Как рисовать тушью и пером на бумаге? Тушь как рисовать


Как рисовать тушью и пером на бумаге?

Способы рисования тушью относятся к древнейшим технологиям создания рисунков. Как рисовать тушью, знали и раньше, отличие заключается лишь в используемых инструментах. Они существенно проще применяемых сегодня фломастеров и шариковых ручек. Для нанесения туши мастера использовали перья гусей и лебедей, а также палочки из тростника. Только ближе к девятнадцатом веку инструмент, рисующий тушью, приобрёл привычный вид и стал изготавливаться в виде металлического пера.

Общие моменты

О том, как рисовать тушью, рассказывают существующие техники, которых насчитывается около двадцати. Все они имеют отличия и применяются для конкретных случаев.

Для классической техники используется перо, которое вставляют в ручку из дерева. Но некоторые, не зная, как рисовать тушью и пером, используют обычные шариковые ручки. С их помощью легко наносить ровные линии и не бояться, что тушь ляжет неравномерно.

Хотя ручки и фломастеры обладают рядом преимуществ, более широкие возможности предоставляют классические методики. Можно, например, рисовать тушью, обмакивая перо в чернила или наносить тончайшие линии или насыщенные мазки тростниковой палочкой.

Рисунок, выполненный с применением пера, обычно имеет простые штрихи и контрастирует за счет чередования залитых тёмных участков с пустыми белыми.

Использование ручки в паре с чернилами требует хорошей подготовки и немалого терпения, но позволяет чётко прорисовывать детали.

Инструменты, которые могут понадобиться

Перед тем как рисовать тушью, нужно не только определиться с техникой, в которой будет выполнен рисунок, но и подготовить все необходимое. В зависимости от выбора могут понадобиться:

  • Картографическая ручка и перо для неё.
  • Разные по плотности перья.
  • Ручки из дерева.
  • Кисть № 6 (колонок).
  • Скребок, в том случае если для работы берётся бумага с покрытием.
  • Фломастер, желательно тонкий.
  • Ручки с наполнителем, например линеры или рапидографы.
  • Ручка с поршнем.
  • Камыш, имеющий форму клина.
  • Такой же тростник.
  • Маркер.
  • Заточенная бамбуковая палочка.

Разновидности перьевой штриховки и линий

Как рисовать тушью? Для начинающих важно, чтобы обучение проходило постепенно, поэтому сначала им следует освоить основные виды штрихов и линий.

  • Линии контура. Уже само название говорит, что они используются для прорисовки всех изгибов изображаемого объекта. Независимо от того, длинные или короткие используются контурные линии, располагаются они очень близко друг от друга, так, чтобы создавался эффект обтекания ими предмета.

  • Параллельная штриховка. Линии, из которых она состоит, ровные и прямые. Таким образом удобно изображать плоские предметы или природные явления. Например, дождь.
  • Перекрестные линии. В этом случае параллельная штриховка разных направлений накладывается друг на друга. Таким способом можно добиться более глубокого тона и придать поверхности изображаемых предметов шероховатость.
  • Запутанные линии. Они могут быть различной длины и идти в любом направлении. Как правило, таким способом выполняются эскизы, для более лёгкой их корректировки. Также этот метод применяется для рисования кустов и деревьев.
  • Волны. Изогнутые линии наносятся очень близко друг к другу, чтобы получалась волнистая поверхность. Это помогает передать фактуру деревьев, пера или прожилок на листьях.
  • Соприкасающиеся линии. Сочетают в себе свойства контурных и перекрёстных. Могут располагаться в любом направлении и пересекаться между собой. Эти линии совсем не должны быть ровными, поэтому идеально подходят для рисования травы или меха.

После того как основные техники штриховок изучены и опробованы, можно учиться тому, как рисовать пером и тушью на бумаге с помощью точечной штриховки. Она требует аккуратности, терпения и усидчивости. Точечная штриховка применяется для мелких составляющих обьекта (песчинки, капельки воды).

Тоновые отношения и контраст

Существуют правила, без которых не получится создать хороший рисунок тушью. Учитывая, что при работе используются только белый и чёрный цвета, очень важно уметь создавать различные оттенки.

При помощи линий и точек можно создать серый тон, и чем чаще они располагаются, тем более тёмный оттенок получится. Нельзя рисовать тушью, не зная, как создавать различные тона. И наоборот, умело играя тонами, можно не прорисовывать контуры предметов отдельно. Темный объект, размещённый на светлом фоне, будет иметь абсолютно естественную границу.

Ещё одним ключом к идеальному рисунку является контраст. Он создаётся как с помощью изменения цвета, так и путём изменения направления штрихов.

Тушь и кисть

Техника того, как рисовать тушью кистью, широко применяется среди иллюстраторов и мультипликаторов. В отличие от обычной ручки, использование кисти позволяет выполнять большее количество элементов. Способности данного инструмента напрямую зависят от её качества и формы. Так, круглые кисти из соболя, белки или синтетических волосков способны создать не только широкую полосу, но и очень тонкую линию.

Кисть даёт возможность контроля над тем, сколько краски останется на бумаге. Зависеть это будет от силы нажима на неё.

В некоторых случаях применяется техника сухой кисти. Суть метода в том, что первоначальный насыщенный чёрный цвет туши по мере ведения кистью по бумаге переходит в оттенки серого, которые постепенно светлеют и полностью исчезают после того, как заканчивается краска. При правильном использовании этой техники можно создавать определённые эффекты.

Совет для начинающих

Тем, кто выберет данную технику для своей работы, придётся запастись терпением, так как никогда не знаешь, каким получится оттенок в конце, когда кисть подсохнет. Для того чтобы иметь хоть небольшое представление о результате, можно провести тест на чистом листе. Главное, чтобы бумага была того же качества, что и используемая для рисунка. Иногда требуется даже слегка подсушить кисть с помощью сухой тряпочки, чтобы получить конкретный оттенок.

Как выбрать перо

Перья могут быть выполнены из различных материалов. В качестве пера мастера используют и кончики птичьих перьев, и заточенные палочки тростника, бамбука или любого дерева.

Многие художники предпочитают создавать свой инструмент самостоятельно, но новичкам лучше подойдут экземпляры из магазина. Тем более что с этим не возникнет никаких проблем, ведь сегодня продаются перья разных размеров по доступным ценам.

При выборе перьев нужно руководствоваться техникой, в которой будет выполняться рисунок, и тем, какие будут использованы эффекты при создании изображения. Например, тонкие перья, сделанные из стекловолокна, позволят работать быстро, так как чернила проступают в них равномерно. К тому же это отличный вариант для тех, кто не может постоянно носить тушь с собой.

Линейный рисунок лучше выполнять классическими перьями с деревянными держателями. Применение такого инструмента замедляет работу, так как перо постоянно нужно опускать в тушь, но именно он помогает добиться необходимых линий.

Как выбрать чернила

Чернила тоже бывают разные. Можно использовать простые, основанные на полимере, или же акриловые. Их основу составляет вода, поэтому они могут разводиться до необходимой консистенции.

Вообще, подборка инструментов и материалов будет зависеть от изображаемого обьекта, техники исполнения и места рисования (помещение или улица).

fb.ru

Как рисовать тушью?

Для создания выразительных композиций с помощью пера и туши, необходимо научиться правильно наносить на бумагу штрихи. Изменяя размеры штрихов, их количество и способы наложения можно предать различные фактуры. Ведь не зря говорят о том, что рисованию может научиться каждый, главное для этого – иметь большое желание. Рассмотрим, как рисовать тушью.

Виды фактуры

Существует семь основных видов фактуры:

  • Линии.
  • Повторяющие изгибы поверхности.
  • Перекрестные штрихи.
  • Параллельные линии.
  • Точки.
  • Волнистые линии.
  • Соприкасающиеся линии.

На практике используются еще запутанные линии, которые можно представить в виде каракулей. Их часто применяют для создания контура. Иногда в своих работах художники используют один прием, а иногда сразу несколько. Накладывая одну фактуру на другую, можно получить бесчисленное количество сочетаний, и в итоге получаются интересные графические рисунки тушью. В своей работе художники используют перья, кисточки, палочки, акриловые краски, карандаши и др. инструменты. Каждый художник имеет свой стиль, манеру и почерк, поэтому их рисунки тушью и пером, могут значительно отличаться.

Советы для начинающих

Приведем несколько советов для тех людей, которым интересна техника рисования тушью.

  • Не стоит срисовывать у других, надо выработать свой стиль и почерк.
  • Не надо бояться того, что может не получиться. Все достигается упорным трудом.
  • Надо стараться рисовать сразу тушью, не используя карандаш для набросков.
  • Старайтесь как можно чаще экспериментировать. Иногда рисунок, на который вы потратили пять минут, может представлять большую ценность, чем вымученная пятичасовая работа.
  • Нужно всегда чистить крышку и бутылочку, в которой хранится тушь, она может потерять свои свойства.
  • Перед работой тушь необходимо встряхнуть.
  • Чтобы добиться нужного тона, тушь надо разбавить в

elhow.ru

О графических материалах и техниках. Часть вторая — тушь: strg_circle

Блок заданий для группы по средам.

Дано: Три занятия с моделью, тушь, кисти, перья.Задача: Научиться пользоваться и узнать новое.

О рисовании тушью в том или ином контексте я рассказывал здесь многократно: о чёрном и белом, о масштабе инструмента, о рисовании на пленэре, о рисовании модели. Собственно это один из моих любимых материалов, и я уверен, что владение тушью необходимо для графика, ведь это работа с основами в чистом виде — линия и пятно, соотношение чёрного с белым, роль полутона, фактура — и всё в одном материале.

Тушь — это краска на основе сажи. Качественная тушь в неразбавленном водой виде имеет глубокий чёрный, совершенно непроницаемый тон, после высыхания на бумаге получается ровная матовая поверхность без разводов. При разбавлении водой можно получить любой полутон. Тушь используют для рисования кистями и перьями — в основном металлическими и тростниковыми. Важный аспект для рисования тушью — выбор бумаги. Для работы перьями лучше использовать плотную гладкую бумагу, например — ватман или мелованную разной степени глянцевости. Для работы кистью подойдёт толстая бумага, равномерно впитывающая жидкость — акварельная, рисовая, бумага ручного литья. От выбора бумаги во многом зависит результат.

Мы изучили несколько приёмов работы тушью.

1. Линейный рисунок.

Он выполняется кистью, металлическим или тросниковым пером, заточенной палочкой, черенком кисти, зубочисткой — вариантов масса. От выбора инструмента зависит характер рисунка — кисть, в зависимости от нажима, даёт большой диапазон толщины линии, металлическое перо позволяет делать относительно стабильную по толщине линию, но более живую, чем, к примеру, у ручки. Все остальные инструменты имеют ярко выраженный индивидуальный характер, одно тростниковое перо не будет рисовать точно так же, как другое (подробнее об этом здесь и здесь), каждый автор находит и настраивает инструмент под себя.

Перед группой стояла задача рисовать по возможности без исправлений.

Ася:

Аня:

Вика:

Валя:

Даша:

Полина:

2. Рисование полутоном и линией.

Этот способ основан на балансе между пятном и линией, они не должны повторять друг друга. Не нужно обводить нарисованное кистью перьевой линией или наоборот — раскрашивать замкнутый контр. Рисунок получается воздушным и живым, когда линия и пятно помогают друг другу проявить фигуру. Обычно в такой ситуации пятно отвечает за большие массы, а линия за необходимые детали.

Вика:

Валя:

Даша:

Наталья:

3. Сухая кисть.

Способ заключается в том, что перед тем, как наносить тушь на бумагу, кисть вытирают до полусухого или сухого состояния. Вытирать можно тряпкой, салфеткой или об бумагу. Чем больше туши осталось после этого в кисти — тем более грубая и непредсказуемая получится фактура. Почти сухая кисть позволяет рисовать форму светло-серым тоном, чем больше проходов по одному месту — тем плотнее получается поверхность — как и в штриховке карандашом. Для этих целей лучше всего подходят кисти из щетины, она достаточно жёсткая и медленно стирается. Колонок и синтетика тоже подойдут, но есть риск испортить хоршую кисть.

Аня:

Валя:

Даша:

4. Рисование чёрной тушью.

Это, пожалуй, самый сложный и самый полезный из всех способов. Работа только чёрной тушью и белой бумагой требует от автора особого внимания к форме пятен, их границам (подробнее об этом здесь). Рисовали по двум принципам — либо малое чёреное в большом белом, либо малое белое в чёрном. В первом случае разговор скорее о знаке на листе, во втором — о свете и тени. Все рисунки исполнялись без разметки, сразу кистью.

Валя:

Другая Даша:

Наталья:

Полина:

О туши в Музее рисунка.

Предыдущий рассказ о блоке вообще и мягких материалах.

strg-circle.livejournal.com

Том Ричмонд. Методы работы тушью.

Когда я впервые стал задумываться о карьере художника-карикатурщика, меня очень интересовала, обводка тушью. Мне казалось, что это искусство требует много времени для освоения, а хуже всего было отсутствие хороших пособий. Я нашел одну книгу, которую рекомендую всем, она называется «Искусство рисования комиксов тушью» Гэри Мартина (The Art of Comic Book Inking by Gary Martin), которая до сих пор является лучшей, на мой взгляд. У меня было много проблем, чтобы найти хорошее пособие по рисованию тушью.

Тушь кажется пугающей, кажется, что в случае ошибки вы не сможете что-либо исправить. Я часто чувствовал, что разрушил бы карандашный рисунок, растворил бы его энергию, своей неуверенной техникой рисования тушью. Чтобы научиться, я смотрел на настоящих мастеров, чтобы увидеть, как они делают то, что делают... Это были такие художники как: Уолли Вуд, Джек Дэвис, Вилл Эиснер, Милтон Канифф, Хал Фостер, Морт Друкер … список можно продолжить.

Однако я обнаружил, что каждый из них использовал свою технику и свой стиль, подражание их методам только заставило бы мои рисунки быть похожими на рисунки Друкера или Вуда (о’кей, на плохие рисунки Друкера или Вуда). Для меня стало очевидно, что подражание их способам, позволило узнать как тот или иной художник передает форму или объем тушью, это была лишь практика проб и ошибок, учило рисовать с твердостью и эффективностью.

К сожалению, я был очень нетерпелив, чтобы нарабатывать сой собственный стиль, поэтому я донимал других художников, зная, что они дадут мне совет или некоторые инструкции. Чаще всего говорили, что мне стоит больше практиковаться, однако за это время я все же узнал немало хитростей, уловок и способов. Мне даже было позволено иногда наблюдать за работой мастеров, стоя у них за плечом. Множество вещей я открыл самостоятельно, они просто накапливались с годами и сделанными рисунками.

Я разработал небольшую обучающую программу по рисованию тушью и сейчас поделюсь ею с вами. Только с небольшой оговоркой, я считаю себя «проходимым» контуровщиком на данном этапе моей карьеры. Я не думаю, что со своим способом я получу какую-нибудь премию, или встану в один ряд с мастерами вроде Вуда или Эйснера. Однако я больше не приближаюсь к перу и туши с опаской и ненавистью, я даже получаю огромное наслаждение от работы до тех пор… пока ручка не делает «сссссссскккриииттччч» и не забрызгивает всю страницу. Тогда я начинаю проклинать все на свете.

Начнем с карандашного наброска

Это карандашный рисунок, на примере которого я буду показывать вам мой способ контруровки:

Данный рисунок, в конечном счете, станет цветным постером. Это важно учитывать, поскольку, если бы я захотел оставить работу в черно-белом варианте, потребовалось куда больше времени для прорисовки форм и объемов. Здесь придется приложить больше усилия на этапе колорирования, но ради обучения работе с тушью, я выполню чуть больший объем рисования, чтобы показать различные способы, понятия и методы. Обратите внимание, что карандашные линии легки и в некоторых местах прерывисты, некоторые линии я не буду использовать в дальнейшем.

Необходимые инструменты

При работе я пользуюсь как кистями, так и перьями. Перья Gillott 303, кисти Winsor Newton Series 7 № 2 и № 6 (для закрашивания больших площадей). Тушь Pelican’s Drawing Ink для перьев и Dr. Martin’s Black Star под кисточку. Я использую Black Star для рисования кистью, потому что она дает плотный цвет и не становиться серой, после стирательной резинки как Pelican. Линии от кисти ложатся более тонким слоем, и после стирания получается светлее, чем линия от пера.

Из бумаги я предпочитаю Strathmore 500 Bristol из 3-4 проклеенных слоев с немного шероховатой поверхностью. Мне нравится бумага с шероховатой поверхностью, потому, что она придает линиям некоторую теплоту и очарование, в отличие от бумаги с гладкой, хорошо проклеенной поверхностью.

Кисть против пера

Есть свои за и против относительно применения любого из этих инструментов. В основном, это сводится к результату, которого вы хотите достичь, и вашим предпочтениям. Мне нравятся оба инструмента, поэтому я использую их вместе. Но все же, чаще я использую перо, потому что мне нравится его более грубая, несовершенная линия в противоположность очень гладкой линии от кисти. Я думаю, что у пера больше индивидуальности. Кисть стоит применять для больших, широких кривых линий, которые трудно провести в одно движение. Также использую кисть, чтобы прокладывать сплошной черный тон или, например, когда рисую длинные волосы или оперение и хочу, чтобы они выглядели гладкими.

Кисть расходует намного меньше туши, ложится на поверхность тонким слоем и высыхает намного быстрее, что позволяет раньше приступать к работе над следующим слоем. Кисть позволяет рисовать линии различной толщины за один прием – от волосяной до очень толстой. Есть у кисти и отрицательные стороны. Она требует большой концентрации внимания, если я устал или несосредоточен рисование ею может очень быстро меня расстроить. Ею трудновато нарисовать, острые углы и мультинаправленные линии. Работа кистью очень сильно отличается от работы карандашом и пером. Я очень люблю использовать кисть в работе с тушью. Но всему свою подход.

Перо позволяет делать мне самые разнообразные движения. 303 не цепляет бумагу, как игла рапидографа, таким образом, могу проводить линии так, как я это делаю карандашом. Если я аккуратен, то могу менять направление и даже делать загогулины или резкие повороты. Я могу получить линию различной толщины, 303 дает прекрасную ровную линию, такую как нужно. Отрицательные стороны перьевой ручки: перо не всегда идет мягко. Иногда я провожу пером две линии и вынужден его выбросить и взять другое. В другой раз мне попадается хорошее перо, которым я рисую много часов. Пера с жестким кончиком хватит, вероятно, на две работы. Этот инструмент оставляет на бумаге очень толстый слой туши, так что требуется много времени, чтобы она просохла, иначе ее можно размазать или украсить отпечатками своих рук часть работы. Это заставляет одновременно работать сразу над несколькими частями рисунка и ждать 10-15 минут пока они просохнут. Перья расходуют очень много туши и необходимо постоянно окунать их в чернильницу.

Каждый инструмент имеет свои слабые и сильны стороны и тут уж выбирать художнику. Стоить заметить, что порой стиль художника определяется ограничениями того или иного инструмента. Морт Друкер, например, использует много загогулин, вьющихся линий, каракулей и прочих подобных эффектов. Его перьевая ручка - 1950 Gillott, является одной из немногих моделей, которые позволят вам сделать такие движения. На что были бы похожи работы тушью Морта, если бы он использовал Hunt 107, который позволяет рисовать только прямые или плавно изогнутые и не может изменить направление как 1950? Кто знает. Возможно, Морт нашел 1950, а возможно это 1950 нашла Морта.

На старт

Наблюдая за несколькими контуровщиками во время работы, я понял, что самое главное что нужно, когда рисуешь тушью – это уверенность. Вы не можете быть робким, рисуя тушью, иначе, потеряется вся экспрессивность и энергия, и финальный результат будет далек от идеала. Вы должны верить в то, что сможете провести линию именно там, где хотите. Если будете очень много рассуждать и наносить штрихи медленно, никогда не добьетесь уверенно выглядящей работы. Это похоже на езду на велосипеде… вы можете поставить на него дополнительные колеса (медленные и неуверенные штрихи), и вы, несомненно, доберетесь до пункта назначения, но это не будет изящно и симпатично. Если вы снимете дополнительные колеса, то первые разы будете падать, а ваши локти и колени украсятся царапинами, но, в конце концов, вы научитесь! Не торопитесь, но и не медлите. Выработайте хороший ритм, и, прежде всего – рисуйте. Рассмотрите свои линии и нарисуйте их вновь. Думайте о форме, которую вы рисуете, она должна занять место в вашем воображении, чтобы затем попадать оттуда в вашу работу.

Я всегда начинаю работу с главного элемента рисунка, а затем работаю над задними и маловажными элементами. Могу заметить, что это заставляет первостепенные элементы выделиться, а все остальное отступить. Обычно, объекты, на которых надо сосредоточиться, будут иметь самые тяжелые и смелые линии, больший контраст и детали, тогда как маловажные будут прорисованы гораздо более слабыми линиями. Данное утверждение не работает, когда изображается объект, который должен выделяться из темноты, являясь самой простой и легкой ее частью. В данном случае, это сцена на открытом воздухе при дневном свете, поэтому остановимся на первом варианте. Пожилая леди на переднем плане, сопровождаемая другой дамой и двумя больших парнями позади – центр картины. Остальные – только дополнение, за исключением парня, лежащего на земле в правом нижнем углу – он также часть переднего плана, уравновешивает картину.

Следующая вещь, над которой стоит задуматься – источник света. Это дневное время и действие происходит на улице, следовательно, источником света будет солнце, расположенном сверху и спереди перед персонажами. Самый простой способ обозначить источник – линии, удаленные от источника света сделать толще и насыщеннее, тех, которые расположены к источнику ближе… это разумный и последовательный подход. Есть и другие. Некоторые контуровщики рисуют более тяжелый наружный контур вокруг объекта, используя более тонкие линии во внутренних областях. Это создает более плоский и стилизованный, но эффектный вид. Лично я не использую методы, которые жестко определяют источник света. Мне кажется, что часто важнее подчеркнуть глубину изображения, чем рисовать далекие от источника света контуры темными, а близкие светлыми. Иногда вы должны утолщить линию, чтобы отделить один объект от другого, независимо от источника освещения. Однако я всегда учитываю источник, когда начинаю работу.

Механика

Я только что рассказывал вам о том как «просто взять и нарисовать» тушью что-либо. В реальности, сталкиваешься с рядом механических ограничений, присущих тому или иному инструменту и это нельзя сбрасывать со счетов. Есть некоторые вещи, которых вы не найдете практически ни в одной книги по рисованию – механика работы с инструментом, это как раз то, о чем я хочу рассказать здесь. Процесс контуровки – лишь этап в работе художника над рисунком. Если бы я показал вам, как я обвожу рисунок - было бы довольно бесполезно. Мне кажется более полезным показать на примере своей работы, как использовать перо, чтобы вы затем могли принять свое решение в работе. В-общем, многие советы мне дали такие опытные художники как Сэм Вивиано, Джо Рабенстеин, Том Нгуиен, Дуг Манк и др., когда я показывал им свои работы.

Держим перо правильно

Перво-наперво, следует удостовериться, что ты держишь перьевую ручку или кисть правильно. Не стоит держать инструмент далеко от наконечника – это неустойчивое положение, любая малейшая неровность на поверхности бумаги приведет к искривлению линии. Держите перо или кисть рядом с наконечником, это дает куда лучший контроль.

Также важен угол, под которым вы держите перо о время работы. Вы задумывались, что рисование пером возможно лишь благодаря силе поверхностного натяжения жидкости (чем острее угол, тем больше сила поверхностного натяжения). Так что старайтесь держать ручку как можно параллельнее плоскости рисования.

Очевидно, что ваша рука будет вам мешать, но все же держите ручку за наконечник, это заставит ее двигаться ровнее и менее нервно. Расположите рабочую поверхность под удобным для вас углом. Линия от пера может потечь, когда вы рисуете по направлению вниз, и стать бисерной при движениях вверх – а это уже проблема.

Я подставляю колени под край моего рабочего стола, чтобы добиться переменного угла и облегчить себе работу.

Обмакивание пера/кисти

Важность этого процесса нельзя недооценивать, когда работаешь с тушью. Лучше всего начинать работу со средним уровнем чернил на наконечнике пера или кончике кисти. Если наконечник будет держать слишком много туши, то линия получиться со следами от капель или будет просто очень мокрой. Если наконечник будет слишком сухим, то вы рискуете не дочертить линию до конца, а застрянете где-нибудь на середине. При рисовании кистью степень пропитки кончика определятся интуитивно, но с пером все совершенно однозначно. Я делаю это, наливая тушь из бутылки в чернильницу до строго определенного уровня. Когда я макаю перо в чернильницу, я набираю всегда одно и то же количество туши - чуть выше того места, где у пера имеется отверстие, таким образом, я не пачкаю ничего лишнего. Я добавляю небольшие порции туши в чернильницу, чтобы держать уровень на постоянной отметке.

Движение при рисовании

Большинство людей имеют максимальный контроль над проведением линии по направлению от тела к краю листа. Если вы правша, как и я, то вам проще всего совершать движения по направлению вправо. При рисовании сверху вниз ваша рука упирается в тело, если вы развернете плечо наружу, то вам придется вывернуть запястье назад, чтобы удержать рабочую поверхность в неподвижном состоянии. По крайней мере, для большинства это будет проблемно. Попробуйте провести несколько линий по направлению от тела. Это особенно заметно при работе с кистью… попробуйте нарисовать широкую, плавную линию по направлению от вас, а затем проведите такую же линию по направлению к себе. Вторая линия, наверняка, получилась не такой красивой. К коротким линиям применим тот же принцип. Я часто верчу лист, и даже переворачиваю его вверх тормашками, чтобы можно было проводить линии в максимально удобном направлении.

Используйте руку целиком, но не используйте запястье.

Хотите - верьте, хотите - нет, но если вы хотите получить сильные и уверенные линии длины больше 3 см пользуйтесь вашим плечом и локтем, но не используйте запястье. При этом используйте свой локоть как центр окружности, это очень устойчиво. Если вы работаете над мелкими деталями, вы можете включить в работу запястье.

Начнем контуровку!

Итак, для начала я покажу некоторые принципы работы кистью. Я начинаю с пожилой леди в центре. При макании кисти в тушь, я стараюсь окунуть ее кончик не более чем на 2/3 длины щетины. Тушь очень быстро разрушает металлический держатель щетины, так что не позволяйте набираться ей под него.

Вы можете заметить, что я повернул лист, чтобы моя рука свободно двигалась вправо.

Обратите внимание, я использую руку целиком, чтобы проводить линии, они получаются ровные и красивые. Самые толстые линии я рисую с правой стороны леди (левой для нас) и снизу, что связано с источником освещения. Я еще немного поработаю кистью, а затем продолжу пером – буду рисовать внутренние детали. Тонкие линии, проведенные пером, являются отличным дополнением к толстым штрихам кисти.

Я не рисую кистью медленно, иногда я даже наношу штрихи даже слишком динамично. Помните, что ошибки могут быть исправлены, не расстраивайтесь, если у вас получиться не очень красивая линия… одна, две, три… Просто продолжайте работать.

Не переживайте, если не можете за одно движение сделать линию требуемой толщины. Пробуйте и варьируйте толщину линии в зависимости от источника света, но знайте, что, вероятнее всего, некоторые потребуется откорректировать, особенного после добавления фона. Возможно, идеалом является рисовать линию в одно смелое движение, но большинство контуровщиков делают это в несколько движений. Для меня было шоком узнать, что Ал Хиршфелд, король рисунков с изящными и ровными линиями создает свои работы при помощи коротких волосатых штрихов.

После того, как я взял перо, я начинаю работать над добавлением деталей и линий. Перо используется, чтобы добавить форму, нарисовать морщины и некоторые мелочи персонажу. Далее, я еще не раз вернусь к кисти, но на данном этапе вся работа ведется пером.

Есть куча вещей, над которыми стоит задуматься при рисовании: форма, свет, тень, контраст и т.д. Этого может оказаться многовато, поэтому важно помнить некоторые моменты, которые контуровщик может применять для большинства иллюстраций, выполненных тушью.

Варьирование толщины линий

Я уже говорил немного об этом, но повторю еще раз – это один из ключевых моментов. Оставим в стороне рассуждения о некоторых стилистических подходах, но нет ничего скучнее, чем линии одной толщины. Это выглядит плоско и безжизненно. Мы уже обсуждали вопрос изменения толщины линии в зависимости от источника света, но это не единственное. Это создает визуальный интерес, динамику, дает жизнь рисунку, подчеркивает движение и энергию. Вес линии добавляет массу, форму и новое качество двухмерному изображению. Рассмотрите некоторые линии, обратите внимание, что формы стали гораздо более выразительными, чем были бы с линией постоянной толщины.

Глобальная логика при варьировании толщины не требуется. Иногда вы добавляете вес линии, чтобы заставить казаться что-либо более тяжелым, или однозначно поместить один объект перед другим, или подчеркнуть источник света,.. но иногда вы делаете это только для того, чтобы придать рисунку выразительность. Капли туши, «слишком влажные линии» и другие несчастные случаи часто могут оказаться «счастливым несчастным случаем», потому что спонтанно добавляют интерес рисунку, который иначе был бы бесплоден. Так что, то, куда вы будете размещать свои толстые и тонкие линии зависит от вашего стиля и вкуса.

Заливка черным

Заливка черным может применяться для разных целей, например, создать глубину картины, заставить двигаться взгляд по странице, установить контрасты, определить сильные источники света, массу и форму. Многие контуровщики начинают свою работу с заливки черным, но я делаю это в последнюю очередь, перед финальными штрихами. Я рассматриваю изображение, находя области, которые могу залить черным. На рисунках ниже я буду использовать кисть, чтобы добавить черного к героям на первом плане.

Вы были бы поражены узнав, сколько цветов мы бы воспринимали как сплошной черный, если бы видели мир в черно-белых тонах. Большинство темных оттенков красного, фиолетового, синего, зеленого станут черными в черно-белом мире. Скосите ваши глаза в сторону и попробуйте рассмотреть объекты за границами ваших ресниц. Вы сможете разглядеть только неопределенные формы. Посмотрите, какое количество объектов, которые казались нам цветными, оказываются черными. Конечно, это вовсе не обозначает, что мы должны заливать черным почти все изображение – это было бы безумством, но немного я все-таки добавлю. Я делаю ботинки леди глянцево-черными, рисую падающие тени, для придания формы и массы. Заодно я мог бы добавить тень от головы на ее плечо, но пока я это пропущу. Позже определюсь и с количеством черного на заднем плане. Это нужно для того, чтобы черные области в разных частях рисунка уравновешивали друг друга.

Добавление интереса рисунку посредством штриховки

В некоторые стилях рисования для создания объема используется только тушь (посмотрите на комикс «Город Греха» Стива Миллера – оцените его потрясающее владение графикой). В наши задачи входит придать некоторый интерес рисунку, что практически полностью возложено на дальнейший цвет, однако я все-таки хочу кое-что сделать и при помощи туши. Так как я не использую отмывку, придется штриховать. Есть одна тонкость – при штриховке не располагайте линии под прямым углом друг к другу – это делает рисунок плоским и безжизненным. Располагайте линии под разными углами даже в пределах небольшой области. Безумным мастером штриховки был Джек Дэвис, который знал, как с ее помощью сделать рисунок красивым. Я добавлю немного штрихов к подошве обуви пожилой леди. Штриховкой очень легко злоупотребить. Помните, никогда не поздно добавить несколько штрихов в конце работы, убрать ее намного труднее (и грязнее).

Добавление интереса рисунку при помощи текстур

В действительности это просто другой способ штриховки. Штриховка дает представление о форме и объеме объекта, в то время как текстура дает представление об его поверхности. Например, я мог бы добавить полоски на рубашку мужчины, чтобы придать ей «серый» оттенок или нарисовать листья с одной стороны куста, чтобы придать некоторую затененность. Я сделаю это на некоторых частях одежды, тени на траве, но не более, поскольку хочу получиться яркие цвета.

Вот изображение главного персонажа, уже практически завершенное. Я, определенно, еще несколько раз вернусь к работе над ней, добавить несколько штрихов, где именно станет понятно после проработки фона. Ее восприятие нами изменится, когда вокруг будут другие линии, а не пространство белого листа.

Самое время заняться фоном. Есть персонажи посреди игрового поля, я начну с них и перейду к объектам на заднем плане. Я все еще буду варьировать толщину линии и насыщенность черного, однако буду делать их куда менее выразительными, чем на переднем плане. Заметьте, как часто я переворачиваю лист. Я делаю это не только для того, чтобы проводить штрихи в удобном для меня направлении, таким образом, я могу рисовать на сухих участках, давая просохнуть свежим линиям.

Обратите внимание, что иногда я подкладываю левую руку, понятия не имею, почему я так делаю, но это придает большую устойчивость правой руке, что особенно помогает при работе над деталями. Возможно это привычка после моих деньков с аэрографом. Сэм Вивиано сказал мне, что это подобно специальному приспособлению, которое использовали некоторые живописцы и контуровщики, чтобы держать руку над влажной поверхностью. Так или иначе, я этим пользуюсь.

Я использую все более легкие и тонкие штрихи по мере удаления от центра к периферии. Деревья и кустарники на самом заднем плане будут иметь лишь контур, возможно несколько веток с листьями… ничто не сделает рисунок более плоским, чем тонна деталей, создающая визуальный шум на заднем плане. Однако эта методика верна, если художник использует плотность фона, чтобы подчеркнуть объекты переднего плана… трюк с обратным восприятием.

Вот небольшая хитрость, которую я узнал от Сэма Вивиано – не дорисовывайте до конца контур объекта, находящегося позади другого объекта. Посмотрите:

Это добавляет немного места, воздуха вокруг объекта переднего плана, отделяет их от объектов позади. Бываю случаи, когда так и хочется довести контур до края, особенно, если задний объект темнее переднего, но «пространственная» уловка хороша для большинства линейных рисунков.

Как только я заканчиваю первичную контуровку, я беру ластик и стираю все карандашные линии. Если использовать более плотную тушь для работы кистью, то после стирания она не сильно вытрется. Убедитесь, что вы дали просохнуть своей работе никак не менее получаса… удивительно, как долга тушь после пера может оставаться влажной. Нет ничего хуже, чем растереть невысохшую тушь резинкой.

Мои последние шаги кистью должны увеличить толщину линий в некоторых местах, добавить больше черного и немного штрихов. Я заметил, что линии на левой половине тела леди тонковаты, ну что ж, с кистью это не проблема.

Как я упоминал ранее, чтобы достигнуть тонового баланса я буду заливать некоторые заштрихованные места сплошным цветом, как штаны на мужчине справа.

Не имейте никаких сомнений относительно черного цвета, если это позволит сделать вашу работу более сильной. Черные области – самые сильные части любого рисунка, выполненного тушью. Я добавляю черного к некоторым рубашкам, ботинкам, на левую часть юбки леди и в некоторых других местах.

Цвет доделает эту часть, мне не стоит слишком озадачиваться этим сейчас. Наконец, последние штрихи. Я беру тонкую связку маркеров и шариковых ручек, чтобы добавить немного текстур и деталей. Я добавляю немного мелочей объектам, чтобы сделать рисунок более интересным, смягчаю линии, которые выглядели жесткими, все то чего нельзя было нарисовать пером.

Вот, финальный вид:

little-lilia.livejournal.com

Рисуем тушью, техника рисования + пошаговый урок

I. «Почему именно тушь?»

ЭКСПРЕССИЯ СВОБОДЫ – эти два слова приходят мне в голову, когда я думаю о туши. Благодаря ей, я могу создавать как быстрые наброски, так и серьезные, требующие большей отдачи работы. У меня есть возможность играть этой техникой в зависимости от цели, которую я поставил перед собой. Я также могу подключать и другие техники рисования, например: акрил, акварель, графит и т.д. И что самое важное - я не держу себя в рамках, я развиваю в себе способность творить.

Потому я говорю - тушь!

II. Что необходимо при работе с тушью:

1. Краски акриловые (конечно же в моей палитре имеются и другие цвета).

2. Graphigum (наносится на определенные места рисунка перед началом работы с тушью; затем Graphigum удаляется с рисунка после нанесения туши; места ранее обработанные Graphigum oстаются белыми – тушь не впитывается).

3. Тушь белая.

4. Тушь черная.

5. Белый акрил.

6. Скрепки «Жабки» (служат для закрепления листа бумаги к планшету, а также могут использоваться и в других случаях, например, чтобы закрыть пачку чипсов, вообщем, очень нужный предмет не только для художников).

7. Плакатные перья различной толщины.

8. Разные палочки (очень мощный, но редко используемый инструмент).

9. Кисточки (разного размера и качества).

10. Автоматический карандаш 0.5 + графиты.

11. Различные ластики (мягкие – стирают чисто и мягко, не оставаляют пятен и шероховатостей; твердые – стирают жестко, меняют фактуру бумаги).

12. Ватные тампоны, бумажные салфетки и т.д. (служат для очистки перьев, кисточек, для удаления обилной влаги на бумаге).

13. Емкость для воды и туши.

14. «Буковки – печати» (прихватизировал со школы; иногда очень нужная вещь).

15. Простые карандаши.

16. Ножик (не пользуюсь точилками).

17. И все остальное, что я не упомянул, но часто использую в своих работах (мелки, пастель, акварель, «наждачка» она же «шкурка», циркуль, бумага цветная, ножницы, маркеры, ручки и т.д. и т.п.)

III. Основа для рисования

Чаще всего используется бумажная основа для работы с тушью. Бумага должна быть высокого качества, средней фактуры, достаточно плотной (как ватман). Тонкая бумага годится только для эскизов, она менее качественная. Перо такую бумагу царапает, а затем и само забивается волокнами, что препядствует свободному поступлению туши. Тонкая бумага также имеет неприятную особенность - быстро «впитывает» воду, а также очень деформируется, особенно, когда применяется техника «мокрой» акварели. Для рисования тушью в технике «мокрой» акварели прекрасно подойдет акварельная плотная бумага.

IV. Техника рисования

Тушь очень многогранна и интересна в работе. Порой она может быть очень непредсказуемой.

Итак, Вы готовы? Тогда в добрый путь - Вас ждут неожиданности и сюрпризы!!!!!

а) Рисование пером. При помощи пера рисуются тонкие линии, контурные линии, выполняется штриховка. Чтобы рисунок не был монотонным, вы можете играть с толщиной линий, дополнять рисунок мелкими штрихами, черточками, точками и т.д. Работа становится богаче и динамичнее. В этом вы также можете убедиться проследив творчество многих выдающихся художников. Вспомним прозрачность и чистоту линий А. Дюрера, насыщенные нервными штрихами работы кубистов, лаконичность и скупость росчерка у А. Матисса. Эта техника преимущественно служит для передачи чувств, впечатлений, внутреннего состояния в экспрессивных и динамичных работах. Эта техника также дает возможность осуществлять минутные эскизы и наброски.

б) Рисование кистью. Эта техника очень свободная, может иногда напомнить процесс рисования акварелью, только у нас вместо нее просто тушь. Мягких переходов цвета вы можете добиться смешивая в различных пропорциях тушь с водой. Чем больше воды, тем светлее становится цвет туши. Соответсвенно, чем меньше воды, тушь будет более темная. Кисть и разбавленная тушь с водой может оживить ваш контурный рисунок, сделанный пером. Нанесите кистью на рисунок тени в виде пятен с мягкими переходами и переливами. Рисунок преобретет глубину. Рисовать кисточкой вы можете как по мокрой, так и по сухой поверхности. Следите за тем, чтобы кисть и разбавленная тушь, играющие вспомогательную роль в вашей работе, не заглушали характер контурного рисунка выполненного пером.

в) Рисование палочками. Самыми удобными считаются липовые палочки, они мягкие и легкие в обработке. Палочку можете просто сломать, чтобы потом получались толстые и небрежные линии. А можете срезать под углом и получите в итоге линии тоньше. Это очень интересный и мощный инструмент. По своим возможностям простое перо во многом уступает палочкам. Палочками вы можете рисовать как очень толстые линии, так и очень тонкие линии. Можете создавать очень быстрые эскизы и наброски, а также серьезные и сложные типографические работы с присущим только вам характером и стилем (что сегодня очень редко встречается, поскольку все у всех все копируют и перерисовывают). Индивидуальность сейчас очень цениться и, я думаю, стоит лишний раз постараться, чтобы тебя заметили. Если ты хочешь быть не таким как все, значит это техника для тебя!!!!

г) Рисование сухой кистью. Эта техника тяжелая, требует особой подготовки. Ипользовать надо очень маленькое колличество туши и постоянно следить, сухая ли кисть. Тушь также можете разбавлять водой, для получения другого оттенка. Но будьте внимателны, на кисточке не должно быть много туши!!! Потренеруйтесь. Кисточки можете использовать различных видов, жесткости, формы. Технику чаще используют при создании быстрых эскизов и набросков.д) Эксперименты. Делай все, что тебе взбредет в голову во время работы над рисунком, т.е. мешай все вышеупоманутые техники, делай штампы, брызгай кистью/зубной щеткой, три бумагу «наждачкой», царапай, используй вату и губку, подключай гуашь, акрил, уголь, графит, акварель, клей...... Вообщем, полная свобода!!!! Мой совет, перед тем как начать эксперементировать, овладей дла начала вышеупомянутыми стандартными техниками. Это поможет избежать слишком перенасыщенных работ, безвкусицы и перебора.

V. Советы

- не срисовывай от других, попробуй найти свою «жилку», свой стиль. Тушь многогранный и богатый инструмент, она даст тебе расскрыться.

- не бойся того, что у тебя ничего не получится; для того и тренеруешься, чтобы набраться ловкости. «Москва не сразу строилась!»

- старайся рисовать тушью без наброска карандашом, так ты набьешь руку и глаз, преобретешь уверенность в том что делаешь. Заранее сделанный карандашный набросок может убить ту свежесть работы, которую дает тушь.

- не бойся экспрессии; иногда 5-ти минутный рисунок представляет из себя большую ценность, чем 6-ти часовая вымученная работа.

- всегда чисть крышку и бутылочку, где хранится тушь. Сухая тушь сбивается в комочки и теряет свои свойства.

- встряхивай тушь перед работой.

- чтобы добиться нужного тона туши, разбаляй ее с водой.

- старую тушь можно спасти: перелей тушь в другую емкость через марлечку (комочки остануться на марле) и долей немножко воды (любая открытая тушь со временем густеет).

- самые удобные емкости для туши при работе над рисунком – крышечки от различных бутылок: дешево и мобильно.

- всегда тщательно мой кисточки после работы с тушью, протерай тряпочкой. Так они тебе прослужат еще долго.

- в процессе работы часто меняй воду, используй большую емкость для воды, например банку. Так ты не испачкаешь лист бумаги, когда будешь ее смачивать кисточкой.

- не оставляй тушь открытой!!!!

- имей при себе ватные тампоны или салфетки, они тебе пригодятся при удолении лишней влаги на бумаге. Кончиком платка ты можешь также делать плавный переход от темного к светлому.

- когда используешь graphigum, подожди пока он полностью высохнит, убедись, преобрел ли он свойство застывшей пленочки; только тогда наноси сверху слой туши. Тушь ни в коем случае не должна перемешиваться с graphigum (что может случиться если начнешь раньше времени рисовать).

VI. Пошаговый урок1. Сначала я готовлю место для работы: инструменты и бумагу, на которй буду рисовать (и напиток, который собираюсь пить в процессе)2. Набрасываю механическим карандашом начальный рисунок.3. Когда эскиз готов, мягким ластиком убираю «грязь» и ненужные линии.4. Заливаю палочкой определенные участки рисунка, которые должны остаться белыми, специальной маскирующей жидкостью (GRAPHIGUM). В этих местах тушь не будет впитываться в бумагу. 5. Затем кисточкой пропитываю поверхность бумаги большим колличеством воды (я буду использовать технику рисования по «мокрой» поверхности).6. Теперь беру кисточку, смачиваю ее в туши и слегка провожу кончиком по влажным участкам рисунка. 7. Переизбыток туши собираю ватным тампончиком.8. А так выглядит весь рисунок после нанесения слоя туши. 9. Теперь надо снять слой маскирующей жидкости (graphigum), он нам уже не нужен. В некоторых местах я его оставляю до окончания работы. Это уже кому как вздумается, дело вкуса и задумки. 10. Увеличиваю рисунок. Теперь я работаю над деталаями рисунка, вырисовываю глазки, нос, придаю характер героям. 11. Так выглядит рисунок после придания характера.12. Кое где подкрашиваю рисунок белым акрилом (белая тушь тоже пойдет). Выделяю блики, подчеркиваю светлые места, корректирую контраст. 13. Штрихами, линиями, точечками делаю переходы, вырисовываю детали. 14. «Наждачкой» придаю эффектные шероховатости, потертости.15. Результат:16. И в заключении экспериментирую с цветом. Работа выглядит интереснее. Хотя, кому как нравится

agata-behexter.livejournal.com

Как растирать сухую тушь. | Блог художника

Всем привет. Недавно у меня тут спросили как растирать тушь, и направил лишь по ссылке. Теперь я хочу исправить этот недочет и написать здесь о туше, ее растирке на камне. Это конечно не мой личный опыт, но статья очень интересная и полезная.

Тушь производится в Китае уже несколько тысяч лет. Сажа, соединенная с пережженной сосновой древесиной, углем или ламповой костью, смешивается с клеем и помещается в специальные формы. Когда смесь застывает, то образует брусок спрессованной туши.

Есть три сорта туши, чьи живописные качества отличаются друг от друга:

ламповая кость или масляная сажа делает тушь черной как смоль и придает ей насыщенность и блеск. Она подойдет для любой живописи;

тушь на основе сосновой сажи не содержит в себе много клея, и поэтому у нее более холодный и тусклый оттенок. Большая часть детально проработанных рисунков нарисованы именной это тушью;

тушь из древесного угля еще менее клейкая и вязкая, так как доля клея и сажи в ее составе весьма небольшая. Часто художники свободного стиля работают именно ей.

Хотя традиционно принято пользоваться тушью в брусках, для начинающих художников подойдет тушь, разлитая в бутылки. Это проще и не нужно растирать тушь, а сразу приступить к рисованию. Отмечу, что и не совсем начинающие тоже рисуют тушью из бутылок.

А для туши в брусках потребуется камень для растирки.

Текстура камня должна быть очень высокого качества, чтобы растирать вязкую тушь в течении 3-5-ти минут. По традиции, лучшие камни происходят из города Шиао-хин провинции Квантун и из города Инь провинции Аньвэй в Китае.

Глиняные или сланцевые камни доступны. Они бывают разной формы: прямоугольные, квадратные и круглые. И еще у них должна быть крышка, чтобы тушь была всегда свежей. Для того, чтобы скапливать тушь, когда она смешивается с водой во время процесса растирания, камень делается наклонным или внутри него вырезается специальная выемка.

Тушь всегда растирают перед началом рисования. Согласитесь, было бы тупо это делать в конце:)) Наслаждение интересным ароматом происходит пока вы мечтаете о будущей картине в процессе растирания.

1. Нужно капнуть несколько капель воды на камень для растирания туши. Время требуемое для растирания, зависит от количества воды, которую вы нальете туда. С опытом вы научитесь определять дозировку.

2. Держите брусок туши большим, указательным и средним пальцами. Опускайте брусок в воду вертикально. Сильно надавите на камень и медленно вращайте брусок по часовой стрелке в течении нескольких минут. 2-4 достаточно.

3. Растирайте брусок, пока вслед за ним не появится сухая дорожка туши; тушь должна быть достаточно вязкой. Если тушь не растекается по бумаге — добавьте немного воды. Но не переборщите иначе тушь станет слишком жидкой.

4. По окончании рисования нужно просушить брусок туши, а так же вымыть камень для растирания туши и тоже его высушить. Если этого не сделать, то тушь высохнет и прилипнет к камню, а сам брусок будет клеить к себе всякую грязь.

И кстати, если нечего подарить к новому году художнику. То набор для рисования туши будет прикольно. Тем более она и выглядит как нечто экзотическое и сувенирное. Правда стоит оно не дешево.

blogproart.ru

Как рисовать тушью | Студия Интуитивного Рисования

 

Что такое тушь

Тушь — это краска, созданная на основе сажи. Различают тушь жидкую, твердую (в виде палочек или плиток), или в виде концентрата. Жидкая тушь представляет собой суспензию частиц сажи в воде. В качестве связующего вещества используется шеллак или желатин.

Тушь бывает водостойкая и неводостойкая. Как правило, для рисования используют водостойкую тушь, так как в случае попадания воды на рисунок неводостойкой тушью, он может быть поврежден.

 

 

Как подготовить тушь к рисованию

Для того, чтобы начать пользоваться твердой тушью, палочку туши трут о специальный камень, а затем порошок разбавляют водой до нужной консистенции.

Перед употреблением жидкой туши пузырек с тушью обязательно нужно взболтать, так как пока тушь стоит закрытая, пигмент может образовать осадок.

Любую тушь можно в процессе рисования дополнительно разводить водой (лучше дистиллированной). Это позволит получить в одном рисунке и темные и светлые оттенки. Также воду нужно добавить, если тушь в пузырьке немного подсохла и стала густая. Вода вернет туши прежнюю текучесть.

 

Инструменты для рисования тушью

Для рисования тушью подходит перо (перьевая ручка), кисть, или даже всевозможные специальные или самодельные палочки.

Для рисования различных линий отлично подойдет перо. Всевозможные штрихи, волны, точки и многие другие: рисунок может состоять только из одного типа линий, а может быть комбинированным.

Используя кисть можно делать размывки тушью (по аналогии с использованием акварели), заливать большие поверхности, или проводить мягкие линии, более толстые, чем пером.

И, наконец, палочки. Это очень мощный инструмент для рисования тушью, но и самый сложный для освоения. Ими можно рисовать как толстые, так и тонкие линии, делать экспрессивные рисунки или прорисовывать детали.

 

Основа для рисования тушью

Для перьевых рисунков с четкими линиями подойдет любая гладкая и плотная бумага. По такой основе перо будет хорошо скользить, оставлять равномерное количество туши.

Если вы планируете использовать кисть и размывать тушь, то подойдет любая бумага для акварели.

Для рисования белой и цветной тушью попробуйте использовать тонированную бумагу (в художественных магазинах, как правило, большой выбор такой бумаги).

 

И пара советов в заключение

Старайтесь рисовать без предварительного наброска карандашом. В рисунках тушью самое главное – это экспрессия. Спонтанные линии станут гораздо более выразительными на бумаге, нежели в тех случаях, когда вы предварительно нарисовали набросок карандашом и обвели тушью.

Не бойтесь экспериментировать. Комбинируйте тушь и акварель (нанося одно на другое только после высыхания для

получения четких линий, или «по-мокрому» для размытых границ), или другие средства рисования.

Не рассчитывайте стереть неудачную линию или кляксу тушью, это практически невозможно. Лучше, проявив фантазию, обратите изъян в достоинство (из кляксы, например, может получиться дополнительный цветок, из линии – веточка дерева)

 

 

sir-paint.ru