Акварель является одной из наиболее сложных техник в живописи. Она требует от художника максимальной осторожности в отображении деталей, так как изменить или переделать что-либо в рисунке практически невозможно. Отмывка акварелью довольно проста в своем исполнении. Данная техника была чуть ли не единственным методом применения акварельных красок до возникновения импрессионизма.
Она используется для придания чертежу объема и демонстрации того, как рисуемый объект будет выглядеть в реальности. Отмывка – хоть и достаточно легкий, но продолжительный процесс. В архитектурных институтах ее преподают с первого курса, так как она является одним из основных средств архитектора. Ведь обыкновенный чертеж не способен дать точное представление неподготовленному зрителю о форме предмета. Отмывка акварелью помогает понять замысел, увидеть форму предмета и разглядеть цветовую гамму любому человеку. Для самого архитектора данная техника также очень полезна. Он получает возможность работать с цветом, находить наиболее подходящие сочетания материалов для реализации задуманного, уточнять соотношения тонов, достигать хорошо выраженного силуэта и объема рисуемого предмета.
Как делать отмывку акварелью? Этот процесс простой, но занимает много времени. Первый шаг в работе с отмывкой – это отделение световых участков рисунка от теневых. Все места, на которые падает тень, должны покрываться краской так, чтобы при высыхании они все же были немного светлее наиболее светлых рефлексов в затемненных участках. Далее все поверхности фрагмента должны быть покрыты наиболее легким тоном, который только возможен, практически водой. Но все ребра и плоскости, на которые воздействует свет под прямым углом, при этом должны оставаться нетронутыми.
Предварительно изучив эскиз, необходимо поделить чертеж на основные планы в зависимости от того, как они удаляются в глубину. Первый план всегда освещен гораздо сильнее, поэтому его надо изобразить светлее всех остальных. Слово «план» в конкретном случае подразумевает все вертикальные поверхности, которые параллельно расположены по отношению к фасадным плоскостям проекций.
Вся поверхность рисунка, кроме его первого плана, должна быть покрыта легким раствором акварельной краски. После ее высыхания первый план будет выглядеть немного светлее, чем остальные, более глубокие. Чтобы такая работа, как отмывка акварелью, стала немного проще в выполнении, следует покрывать сразу все световые и теневые участки чертежа. При этом надо стараться сохранить светлыми ребра, находящиеся под световым источником, особенно если они находятся на первом плане.
Когда степень освещенности на светлых планах распределена, можно переходить к работе над теневыми участками. Места, которые расположены ближе всего к зрителю и находятся в тени, должны изображаться более насыщенными, чем те, что находятся на дальних планах. Последние прорисовываются более ослабленно, а подробности в градациях становятся меньшими.
Завершающий этап в вопросе о том, как сделать отмывку акварелью, требует от художника особой осторожности. Все пространства на рисунке, которые являются замкнутыми и глубокими, должны меньше освещаться отраженными лучами в своих теневых частях. Такое правило должно четко соблюдаться, если дело касается проемов, в которых отображаются внутренние помещения. Затененные поверхности покрываются последовательно по существующим планам так же, как при отмывке освещенных участков, только в обратном порядке.
В последнюю очередь обрабатываются тени, находящиеся ближе всего к зрителю. На всех тех ребрах отображаемой детали, которые находятся в тени, надо оставить тоненькую полоску, несколько светлее самой тени. Эта процедура позволяет передать отчетливую рельефность формы. Также важно помнить, что на передних планах светящиеся ребра фигуры должны выглядеть более светлыми, чем те, которые находятся на задних, глубоких участках чертежа.
Существует не одна техника отмывки акварелью. Первая и наиболее легкая – черно-белая. Вначале детали прорисовываются тушью, а потом уже художник берет в руки краски. Наиболее важно в черно-белой отмывке правильно выбрать ракурс, то есть место, откуда предмет будет смотреться наиболее выразительно. Главные части силуэта должны хорошо просматриваться. Хоть данный тип отмывки и используется редко, он предоставляет начинающему архитектору самое важное – чувство тона. Чертеж находится в четком тоновом и нежном, сдержанном цветовом решении. Чаще всего эта техника используется для отображения разнообразных архитектурных проектов.
Цветная отмывка акварелью увеличивает диапазон световых участков. Она дает возможность художнику воплотить любое желаемое освещение на рисунке. Это может быть солнечный и яркий день, дождливый и пасмурный пейзаж, красочный закат или восход. Главное – определить, что именно надо отобразить в работе, выбрать правильный источник освещения. Если свет яркий, то цветовое разнообразие должно уменьшаться, а тени становиться контрастными, что позволяет хорошо отобразить объемность. И наоборот, если освещение рассеянное, то контрастность снижается, а цветовая нагрузка повышается.
Перед началом работы следует выбрать тему. Архитектурная отмывка акварелью предпочтительно используется в отображении более характерных и объемных видов зданий. Необходимо грамотно и красиво распланировать будущий чертеж. Ведь результат работы должен быть практически идентичен фотографическому изображению объекта. Качественный чертеж – пятьдесят процентов успеха. Он должен выполняться тушью, которая разбавляется до светло-серого оттенка. Чертеж делается легкими движениями руки, чтобы впоследствии он не просвечивался через акварель. В некоторых случаях можно применить цветной контур. Тогда голубой цвет станет главным в освещенных участках, а затемненные места потребуют красного или коричневого тона. Немаловажно и качество бумаги, так как чертежи требуют от художника предельной точности и аккуратности.
Отмывка акварелью в архитектуре требует большого мастерства художника. Необходимо обладать большим багажом знаний, уметь пользоваться свойствами красок, различать световые и цветовые природные явления, видеть многочисленные качества разнообразных фактур и прочее. После окончания работы в технике акварельной отмывки можно увидеть рельефный и объемный объект, который максимально приближен к своему реальному виду. Такой результат достигается художником путем проработки всех световых и теневых участков изображаемого предмета.
fb.ru
Отмывка- это метод выявления формы объекта путем послойного наложения красок в градации от блика до падающей тени. Фактически это способ тональной проработки объекта. Проще говоря, мы тоном показываем области блика, света, полусвета, полутени, тени. Использование отмывки делает изображение более наглядным, при хорошо выполненной отмывке, изображение во многом соперничает с картинкой, выполненной с помощью визуализации в программах трехмерной графики. Чертежи могут отмываться разбавленной акварелью, тушью и даже чаем. В качестве бумаги под отмывку используется плотный ватман или акварельная бумага. Как уже сказано выше, отмывка представляет собой трудоемкий процесс последовательного наложения красок. При создании отмывки необходимо использовать знания по воздушной перспективе и теории построения теней.
Технологический процесс отмывки включает в себя несколько этапов:
Подготовка изображения: обводка объекта рапидографом толщиной 0.18 или 0.25 (благодаря этому краска будет меньше вытекать за границы линий). Стирание всех ненужных линий построения (после того, как чертеж отмыт, стирать уже ничего нельзя).
Покрытие изображения слоем чистой воды при помощи беличьей кисти большого диаметра (служит для приглаживания мелких ворсинок бумаги).
Покрытие всего изображения «слезой»- практически прозрачным раствором краски («слеза» служит основой для всех остальных красящих слоев).
После нанесения двух слоев слезы наносят следующие растворы краски, которые могут быть более насыщенными по тону. Количество растворов, разных по насыщенности может достигать 5 и более. Следует обращать внимание на то, чтобы самый насыщенный раствор не был слишком темным, иначе на отмывка будет ложиться пятнами. Общее количество нанесенных слоев может достигать 30. Перед нанесением каждого последующего слоя, предыдущий должен просохнуть (иначе вновь нанесенный раствор будет растекаться).
Для тренировки навыков, необходимых при наложение отмывки, нам было предложено следующее задание. Для выполнения этого упражнения использовался чай. (и попить можно и даже кисточку в зубы взять)
Прямоугольники имеют размер 20х4.5 см. Слева направо:
равномерная заливка одним тоном
поэтапное изменение тональности от светлого к темному
градиентная заливка от светлого к темному
отмывка части объемного валика
отмывка части цилиндрически вогнутого внутрь элемента
послойная отмывка колонны
Далее следуют геометрические тела. Для них вначале строятся тени, определяются границы света и тени, после чего и приступают к отмывке. Вы не знаете как построить тени? В этом вам поможет любой учебник по начертательной геометрии для архитекторов.
При разработке архитектурно-строительных чертежей объекта чаще всего отмываются фасады и генпланы зданий.
А вот и несколько полностью отмытых студенческих работ.
Вот и все. Успешной отмывки, друзья!
Хотите знать о отмывке больше? Прочтите следующие книги :
1.Киселева Т.Ю., Стасюк Н.Г. Отмывка фасада, М., Архитектура-С, 2010.
2.Короев Ю.И., Строительное черчение и рисование, М., Высш. школа, 1983.
А посмотреть примеры отмывки можно на сайте http://www.stinfa.ru/
studfiles.net
Определение
Отмывка – техника акварельной живописи и проектной графики, при которой наполненная колером кисть отмывается об бумагу. По сути это метод или способ тональной моделировки формы последовательным послойным наложением краски. При хорошем исполнении отмывка может соперничать с фотографией или с визуализацией трехмерной графики.
В современных условиях компьютеризации деятельности специалистов архитектурно-художественных специальностей отмывка перестала прививать навыки графического изображения проектного материала. Однако, не перестав являться неотъемлемой частью подготовки студентов, она преследует цель обучения основам пространственного натуралистичного живописного и графического изображения, с их законами, правилами, методами и приемам работы, выполняя следующие задачи:
• Воспитание культуры освоения и воспроизведения цвета.
Многоразовая практика получения сложносоставного цвета средствами отмывки наглядно-эмоциональным примером формирует цветовой вкус и учит добиваться сдержанных, сложных, приятных цветов и иными средствами и материалами. Полученный при отмывке цвет можно описать прилагательными глубокий, светящийся, сложный и даже интеллигентный. Дело в том, что для выполнения техники из акварели или туши готовится колер, разбавляя краситель водой в отдельной емкости. От этого каждый лессировочный слой колера обладает прозрачностью и позволяет видеть сквозь себя нижние слои. При послойном нанесении каждый верхний слой обогащается нижними слоями, а суммарный цвет делается более глубоким, однако бумага с каждым новым слоем просвечивает меньше. Функцию белил выполняет бумага. Просвечивающая из под слоев краски, она вносит качество светимости цвета. При отмывке цветовой тон, светлота и насыщенность складываются из слоев и зависят от их количества. Суммарный цвет всех нанесенных слоев намного отличается от аналогичного взятого из банки.
Рис.2. Подготовительные упражнения обучения технике.
• Развитие художественного мышления
Благодаря прозрачности колера и многослойному письму отмывка в обучении изобразительной грамотности неминуемо подводит рисующего к необходимости изучения, глубокого вникания и абсолютного понимания базовых принципов и законов реалистичного рисования, а также развивает навыки их обдуманного применения в практической деятельности методом мышления при рисовании, которое можно назвать «аналитическим».
Сама прозрачность красящего слоя приучает рисующего перед непосредственной фиксацией наблюдаемых объектов, анализировать как их самих, так и ситуацию, в которой они находится. Эта ситуация задается удаленностью объектов от глаза смотрящего, природой и расположением источника освещения, поворотом объектов к нему, окружающей цветовой средой, законами восприятия человеческого мозга, композицией и идеей. При аналитическом рисовании, исходя из этих отправных точек, рисующий должен мыслить о том, как они повлияют на тон, форму и цвет, затем убедиться в правильности рассуждений, наблюдая и найдя подтверждение им в натурном материале, т.е. свериться, и только потом, убедившись в правильности рассуждений, точно зафиксировать результат в материале. В противном случае, исправить ошибки перекрытием верхнего слоя будет невозможно, в отличие от работы красителями с плотной перекрывающей способностью.
Неверно акцентировать все внимание на наблюдение и срисовывание. На ранних стадиях обучения срисовывание может привести к ошибкам, и связанно это с уставанием глазной мышцы, психологической нагрузкой, отсутствием опыта цельного видения всех изображаемых объектов, т.е. рассматриванием и срисовыванием отдельных кусков вне охвата зрением всей картины. Следует уже раз и навсегда оставить весь эмоциональный посыл эскизированию на стадии замысла. Работа по исполнению произведения в материале выполняется на базе знаний. Возможно, что никто никогда не увидит изображенные объекты в натуре, но судить зрители об изображении будут исходя из своих академических знаний и жизненного опыта. И именно эти условия следует соблюсти в первую очередь. Если изображается реалистичный мир, в редких случаях оправданием может стать фраза: «там было так» или «я так вижу».
К тому же, отмывка на ранней стадии обучения может стать идеальной техникой для начинающего живописца, который еще не имел опыта работы кистью и базой для вырабатывания своего авторского подчерка.
С описанных позиций, отмывка как пропедевтическая техника закладывает фундаментальный способ мышления при работе красками, который в профессиональной деятельности ускоряет и облегчает и к тому же избавляет от ситуаций диссонанса наблюдения и законов живописи.
Рис.3. А.С. Чувашов. В стоячей воде. А4. Акварель, бум. 2003. Пример использования отмывки в качестве живописной техники.
•Обучение алгоритму работы над живописным произведением
При выполнении отмывки рисующий обучается принципиально важному алгоритму, по которому наиболее продуктивно вести работу краской в профессиональной деятельности.
1. Избавление от белой бумаги («раскрытие листа»). Для каждого изображаемого объекта намешиваются колеры собственного цвета каждого объекта. Этими колерами локально закрываются все объекты на изобразительной плоскости в рамках их линейных очертаний. Делается это для того, чтобы незакрашенные места бумаги в дальнейшем не препятствовали сравнительному анализу тональных отношений в работе. Также, проложив нижний слой локальным цветом объектов, этот цвет сохраняется до конца работы в силу прозрачности акварели и не сбивается от верхних вплавлений рефлексов, оттенков и т.п.
2. Выявление или расстановка всех тональных отношений собственным цветом объектов в работе от светлого к темному. Колером собственного цвета предмета большие плоскости перекрываются до тех пор, пока они не станут соответствовать цветовому тону предметов в натурном материале. Профессиональные художники часто совмещают первый и второй этапы в силу богатого практического опыта.
3. Свето-теневая моделировка формы. Убедительно прорабатываются все градации света, полутени, тени, рефлекса на форме. Достигается иллюзия объемности всех предметов. Предельно точно изображаются детали, например, мелкие предметы, мелкая пластика, аксессуары, элементы орнаментики или декора, если таковые присутствует. Есть среди художников золотое правило, которое гласи: «Делаете деталь – делайте ее предельно точно или не делайте вообще». Опять же, сложно говорить о написании теней и не касаться их теплохолодности. Если свет теплый и тени холодные, то логично сразу намешивать колер с необходимым оттенком. Можно разделить достижение иллюзии объемности, а затем вплавить оттенок окружающей цветовой среды, но есть риск повредить поверхность бумаги из-за малого опыта в отмывке. Более опытные мастера четкого деления между этапами не выделяют. Логично их выделить для понимания методики ведения живописи, но не более. Точнее говорить о соотношении уделения внимания вопросам моделировки формы и создания цветовой среды.
4. Включение объемных объектов в окружающую колористическую среду. Вплавление рефлексов и оттенков, градаций цвета, усиливающих плановость и связь с окружающими цветными объектами, общее состояние освещения. Вводятся отношения теплохолодности света, потепление переднего и похолодание дальнего планов, прорабатывается цветом состояние природы или времени суток, вообще характер источника освещения. Иными словами, создается расцвечивание работы, или то, что делает живопись живописью, выявление того, чем живопись ценится.
5. Обобщение. После детальной проработки отдельных частей живописной работы необходимо взглянуть на работу цельно и с позиций общего внешнего вида привести фрагменты к общей системе координат. Связано это с тем, что фрагментарное зрение и проработка отдельных частей приводит к некой несогласованности целого, эти фрагменты могут выпадать из общего контекста гаммы, колорита, законов перспективы и освещения. Тогда необходимо часто отходить от работы, смотреть на нее в перевернутом виде либо в отраженном через зеркало, когда меняются левая и правая части, в темном углу, что связано с техникой аккомодации зрения для цельного видения. Когда в затемненных условиях менее заметны детали становятся четко виден общий колористический и тональный строй работы. Выпадающие из общего фрагменты живописными приемами «садят» на свое место в пространстве и подчиняют все объекты общему контексту заданной в работе системы координат.
Рис.4. Поэтапное ведение живописной работы на примере натюрморта. Студенческая работа. Руководитель А.С. Чувашов.
Рис.5. Поэтапное ведение живописной работы на примере пейзажа. Студенческая работа. Руководитель А.С. Чувашов.
Рис.6. Поэтапное ведение живописной работы на примере интерьера. Студенческая работа. Руководитель А.С. Чувашов.
Материалы и инструменты
Для выполнения работы отмывкой используются круглые мягкие беличьи кисти различной толщины. Возможно использование колонковых кистей. Бумага для работы может выбираться опытным путем, лучше натянутая на планшет для предотвращения изгибания от воды. Работать в технике можно акварелью, тушью и, как не странно, чаем. Также понадобится большая емкость с чистой водой для промывания кисти и смачивания бумаги, одна или несколько емкостей меньше, ванночек палитры для различного цвета колеров. Белая тарелка или блюдце заменит при работе с водной краской пластмассовую палитру. Тряпка послужит для отжима кисти и вытирания рук.
Рис.7. Инструменты и материалы.
Описание Техники
Перед работой необходимо бумагу натянуть на планшет и чистой кистью, напитанной водой, промыть от производственного жира, а заодно увлажнить её для равномерного вплавления колера. Бумага должна стать, если так можно описать, «подвядшей» или «вялой»: не мокрой, не блестящей от воды, а напитанной, увлажненной, холодноватой от влаги. Первое, что необходимо понять и принять – отмывка не терпит спешки. Спешка чревата неровным нанесение красочного слоя. Работают в технике отмывка лессировками – последовательными послойными наложениями краски. Напитав кисть колером, её отмывают об увлажненную бумагу ровными горизонтальными движениями так, чтобы внизу красочного мазка скапливалась капля колера. Следующим горизонтальным движением в край проложенного мазка наполненной колером кистью капля «гонится» вниз. Операция повторяется до закрытия колером всей очерченной поверхности. Краска на увлажненной бумаге сама распределиться равномерно, стекая в наклоненную сторону планшета под действием гравитации. Последняя капля, скопившаяся внизу нижнего края, собирается отжатой кистью. При этом, необходимо научиться чувствовать наполнение кисти. Если колера в кисти не хватает для горизонтального мазка от грани до противоположной грани, то возникнет неровный слой, а прерывистый. Если кисть переполнена колером, то велика вероятность того, что капля, переданная на бумагу, будет слишком тяжелой и покатиться вниз. Если избыточная капля скатилась вниз по неокрашенной поверхности, то кисть моментально промывают в чистой воде, отжимают и собирают каплю снизу вверх, пока она не успела впитаться в бумагу. Нельзя допускать попадания кистью в уже проложенный красящий мазок. От такого попадания возникает неровный слой с разно насыщенными полосами. Переписывание или попадание дважды в непросохший слой грозит вымыванием наложенной краски. Даже многоразовое проведение кистью по хорошо просохшему слою во время нанесения нового слоя грозит вымыванием нижнего слоя. Возможно и зашеркивание бумаги до катышков. Если бумага скаталась от многоразового проведения по одному и тому же месту, то после высыхания они хорошо «смахиваются» подушками пальцев. Все исправления выполняются по просохшему слою. Для нанесения каждого нового слоя или корректировок бумага аккуратно вновь увлажняется водой одноразовыми проведениями кисти и накладывается новый лессировочный слой колера.
Рис.8. Пример повреждений бумаги многократным проведением кистью.
Рис.8а. Пример повреждений бумаги многократным проведением кистью.
Рис.8б. Пример повреждений бумаги многократным проведением кистью.
Рис.9. Пример размывания нижнего слоя на дальнем плане натюрморта.
А.С. Чувашов
со своего сайта.
artgryada.ru
У архитекторов отмывка - это послойное "намывание" тона от светлому к тёмному. Сделать отмывку какой-нибудь коринфской колонны - значит выполнить послойный монохромный объёмный рисунок. Поэтому для архитектурной отмывки достаточно взять раствор всего одной краски, и при повторных проходах кистью оставлять светлые рёбра колонны нетронутыми (цветом бумаги) или под всего одним слоем краски, а каждое последующее, теневое ребро, проходить для придания объёма новым полупрозрачным слоем. Таких слоёв можно намыть (накрасить) столько, что самая тёмная часть рисунка будет заполнена достаточно плотно цветом. Главное давать хорошо просохнуть предыдущим. Тем более, что работают часто тушью по акварельной бумаге и предыдущие слои больше не оживают от влаги.
Равномерная однотонная заливка при этом - всего лишь часть процесса отмывки. То есть вот этот шаг, когда кистью равномерно "гонят каплю" или "водный валик" по бумаге, и есть заливка. В акварели её тоже можно сделать однотонной, плавными переходами от тёмного к светлому или дополнительно плавными переходами от одного цвета в другой.
В книге "Как понять акварель" есть фраза:"Безусловно, художник должен знать, как создать нейтральную, тёплую или градуированную отмывку". Я сначала удивилась такому "суповому набору", и автоматически сделала при чтении поправку как будто на ошибку перевода. То есть прочла как "нейтральную, тёплую или градуированную заливку". А потом вдруг одумалась. А что, если речь действительно об отмывке? Но тогда что такое нейтральная отмывка? А градуированная отмывка? Градуированная заливка (растяжка) - это когда каждая последующая полоса краски становится светлее, потому что кисть набирает все меньше краски и все больше воды (или наоборот, если работать от светлого к тёмному). Но отмывка - как финальный рисунок - сама по себе градуирована: разбита по тональности по нарастающей от светлого к тёмному. Поэтому выходит, что "градуированная отмывка" - это масло масляное. Что такое нейтральная - вообще не знаю. Про тёплую могу только догадываться, что это отмывка тёплыми цветами.
Я ещё вдруг вспомнила, что много раз слышала именно от художников-акварелистов (включая моего учителя в ДХШ), что отмывка у художников - это когда с бумаги смывают (отмывают) часть акварельной краски с уже нанесённого толстого слоя. То есть то, что в книгах по акварели вообще-то называют размывкой. В обычной жизни я почему-то редко слышала, чтобы употребляли это слово. Этой техникой пользуются в основном для того, чтобы отбелить слишком интенсивно окрашенные участки рисунка. У акварельных пуристов и педантов это вообще уже корректурой называется, когда наносят чистой кистью немного воды на слой краски и ровно по этому чистому мазку снимают полусухой кистью отмокшее. Другими словами эта отмывка-размывка - совсем не то, что отмывка у архитекторов. Ещё художники-акварелисты называют типичную архитектурную отмывку - техникой акварельной лессировки. Кто больше, как говорится.
А может таких художников-акварелистов единицы, которые используют другие термины, а все остальные под отмывкой именно архитектурную отмывку понимают? Вопрос на вопросе!
Может у кого-то есть возможность посмотреть, что же именно стоит в оригинале Watercolor Painting: A Comprehensive Approach to Mastering the Medium? Что там Том Хоффманн советует знать каждому художнику - технику заливок или технику отмывок? У меня уже просто вывих мозга от всех этих путаниц.
Upd. Выяснили, что в оригинале в книге "Как понять акварель" всё-таки речь о заливках, а не отмывках. Теперь осталось выяснить, какие термины вообще в ходу именно у художников-акварелистов.
conjure.livejournal.com
Рис. 64. Трафаретная печать
122
Глава 5 КЛАССИЧЕСКАЯ ОТМЫВКА
Богатыми возможностями передачи натуры обладает тоновая техника отмывки. Отмывка – прием работы кистью и краской, разведеннойвводе, дающийравномерный, однородныйпрокрасповерхности бумаги прозрачным слоем краски: акварельной, туши, чая и др. лессировочных материалов. Наряду с термином «отмывка» иногда можно встретить употребление термина «размывка».
Отмывка менее условна, чем графика. Введение тона, передающего объём и соотношения элементов поверхности, значительно повышает выразительность изображения. Использование техники отмывки позволяет наилучшим образом выявить композиционный замысел и дать наглядное представление о форме и поверхности предмета.
Техника отмывки базируется на одном из приёмов живописной техники, состоящем в нанесении очень тонких слоёв прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего плотного слоя, при этом достигается особая лёгкость и звучность цвета, что становится возможным благодаря законам оптического смешения. Эта техника – лессировка. Также техника отмывки схожа с другой живописной техникой – гризайлью (рис. 66).Гризайль – живописная техника работы вчёрно-беломцвете, часто используется в учебных целях для решения первостепенных задач тонального изображения: светотеневой лепки объёмной формы отдельных предметов, общего тонового состояния. Для гризайли характерна живописнаяфактура, отмывкаотличается гладким прокрытием пятна, без мазков, заплывов краски, безвидимыхчастицпигмента, атакжесвечениембумагиизподпрозрачного красочного слоя. В отмывке, в отличие от гризайли, не используются тёмные плотные тона.
Область применения техники отмывки небольшая в связи с её специфичностью. Чаще всего используется в инженерной графике для тонирования чертежей; в проектной графике – для передачи тональных отношений (рис. 65),объёмно-пространственныххарактеристик. Реже применение отмывок можно встретить в художественном творчестве. Ярким примером использования техники цветной отмывки является творчество русского художника XIX века Фёдора Толстого (рис. 67). Интересно рассмотреть работы шведского худож-
123
Рис. 65. Применение техники отмывки в проектной графике
Рис. 66. Гризайль. Н. Н. Купреянов, 1928
124
ника начала XX века Карла Ларссона, выполненные в технике акварельной покраски (рис. 68).
Виды отмывки делят:
•по применению цвета на чёрно-белуюи цветную отмывку;
•по способу нанесения краски на однослойную и многослойную отмывку;
•по виду передачи тональных градацией (валёров) на ступенчатый ритм тона и плавный тон;
•по виду красителей на тушевую и акварельную отмывку (акварельную отмывку иногда называют покраской).
Существуют определённые правила и особенности технологии работы в технике отмывки. Перед выполнением изображений в этой технике необходимо внимательно ознакомиться с рекомендациями по выбору материалов, инструментов и технологическими приёмами.
Требования к качеству инструментов и материалов
Кисти – универсальный инструмент, с помощью которого выполняется тональная графика в технике отмывки, работы акварелью, гуашью, темперой. Для всех перечисленных графических приемов применяются одни и те же виды кистей из мягкого волоса белки или колонка, а также ушного волоса. Кисти из свиной щетины применяются лишь для покрытия больших поверхностей кроющими красками (темперой и гуашью) и для работы в технике отмывки не годятся. Для работы применяют круглые кисти с мягким волосом – беличьи и колонковые. Следует обращать внимание на качество кистей. Хорошей можно считать беличью или колонковую кисть, конус которой при наборе жидкости имеет ровную форму с острым окончанием. Также важным качеством кистей для отмывки является большая влагоёмкость – свойство волосяной части впитывать и удерживать влагу (раствор краски).
Бумага, употребляемая в изображениях с использованием техники отмывки, должна быть обязательно прочной. Такое требование вызвано тем, что техника отмывки выполняется с использованием многократного покрытия бумаги слоями водяных растворов туши или акварели. Также бумага должна иметь максимально светлую поверхность. Эффект отмывки построен на выявлении светотеневых
Рис. 67. Фёдор Толстой
Рис. 68. Карл Ларссон
127
контрастов, которые читаются лишь на светлой поверхности бумаги. Бумага с выявленной фактурой позволяет раствору распределяться наиболее равномерно.
Выполнение отмывки требует идеально ровной поверхности в процессеработы, длятогочтобыизбежатькороблениябумаги, влажный лист натягивается на планшет с последующим высыханием и выравниванием поверхности бумаги. При натягивании обязательно проклеивать бумагу по торцам планшета, а излишки бумаги в углах не срезать, а заворачивать. Каждый слой тушевого раствора увлажняетбумагу, котораяпослеполноговысыханиясновастановитсяровной и готова к наложению следующего слоя.
Тушь. Лучше всего в проектной графике для работ в технике отмывкииспользоватькитайскуюплиточнуюсухуютушь. Такаятушь,
вотличиеотжидкой(чертёжнойипредназначеннойдлязаправкирапидографов), даёт более прозрачный и равномерный красочный слой и не даёт жёстких затёков.
Акварель. Отмывка выполняется прозрачными красками, к которым относится акварель, разводимая для получения светлых тонов водой. В классической отмывке применяют и газовую сажу, и жженую кость. Для работы лучше использовать акварельные краски
втюбиках (типа «Нева»). Они лучше разводятся до желаемой густоты и менее загрязнены другими цветами, нежели краски в ванночках (кюветах). В работе в технике отмывки не использовать «глухие» акварельные краски с непрозрачным, кроющим слоем.
Работа в технике отмывки
1.Получение раствора.
Плиточная сухая тушь натирается на поверхности фаянсового блюдца или стекла (лучше матового) с добавлением небольшого количества кипяченой воды. Полученный раствор глубокого черного цвета обязательно трижды фильтруется через марлю и вату и хранится в чистом стеклянном сосуде с притертой пробкой. Для получения раствора различной интенсивности темную тушь надо разбавлять кипяченой водой в чистыхсосудах. После употребления плитку сухой туши необходимо протереть насухо. В противном случае торцы тушевого брикета растрескиваются. Жидкую тушь для отмывки разводят в воде и процеживают через 2 слоя бумажных салфеток. Акварельвтубахразводятсначалавнебольшомколичествеводы, затем разбавляют и особенно тщательно процеживают.
128
Баночка, в которую наливают краску, должна быть чистой, не иметь следов жира, так как попав на бумагу с краской, жирная пленка оставит пятно. Приготовленные для работы краски хранят в баночках, плотно закрытых крышкой, потому что в открытых сосудах на поверхности раствора образуется загрязненная пылью пленка.
Приизготовлениирастворовнадоучитыватьнекоторыенюансы: мокрый след от капли раствора акварели и туши выглядит темнее, а при высыхании высветляется. Поэтому степень изменения светлоты предварительно проверяют на эскизном образце.
2. Подготовка рабочего места.
Качество любой графической работы зависит от соответствующей подготовки рабочего места. Для отмывки необходимо очистить рабочую площадь стола (стереть пыль и мелкий сор, убрать все лишние вещи). На столе оставляются: 1/4 чистого листа ватмана для нанесения пробных мазков раствора, сосуд с чистой водой для промывания кистей и устранения дефектов отмывки, сосуды с разными по силе тона растворами, кусок чистой ткани и кисти. Планшет для отмывки устанавливается в наклонном положении (под углом 20°-35°к поверхности стола), но так, чтобы натек не сорвался вниз.
3. Подготовка поверхностного слоя бумаги.
Прежде чем приступать к выполнению отмывки, поверхность бумаги промывают для очистки и увлажнения. От жировых следов её промывают теплым, слегка мыльным раствором, а затем теплой водой. Для этого следует взять чистую кисть или кусочек мягкого поролона. Если этого не сделать, то под первыми прозрачными слоями отмывки появятся пятна и затеки. Следует учесть, что любая соринка, попавшая на влажную бумагу, может испортить ее поверхность, оставить жирный или красящий след.
Основными недостатками чертежной бумаги являются: рыхлые участки ее поверхности (на чертежном ватмане), пятна, напоминающие жирные следы (на поверхности ватмана «Гознак», акварельной бумаги и торшона). Эти изъяны исправляются покрытием поверхностибумагислоемразведенногопищевогожелатина. Дляприготовления раствора пирамидальная кучка кристаллов желатина, с площадью основания 2х2 см, разводится в стакане теплой кипяченой воды. Затем раствор мягкой кистью наносится на бумагу и сушится. Пленка желатина скрепляет рыхлую поверхность бумаги. Если желатина нет, то единственным способом исправить отмывку является метод ретушировки.
129
4. Равномерное прокрытие в один тон.
На начальной стадии работы в технике отмывки сразу после высыхания бумаги на всю поверхность листа накладывается первый, очень светлый по тону слой раствора. Следует помнить, что при лессировке – многократном покрытии бумаги растворами – ровные (без пятен и подтеков) слои тона можно получить, лишь покрывая бумагу в начале работы светлыми растворами. Поверхность бумаги начинают покрывать с верхнего левого угла горизонтальным движением кисти, обильно смоченной раствором так, чтобы по нижней границе покрытой тушью полосы образовался небольшой натек. Работать следует быстро, чтобы внизу всегда висел натёк жидкой туши илиакварели. Нельзядопускать, чтобыповерхность, покоторойпроизводится разгонка раствора, участками высыхала, так как появится пятно, выявится граница подсохшего или сильнее впитанного пятна.
Далее кистью натек опускают вниз вдоль поверхности бумаги, сохраняя горизонтальное положение натека по всей ширине покрываемойрастворомповерхности. Отмывкапроизводитсятолькопонаклонной поверхности бумаги, причем интенсивность отекания раствора регулируется скоростью движения кисти и крутизной наклона. Когда необходимая площадь покрыта раствором, отжатой кистью, не прикасаясь к бумаге, снимается натек, образовавшийся у нижней границы покрываемой раствором поверхности, и нанесенный слой высыхает.
Необходимая сила тона получается за счет многократного нанесения слоев раствора. Все последующие слои раствора наносят после полноговысыханияпредыдущего. Такимобразомдостигаетсяровная поверхность отмывки, глубина тона которой зависит от силы и количества раствора. Если покрывать поверхность сразу сильным плотным тоном, она обычно выходит грязной. Исчезает эффект прозрачности, воздушности. Автор лишается возможности создания тонких светлотных градаций. Попадание второго или следующего слоя на невысохший предыдущий слой приводит к образованию пятен.
Неследуетработатьрезинкойвпромежуткемеждупокрытиями, пытаясь исправить помарки, так как малейшее повреждение поверхности бумаги даёт при последующем покрытии черное пятно, которое удалить невозможно.
130
5. Отмывка с градациями от светлого тона к темному.
Существует несколько приемов отмывки с изменяющимися градациями тональной светлоты. Здесь и далее даются примеры отмывки, градации(валёры) которойизменяютсяисключительноотсветлого к темному.
Первый способ (размывочный) – «слоевая тушевка» (ступенчатый ритм тона).
В отмывке используется один раствор туши или акварели средней интенсивности тона.
Поверхность пятна, разрабатываемого с тоновыми градациями, делят на горизонтальные полосы, являющиеся границами тона (градиенты). Начинают отмывку с участка светлого тона, располагая планшет так, чтобы этот участок пятна оказался сверху. Покрывая всю поверхность пятна, разделенного на полосы, равным слоем раствора. У нижней кромки покрываемой раствором поверхности собирают натек отжатой кистью и дают бумаге высохнуть. Следующий слойрастворакладут, начинаясверхнейкромкивторойполосы(пропустив первую полосу) и заканчивают отмывку так же снятием натека у нижней кромки поверхности. Каждый следующий слой отмывки наносится с пропуском верхних полос, учитывая, что самое большое количество слоев раствора приходится на нижнюю полосу. В конечном результате получается поверхность пятна, которая последовательно утемняется слоями сверху вниз.
Второй способ — размывочный «по сырому» (плавный ритм тона).
Для отмывки используются несколько различных по светлоте и силе тона растворов. Для работы нормально иметь три-пятьразных градаций раствора. Размывочный способ состоит в том, что поверхность отмывки покрывается светлым раствором с натеком, причем в последовательно спускаемый вниз горизонтально направленный натекпостепеннодобавляютсявсеболеетемныетонатушевогораствора.
Качество такого технического приема зависит от исполнения ряда правил. При отмывке размывочным способом «по сырому» рекомендуется:
1)для получения интенсивного натека обильно смачивать кисть раствором, сохраняя оптимальный наклон подрамника и наклонное по отношению к плоскости бумаги положение кисти;
2)промывать и начисто отжимать кисть перед опусканием в со-
суд с более темным тоном раствора;
studfiles.net
Как сделать отмывку тушью?
Нет, это не я. Но работа великолепная.Отмывка послойное нанесение слабо разведённой туши или акварели для создания плавного градиента или прозрачной заливки.Так сказать, узко профессиональная тема. Непосвящённых просьба не писать всякую чушь.
Наполняем стакан холодной водой, обмакиваем кисть (самый краешек!) в тушь и опускаем её в воду. Перемешиваем. Вода в стакане почернеет. Теперь попробуйте на листе бумаги. Цвет должен быть очень бледным, иначе у вас получатся не плавные переходы, а резкие и рубленые.
Удовлетворены насыщенностью цвета? Отлично, приступаем собственно к процессу.
Обмакните кисть в стакан.В зависимости от размеров кисти и рисунка вы можете немного отжать кисть или не делать этого.Следующий шаг сперва попробуйте на отдельном листе бумаги. И может быть даже не на одном )
Опустите кисть на лист бумаги наверху нужной области. Образуется капля (а вы чего ожидали?).Не давите на кисть.Проведите ею по ширине области, которую надо отмыть, так чтобы растянуть вашу каплю.Затем тяните эту каплю вниз, и не проводите два раза по одному и тому же месту.Делайте всё это по возможности быстро, но аккуратно.
Если кисть высохла, обмакните её ещё раз в стакан и повторите предыдущий шаг, но теперь с того места, где остановились.
Чтобы убрать лишнюю воду в конце отмываемой области, выжмите кисть и промокните ею эти капли.Конечно, можно использовать и обычную губку.
Чтобы сделать цвет более тёмным, дождитесь, когда первый слой подсохнет, а затем нанесите ещё один.Затем ещё один и ещё один и так далее, пока не достигните нужного результата.
УСПЕХОВ ВАМ!
www.znakisudbi.ru
просмотров - 554
Отмывка – один из способов тональной и светотеневой разработки чертежей и деталей в архитектурном проекте. Характер отмывки влияет на выразительность чертежа, при равномерной однотонной отмывке он может казаться монотонным и серым, а при интенсивной, разной по тону отмывочного слоя и по насыщенности, очень выразительным и эффектным. Отмывка выполняется такими художественными материалами, как тушь (желательно китайская). Только, используя эти материалы, можно достичь прозрачности слоя, передать тонкие переходы от светлого к темному.
Отмывка тушью. Техника тушевой отмывки требует навыков и умений. Для ее выполнения требуются кисти (круглые) из мягкого волоса (белка, колонок), разного размера. Тушь желательно применять китайскую плиточную.
Для получения раствора плиточная сухая тушь натирается на блюдце с добавлением небольшого количества кипяченой воды до интенсивного насыщенного темного оттенка. Затем полученный состав туши фильтруется через вату и марлю (2-3 раза) и переливается в стеклянную емкость с крышкой. Для получения менее насыщенных, светлых растворов, крайне важно добавить в полученный раствор чистую кипяченую воду. Так можно получить крайне важное количество разных по светлоте растворов туши.
Бумага, на которой выполняется отмывка, увлажняется по всей поверхности, натягивается на планшет и наклеивается по бокам планшета с помощью клея ПВА или приготовленного мучного клейстера. Прежде, чем приступить к отмывке после нанесения композиционного рисунка, поверхность просохшей натянутой бумаги промывается водой с помощью кусочка ваты, поролона или просто кисти. Контуры отмываемой поверхности, обводятся разведенной тушью.
Тушевую отмывку крайне важно производить на планшете, установленным под наклоном. Это нужно для того, чтобы раствор краски равномерно стекал вниз, не застаивался на поверхности, иначе могут образоваться подтеки. Начинать покраску крайне важно слева направо с верхнего угла горизонтальными рядами зигзагообразными движениями кисти. Чтобы окрасочный слой получился равномерным, крайне важно наносить следующие слои в направлении перпендикулярном предыдущему.
Существует несколько способов отмывки.
1 способ. Слоевая отмывка (рис. 45)
Этот способ состоит в том, что поверхность, которую нужно отмыть от светлого тона к темному, делят на равные по ширине полосы (чем мельче полосы, тем плавнее получается переход от светлого к темному). Затем вся поверхность перекрывается слабым по светлоте тоном разведенной туши. Когда поверхность высохнет, тем же раствором начинают вновь покрывать поверхность, оставляя нетронутой первую полосу и так далее. Этот способ применяется для отмывки криволинейных поверхностей, крыш или рельефа местности.
2 способ. Размывная отмывка (растяжка) (рис 45)
В этом способе крайне важно взять несколько растворов туши (3-5 растворов, разных по светлоте). Особенность размывочной тушевки состоит в том, что поверхность отмывки начинают покрывать светлым раствором, постепенно добавляя в натёк темные растворы. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, по мере отмывки, цвет натёка становится все темнее и темнее и внизу будет самым темным по тону. Получается плавный переход от светлого к темному. Здесь следует придерживаться следующих советов:
ü сохранять интенсивный натёк;
ü желательно перед набиранием более темного тона кисть вымыть и отжать;
ü при добавлении в натёк более темного раствора не касаться кистью бумаги;
ü в конце работы оставшийся натёк тщательно убрать отжатой кистью.
3 способ. Заливка
Работа заключается в покрытии крайне важной геометрической поверхности одним раствором разведенной туши. При отмывке раствор туши кистью сгоняют вниз с левого верхнего угла, равномерно прогоняя тушь горизонтальной полосой, до правого края. При этом получается отмытая полоса с натеком в нижней части. Затем, снова набрав на кисть разведенный состав туши, продолжают отмывку слева направо, но уже несколько ниже с захватом получившегося натека у ранее отмытой полосы. Тем самым кисть как бы помогает туши стекать последовательными рядами вниз.
4 способ. Отмывка «по-сырому»
Поверхность, которую крайне важно отмыть этим способом, покрывают светлым раствором туши и по сырой поверхности, в тех местах, которые крайне важно затемнить, проводят кистью с набранным темным раствором. Границы этих затемненных участков слегка растушевываются влажной кистью. Этот способ применяется для изображения элементов антуража (деревьев, воды, облаков, земли), а также для затемнения оконных и дверных проемов.
Рис.45. Примеры выполнения слоевой и размывной тушевой отмывки
Рис. 46. Примеры выполнения упражнения
Упражнение №8
«Композиция из полихромной отмывки геометрических форм»
Это упражнение отличается от предыдущего только лишь использованием для отмывки геометрических форм разноцветных красок и преследует цель приобретения навыков применения в архитектурной графике особенностей колористики;
Рекомендуется выполнение ряда задач по отмывке цветового круга, цветовых рядов, смешение цветов, мелкие цветовые композиции. По смешению цветов бывают использованы фрагменты композиции, включающие в себя: простые упражнения акварелью (к примеру, отмывка треугольника), цветовые отношения; таблица смешения трёх базовых цветов способом наложения краски на краску (лессировка), характеристики цветов и т.д.
В цветовых композициях предусматривается выполнение разнообразных фрагментов по отмывке объёмных элементов, в том числе и интерьера и экстерьера здания. Рекомендуется самостоятельно рассмотреть и изучить такие вопросы, как иллюзорные свойства цвета͵ основы формообразующего действия полихромии (плоскостной, объёмной и пространственной формы), цвета в практической цветовой координатной системе, цвет и фон, схема упражнения «цвет и плоскость», цветовая композиция «колодец», параллелепипед и куб, линейная цветовая графика, фрагменты росписи; форзац книги; композиция неизобразительных форм, модульные металлические каркасы, цвет в интерьере и т.д.
Кроме абстрактных геометрических форм в заданном упражнении бывают использованы элементы и детали архитектуры зданий и сооружений, их интерьеров, малые архитектурные формы, элементы ландшафтной архитектуры и благоустройства территорий, формы дизайна архитектурной среды.
Упражнение выполняется на планшете размером 75x50 см, обтянутом ватманом, с учётом целостной единой композиции отмывки (рис. 48).
После выполнения в карандаше фасада приступают к построению теней. Тени строят от выступающих элементов стен, карнизов, балконов, козырьков и т.д. При построении теней рекомендуется пользоваться планом и разрезом здания. Проекцию лучей света на горизонтальную и... [читать подробенее]
Отмывка – один из способов тональной и светотеневой разработки чертежей и деталей в архитектурном проекте. Характер отмывки влияет на выразительность чертежа, при равномерной однотонной отмывке он может казаться монотонным и серым, а при интенсивной, разной по тону... [читать подробенее]
oplib.ru