500 лет католической пропаганды, скрещивание с религиозным календарем, даже полный запрет на проведение, а все насмарку. День мертвых (Dia de los Muertos) — по-прежнему самый национальный, самобытный и языческий праздник Мексики.
Вечеринка на кладбище
Кладбище мексиканского городка Санта-Крус-Хохокотлан оцеплено полицейскими машинами. Все парковочные места заняты на несколько километров вокруг. Народ плотными веселыми рядами стекается ко входу и растворяется в полумраке, перемежаемом блеском свечей и вспышками туристических фотокамер.
Внутри тысячи дрожащих огоньков рядами и созвездиями высвечивают праздничные картины. Белые пятна мужских рубашек, цветные ленты в косах пожилых индианок, кружево женских блузок. Кресты и надгробия, усыпанные плотным ковром желтых лепестков, убранные венками и букетами из бархатцев, заставленные сладостями, едой, горячительными напитками, фотографиями, игрушками и сувенирами.
Сегодня ночь с 31 октября на 1 ноября, начало главного народного праздника — Дня мертвых. В течение следующих двух дней все в Мексике перевернется с ног на голову. Ночь станет днем, кладбище — самым популярным местом в городе, живые люди нарядятся мертвецами, а мертвые вроде как снова оживут. И вместе со всеми будут веселиться, вспоминать былое и учить живых не бояться смерти, потому что она — не конец, а продолжение пути, как про это говорили майя, ацтеки, миштеки, сапотеки и прочие доиспанские цивилизации. Поэтому обязательный ночной поход на кладбище — не грустные поминки, а долгожданная встреча с родными: возможность провести с ними время, а заодно и хорошо поесть, выпить, послушать музыку и повеселиться.
Фото: Константин Калишко, kalishko.com
Вокруг каждой могилы своя семейная идиллия. Мужчины ведут беседу. Мама суетится, разливая мескаль (самогон из агавы) и раскладывая закуску на могильных плитах. Бабушка рассказывает анекдоты из жизни покойных. Дочки со съехавшими набок бантами, наряженные ведьмами, играют в прятки и пятнашки. Младший спит, свесившись с плеча папы и размазав черно-белый грим по всему лицу. Он не просыпается даже при приближении голосистых мариачи — уличных музыкантов, поющих по заказу любимые песни усопших. В эту ночь мариачи будут петь до утра и сделают полугодовую выручку.
Сахарные черепушки
Испанские миссионеры пытались придать индейскому празднику благостный вид, приурочив его к христианскому Дню поминовения всех усопших и Дню всех святых. Им удалось добиться отмены кровавых жертвоприношений и сократить месячный разгул до трехдневного. Но заменить радость на скорбь и череп (главный праздничный символ) — на крест не получилось.
Черепа и скелеты повсюду. В окнах, дверях, на балконах, на улицах, нарисованные на земле, на стенах, на одежде. Доминируют сахарные черепушки-калаверы, улыбающиеся и раскрашенные в жизнерадостные цвета. Составленные в красивые пирамиды на витринах супермаркетов, они напоминают ацтекские цомпантли — стены из черепов побежденных, стоявшие когда-то в каждом индейском городе в качестве украшения, устрашения для врагов и любимого символа жизни и смерти как неразрывной пары. И не удивляйтесь, если на празднике вам подарят череп с вашим именем — это от всей души. Их дарят членам семьи и друзьям. Дети предпочитают шоколадные и марципановые или в виде чупа-чупсов.
Но основное предназначение калаверы — украшение алтаря. Алтарь с подношениями должен стоять в каждом доме, а в последние годы их стали делать везде: на площадях, в школах, магазинах, полицейских участках, больницах, ресторанах, отелях и аэропортах. Иначе, по мексиканским поверьям, мертвые расстроятся и могут учинить неприятности.
Обычно алтарь — это арка из желтых бархатцев, цветов смерти, фруктов и ярких лент. Под аркой устанавливают стол или подиум, на котором создают композиции из сахарных черепов, фотографий и подношений. Среди них обязательно сладкий белый хлеб мертвых (pan de muerto) и напитки. Считается, что после долгой дороги «оттуда» духов особенно мучает жажда. В зависимости от персональных пристрастий усопшего родственники ставят стакан с пульке, брагой из агавы, или даже банку кока-колы.
На алтарях выставляют еду, личные вещи, а также игрушечные скелеты, одетые в костюмы, соответствующие любимым или профессиональным занятиям покойного: скелет-футболист, офисный сотрудник, новобрачный, священник, выпивоха, танцор…
Парад веселых мертвецов
Фото: Константин Калишко, kalishko.com
Задушевные ночные посиделки на кладбищах — традиция, больше присущая жителям деревень и небольших городов. Столичные жители все чаще предпочитают карнавальную составляющую праздника. И в этом не найти равных оахаканцам.
Оахака-де-Хуарес — большой колониальный город на юге Мексики, гастрономическая и культурная столица. Если вас не пугает оказаться в эпицентре Дня мертвых, то вам сюда — в город танцующих скелетов, расписных черепушек, духовых оркестров и пропитанных мескалем мариачи.
Здесь начинают готовиться к празднику за несколько месяцев. Все школы, институты и местные сообщества заняты созданием масок, костюмов, ростовых кукол. Рисуют дизайн-проекты алтарей, заказывают грузовики, полные свежесрезанных бархатцев. Музыканты проводят ежедневные репетиции. Все ради того, чтобы в течение трех дней радостно сходить с ума на глазах тысяч туристов, заполняющих город с 31 октября по 2 ноября.
Как и положено потустороннему явлению, праздник начинается ближе к ночи. На пустынных улицах внезапно появляются бродячие духовые оркестры-тамборы, достопримечательность Оахаки. Огромная туба, трубы, тромбоны, барабаны и мексиканские народные инструменты создают бравурный микс марша, балканских лихих мотивов и мексиканских народных мелодий. Звуковой энергетик, способный поднять мертвого из могилы, а живого заставить всю ночь ходить и веселиться без устали.
Бродячие оркестры собирают за собой длинные шествия ряженых и просто зевак. Такое хождение называют компарсой. Компарса возникает спонтанно и не имеет ни точного расписания, ни маршрута.
Противостоять музыкальному гипнозу невозможно. И я тоже сливаюсь с пляшущей дикой компарсой, нарезаю круги по городу вслед оркестрам, сталкиваюсь лбами с противоположной толпой на центральной городской площади Сокало, меняю оркестр, снова ухожу петлять по городу и, очарованная шумом и ритмом, прихожу в себя только в последнюю ночь праздника.
Фото: Константин Калишко, kalishko.com
Передо мной уставшие мертвецы, скелеты, черти и ведьмы выстраиваются на последнее общее фото. Смерть своей косой портит кадр. Ее пытаются задвинуть к краю. Она ворчит, но подчиняется. Фотограф приказывает смотреть в камеру и не улыбаться. Застывает кадр из фильмов Альмодовара — странный, нереальный, завораживающий.
В свете разноцветных фонарей, на фоне пустой церкви и кустов агавы на меня смотрят обряженные в смерть дети и взрослые. Впервые за эти три дня их лица серьезны. Музыканты опустили инструменты. Игра окончена. Праздничное, очищающее разум безумие ушло. Дверь в потустороннее закрывается до следующего года. Adiós, Мексика!
Рецепт традиционной сахарной калаверы-черепушки
Фото: Константин Калишко, kalishko.com
Ингредиенты
Для теста
Для украшения
Процесс
Фото: Константин Калишко, kalishko.com
Просеиваем сахарную пудру |
В очень чистой (обезжиренной) миске смешиваем белок, кукурузный сироп и ваниль. |
Постепенно добавляем в смесь сахарную пудру с помощью деревянной ложки. Все хорошо перемешиваем. Если тесто получается слишком рассыпчатым — добавляем чуть-чуть воды. Слишком мокрое — кладем больше сахара. |
Насыпаем немного крахмала на доску, выкладываем тесто и продолжаем вымешивать его руками до мягкости и эластичности. |
Наносим немного кукурузного крахмала себе на ладони и скатываем нужное количество шариков-заготовок. После чего вспоминаем анатомию человека и приступаем к фигурной лепке. |
Оставляем фигурки на просушку на всю ночь. Приступайте к покраске, только убедившись в том, что фигурки полностью высохли! |
Для декорирования используют сахарную глазурь, разноцветный кондитерский бисер, фольгу и пр. Чем веселее и ярче будет раскраска калаверы, тем лучше.
|
www.moya-planeta.ru
В этом уроке вы можете легко научиться рисовать особый сахарный череп на праздник Хэллоуин. Поначалу рисунок выглядит сложным для исполнения, но в процессе вы поймете, что все очень даже просто и самое главное – интересно. Ранее мы уже научились рисовать череп, теперь попробуем сделать его еще занимательней.
Самый первый этап рисования сахарного черепа – подготовка основы. Вам потребуется нарисовать вот такую фигуру, которая напоминает голову худого человека. Уделите внимание каждой линии – все должно получиться аккуратно и красиво уже с самого начала рисования.
Чуть выше сужающихся боковых линий мы нарисуем основу для будущих глаз и носа черепа – два больших круга с кругами поменьше внутри, а между ними – перевернутое сердечко.
Вокруг этих элементов нам потребуется нарисовать каноничные узоры, выполненные в этом стиле – лепесточки вокруг глаза, сердечки внутри самих глаз, а также пара линий вокруг рисунка носа сахарного черепа. Если вы рисуете с помощью графического редактора и прикладываете достаточно усилий, то рисунок получится настолько красивым, что можно будет смело заказывать печать фото на холсте, чтобы увековечить свою работу – в этом случае вам потребуется раскрасить рисунок.
Следующий этап достаточно прост – вам потребуется нарисовать лишь линию для будущего рта черепа.
Рисуем контуры зубов вокруг нарисованной ранее линии, а также добавляем в нижнюю часть черепа вот такие узоры, симметричные с обоих сторон.
Верхнюю часть также стоит украсить аккуратными узорами – они должны быть одинаковы и справа, и слева.
Двигаемся дальше. На лбу у нашего почти нарисованного сахарного черепа следует нарисовать розу – начинаем с ее самой серединки.
Вокруг самого первого бутончика нарисуйте аккуратные лепесточки, заканчивающиеся заостренными кончиками.
Добавим еще больше лепесточков розе, чтобы все выглядело объемно и интересно.
Далее нам потребуется приложить максимум усилий для того, чтобы раскрасить полученный рисунок. Вы можете использовать любые материалы – акварельные краски, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, пастельные мелки или маркеры – в любом случае рисунок получится восхитительным, если вы подберете яркие цвета.
При раскрашивании рекомендуется использовать розовые, голубые, желтые и сиреневые оттенки, но вы можете подобрать цветовую палитру для своего рисунка по своему вкусу.
Надеюсь, что вам было интересно рисовать сахарный череп, удачи!
www.lessdraw.com
Рэй Брэдбери
Сахарный череп
Перевод с английского Сергея Трофимова
На голубых и розовых плитах площади- освещенных утренним солнцем-
мелькали тени детей. Сутулый старик- сидевший на бронзовой скамье- возмущенно шипел и поминутно взмахивал руками- покрытыми белыми шрамами. Один из маленьких мексиканских ребятишек держал накидку и деревянную шпагу- другой изображал разъяренного быка.
-- Нет- не так!-- кричал Старый Томас.-- Нанеси удар и тут же отклонись назад!
Он вскочил со скамьи и начал показывать мальчишкам- как надо выполнять "веронику". Выпад- удар и отскок.
-- Смотрите сюда! Тело движется по этой линии. Понятно?
Детишки кивнули и снова продолжили свою игру- с криками набрасываясь ...
Только в Мексике могли праздновать День мертвецов. Эта страна настолько пропиталась запахом смерти, что он чувствовался везде, куда бы вы ни приехали. Что бы вы ни говорили и ни делали, даже во время веселья и пьянства, вас всегда окружала смерть. И ни одна машина не могла умчать от нее, и ни один напиток не был достаточно крепким, чтобы человек мог забыть о ее присутствии.
Он даже не вздрогнул, когда взглянул на столик у изголовья кровати. Лишь сердце вяло забилось и заныло при виде белого предмета, лежавшего рядом с настольной лампой.
Маленький сахарный череп.
Это лакомство готовили специально для el Dia de Muerte - Дня мертвецов. Череп был сделан из белого сахара и легко мялся, если его сжимали пальцами слишком крепко. На нем имелись глазные впадины, провалившийся нос и зубы. И он мерцал в тусклом свете как крепко слепленный снежный ком.
На макушке виднелось надписанное имя.
Роби.
Затейливая надпись, выполненная тонкой вязью розового сахара.
Роби.
Когда он ложился спать, никакого черепа здесь не было.
А теперь эта штука лежала на столике рядом с лампой.
Комнате казалась холодным склепом. Он оделся и открыл массивные деревянные ставни, защищавшие спальную от ночного ветра.
Выходя на балкон, чтобы погреться на солнце и подышать свежим воздухом, он мельком увидел в настенном зеркале свои белокурые волосы и розовое лицо. Роби не стал оглядываться на череп. Ему не хотелось встречать жуткий взгляд пустых насмешливых глазниц. Вместо этого он осмотрел небольшую площадь с бронзовой эстрадой для оркестра, подрезанные деревья и постриженные кусты, похожие на круглые зеленые барабаны, и незатейливый узор голубых и розовых плит, по которым каждый четверг и каждое воскресенье прогуливались люди, шагавшие рука об руку под громкую и визгливую музыку, взрывавшую молчаливое мексиканское небо.
Сейчас здесь не было музыки. По разноцветным плитам бегали дети. Старый Томас, сидя на бронзовой скамье, учил их каким-то премудростям.
Роби Киббер вернулся в свой номер. Проведя рукой по щеке, он решил, что ему пора побриться. Как приятно было почувствовать тепло раннего солнечного утра. Как приятно было жить и ощущать свои движения. Живот немного побаливал. Слишком много текилы они выпили вчера с Целией Диаз. И еще у него болело горло: слишком много было песен и смеха.
Кто-то постучал. Он пригладил волосы и, все еще улыбаясь, открыл дверь.
-- Буэнос диас, сеньор.
В коридоре стояла маленькая опрятная женщина. Не хочет ли сеньор позавтракать? Ветчина и яйца уже ожидают его. Тем временем она могла бы прибрать комнату. Или, может быть, сеньор желает, чтобы завтрак принесли ему в номер?
Нет, он спустится вниз. Роби попросил ее подойти к столу и указал на маленький сахарный череп. Перейдя на испанский язык, он задал ей несколько вопросов. Не знает ли она, как этот предмет оказался здесь? Не видела ли горничная того человека, который ночью входил в его номер?
Она взглянула на череп и засмеялась. Смерть считается в Мексике забавной и приятной темой для разговора. О ней любят говорить за ужином и за завтраком, с напитками и без них, с улыбками или очень серьезно. О, нет, сеньор, ответила горничная. Она не видела того, кто входил в его номер или выходил из него. А чем ему не нравится этот славный череп? Ах-ах-ах, как красиво написано имя сеньора!
Да, при других обстоятельствах он бы тоже восторгался надписью. Она была выполнена отменно.
www.rubiteka.ru
Не секрет, что грим является неотъемлемой частью самого страшного праздника в году – Хэллоуина. Именно поэтому речь в статье пойдет о наиболее устрашающих и выигрышных примерах макияжа по случаю.
Принимать участие в праздновании праздника, о происхождении которого известно мало или, более того, совсем ничего – не совсем правильно. А знаете ли вы, откуда берет свои корни Хэллоуин?
Принято считать, что этот праздник берет начало из Америки. Однако это не совсем так! Первый народ, который возложил традицию празднования и почитания святых духов – это англичане. Они твердо были уверены, что в эту ночь стираются всевозможные границы между прошлым и будущим, между мертвыми и живыми, между материальными и сверхъестественными событиями. А непосредственный обряд одевания в костюмы духов (ведьм, призраков, оборотней) и разукрашивания лиц служил защитным барьером от возможных негативных деяний с их стороны.
В современное время отмечать Хэллоуин принято в ночь с 31 октября на 1 ноября не только в Америке и приближенных к ней странах, но и в России.
Согласно мнению большинства, образ должен быть мегастрашным и пугающим. Но и это не так. Вспомните, что Хэллоуин – это праздник почтения святых духов, а они, в свою очередь, не всегда носят устрашающий характер. Выбор конечного образа во многом зависит от вашего душевного настроя и состояния. Например, если в глубине души вы ассоциируете себя с милым и добрейшим ангелочком, то уделите макияжу минимум времени и постарайтесь сделать его максимально натуральным. А вот если внутри живет зомби, то на собственном примере изобразите на своем лице сахарный череп. Макияж в подобном стиле особо актуален в последние годы и придется по душе самым искушенным критикам. Далее предлагаю ознакомиться не только с наиболее популярными способами нанесения, но и с некоторыми присущими ему особенностями.
Грим в подобном исполнении позаимствован от мексиканцев, которые используют его в качестве классического макияжа в один из особенных дней, когда души умерших родственников возвращаются в жилища. Именно такое поверье существует среди народов Мексики. А имя этому празднику – день мертвых.
С первого взгляда может показаться, что создать подобное творение искусства на лице собственноручно практически невозможно. Чтобы опровергнуть подобное мнение, предлагаю изучить несколько способов нанесения макияжа под названием сахарный череп.
Грим №1
Самый простой вариант изобразить его на своем лице без участия посторонней помощи – это нарисовать черным карандашом окружность вокруг глаз, лицо заретушировать белой краской до очерченной границы, на носу нарисовать перевернутое сердечко черным цветом, а внутреннюю нетронутую часть глаза закрасить по собственному желанию. Например, сделать это можно, как на рисунке ниже, или проявить собственную фантазию, добавив больше цветов и красок.
В завершение образа прорисуйте губы в соответствии с образцом.
Уже сейчас можно убедиться, что сахарный череп – макияж, не требующий особых навыков и специальных умений.
А теперь рассмотрим способ немного сложнее.
Грим №2
Из примера видно, что в подобном случае сахарный череп - макияж, который годится на Хэллоуин не только в одиночном, но и парном исполнении.
Украсив образ парочкой элегантных, а порой и милых деталей, можно с легкостью добиться непревздойненного эффекта, который, вне всяких сомнений, станет главной изюминкой вечера.
Фото в конце статьи служит очередным примером того, что выделиться из толпы и заполучить признание со стороны сверстников – это посильная задача не только для профессиональных визажистов, но и для рядовых людей.
Помните, что использовать его могут как девушки, так и парни. А все потому, что сахарный череп – макияж, который не имеет рамок и ограничений.
Источник: fb.ru Красота Самый страшный макияж на ХэллоуинВ самый последний день октября люди во всем мире отмечают древний праздник Хэллоуин. Гуляния в данный день посвящены завершению сбора урожая. В древности почву обожествляли, считали кормилицей людей. И потому отдавать...
Красота Малефисента: макияж на Хэллоуин своими рукамиДва года назад на экраны вышла волшебная сказка для детей и взрослых – "Малефисента", с неподражаемой Анджелиной Джоли в главной роли. Фильм стал самым кассовым в большинстве стран мира, а яркий образ Малефисент...
Красота Вампирша: макияж на Хэллоуин. Инструкция и советыВсе больше людей в последнее время празднуют Хэллоуин. Это день различной нечисти: мертвецов, вампиров и колдунов. Так уж повелось, что в преддверии праздника люди наносят грим. Вы можете самостоятельно выбрать, какой...
Красота Как сделать легкий макияж на Хэллоуин своими руками. Необычные идеи макияжаПредставительница прекрасного пола в любом возрасте стремится выглядеть ярко и привлекательно. Женщинам изо дня в день приходится наносить на лицо декоративную косметику. Что уж говорить о празднике под названием Хэлл...
Красота Как сделать макияж на Хэллоуин своими рукамиМакияж на Хэллоуин своими руками требует проявления смекалки и креативности. Прежде всего, вам нужно заранее продумать весь ваш образ – от костюма до макияжа. Желательно уже за неделю до праздника подобрать все ...
Дом и семья Как сделать макияж вампира на Хэллоуин. Практические советыПраздник Хэллоуин знаменит традициями переодевания в сказочных героев, нечистую силу и других персонажей. Здесь необходимо только определиться с образом, подобрать подходящий наряд, сделать макияж, прическу и маникюр....
Красота Макияж Чеширского кота из "Алисы в стране чудес" на Хэллоуин своими рукамиХотите креативно отметить самый страшный и неоднозначный праздник? Тогда нужно выбрать героя на Хэллоуин. Как вам Чеширский кот? Вот это действительно интересный персонаж. Он очень мудрый, но при этом полностью сумасш...
Красота Образ на Хэллоуин. Мультфильм «Труп невесты», макияж главной героиниПраздники разные нужны, праздники разные важны. Не так давно в нашей стране стали отмечать праздник, именуемый днем всех святых. Один из наиболее модных образов на Хэллоуин – образ покойной невесты из знаменитог...
Красота Как сделать макияж кошки на Хэллоуин? Макияж кошки для детейНовогодний карнавал, вошедший не так давно у нас в моду Хэллоуин, различные костюмированные вечеринки – мероприятия весёлые, красочные, но требующие определённого умения преображаться. Для этого важно не только ...
Красота Как сделать макияж ведьмы на Хэллоуин в домашних условияхПраздник Хэллоуин пришел к нам из Европы и быстро прижился. По традиции в День Всех Святых, в конце октября, принято устраивать карнавальные шествия, вечеринки. Люди выбирают наиболее экстравагантные и удивительные об...
monateka.com
Брэдбери Рэй
Брэдбери Рэй
Сахарный череп
Рэй Брэдбери
Сахарный череп
Перевод с английского Сергея Трофимова
На голубых и розовых плитах площади, освещенных утренним солнцем,
мелькали тени детей. Сутулый старик, сидевший на бронзовой скамье, возмущенно шипел и поминутно взмахивал руками, покрытыми белыми шрамами. Один из маленьких мексиканских ребятишек держал накидку и деревянную шпагу, другой изображал разъяренного быка.
-- Нет, не так!-- кричал Старый Томас.-- Нанеси удар и тут же отклонись назад!
Он вскочил со скамьи и начал показывать мальчишкам, как надо выполнять "веронику". Выпад, удар и отскок.
-- Смотрите сюда! Тело движется по этой линии. Понятно?
Детишки кивнули и снова продолжили свою игру, с криками набрасываясь друг на друга и уворачиваясь от воображаемых ударов. Через несколько минут они подбежали к нему и попросили:
-- Дедушка, покажи нам свои шрамы.
Старый Томас поднял подол вязаной рубашки и оголил правый бок, в сотый раз демонстрируя им то место, где бык пропорол его тело тридцать лет назад. Мальчишки благоговейно прикоснулись к шраму.
-- Дедушка, а когда ты сражался с быками?
-- Еще до того, как родились ваши мамы,-- ответил старик.
По плитам площади застучали каблучки. Мимо него прошла молодая
испанка. На ней был приталенный габардиновый костюм. Черные волосы блестели, а приподнятый подбородок подчеркивал гордую осанку. Не взглянув на Томаса, она свернула к отелю для туристов и взбежала по ступеням широкого крыльца.
Старик смотрел ей вслед. Затаив дыхание, он восхищался ее лодыжками, непорочными и чистыми, как утренний свет. Он восторгался ее черными блестящими локонами. Глаза ласкали упругое девичье тело. Язык пробежал по сморщенным губам -- совсем чуть-чуть, едва заметно.
Минутой позже на балконе второго этажа появился молодой розовощекий блондин. Старый Томас взглянул на него, нахмурил брови и раздраженно стиснул зубы. Турист лениво осмотрел пустую площадь. Чистенький болтливый американец, приехавший в город на прошлой неделе. Прищурив глаза, старик наблюдал за ним со своей скамьи. И когда мужчина отвернулся, уходя обратно в номер, Томас плюнул на мозаичные плиты площади и перестал обращать внимание на игру детей.
***
Роби Киббер проснулся этим утром со странным чувством, словно что-то случилось. Он еще не знал, что именно произошло во время его сна, но чувствовал какой-то дискомфорт. Роби сел, свесил ноги с края постели и пару минут смотрел на голые колени. Потом он вспомнил, зачем приехал сюда.
Он находился в Мексике, в Гуанахуато. Роби был писателем и собирал материал о Дне мертвецов, празднование которого намечалось на сегодняшний вечер. Его номер располагался на втором этаже отеля, в комнате с широкими окнами и балконом. Каждое утро под ними бегали и кричали дети, игравшие на площади. Он и теперь слышал их крики.
Только в Мексике могли праздновать День мертвецов. Эта страна настолько пропиталась запахом смерти, что он чувствовался везде, куда бы вы ни приехали. Что бы вы ни говорили и ни делали, даже во время веселья и пьянства, вас всегда окружала смерть. И ни одна машина не могла умчать от нее, и ни один напиток не был достаточно крепким, чтобы человек мог забыть о ее присутствии.
Он даже не вздрогнул, когда взглянул на столик у изголовья кровати. Лишь сердце вяло забилось и заныло при виде белого предмета, лежавшего рядом с настольной лампой.
Маленький сахарный череп.
Это лакомство готовили специально для el Dia de Muerte - Дня мертвецов. Череп был сделан из белого сахара и легко мялся, если его сжимали пальцами слишком крепко. На нем имелись глазные впадины, провалившийся нос и зубы. И он мерцал в тусклом свете как крепко слепленный снежный ком.
На макушке виднелось надписанное имя.
Роби.
Затейливая надпись, выполненная тонкой вязью розового сахара.
Роби.
Когда он ложился спать, никакого черепа здесь не было.
А теперь эта штука лежала на столике рядом с лампой.
Комнате казалась холодным склепом. Он оделся и открыл массивные деревянные ставни, защищавшие спальную от ночного ветра.
Выходя на балкон, чтобы погреться на солнце и подышать свежим воздухом, он мельком увидел в настенном зеркале свои белокурые волосы и розовое лицо. Роби не стал оглядываться на череп. Ему не хотелось встречать жуткий взгляд пустых насмешливых глазниц. Вместо этого он осмотрел небольшую площадь с бронзовой эстрадой для оркестра, подрезанные деревья и постриженные кусты, похожие на круглые зеленые барабаны, и незатейливый узор голубых и розовых плит, по которым каждый четверг и каждое воскресенье прогуливались люди, шагавшие рука об руку под громкую и визгливую музыку, взрывавшую молчаливое мексиканское небо.
Сейчас здесь не было музыки. По разноцветным плитам бегали дети. Старый Томас, сидя на бронзовой скамье, учил их каким-то премудростям.
Роби Киббер вернулся в свой номер. Проведя рукой по щеке, он решил, что ему пора побриться. Как приятно было почувствовать тепло раннего солнечного утра. Как приятно было жить и ощущать свои движения. Живот немного побаливал. Слишком много текилы они выпили вчера с Целией Диаз. И еще у него болело горло: слишком много было песен и смеха.
Кто-то постучал. Он пригладил волосы и, все еще улыбаясь, открыл дверь.
-- Буэнос диас, сеньор.
В коридоре стояла маленькая опрятная женщина. Не хочет ли сеньор позавтракать? Ветчина и яйца уже ожидают его. Тем временем она могла бы прибрать комнату. Или, может быть, сеньор желает, чтобы завтрак принесли ему в номер?
Нет, он спустится вниз. Роби попросил ее подойти к столу и указал на маленький сахарный череп. Перейдя на испанский язык, он задал ей несколько вопросов. Не знает ли она, как этот предмет оказался здесь? Не видела ли горничная того человека, который ночью входил в его номер?
Она взглянула на череп и засмеялась. Смерть считается в Мексике забавной и приятной темой для разговора. О ней любят говорить за ужином и за завтраком, с напитками и без них, с улыбками или очень серьезно. О, нет, сеньор, ответила горничная. Она не видела того, кто входил в его номер или выходил из него. А чем ему не нравится этот славный череп? Ах-ах-ах, как красиво написано имя сеньора!
Да, при других обстоятельствах он бы тоже восторгался надписью. Она была выполнена отменно.
Роби отправился завтракать небритым.
***
Как всегда, подавали ветчину и яйца. Мексиканцы могли превратить в пытку любое хорошее блюдо, подумал он. Ветчина и яйца каждое утро в течение двух недель. С момента его прибытия в Гуанахуато это утреннее меню ни разу не менялось. Огорченно поморщившись, он придвинул к себе тарелку.
В обеденный зал вошла Целия Диаз. На ней был безупречный серый костюм. Черные волосы блестели, как шелк.
Роби встал и любезно пригласил ее за свой столик. Они пожали друг другу руки.
-- Какое прекрасное утро,-- сказала она.-- Просто великолепное утро.
-- Да,-- ответил он.
Ее пышная прическа, полные губы, темные и большие глаза, такие пытливые и нежные, создавали образ законченного совершенства. Женщины обычно так не выглядят по утрам. Казалось, что Целия жила по собственным законам и другому времени. Она всегда находилась в апогее, свежая и восхитительная, словно в середине вечера перед карнавальным балом. Взглянув на собеседницу, он уже не мог отвести глаз от ее прекрасного лица.
--Ты выглядишь усталым,-- тихо сказала она.
-- Да, я устал,---ответил он.-- Я приехал в Мексику усталым человеком, живу здесь, как усталый человек, и уеду еще более усталым и раздраженным. Это состояние длится уже несколько лет и не имеет отношения к вину, гитарам и женщинам. Оно, словно высота, бросает меня то в жар, то в холод. И я не в силах избавиться от него.
-- Кажется, я знаю в чем дело,-- произнесла она, не сводя с него пристального взгляда.
-- Этого не знает никто,-- ответил он.
-- А я знаю.
-- Нет-нет,-- сказал Роби, качая головой.-- Ты даже не догадываешься о причине.
-- Я видела многих американцев. Попадая в Мексику, они всегда боятся одного и того же. Они в страхе оглядываются через плечо, не спят и плохо переваривают пищу. Они смеются, объясняя это сменой климата, но их отговорки нелепы. Я знаю, чего ты боишься.
Он отложил вилку и с вызовом спросил:
-- И чего же?
-- Смерти,-- ответила Целия.
Солнечный свет, проникавший сквозь широкое большое окно, освещал половину ее лица, искрился на столовом серебре и играл на разрисованных деревянных тарелках, которые висели на стенах.
Она положила на стол маленький предмет. Сахарный череп.
-- Я заходила в твой номер. Горничная сказала, что ты ушел завтракать. Это лежало на столике возле лампы.
Роби взглянул на череп и поморщился.
-- Ты боишься,-- сказала Целия.
Надпись была изысканной и красивой.
-- Да,-- ответил он, откидываясь на спинку стула.-- Я боюсь.
Они позавтракали, выпили кофе и вышли на площадь. Их путь пролегал мимо бронзовой скамьи, на которой сидел Старый Томас.
-- Сеньорита, сеньор,-- приветствовал их старик.
Они кивнули ему и, едва удостоив взглядом, зашагали дальше по тенистой аллее. Когда пара прошла, к старику подбежали дети. Они снова начали игру с накидками и деревянными шпагами.
Сев на бронзовую скамью, Целия и Роби закурили сигареты.
--Тебе кто-то угрожает?-- спросила она.
-- Я не уверен.
Он бросил на землю горящую спичку.
-- Черт возьми! Я никого не знаю в этой стране!
-- А почему ты приехал в Мексику?
-- Чтобы собрать материал для книги. И еще здесь жил мой приятель -Дуглас Макклар.
knigogid.ru