Традиционный японский театр кабуки. Кабуки это


Японский театр кабуки

В течение четырех веков театр кабуки не теряет свою популярность. Кабуки сочетает в себе различные жанры музыки и танца, а его отличительной чертой является преувеличенная мимика актеров.

Изначально выступления кабуки проводились на улице, и он стал сенсационным жанром для своего времени. Позже кабуки переместился в так называемые чайные театры в пресловутых кварталах красных фонарей в растущих городах. В период Эдо можно прекрасно проследить в пьесах Кабуки явных эротический репертуар. Также кабуки зачастую перенимал тематику пьес с родственной формы театра — бунраку и с более старой формы театра Но.Во время золотого века кабуки (18-19 века) чайные театры выросли в размерах, а также стала применяться более сложная техника: вращающиеся сцены, подъемники и многослойные шторы. Таким образом, кабуки стал предлагать красочные панорамы, сценические трюки, изменение формы декораций, чего не было в большинстве форм азиатского театра, в основном сосредоточенных на искусстве актера.

История кабуки

Если Кабуки сам по себе можно описать, как «красочный» жанр, это же в равной степени относится к его истории. Длительный процесс эволюции кабуки начался на берегу реки в Киото в 1603 году. Родоначальницей жанра стала Окуни (которая была служительницей храма Идзумо Тайся). Ее ритуальные танцы в высохшем русле реки близ Киото привлекли сотни зрителей. Вскоре Окуни начала использовать в своих выступлениях романтические и светские танцы. Прошло совсем немного времени, как женщина прославилась по всей столице и начала выступать вместе с труппой на сценах Киото.

Ее танцы, возможно, были основаны на более ранних буддийских храмовых танцах, в то время как музыка первоначального варианта кабуки была взята из более древнего театра Но. Однако, в кабуки, в отличие от других форм театра, начал использоваться новый инструмент, трехструнный сямисэн, который вскоре стал очень модным.

Короткие танцевальные номера и сценки, исполняемые труппой Окуни, создавали ощущение эротизма, поскольку актрисы одевали экзотические костюмы, которые частично подражали костюмам португальских миссионеров. Этот первый вариант кабуки, как полагают некоторые исследователи, был связан с проституцией. Поэтому вовсе не удивительно, что он так стал популярен в чайных театрах кварталов. Ведь с помощью нового популярного жанра можно было предоставить клиентам новый вид развлечений, и в то же время рекламировать жриц любви на сцене.Из-за большой популярности «женского кабуки» и шумихи, который этот жанр создал среди мужской аудитории, чиновники запретили «онна кабуки» в 1629 году. Это привело к созданию другого варианта театра — «вакашу кабуки или «кабуки молодых мужчин». Чайные бордели начали предлагать услуги молодых парней, что обрело популярность среди бисексуальной атмосферы «кварталов для удовольствия» и их особого стиля жизни под названием ukioyo или «изменчивого мира». Парни, исполняющие женские роли, приобрели популярность среди мужской аудитории. Но подобное продлилось недолго. В 1652 году чиновники запретили и этот вид кабуки. Тем не менее, взрослым мужчинам никто не запретил выступать на сцене, что привело к созданию нового вида театра — «яро кабуки», в котором все роли, даже женские, играли взрослые актеры мужского пола.

Продолжение традиций

Постепенно в 17 веке кабуки удалось дистанцироваться от проституции, и этот театр начал привлекать серьезных драматургов. Талантливые актеры также внесли существенный вклад в развитие кабуки, создав новые виды ролей, такие как onnagata — женская роль, исполняемая мужчиной, wagoto — роль элегантного мужчина, а позже появилась aragoto — роль брутального сильного мужчины. Каждая из них вдохновила драматургов на создание новых видов драмы.

Кабуки проник буквально в каждую сферу жизни страны. В области Киото и Осаки вдохновением для кабуки стал эротический, гедонистический «изменчивый мир» или ukioyo, который процветал в «районах красных фонарей» больших городов. Этот стиль жизни, с его знаменитыми проститутками и звездными актерами кабуки, часто изображался цветных мозаиках того времени.

В первой половине 18-го века в Эдо, который был резиденцией военного правительства, появился другой яркий стиль кабуки, который довольно быстро распространился. Он был назван aragoto, а на его создание оказал сильное влияние кукольный театр бунраку.

Зачастую у бунраку и кабуки был одинаковый репертуар, к примеру в обеих разновидностях театра использовались пьесы Тикамацу Мондзаэмона (1653-1724), а также многих других знаменитых драматургов. Разновидности ролей и стиль бунраку во многом оказали влияние на актерское мастерство и выражение лиц актеров кабуки.

Конец 18-го века и большая часть следующего столетия стали золотым веком театра кабуки. Несколько инновационных драматургов расширили репертуар театра, добавив следующие категории пьес: jidaimono (исторические пьесы), sewamono (отечественные пьесы), kaidanmono (призрачные пьесы), похожие на танцевальные драмы Но, а также shiranamimono (воровские пьесы).Шло время, и театры кабуки выросли от простых сцен в чайханах и более поздних деревянных конструкций, напоминающих ранние театры Но, до настоящих огромных театров, в которых использовалась более сложная техника. Также появился обычай ставить пьесы кабуки, которые длились целый день. Они состояли из нескольких частей: программу открывала пьеса jidaimono, а заканчивала пьеса sewamono.

К концу золотого периода кабуки было создано большинство из ныне существующих его стилей, с соответствующим репертуаром. Появились целые семейные династии актеров, которые специализировались на определенных стилях и пьесах.Из всех четырех «классических» форм японского театра только кабуки удалось сохранить свою популярность в период Мэйдзи (1868-1912). Но и кёгэн стали редкостью, в то время как традиции бунраку сохранились в основном в Осаке. Кабуки удалось адаптировать основные темы, тексты и танцы из этих более старых стилей театра.

В 19 веке центром кабуки стал Токио (который ранее назывался Эдо), где к концу века было создано три больших театра кабуки. К сожалению, все они были уничтожены пожарами и взрывами, и только один из них (известный как "Кабуки-дза") был перестроен в 1952 году. В настоящее время Национальный театр Токио также служит в качестве сцены для театра кабуки. Во время эпохи Мэйдзи, когда модными стали западные формы развлечений, был изобретен новый, более реалистичный тип театра — так называемый "шин кабуки" или "новый кабуки", который тем не менее никогда не приобрел широкой популярности.

С 20-го века до начала 21-го века кабуки не был самой популярной формой традиционного театра Японии. Но это также не был застойный "музейный" жанр. Постепенно он развивался. К примеру, в настоящее время появились различные, зачастую даже противоположные тенденции. Несколько замечательных актеров и драматургов сделали инновационный вклад с целью модернизации кабуки в 20 веке. 

Актеры и их типичные роли

Лишь в очень немногих разновидностях театров актеры сыграли одну из самых важных ролей в создании и разработке целой формы искусства, как это произошло в кабуки. Есть несколько категорий ролей с различными суб-категориями. Лишь самые талантливые актеры могут быть настолько универсальными, что они могут исполнять роли разных категорий. Намного чаще встречается, что актер специализируется только на одной из категорий, поскольку подготовка действительно классного актера может длиться в течение всей его жизни. Рассмотрим основные типы ролей в театре кабуки.

Wagoto - молодой горожанин, как правило, элегантный, даже женственный. Чаще всего в пьесе он влюблен в знаменитую куртизанку. Он может быть героем, но часто его потуги бесполезны и даже комичны. Wagoto носят белый грим и костюмы, основанные на городской моде периода Эдо.

Aragoto (стиль дикого воина) - сильный, зачастую агрессивный мужской персонаж, который может быть добрым или злым. Они носят стилизованный макияж, просторные мешковатые костюмы и часто высокую обувь. 

Onnagata — женская роль, исполняемая мужчиной. Она может рассматриваться как воплощение стилизованной карикатурной актерской техники кабуки. Практика использования актеров-мужчин в женских ролях восходит к началу 17 века, когда появились вакашу-кабуки или "молодых мужчины кабуки". Когда женщинам запретили выступать на сцене в этом жанре в 1629 году, молодые мальчики заменили их. Когда мальчики-актеры были запрещены в 1652 году, женские роли начали исполнять взрослые мужчины. На протяжении всей истории кабуки актеры onnagata были звездами, которыми особенно восхищались и которые часто диктовали женскую моду.

Роли оннагата можно разделить на многочисленные суб-категории, каждая из которых обладает своими уникальными характеристиками. Keisei - яркая куртизанка, akahime - дочь самурайского военачальника, akuba - злая женщина из пьес sewamono, baba — старухи, musume - дочери обычных фермеров или жителей города и т.д.Помимо трех основных ролевых категорий, описанных выше, wagoto, aragoto и onnagata, каждая со своими подкатегориями, есть также несколько незначительных типовых ролей: katakiyaku — злодеи, sabakiyaku — положительные мужские персонажи, jitsugoto - исторические личности, sanmaime - комические персонажи мужского пола.

Различные типы постановок

Тематика пьес кабуки была взята из очень многих источников. К примеру, очень многие пьесы являются одинаковыми с постановками кукольного театра бунраку. Таким образом, многие известные пьесы можно увидеть как в бунраку, так и в кабуки. Также из репертуара бунраку было перенято две из основных категорий - jidaomono (исторические пьесы) и sewamono (бытовые пьесы). Пьесы jidaimono часто ссылаются на великие эпопеи феодального периода, такие как "Повесть о доме Тайра" и "Сказки Исэ моногатари". Таким образом, они повествуют о далеком прошлом. Великолепный стиль костюмов пьес jidaimono отражает моду, которая была принята в начале феодального периода того времени. При этом актерский стиль был очень стилизованы. При этом пьесы sewamono были намного более реалистичными, а их костюмы отвечали моде, принятой в период Эдо. Первый пьеса sewamono была поставлена Тикамацу Мондзаэмоном примерно в 1703 году. Параллельно с sewamono появился его поджанр - Sonesaki Shinju, в котором рассказывалось о жизни простых людей в период Эдо, а не о мифических героях прошлого. Многие из пьес sewamono поэтому были основаны на реальных событиях, а речь в них шла о двойных самоубийствах, совершенных "любителями". Жанр Shinju стал настолько популярным, что его впоследствии запретили. 

Третьей основной категорией кабуки стали пьесы shosagoto, которые концентрировались в основном на танцах, а не на сюжете. На самом деле, танец является неотъемлемой частью большинства из пьес кабуки, но в shosagoto именно танцы являлись их основным содержанием. Большинство пьес кабуки, которые были адаптированы из репертуара Но во время эпохи Мэйдзи, принадлежат к этой категории.Кабуки также можно классифицировать в соответствии с их темами. В них часто встречаются основные сюжеты более старого репертуара Но и киоген (подобные пьесы получили название matsubamemono). Пьесы, в которых в сюжете встречается понятие вендетты, получили название sogamono, в которых темой было самоубийств влюбленных - shinjumono, пьесы с призраками назвали kaidanmono, а в которых речь шла об известных ворах - получили название shiranamimono. 

Сцены и реквизит

В течение 18 века сцена кабуки, которая ранее была простым деревянным помостом, превратилась в сложное «волшебное построение» с несколькими типами занавеса, лифтами и даже вращающейся сценой.

По своей сложности сцену кабуки можно сравнить разве что со «сценой барокко», которая использовалась в Европе примерно в то же время. Обе сцены были предназначены для исполнения различных танцевальных драматических постановок. Также все оснащение этих обоих типов сцен были направлены на то, чтобы поразить публику. Однако есть существенные различия между западноевропейской сценой барокко и сценой кабуки.

Сцена барокко была сделана согласно европейских придворных театральных традиций, поэтому на нее очень сильно повлияли научные открытия эпохи Возрождения. Это привело к созданию довольно высокой и глубокой сцены, на которой было легко создать иллюзию больших расстояний. В театре кабуки, который фактически родился в «увеселительных кварталах» была очень широкая сцена, необычные декорации которой были сделаны в классическом японском стиле живописи.

Самые ранние выступления кабуки проводились на временных сценах. Когда этот театр только начал приобретать популярность, его постановки ставились на деревянных конструкциях, похожих на те, которые использовались в театре Но. К концу 17-го века сцена кабуки приобрела одну из современных отличительных черт, которая сохранилась до сих пор — hanamichi или «цветочный путь», который ведет от задней части зала в левом углу до собственно самой сцены. В кабуки в 17-18 веке появились специфические полосатые шторы-занавесы «маку», которые также стали одной из «фишек» кабуки. Подобные занавесы сейчас повсеместно используются во время танцевальных пьес.

Сложные системы лифтов и тайников, которые сегодня можно найти на любой профессиональной сцене кабуки, развивались на протяжении веков. Это позволяло актерам появляться и исчезать в мгновение ока. Полноразмерная же вращающаяся сцена, которая была впервые использована в Европе в 1896 году, в кабуки использовалась уже в 1758 году. Иллюзии являются одним из важнейших элементов во многих пьесах кабуки. Одним из самых красивых сценических трюков является «оседлавший небеса» (chunori), в котором актер летит над сценой, или даже над зрительным залом. В некоторых типах современных постановок в полной мере используются подобные сценические трюки.

Актерская техника

Актерская техника кабуки в значительной степени основана на имитации действий и поведения людей во время различных исторических периодов Японии. Жизнь придворных, самураев и даже обычных горожан была ограничена и диктовалась сложными правилами поведения, которые все были отражены на сцене кабуки. Например, разговорный язык и язык тела мужчин и женщин сильно отличались (это частично до сих пор сохранилось в Японии). Преувеличенная мимика стала одним из основных компонентов актерской техники (фури) в кабуки. К примеру, это нашло отражение в отыгрывании ролей персонажей оннагата, преувеличенно крошечные шаги которых стали отображением идеализированной концепции женственности периода Эдо. 

Сильные характеры мужчин, с другой стороны, олицетворяют мужественность, культ которой пропагандировался в мире самураев. В то время как oннагата держали ноги плотно сведенными и передвигались крошечными шажками, энергичные персонажи арагото наоборот - ходили по сцене размашистой уверенной походкой. 

Еще одной яркой характеристикой постановок кабуки является использование чрезвычайно преувеличенной мимики лица. Это сильно отличается от бесстрастных "каменных лиц" более ранних придворных форм театра, таких как бугаку и Но. В отличие от этих форм, в фарсах киоген, которые развились непосредственно из народного театра, преувеличенные выражения лица составляли важную часть актерской техники. Все вышеупомянутые аспекты, различные системы движений и выражений лица представляют искусство игровой пантомимы (фури) в кабуки. Оно столь же важно для представлений кабуки, как и искусство танца, которое делится на две категории: архаичная техника (к примеру, которая была позаимствована из Но) и одори - более свободный и ритмичный тип танца.

Каждый будущий актер кабуки начинает обучение с раннего детства. Он должен ознакомиться с обширным репертуаром танцев, особенно если собирался специализироваться на ролях оннагата. В большинстве пьес кабуки, которые были взяты из репертуара Но, танец является доминирующим аспектом. Поскольку кабуки является в значительной степени наследственной профессией, обучение этому искусству производится в рамках семей. Студент может брать отдельные уроки танца и музыки, но основную часть обучения производит мастер одной из сохранившихся семей, которые уже веками занимаются кабуки. 

Грим и костюмы

У главных героев кабуки наиболее распространен сугубо белый грим или макияж (кешо). Это цвет чистоты, утонченности и аристократии. Многие из простолюдинов, такие как слуги и крестьяне, использовали более коричневатый макияж, имитируя загар людей, которые много работают на открытом воздухе. Белый макияж в основном наносится после сбривания или замазывания белой пастой бровей (для актеров ролей оннагата наносится красная основа под слоем белого грима). После этого обводятся глаза, красятся губы и высоко на лбу наводятся брови (все это делается черным или красным цветом).

Подобный тип макияжа позволяет преувеличивать и подчеркивать черты лица в соответствии с эстетикой Кабуки. Он также подчеркивает выражение лица, которое очень многое значит в этом японском типе театра, а также позволяет хорошо видеть мимику даже зрителям с задних рядов.

Существуют также несколько еще более стилизованных специальных видов макияжа. Наиболее яркий и кричащий из них — кумадори, макияж в стиле, который развился вместе с aragoto (энергичных персонажей мужского пола). В кумадори макияж наносится линиями, которые подчеркивают черты лица актера. Красные линии обычно символизируют хорошего, а синие — злого персонажа.Актеры кабуки, как правило, сами наносят свой макияж.

Костюмы в кабуки называются ишо. Сразу стоит подчеркнуть то, что репертуар кабуки охватывает многочисленные типы постановок: некоторые из них повествуют о феодальных интригах прошлого (джидамоно), некоторые рассказывают о повседневной жизни в период Эдо (севамоно), а некоторые изображают призраков и сверхъестественных существ. Таким образом в кабуки также используется несколько типов костюмов. Костюмы пьес джидамоно напоминают тяжелые платья старых времен и похожи на костюмы Но. Мужчины часто носят широкие юбки, брюки и вставки-расширители плечей.

Реалистичные костюмы периода Эдо используются в пьесах севамоно. Самыми скромными из них являются так называемые «бумажные кимоно», которые указывают на бедность персонажей. Самыми роскошными являются костюмы популярных куртизанок, которые состоят из нескольких слоев кимоно, охваченных тяжелой накидкой. Заниженный воротник задней части кимоно показывает шею, что японцы рассматривают как очень эротическую и пикантную подробность.

Костюмы могут иметь скрытый смысл. Их цвет, а особенно вышитые на них детали всегда имеют символическое значение. Просто приподняв подол кимоно или подняв рукав, актер может символизировать различные ситуации. Таким образом, обращение с различными типами костюмов является неотъемлемой частью актерской техники.

Специальные актерские техники и музыка

Одним из самых важных специальных методов кабуки является миэ – последовательность резких движений, которая заканчивается кульминацией в виде в экспрессивной позы актера. При этом актер также делает стилизованное выражение лица со сведенными глазами. Миэ обычно осуществляется актерами мужского пола, для женщин же существует подобная техника, хотя она менее стилизованная и в ней не используется сведение вместе глаз. Подобная техника называется кимари. Также существует еще один специальный метод - роппо (шесть направлений). Это стилизованный, преувеличенный способ ходьбы, который характерен для энергичных персонажей мужского пола, часто встречаемых в пьесах арагото и джидамоно. Также для роппо характерны размашистые движения рук мощные высокие шаги актера. 

Боевые сцены в кабуки называются тачимавари. При этом в кабуки, как и в пекинской опере Китая, батальные сцены четко отражают технику боевых искусств. Тем не менее, в кабуки батальные сцены более стилизованные, в отличие от быстрых и очень акробатических боев китайской оперы. 

Несмотря на то, что в тачимавари используется множество оружия и акробатических кульбитов и т.д., эти сцены в кабуки показаны в замедленном движении, чтобы позволить аудитории четко рассмотреть все детали. Обычно герой побеждает своих врагов с показной легкостью, даже не касаясь своих противников. Подобные сцены являются настоящими шедеврами групповой хореографии.

Стили музыки кабуки

В кабуки используется особый стиль сямисэн - совместное повествование (гидаю), а также несколько видов музыки, которая разделена на две основные категории: повествовательная катаримоно и более лирическая утаимоно. Первая образовалась из из повествований и музыки кукольного театра бунраку, в то время как последняя имеет свои истоки в нескольких типах музыки, которые сопровождали различные танцы. 

Третий тип музыки, Геза, обеспечивается музыкантами, которые сидят скрыто от зрителей в отдельно зале справа от сцены. Основным инструментом в кабуки является трехструнная лютня сямисэн. Однако, оркестр геза использует несколько других инструментов для того, чтобы обеспечить эффект изменения атмосферы и специальные звуковые эффекты, такие как шторм, дождь и т.д. В некоторых пьесах, особенно в танцевальных пьесах из репертуара Но, оркестр и певцы сидят на платформах в задней части сцены. В кабуки также используются для различных целей два типа деревянных трещоток. С помощью интенсивного крещендо ручных трещоток "ки" объявляют о начале постановок, в то время как трещотки "тсуре" используют для подчеркивания драматических кульминационных моментов. Эти моменты также сопровождаются громкими криками ободрения и удовлетворения "какегое". 

Источник Википедия и 4dancing.ru

Видео японский театр кабуки

var-veka.ru

специфика и особенности традиционного театра

Театр японский имеет глубокую традицию символизма. Это прослеживается во всех видах представлений: классическом – Но, кукольном – Бунраку, нетрадиционном – кабуки. Каждый спектакль делится на акты, которые можно смотреть, как отельное представление. Японский театр кабуки отличается стилем постановок, более похожих на европейский фарс. Актеры и сцена аранжируются соответствующим образом. Действие, представляемое на суд публике, как правило, носит преувеличенный, гипертрофированный характер. Режиссер старается привлечь внимание зрителя к какой-то особенности реальной жизни, показывая ее оборотную, не самую красивую сторону.

Сцена кабуки

Японская культура своеобразна и неповторима. Театр кабуки – это не просто интересное представление, а целый мир, строящийся и развивающийся по собственным правилам. Важное место в нем занимает сцена, которая в классическом театре стоит прямо посередине зала. С развитием технологий их усовершенствовали. Теперь сцены во многих театрах вращаются, что делает спектакль еще более интересным, а отдельные действия актеров – внезапными.

Перед зрителями участники спектакля появляются из специального строения – ханамити. В переводе это означает «цветочная тропа». Ханамити представляет собой длинный помост, как правило, расположенный слева от сцены. Иногда его используют для усиления эмоциональной составляющей драмы, к примеру, чтобы передать трагизм отступления одного из персонажей или привлечения публики к какой-то мысли.

Декорации (одогу) тоже участвуют в формировании восприятия публикой сцен, разыгрывающихся перед их глазами. Они всегда создаются гипертрофированно маленького, по сравнению с натуральным, размера. Это стиль данного жанра. Таким способом на первый план выдвигаются актеры. На сцене воздвигается трехступенчатая платформа, которая может быть лавкой купца или ставкой самурая, в зависимости от сценария.

Специфика кабуки прослеживается в особенностях смены декораций. Традиционный театр придерживается строгих правил. Сценарии пишутся таким образом, чтобы каждый акт постановки проходил на одном фоне. В кабуки антураж может поменяться по ходу пьесы. Актеры продолжают играть, а рабочие (куроко), одетые в черное, спешно меняют декорации. Зрители воспринимают их работу, как само собой разумеющееся, как бы участвуя в представлении. Они не ждут, что каждый раз будет задвигаться занавес (агэмаку), считая куроко «невидимыми». Агэмаку разукрашивается в три цвета: красный, зеленый (или белый) и черный, чередующимися полосами.

Зачастую по ходу пьесы из «пола» или с «небес» появляются новые персонажи. Эти эффекты достигаются при помощи использования лифтов, в первом случае, натянутых проволок – во втором. Жанр кабуки требует особого входа актера на сцену. Традиционно для этого используется язык поз – миэ. Определенным положением тела, рук, головы, актер с первых секунд показывает публике характер персонажа.

Внешность актеров как основа постановки

Важной спецификой жанра является нанесение оригинального грима. Происходит это следующим образом:

  • Волосы собираются пучком на затылке шелковой материей.
  • Лицо, шею, затылок покрывают белилами. Как правило, для этого использовалась рисовая мука. Но бывали случаи использования цинковых белил, отчего актер мог отравиться до смерти. Такие случаи зафиксированы.
  • Губы и брови красятся специальной кисточкой. В редких случаях грим наносится и на глаза, например, чтобы подчеркнуть их кровавый блеск, к примеру. Язык тоже могут загримировать, если по ходу действия от актера требуется его продемонстрировать.
  • Белилами покрываются все видимые части тела: руки, запястья, ноги. Далее, одевается парик, потом кимоно, обвязанное поясом оби.
  • Следующим элементом грима является кумадори – нанесение специфических, характерных полос на лицо. Они выражают эмоции персонажа-человека либо определяют персонаж, как животное или сверхъестественное существо.

Для мужского грима применяют только кумадори. Здесь важен цвет полос на белом фоне. Так, красные оттенки символизируют такие качества персонажа, как смелость, силу, справедливость, преданность, честность; фиолетово-синие – злобу, ярость, присутствие потусторонних сил или припрятанный страх. Черные линии на лице являются знаком волшебства или божественности. Иногда грим меняется по ходу пьесы. Артист может нанести кумадори незаметно для зрителя во время представления, чтобы подчеркнуть смену эмоций.

 

В классическом кабуки выступают исключительно мужчины. Артисты, играющие женщин, называются оннагати. Их грим несколько сложнее вышеописанного. Перед тем как на голову оденут парик, кожу в уголках глаз подтягивают, чтобы разгладить морщины. Этот специфический, используемый только в этом жанре, способ называется мэцури.Актерам-оннагата окрашивают уши, брови, щеки и веки красным, черным, зеленым цветами. Совершенство грима таково, что узнать в них мужчину невозможно. Оннагата выглядят, как женщина с очень ярким, демонстративным макияжем.

 

Амплуа актеров

Татияку – мудрый, ловкий, мощный, привлекательный главный герой. Вокруг этого персонажа строится весь сценарий. Татияку несколько видов:

  1. арагото – боец, наделенный невероятной силой;
  2. вагато – любовник, отличающийся особой красотой и утонченностью;
  3. дзицугото – честный мужчина, демонстрирующий мудрость и стойкость.

Следующий персонаж катакияку имеет отрицательные характеристики. Он враг татияку, как правило. Типы катакияку:

  1. дзицуаку – злодей, мерзкий и лживый проходимец;
  2. кугэаку – наследник богатого рода, сбившийся с пути и совершающий неблаговидные поступки;
  3. ироаку – смазливый красавчик, соблазняющий порядочных дам.

Один из основных персонажей любого представления жанра – оннагата. Это женщина, которую играет представитель сильного пола. Дамы в спектакле различаются по характеру и возрасту:

  1. Мусмэката – прекрасная девица, скромница. Она облачается в кимоно с длинными рукавами.
  2. Акахимэ – знатная юная красотка. Одета в красное.
  3. Кэйсэй – куртизанка.
  4. Сэванёбо – жена купца, покорная и кроткая.
  5. Онна будо – воительница.
  6. Акуба по-другому докуфу – хитрая, злобная дама, неотразима для мужчин.
  7. Касягата – старуха.
  8. Фукэояма – женщина средних лет.

Еще в кабуки есть такие персонажи, не имеющие отдельных разновидностей: докэката – бездельник, дурачок, смешащий публику; кояку – ребенок, которого играют дети актеров.

Кстати, кабуки – это довольно замкнутая профессиональная система. Труппы составляются из наследников мастерства. В Японии принято развивать актерские династии. Дети зачастую принимают участие в постановках своих родителей с раннего возраста, что обеспечивает выявление и развитие талантов, а также освоение непростых традиций жанра.

galitravel.ru

Кабуки Википедия

Кабу́ки[1] (яп. 歌舞伎, букв. «песня, танец, мастерство», «искусное пение и танцы») — один из видов традиционного театра Японии. Представляет собой синтез пения, музыки, танца и драмы. Исполнители кабуки используют сложный грим и костюмы с большой символической нагрузкой.

Артисты кабуки изображают бой самураев

Этимология слова «кабуки»[ | код]

Слово «кабуки» произошло от широко распространённого глагола «кабуку», буквально означавшего «отклоняться». Впоследствии слово «кабуки» стало обозначаться китайскими иероглифами, а «кабуку» постепенно вышло из употребления[2].

Слово «кабуки» в его оригинальном написании на японском языке состоит из трёх иероглифов — 歌舞伎, где символы 歌舞 (кабу) обозначают словосочетание «песня и танец», а символ 伎 (ки) — «мастерство». В начале XVII века в качестве омонимов для ки использовались иероглифы «квалифицированная женщина» и «игра». Такая комбинация символов даёт описание драмы, которая в то время представляла собой представления, состоявшие из танцев, песен и скетчей с драматической составляющей[3].

В современном японском языке слово «кабуки» используется только в одном значении: для обозначения популярной формы драмы[3]. В современном русском языке слово «кабуки» является неизменяемым несклоняемым существительным мужского и женского родов.

История[ | код]

Период Эдо (1603—1868)[ | код]

Жанр кабуки сложился в XVII веке на основе народных песен и танцев. Начало жанру положила Окуни, служительница святилища Идзумо Тайся, которая в 1603 году стала исполнять ритуальные танцы в высохшем русле реки близ Киото, а также на улицах города, где было достаточно многолюдно. Позже в свои выступления она стала добавлять романтические и светские танцы, которые исполнялись под звучание различных музыкальных инструментов (флейта, барабаны).

Позднее женщина прославилась по всей столице. Окуни стала выступать на сцене. Женщины исполняли женские и мужские роли в комических пьесках, сюжетами которых служили случаи из повседневной жизни. Новый жанр быстро стал популярен, Окуни даже приглашали выступать перед Императорским двором. На гребне успеха нового вида театрального искусства начали возникать конкурирующие труппы, что дало начало зарождению театра кабуки, как соединения драматического и танцевального искусства, в котором все роли исполнялись женщинами.

Изначально кабуки представлял собой в большой с

ru-wiki.ru

Кабуки (театр) - это... Что такое Кабуки (театр)?

Здание театра кабуки в Гиндзе, Токио.

Кабуки (яп. 歌舞伎, букв. «песня, танец, мастерство») — один из видов традиционного театра Японии. Представляет собой синтез пения, музыки, танца и драмы, исполнители используют сложный грим и костюмы с мощной символической нагрузкой.

История

Актер кабуки Кацукава.

Зарождение

Жанр кабуки сложился в XVII веке на основе народных песен и танцев. Начало жанру положила Окуни, служительница святилища Идзумо Тайся, которая в 1602 г. стала исполнять новый вид театрализованного танца в высохшем русле реки близ Киото. Женщины исполняли женские и мужские роли в комических пьесках, сюжетами которых служили случаи из повседневной жизни. Новый жанр быстро стал популярен, Окуни даже приглашали выступать перед Императорским двором. На гребне успеха нового вида театрального искусства начали возникать конкурирующие труппы, что дало начало зарождению театра кабуки, как соединения драматического и танцевального искусства, в котором все роли исполнялись женщинами.

Изначально, кабуки представлял собой в большой степени грубые и неприличные постановки; многие актрисы вели аморальный образ жизни. Из-за этого для названия кабуки иногда использовали омоним (яп. 歌舞妓, кабуки, «театр поющих и танцующих куртизанок»).

Период с 1629 по 1652 г.

Несколько грубая и, даже, неистовая атмосфера театральных представлений кабуки привлекла к себе внимание сёгуната Токугава, и в 1629 году, в целях сохранения общественной нравственности, женщинам было запрещено выступать на сцене. Некоторые историки считают, что правительство также было обеспокоено популярностью постановок, освещающих жизнь обычных людей, а не героев древности, и скандалами, связанными с кабуки, в которые были вовлечены некоторые государственные чиновники.

В виду большой популярности кабуки, место женщин-исполнительниц ролей заняли юноши. Вместе с этим изменился и характер постановок — больше внимания уделялось драматическому искусству, нежели танцу. Однако, это мало повлияло на нравственную сторону представлений, к тому же юноши-актёры были не менее доступны для публики, чем их предшественницы. Представления зачастую прерывались дебошами, что заставило сёгунат запретить выступления юношей на сцене кабуки в 1652 году.

«Мужской» период

С 1653 г. в труппах кабуки могли выступать только зрелые мужчины, что привело к развитию утончённого, глубоко стилизованного вида кабуки — яро-кабуки (яп. 野郎歌舞伎, яро: кабуки, «плутовской кабуки»). Эта метаморфоза произошла под влиянием также популярного в то время в Японии комического театра кёгэн. Практически до сего дня все роли кабуки исполняются мужчинами. Актёры, специализирующиеся на исполнении женских ролей называются оннагата или ояма (яп. 女形, «[актёры] женского стиля»). Два других стиля исполнения называются арагото (яп. 荒事, «грубый стиль») и вагото (яп. 和事, «мягкий, гармоничный стиль»). Среди актёров кабуки существуют настоящие театральные династии, специализирующиеся на определённых стилях игры.

Представление в театре кабуки. За ширмой справа скрыты музыканты

Период Гэнроку (1673—1735)

Во времена периода Гэнроку, театр кабуки процветал. Структура постановок была формализирована, появилось много элементов стилизации. Установились и типы персонажей. Кабуки и нингё: дзё:рури (яп. 人形浄瑠璃, кукольный театр, позже получивший известность под названием бунраку) тесно ассоциировались друг с другом и оказывали друг на друга известное влияние. Известный сценарист Тикамацу Мондзаэмон, один из первых профессиональных авторов пьес кабуки, создал несколько постановок, оказавших огромное влияние на развитие театра, хотя, считающаяся самой знаменитой из его работ, пьеса Сонэдзаки Синдзю: (яп. 曽根崎心中, «самоубийства возлюбленных в Сонедзаки»), изначально была написана для театра бунраку. Как и множество других пьес для бурнаку, Сонэдзаки Синдзю была адаптирована для театра кабуки и вызвала множество подражаний — она породила так много подражателей-самоубийц в жизни, а не на сцене, что правительство запретило постановку пьес синдзю моно (об обоюдном самоубийстве влюблённых) в 1723 году. Этот же период характеризуется появлениям языка поз миэ (яп. 見得) и грима кумадори (яп. 隈取り), созданных Итикавой Дандзюро.

К середине XVIII века кабуки потерял интерес публики, и бунраку занял место важнейшего для представителей низших классов общества жанра искусств (отчасти, благодаря появлению нескольких талантливых постановок бунраку). Развитие кабуки не отличалась ничем особенным до конца XVIII века, когда театр начал возвращать себе былую популярность.

Кабуки после Реставрации Мэйдзи

В 1868 году, с падением сёгуната Токугава, отменой классового деления японского общества (и, как следствие, упразднением сословия самураев), а так же открытием страны для Запада, в Японии начались грандиозные социально-культурные изменения. Это послужило импульсом к восстановлению былой славы кабуки. Пока японская культура приноравливалась к отсутствию национальной изоляции, актёры предпринимали все меры для увеличения интереса к кабуки среди высших слоёв общества и для приспособления традиционного театрального жанра к современным вкусам. Меры эти увенчались успехом — однажды представление театра было дано императору Мэйдзи.

Во время Второй мировой войны бомбёжками были уничтожены многие здания театров кабуки. Оккупационная американская администрация запретила театральные постановки по окончании войны. Запрет был снят в 1947 году и представления продолжились.

Кабуки в наши дни

В современной Японии кабуки остаётся довольно популярным жанром — он самый популярный вид театрального искусства среди всех традиционных японских драматических жанров. Многие ведущие актёры кабуки часто снимаются в кино и на телевидении (известный актёр-оннагата Бандо Тамасабуро V сыграл несколько ролей (в том числе и женских) в кинофильмах).

В некоторых театральных труппах женские роли снова стали исполнять женщины, а после Второй мировой войны был сформирован полностью женский коллектив кабуки Итикава Кабуки-дза. Память основательницы жанра, Окуни, была увековечена в статуе в киотском районе Понтотё в 2003 году.

24 ноября 2005 года кабуки вошёл в «Третью Декларацию шедевров устного наследия человечества» Юнеско.

Элементы кабуки

Сцена в театре кабуки имеет своеобразное строение. Её авансцена ханамити (яп. 花道, букв. «цветочная тропа»), по которой актёры входят на сцену и выходят с неё во время театрального действа, расположена прямо в зрительном зале. Театры кабуки были улучшены технически, получив появившиеся в XVIII веке вращающиеся сцены, механические люки и т. д., что значительно повысили эффектность театральных постановок.

В кабуки, как впрочем и в некоторых других традиционных японских театрах, смена декорации происходит порой прямо посреди акта, актёры продолжают играть, а занавес не опускается. Рабочие сцены (куроко, яп. 黒子), одетые в чёрное и считающиеся «невидимыми», в это время спешно меняют антураж.

Театр кабуки в настоящее время состоит из трёх типов постановок:

  • Дзидаи-моно (яп. 時代物) — «исторические» пьесы, созданные до периода Сэнгоку
  • Сэва-моно (яп. 世話物) — «простонародные», созданные после периода Сэнгоку
  • Сёсагото (яп. 所作事 — танцевально-драматические пьесы.

Важными особенностями кабуки является «язык поз», миэ, с помощью которого актёр выводит на сцене своего персонажа; грим кэсё, привносящий необходимую стилистику персонажу, делая его легко узнаваемым даже для не искушённых в театральном искусстве зрителей. Рисовая пудра используется для белой основы грима, в то время как кумадори подчеркивает или усиливает черты лица актёра, для создания «маски» животного или сверхъестественного существа.

Библиография

  • Конрад Н. И. Театр Кабуки. Л.-М., Academia, 1928. 32 стр.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Кабуки - это... Что такое Кабуки?

        один из видов классического театра Японии. Его истоки в народных песнях и танцах, исполнявшихся бродячими актёрами. Родоначальницей К. считают О-Куни, которая с 1603 выступала с женской труппой. Хотя в сценках, которые исполняла О-Куни, основой были любовные песни и танцы, в них уже намечались элементы драматургических композиций, со временем всё более усиливавшиеся. В 1629 женские труппы были запрещены под предлогом нарушения законов о нравственности, и с 1652 в представлениях К. выступают только мужчины (яро-К.). Это породило специфические амплуа актёров — исполнителей женских ролей (оннагата, или ояма).

         Особого расцвета театр К. достиг в конце 17 — начале 18 вв., во время подъёма городской культуры (т. н. период Гэнроку,1688—1703). Был сделан большой шаг вперёд от искусства подражания (мономанэ) к более естественной манере игры. Важное значение приобрели движения и сценическая речь исполнителей, чему способствовало мастерство актёра Саката Тодзюро и драматурга Тикамацу Мондзаэмона.

         Кризис феодального строя привёл к жёсткой регламентации всей жизни Японии, что сказалось на характере пьес К., усилилась условность (танцевальные пьесы сёсагото и пантомимы). Условными были музыкальное сопровождение и декорации, канонические позы (миэ) и каноны игры (ката), парики и специфические для К. грим кумадори (красный цвет символизирует справедливость, страстность, смелость; синий — хладнокровие, злость, безнравственность и др.). Утвердилась традиция преемственности сценических имён, установились замкнутые актёрские династии с наследованием актёрских амплуа. В 1-й половине 18 в. прославились Итикава Дандзюро II и Савамура Содзюро. В 1758 драматург Намики Сёдзо ввёл вращающуюся сцену, которая вместе с «дорогой цветов» — ханамити (помост, идущий от сцены через весь зрительный зал) стала значительным завоеванием театра К.

         К концу 18 в. центр искусства К. перемещается из Киото и Осаки в Эдо (ныне Токио), где наряду с исполнением исторических драм (дзидаймоно) утверждается жанр бытовых пьес из жизни горожан (сэвамоно). Этому способствовали деятельность известного драматурга Цуруя Намбоку и реалистическая манера исполнения актёра Мацумото Косиро V.

         После буржуазной революции 1867—68 (т. н. революции Мэйдзи) Япония вступила на путь капиталистического развития, что сказалось на содержании драматургии К. Появились пьесы, отображавшие новые нравы. Ставятся исторические драмы (кацурэкимоно). В конце 19 в. широкую известность приобретают имена актёров: Итикава Дандзюро IX, Оноэ Кикугоро V и Итикава Садандзи I. Появляются новые пьесы для К., обновляются традиционные сценические приёмы.

         В 1966 в Токио в целях сохранения классического театра К. был открыт государственный театр «Кокурицу гэкидзё». Актёры К. состоят на службе у двух крупных кинокомпаний «Сётику» и «Тохо», а также в единственной независимой театральной труппе «Дзэнсиндза».

         Театр К. дважды гастролировал в СССР (1928 и 1961), познакомив сов. зрителей с популярными актёрами — Итикавой Садандзи II, Итикавой Энноскэ II, Утаэмоном VI и др.

         Лит.: Конрад Н. И., Театр Кабуки, в сборнике: Театральный Октябрь, Л. — М., 1926; его же, Театр Кабуки, Л. — М., 1928; Кабуки, [пер. с англ.], М., 1965; Театр и драматургия Японии. Сб., М., 1965; Гундзи Масакацу, Японский театр Кабуки, пер. с япон., М., 1969.

         Б. В. Раскин.

        

        Кабуки. Итикава Энноскэ III в роли Самбасо в пьесе «Аяцури Самбасо» (сзади в роли ассистента — актёр Итикава Кодаю).

        

        Кабуки. Итикава Эбидзо (в центре) в роли Бэнтэна Кодзо в пьесе «Бэнтэн мусумэ» (сцена поединка на мечах).

        

        Кабуки. Утаэмон VI исполняет танец оннагата в пьесе «Мусумэ додзёдзи».

dic.academic.ru

Японский театр Кабуки. Что это за искусство? Часть 1 | Культура

Восток — дело тонкое, не забывайте. Тоже мне новость. А Кабуки — это такая штука, которую надо дозировать и принимать понемногу. Первый раз провести в зале полчаса — это уже достижение. Раньше представление длилось 10−12 часов, теперь спектакль длится примерно 6 часов. Согласитесь, для европейца сложно высидеть так долго. Кроме того, даже если вы знаете японский язык — это вам не поможет, актеры говорят на старояпонском.

Впрочем, говорят — это мягко сказано. Вам покажется, что они воют, как сирены или как ведьмы на шабаше, т.к. главным в речи актера считается не естественность, а ораторское искусство. Таким образом, текст произносят в манере завораживающей мелодекламации, которая представляет собой нечто среднее между пением и разговором. А когда диалоги сопровождаются музыкальным сопровождением, это придает движениям актеров больше ритмичности, они становятся похожими на движения странного танца.

Актёры передвигаются по сцене в позах скрученного артритом человека, причем эти позы требуют изрядной выносливости; они строят такие гримасы, что невольно начинаешь думать: уж не съели ли они все разом перед спектаклем порченого продукта? Актёры Кабуки великолепно владеют мышцами лица и «умеют рассказывать лицом». Иногда это выглядит жутковато. Так, безумный герой обязан выпучить глаза, перекосить рот и далее по законам жанра… Жуть.

Особый прием актеров Кабуки, «миэ», используется в кульминационные моменты актером, исполняющим главную роль. Он внезапно замирает в живописной позе, устремляет пристальный взгляд в одну точку и косит глаза. Эта своеобразная манера стремится подчеркнуть величие особой красоты. Не мудрено, что у европейца такое величие вызывает желание почесать затылок. «Психи какие-то», — сказал один мой знакомый. Это, поверьте, распространенная реакция обычного европейца на пьесу Кабуки. Зато человека творческого, художника, Кабуки, как нечто удивительное и неповторимое, может заинтриговать. «О, Кабуки — это так прекрасно и удивительно», — сказал второй мой знакомый и выразил свои чувства, написав замечательное стихотворение.

Ментальность Востока отличается от ментальности европейского человека, но в последнее время их культура всё сильнее контактирует с нашей. Кабуки — это иная этика и эстетика, привыкнуть непросто, но попробовать понять и «нарастить эстетику» стоит.

Так все же — кукольные люди или ожившие куклы?

Сначала, лет 300−400 назад, Кабуки был театром марионеток. Поэтому, когда люди заменили кукол, актерам пришлось стать живыми марионетками. Сцена напоминает кукольный театр — яркие цвета, неестественные движения, абсолютно белые лица под пышными париками, на которых ярким пятном выделяются алые губы. Нарисованное солнце, кажется, светит, как настоящее, а волны изумрудной ткани переливаются, как настоящее море. Костюмы на актёрах из дорогой парчи, а предметы интерьера — настоящий антиквариат. Здесь изящно страдают и красиво умирают.

Представьте: два сражающихся воина в высоченных сандалиях, с развевающимися огромными рукавами, с двухметровыми мечами. На их лицах черно-красные линии, символизирующие символ воинственности. Их сражение похоже на танец: какие-то ритуальные, несерьёзные движения. На самом деле, каждое движение тщательно выверено и продумано. В конце один воин убивает другого. Однажды, 300 с лишним лет назад, это случилось по-настоящему. Убитый актер пал от руки своего сценического партнера — актера Ханкуро. С тех пор имя Ханкуро навсегда вычеркнули из имен театральных династий, а боевые мечи заменили на деревянные.

Самая совершенная кукла — главная героиня — с её медленными движениями, с высоким голосом — воплощение идеальной любви. Она страдает, а за неё борются и умирают, а зритель-европеец в это время изо всех сил старается разглядеть хрупкую девушку в загримированном мужчине.

Есть династии актеров Кабуки, которые насчитывают до 17 поколений. Они передают своё бесценное искусство быть марионеткой из поколения в поколение. Раньше, если в семье актёра рождалась девочка, это было печальное событие, ибо продолжить дело предков мог только мальчик. Требования, предъявляемые к актеру, очень суровы. Он должен пройти тщательную подготовку по многим видам театрального искусства — танцы, музыка. Техника актерской игры в театре Кабуки — не результат достижений актеров, а накопленный опыт, передаваемый из поколения в поколение.

Есть легенда об актёре, который был одним из лучших актёров оннагата (играющий женщину). Когда-то оннагата предписывалось носить женскую одежду и в повседневной жизни. Так вот, достигнув 70 лет, актёр ушёл на заслуженный отдых. Но однажды у него возникло желание в последний раз выйти на сцену и исполнить танец девушки. Его жена засомневалась: ну что ты выдумал, ты уже слишком стар и тебя засмеют. Муж сделал вид, что обиделся и вышел из дома. Через некоторое время в дверь постучала красивая девушка, она вежливо осведомилась о хозяине дома и, узнав, что его нет, сказала, что зайдёт позже. Сгорая от любопытства и ревности, женщина принялась расспрашивать мужа, как только он вернулся, что это за прекрасная незнакомка им интересовалась? Муж гордо ответил: «Этой девушкой был я. Убедилась? Так-то.»

Секрет красоты «оннагата» заключается в том, что эта красота создана искусством мужчин, наблюдающих за поведением и психологией женщин.

Продолжение следует…

shkolazhizni.ru

Японский театр Кабуки.

Перевод слова Кабуки (歌舞伎) можно дословно трактовать, как "искусство танца и пения" или же если брать иероглифы дословно - "Песня, танец, искусность". Национальный японский театр Кабуки представляет собой смесь историй (от драматических до юмористических), музыки, пения и танца.

Театр Кабуки в Токио, Гиндза.

По статистике всего 5,3 % населения Японии посещали хотя бы раз в жизни театр Кабуки. Честно говоря маловато, Вам не кажется? Не могу ответить на вопрос в чем кроется причина такой непопулярности, ибо всегда стоят огромные очереди за билетами в театр Кабуки и, мало того, билеты почти всегда распродаются до последнего. Цены, кстати, тоже демократичные и колеблются от 1000  иен (10$) - места в конце зала до 2 манов иен (200$) - гламурные ложи "садзики" (桟敷席).

На рисунке слева - простые места, а на рисунке справа - Садзики.

Продолжительность выступления в театре Кабуки относительно высокая и порой доходит до 5-6 часов выступления включая антракты. Но и во время выступления зрители могут и пить и есть прямо в зале. Мало того, во время выступления зрители театра Кабуки выкрикивают имена своих любимых героев в волнующие моменты представления и по-началу это выглядит немного дико и странно, потому что в 21 веке более привычны аплодисменты или нечто подобное.

Перевод с картинки: зритель кричит "Я Вас ждал!", - а актер кабуки отвечает: "Спасибо, что ждали".

Все актеры в театре Кабуки - исключительно мужчины и мужчины же играют женские роли (вплоть до проституток), хотя основоположником этого искусства была женщина по имени Идзумо-но-Окуни. Скорее всего причиной такого "эффекта" стало то, что изначально Кабуки был очень непристойным зрелищем и женщины, которые играли в этом представлении по совместительству были и проститутками. Даже появился такой омоним, как "театр поющих и танцующих куртизанок" (歌舞妓) изменив последний иероглиф с "искусность" на "куртизанка".  Сегунат Токугава в 1629 году разогнал женщин из театра Кабуки, дабы не разлагать нравственность общества. Хотя мужчины, которые стали выступать вместо женщин тоже стали заниматься проституцией ("обслуживать" и мужчин и женщин). Вики пишет, что в 1652 году театр запретили, но вскоре (в 1653 году) выступления снова разрешили, но поставили жесткие ограничения - выступать могут только зрелые мужчины, что привело к развитию утончённого, глубоко стилизованного вида кабуки.

Актер театра Кабуки

Поскольку, в основном, сценарии используют древне-японские, порой даже сами японцы не могут понять, что происходит и тогда сцена поясняется. Если Вы хорошо владеете английским, то в относительно больших театрах Кабуки можете взять наушники напрокат с английским диктором.

Самый популярный Кабуки-дза (歌舞伎座), так называют здание театра кабуки, находится в районе Гиндза (Ginza), Токио.

Кабуки-дза в Токио, район Гиндза.

"Обслуживают" представление т.н. Куроко (黒子), что дословно обозначает "черный ребенок". :) Это некие сценические ассистенты, которые следят за постановкой и помогают со сменой декора и т.п. Одеты они в черные одеяния для того, чтобы явно не "маячить" перед зрителями и не мешать постановке.

Так выглядят "Куроко"

Для того, чтобы в полной мере закрепить прочитанный материал, я предлагаю посмотреть отрывок видео из сцены японского театра Кабуки. Прошу обратить внимание и на "выкрики" зрителей и на музыку и на все то, что было описано выше.

venasera.ru