идут - вы нейтральный тип. 

Я-нейтральный тип, могу носить и золото и серебро. Хотя золото все же немного лучше, поскольку я нейтрально-теплая. В жизни более заметна разница, поскольку фото со вспышкой, но основную идею оно передает - однозначно выбрать нельзя.

3) Тест с помадами. Более точный, поскольку помад можно набрать много , и там нагляднее видно - идет или нет. Нам нужно опять же естественное освещение, нейтральный фон, куча разных помад (наберите пробников, попросите у подруг и родственниц). Помады надо распределить по полутонам - те,в которых преобладает синеватый полутон - холодные, те, в которых преобладает желтый или рыжий полутон - теплые. По очереди начертите на внутренней стороне руки полоски сначала холодными помадами, а потом теплыми. Посмотрите, какие больше гармонируют с кожей.

Холодные помады

Теплые помады

Обычно какие-то будут лучше смотреться. В моем случае - теплые.

Итак, если вам идут холодные помады - вы холодный или нейтрально-холодный тип.Если вам идут теплые помады - вы теплый или нейтрально-теплый тип.

4. И последнее - самое важное и показательное - тест с тканями. Обычный классический вариант - сравнить теплый розовый и холодный розовый.

Если цвет ваш - кожа выравнивается, недостатки сглаживаются. Если цвет не ваш - у вас появляется сероватая тень на лице, все недостатки становятся заметны, возможно появление нездорового румянца.

Если вам идет теплый розовый - вы теплый или нейтрально-теплый типЕсли вам идет холодный розовый - вы холодный или нейтрально-холодный тип.

Если вам не нравится розовый или не можете его найти под рукой, то можно попробовать и на других цветах. однако не берите слишком яркие или слишком темные оттенки.

Мне нравится таблица у http://eniki-beniki.livejournal.com/29350.htmlХотя я не согласна с половиной ее объяснения про цветотипы, но таблица у нее хороша=)

Однако я бы все равно в первую очередь рекомендовала бы тест с розовым, потому что среди остальных может быть так, что оба пойдут или оба не пойдут, если вы не чисто теплый и не чисто холодный тип. С розовым обычно такого не бывает.

Теперь результаты:

1) Теплый типЕсли по результатам тестов получилось, что Вы явно теплый типаж, а холодные полутона Вам абсолютно не идут, то Вы с большой вероятностью Теплая Осень или Теплая Весна.

2) Холодный типЕсли по результатам тестов получилось, что Вам идут холодные цвета, а теплые полутона Вам категорически не подходят, то Вы с большой вероятностью Холодная Зима или Холодное Лето.

3) Нейтральный тип

Если Вам подходят и теплые и холодные полутона, хотя бы и в разных пропорциях, то Вы-нейтральный тип и не можете быть чисто теплым или чисто холодным сезоном. Если все же теплые полутона идут Вам больше, Вы нейтрально-теплый тип (Яркая Весна, Светлая Весна, Мягкая Осень, Глубокая Осень). Если же холодные полутона идут вам больше, вы - нейтрально-холодный тип (Яркая Зима, Светлое Лето, Мягкое Лето, Темная Зима).

color-harmony.livejournal.com

Лекция - Теплые» и «холодные» цвета

Особенно распространены в искусствоведческой литературе и в художественно-педагогической практике понятия «теплый» и «холодный» цвета. Трудно найти статью или книгу, в которой они не употреблялись бы. Однако чаще всего авторы ограничиваются лишь констатацией факта, что картина написана в «теплых» или «холодных» тонах. Распространенность этих понятий делает их заслуживающими более подробного рассмотрения.

В литературе по цветоведению принято всю часть спектра, начиная с зеленого в сторону красного, относить к теплым цветам, а часть от голубого к пурпурному — к холодным. Зеленый иногда относят к холодным цветам, а иногда выделяют его как нейтральный. Промежуточным между теплыми и холодными цветами можно также считать пурпурный. Объективная основа разделения цветов на теплые и холодные пока еще не совсем ясна. До недавнего времени считалось, что в основе такого различия лежат ассоциации с теплыми и холодными предметами окружающего мира. Например, синий цвет воспринимается как холодный потому, что он присущ цвету неба, льда, воды, вызывающему в нас чувство холода, прохлады или свежести; цвета красно-желтые воспринимаются как теплые, потому что они присущи таким вещам, как огонь, солнечный свет. Однако в последнее время установлено, что этому разделению соответствуют и собственно температурные качества цвета. Красно-оранжевая часть спектра заключает больше тепловой энергии, нежели сине-зеленая. Кроме того, экспериментально установлено, что положительное эмоциональное состояние повышает чувствительность к красному и желтому, отрицательное — к синему и зеленому. Разделение цветов на теплые и холодные в живописи имеет, видимо, более глубокие, определенные рядом психологических моментов причины.

В природе «теплота» или «холодность» цвета обычно определяются состоянием атмосферы, которая часто делает на свету тона холодными, а в тени, наоборот, теплыми. Об этом еще в XIX в. писал В. Вицольд: «На открытом месте, и когда солнце находится низко на небе, предметы, освещенные прямым солнечным светом, имеют теплые оттенки, ибо свет на своем длинном пути через атмосферу к предмету и от предмета до глаза принимает красновато-желтый тон, между тем как предметы, освещенные голубоватым отраженным светом неба, имеют холодные оттенки.

Например, горные цепи, освещаемые солнечным светом при восходе или на закате солнца, в особенности если они состоят из голых скал и находятся вблизи, показывают теплые светлые тоны и холодные голубые тени».

Интересную, но не бесспорную теорию, объясняющую явление тепло-холодности цвета, предложил Р. Арнхейм. Основной смысл его концепции заключается в том, что любой цвет может быть и теплым и холодным; термины «теплый» и «холодный» приобретают характерное значение только тогда, когда они указывают на отклонение от данного цвета в направлении к другому цветовому оттенку. Голубовато-желтый или голубовато-красный цвета выглядят холодными; например, красновато-желтый или красновато-голубой цвета кажутся теплыми. Таким образом, примесь к цвету, традиционно считающемуся теплым, какого-либо холодного делает его холодным, и наоборот.

На наш взгляд, Арнхейм не прав в том, что рассматривает тот или иной цвет как абсолютное свойство. Когда речь идет о цветах спектра, то мы обычно разделяем их на теплые и холодные по их положению в системе. Подобное различие служит лишь отправным пунктом для дальнейших характеристик. Поскольку физиологами давно замечено, что воздействие теплых цветов на организм соответствует более ощущению тепла, а холодных — холода, вполне справедливо считать, что примесь теплого цвета к холодному делает его лишь теплее, но не теплым. И вообще хотелось бы заметить, что теплоходность есть не абсолютное, а относительное качество цвета. Любой цвет может быть теплым или холодным не вследствие примеси к нему другого цвета, а по отношению к другому цвету — так, например, берлинская лазурь теплее ультрамарина, краплак холоднее кадмия красного, а ультрамарин и берлинская лазурь вместе будут холодными по отношению к краплаку и кадмию, которые относятся к теплым цветам. Поэтому неправильно «температуру» цвета характеризовать только по наличию оттенка. Арнхейм прав, однако, отмечая особую роль оттенка, но это относится уже не только к характеристике по принципу «теплый — холодный», а вообще к проблеме выразительности цвета. Говорят, что оттенок живописцу часто дороже цвета; и действительно, в цвете, который содержит в себе какой-либо другой, содержится и нечто более живое, сложное, эмоциональное — чистый цвет без оттенка всегда строг, холоден и беспристрастен.

«Температура» цвета зависит также и от насыщенности. Оптимально насыщенные, чистые цвета всегда будут холоднее соответствующих им слабо насыщенных. Мы часто характеризуем как холодную и строгую ту красоту, в которой все строго, правильно. Мы называем холодной архитектуру, которая характеризуется геометрической четкостью, строгой симметрией своих форм, и, наоборот, красота, в которой заметно какое- либо отклонение от правильности, более привлекает, мы ее противопоставляем холодной как более одухотворенную, живую, теплую.

Но в этой связи нужно уточнить и понятие «чистые» цвета. Все цвета спектра в известном смысле являются чистыми или оптимально насыщенными, поскольку каждому из них теоретически соответствует монохроматическое излучение. Однако в спектре содержатся и такие цвета, как оранжевый, желтый, желто-зеленый, которые воспринимаются как смешанные или, во всяком случае, содержащие оттенки. Поэтому в спектре следует выделять основные чистые цвета, то есть цвета, смешением которых образуются все остальные. Температура смешанных вторичных цветов тогда будет зависеть от преобладания в них красного или синего. Смешанный цвет может быть менее насыщенным по отношению к соответствующему ему спектральному, и в этом случае он будет теплее.

Теплохолодность цвета зависит и от светлоты последнего. Цвета более яркие будут холоднее, нежели более темные, потому что светлота связана с насыщенностью, и при потемнении цвета утрачивается его насыщенность. Отчасти, очевидно, поэтому более темный цвет кажется более теплым, чем соответствующий ему светлый. Разные цвета обладают неодинаковой способностью изменять или приобретать оттенки, становиться то теплее, то холоднее. Особой подвижностью отличается в этом смысле красный цвет. В. Кандинский верно заметил: «Любой цвет может быть холодным и теплым, но нигде этот контраст не заметен так сильно, как в красном».

Таким образом, абсолютное разделение цветов на теплые и холодные для живописи, в которой цвет всегда берется в отношениях, ничего не значит. Для живописной практики гораздо более важное значение имеют не определения «холодный» и «теплый», а определения «теплее», «холоднее».

Качества, определяемые как «теплый» или «холодный», в живописи имеют связь с моделировкой формы, с трактовкой пространства и с цветовой перспективой. Теневые и освещенные части предметов строятся всегда на контрасте теплого и холодного. Если свет теплый, то тень холодна, и наоборот.

Среди художников долгое время велись споры о распределении теплых и холодных цветов при изображении света и тени. Дж. Рейнольдс считал незыблемым правилом, что свет всегда должен быть теплым, а тень — холодной. В противоположность ему английский писатель по вопросам искусства Бернет (1827), опровергая мнение Рейнольдса, утверждал, что света в картине, наоборот, должны быть холодными, а тени — теплыми. В этом споре его участники выражали лишь свое субъективное отношение к контрасту «теплое — холодное».

В действительности же в зависимости от цвета освещения и ряда привходящих моментов, как света, так и тени могут быть и теплыми и холодными. Практика мирового изобразительного искусства дает много тому примеров.

Контраст теплых и холодных цветов используется не только в живописи, но и нередко в графике — например, в смешанной графической технике сангины и итальянского карандаша. Очень важно определение теплоты или холодности в характеристике ахроматических цветов. Теплый черный и холодный черный производят совершенно разное впечатление.

«Температурные» качества цвета в живописном произведении часто выступают в очень сложной форме и служат одним из основных признаков красоты и содержательности тона.

В живописи выдающихся мастеров можно найти немало примеров, когда холодная тень, выполненная преимущественно синими красками, пронизана какой-то скрытой теплотой. Определение — насколько тот или иной тон теплее или холоднее — в значительной мере решает проблему нахождения верного тона.

www.ronl.ru

Рисуем розы акварелью. Тень и свет. Теплое и холодное освещение.

Добрый день. Продолжаем наши "нескучные уроки" по живописи!

Занятие 1 здесь : Рисуем розы акварелью. Строение бутона и освоение заливки

Сегодня мы затронем тему освещения( вау! основы оптики) и поговорим о теплых и холодных цветах, свете, тени и полутени. Для занятия нам понадобится бумага, краска, кисти ( о том как выбрать здесь) и много фотографий роз.

                     Каждая тень, в конечном счёте, тоже дитя света, и лишь тот, кто познал светлое и тёмное, войну и мир, подъём и падение, лишь тот действительно жил.

  Стефан Цвейг. Вчерашний мир. Воспоминания европейца

***

На втором занятии мы постараемся сделать цветок более похожим на настоящий. Для этого нужно несколько хороших фотографий роз или живой цветок. Рассмотрите эти фотографии. Отметьте. где свет(светлые участки), где тень. Где нечто среднее, называемое полутенью или полутонами.

Для малышей, обладающих образным мышлением лучше рассказать о понятиях тени, света и полутонах с помощью сказки.

В гостях у солнышка. Сказка для маленьких художников о свете, тени и полутонах.

Для детей с логическим мышлением и взрослых будем предельно точными: Свет - освещенная часть поверхности предмета, на которую свет попадает под углом 90 ° (нормально). Иногда этот свет называют корпусным или прямым.Полутень или полутона– место, где происходит переход между светом и тенью, или между рефлексом и тенью, соответственно это место темнее света или рефлекса, но светлее тени. Тень или собственная тень предмета – это самое темное место на предмете, на котором нет ни прямого, ни отраженного света. В этом месте предмет освещен лишь рассеянным светом.Падающая тень - самая темная фаза теней (в случае если цвет предмета, на который падает тень, и цвет предмета, от которого падает тень, одинаковы). Чем дальше предмет, от которого падает тень, тем светлее тон этой тени и менее четки границы. Падающая тень всегда темнее собственной.

Рассмотрите как сгибаются лепестки. Где-то видна из боковая часть, где то фронтальная. Посмотрите какие причудливые изгибы совершают лепестки. Как падает тень от лепестка на поверхность цветка. Идеальный вариант - настоящая роза.

 Рассмотрите розы разных расцветок. Бывают желтые, пурпурные и даже зеленые розы!

Пришло время поговорить о цвете и освещении. Наверное все вы знаете, что есть теплые цвета (желтый, оранжевый и красный) и холодные (синий, фиолетовый, зеленый). Если нет, можно включить это знание в дополнительный урок.

Сказка для малышей Приключение капелек в стране Фантазия.

Правило простое: когда свет теплый (более светлые участки теплых оттенков), тень холодная (содержит синюю гамму) и наоборот, когда свет холодный - тени теплые. При солнечном и искусственном освещении (лампы, фонари) свет будет теплым, а тени холодными. при лунном освещении тени теплые, а свет холодный.

Рассмотрите примеры разного освещения (лунные и солнечные пейзажи) на фотографиях и полотнах художников.

Куинджи Архип Иванович. . Лунное пятно в зимнем лесу

и холодные тени при солнечном, теплом освещении (авторы неизвестны):

***

А теперь, приступим к рисованию. Сегодня мы ограничимся тем, что добавим в наши тени на розе синий и фиолетовый оттенки. Этапы все те же: карандашный рисунок, заливка, проработка теней более синим оттенком. Все этапы описаны в первом уроке. То есть если ваша роза красная, в тенях к красному добавьте синий. Дочкин результат второго урока!

Другие уроки по теме "Рисуем розы акварелью" будут опубликованы совсем скоро! Оставайтесь с нами и не забывайте делиться в соцсетях!

Рисуем розы. Урок 3. Аромат розы и капли росы. Блик и рефлекс.Рисуем розы. Урок 4. Объединяем знания, играем с цветом. Случайные капли превращаются в росуРисуем розы. урок 5. Немного истории. Пестрые лепестки

© Copyright: Анастасия Синицина,2016.

astrablanhe.blogspot.com

Урок колористики - Акула куриного пера

Колористика наука сложная, в мое время ее называли простым словом - цветоведение. Я грузить вас не буду про спектральные круги и прочее, просто постараюсь более-менее направить по колористическим рекам в нужном направлении. По просьбе dishasyaВажная составляющая всей этой науки - разделение на теплое и холодное. Но точно так же как нельзя всех людей разделить на красивых и некрасивых, на умных и глупых на толстых и тонких, нельзя четко определить цвет как теплый или как холодный навсегда.Все в мире относительно. Умная в вопросах юриспруденции тетька оказывается абсолютно тупой в вопросах, например, орального секса, а хорошенькая, по сути, девчонка кажется гадким утенком среди ухоженных фотомоделей. Поэтому тут главное - отношение к человеку в целом. В живописи это называется - общая гамма.

Условно три спектральных цвета - синий желтый красный на пересечении дают дополнительные цвета - оранжевый, зеленый, фиолетовый. То есть цвета от желтого до красного условно теплые, от синего к фиолетовому условно холодные. Но ведь и синий цвет может быть и теплым и холодным. И красный рубиновый - холодный, красный кадмий - теплый. Поэтому советую в этой сфере изобразительного искусства расслаблять мозг. Плывите по течению, действуйте интуитивно, внимательнее относитесь к деталям. Выбирайте изначально общую гамму. И уже внутри, очертив себе границы условные, пусть бушуют колористические страсти.

В качестве упражнения советую рисовать такие акварельные растяжки-перетекания. Из одного цвета плавно в другой. Путешествуя кистью по цвету мы находим тут все оттенки, от теплого к холодному и от холодного к теплому. Это упражнение расширит колористический кругозор и поможет понять принцип основных смесовых цветов. Займитесь на досуге для развития. Мы с Федором таким образом очень весело развлекаемся.

Вдоволь навозившись краской по бумаге или холсту (потом я эти картонки применяю под маленькие открыточки рисую сверху тушью) можно уже приступать к художественному искусству в натюрмортном смысле этого слова. Легче объяснять на конкретных примерах.

ГогенКартина в целом написана в холодной гамме. Ну тут вы сразу все закричите и замашете на меня руками - яблоки, яблоки же теплые какие оранжевые! А я отвечу. в общем окружение этих глубоких сизых фиолетовых оттенков яблоки работают на контрасте, будучи теплыми остаются в свей уютной тепленькой нише холодной гаммы. Свет из окна идет теплый, таким образом тени внутри этой гаммы глубоко фиолетовые, фуксия, синий. Нижнее яблоко на боку имеет фиолетовый оттенок, яблоко чуть дальше - изумрудно зеленый. Мы копошимся внутри изначально выбранной гаммы, теплый свет формирует холодные тени. Это и называется - гармония. Умение увидеть божественную сущность простых вещей, умение увидеть фиолетовое в оранжевом и зеленое в красном. Но при этом остаться в гамме.Начинающий художник от страха, что нужно что то увидеть - видеть перестает. Поэтому помимо основных академических рекомендаций прошу доверять интуиции. Иногда она использует такие глубоко скрытые под покровами страха ресурсы, что человек делает свои лучшие произведения.И попрошу заранее - если вы видите гамму по другому, я ни в коем случае не пытаюсь спорить. Давайте будем спорить внутри вашего восприятия, изначально взяв за основу то что вы лично считаете правильным.

ГрабарьЗа что я люблю этого художника - за то что он вытворяет с цветом. Его картины написаны огромной кистью широкими яркими мазками на мешковине! даже не на холсте, но при этой дробности такая абсолютная целостность. Он всегда в гамме. Этот натюрморт - теплый, весь теплый. Холодный осенний свет из окна лепит форму яблок и теряется в тенях теплыми оттенками охры и травяной зеленой. Свет из окна - контражур, то есть свет выпиливает предметы из общего, давая четкие границы и очень активные смелые тени на переднем плане. Я, например, таких теней обычно избегаю, потому что я боюсь всей этой темноты и загруженности. Тут композиция решена очень просто и при этом гамма осеннего дня, последние холодные лучи солнца, урожай собран, пора зимовать. Плановость заставляет нас уходить за горизонт, в лес, навстречу осени.

Для начинающего творца рекомендую такие сложные гаммы в начале пути не брать, можно по незнанию запрыгнуть в грязные оттенки и вся работа будет землистого цвета.Тоже ГрабарьДля начала надо стремиться к такой гамме. Верхний пейзаж - теплый, конечно, яркое летнее солнце дарит нам изумрудные и фиолетово-рубиновые холодные тени, а нижний пейзаж, холодный, но пронизанный теплыми лучами солнца. Внутри холодной гаммы, лимонный желтый, и нежно-розовый и почти изумрудный. Мы веселимся в цветовых рамках, ищем гармонию, находим дуализм солнечного зимнего дня, мороз и солнце, лед и пламень. Теплый свет, холодные тени, сойдешь с солнечной тропы и тут же мороз проберет тебя насквозь. Еще бы, такой ультрамарин.Хочу обратить внимание на композицию. Смещенный центр на горизонте, и наши мысли все там и наш первый взгляд туда, где солнце.

Художники любят работать на контрасте, теплое на холодном и наоборот, но всегда оставаясь в изначально выбранной гамме. Это все трудно объяснить словами, и я не всегда уверена что меня вообще хоть кто то понимает, поэтому практика, главное это практика. Копирование, изучение, просто приятно провести вечер, поиграть с ребенком, пошалить. Я люблю все красивое. Всю свою жизнь я пытаюсь подбить под изначально выбранную гамму, я иногда даже есть не могу если у меня тарелки не того цвета. Особенно трудно это бывает в гостях. У меня некоторая сервировка отбивает аппетит. Но это уже мои личные тараканы, так что продолжим, напоследок

Кончаловский.Его картина в русском музее есть, там такое море, я пол часа пятились на эти волны пока меня не начало качать. Хотя, может это было просто похмелье, я в Питере обычно не просыхаю.И вот нравятся мне у него натюрмортыОбе картины на мой взгляд скорее, теплые. В верхнем варианте такие прям сочные мандарины на скатерти. Оставаясь в теплой гамме скатерть меж тем холодная. относительно мандаринов, у фруктов холодные тени, и синие и фиолетовые и даже немного рубиновые.

А в нижнем натюрморте мне нравится как такие холодные лимоны в такой теплой гамме, будто светятся. И даже пахнут, из бумаги, и дома немного празднично от этого запаха и скоро их нарежут на стол. Оставаясь в гамме теплоты эти лимоны немного охлаждают зрительский взгляд, гипнотизируют на себе.

В колористике нет строгих правил. Правило только одно - гармония цвета. Увидьте гармонию, воспитайте ее в себе, развивайте как дополнительную мышцу. Станет проще подбирать одежду, формировать интерьер, красить глаза или видеть потрясающую красоту красок осени.Кто сказал что осенью скучно, самая движуха началась, все в город вернулись, у меня тусовка за тусовкой а еще я взяла билеты на балет.

Вот примерно так. Лекция завершена, до встречи, желаю вам творческих успехов.

rada-maslova.livejournal.com