Передача фактуры предметов. Фактуры тушью


Способы работы с тушью — шпаргалка для Inktober

Планирую в этом году параллельно с инктобером публиковать полезные посты по теме, надеюсь мы все вместе дойдем до конца и насладимся рисованием по полной.

Для тех, кто рисует в первый раз тушь может показаться скучным и грязным материалом, но это все потому, что вы скорее всего «не умеете ее готовить». Я покажу несколько приемов рисования тушью, которые помогут даже самую обычную картинку сделать эффектнее и которыми я сама пользуюсь.

Начнем с рисунка перьями. Рисуют в основном остроконечным пером, продается очень много где, бывает разным по качеству и по мягкости. Как понять что перо мягкое? У него очень большой разброс толщины линии и само оно гибкое. Попробуйте провести линию постепенно нажимая на перо, как правило оно раскрывается и линия расширяется. Не переусердствуйте, иначе можно погнуть кончик или вообще сломать усики. Если перо жесткое, оно практически не гнется, а линия получается более четкой. Мне нравится использовать остроконечные каллиграфические перья, они дают красивые линии и очень хороши по качеству.

Вот хорошая картинка с перьями, если вам захочется попробовать потом каллиграфию они тоже сгодятся. Заказать можно или на Jackson's или поискать в российских магазинах. Итак перо у нас есть, если оно новое, протрите его спиртом или подержите кончик над огнем. Если перо царапает бумагу, попробуйте слегка потереть его кончик об наждачку, только не переусердствуйте. Если перо продолжает цеплять бумагу, возможно дело в ней и лучше сменить ее на более гладкую.

Что же пером можно делать? Все, что угодно от линий до штриховки. Принцип как и в карандаше, так же есть тоновая шкала, можно использовать штрихи разной формы. Можно комбинировать в одной работе разную толщину штриха и разные направления, делая интересные текстуры.

Я нарисовала небольшую шпаргалку, надеюсь из нее все понятно. Вообще полезно делать такие вещи перед работой, подборку текстур, чтобы потом не задумываясь их применять.

Переходим к кистям. Кисть годится синтетическая, она более упругая, ватебраш тоже можно, но не лейте тушь внутрь, она забьет кисть и ее придется выкинуть.

Кистью так же можно делать приноровившись штриховку или размывать пятно водой, добиваясь акварельного эффекта, но тут бумагу лучше брать поплотнее или акварельную с небольшой фактурой. Очень удобно заливать кистями большие объемы.

После рисования кисть надо обязательно промыть, иначе она слипнется и будет портиться. Потом ее можно размочить в теплой воде, но качество уже будет хуже. Перья тоже надо после работы протирать от туши, лучше не мыть вставленное в ручку — может заржаветь. В процессе работы лучше иметь под рукой тряпочку из неворсистого материала и протирать перо от остатков засыхающей в процессе рисования туши. Так как макать в тушь рекомендуется только кончик пера, тушь надо отлить в любую неглубокую емкость. Мне очень нравится использовать неглубокие подставки под яйца — они небольшие, симпатичные, устойчивые и мне удобно с ними работать.

Надеюсь этот пост оказался для вас полезным и поможет в Инктобере. В следующем посте планирую поговорить про передачу объема и работу с большими плоскостямию. Если у вас есть вопросы или предложения — не стесняйтесь писать комментарии.

artlab.club

16 необычных способов – Ярмарка Мастеров

Сначала нам с вами необходимо разобраться, что такое текстура и чем она отличается от фактуры.

Фактура — это то, что характеризует предмет, а точнее его поверхность. Например, гладкий, шершавый, рельефный, колючий, мягкий и так далее.

Текстура — это особый рисунок на гладкой поверхности. Примером могут послужить: мрамор, дерево, мыльные разводы, царапины и так далее.

Текстуры создавать очень интересно. Процесс создания текстур — неиссякаемый по своим ресурсам тренажер развития человеческой фантазии.

Для этих целей подходят не только специальные составы, порошки и иные средства, но и средства вполне доступные — те, что всегда под рукой.

Начнем, пожалуй, с самого простого:

1. Акварель + соль

У меня питерская акварель, хотя подойдёт и самая обычная, детская. Необходимо взять плотную бумагу (ватман или акварельную), намочить под краном и по мокрому нанести на поверхность нужные цвета. Незамедлительно после этого сыпем соль! Соль вбирает в себя воду вместе с красящим пигментом краски, образуются очень интересные и непредсказуемые разводы и абстрактные звёздочки.

Если сыпать соль уже по высохшей краске, то этого эффекта не получится, поскольку цвет проникнет в слои бумаги.

2. Акварельная текстура с раздутием

Делаем заранее акварельный фон на плотной бумаге (ватмане или акварельной) или берем готовый цветной матовый картон. Жидко разводим чёрную акварельную краску, капаем на уже хорошо просохший фон и раздуваем в разные стороны. Самое главное — дуть поперёк «ручейка», тогда дорожки разойдутся «веером».

Также в этих целях можно использовать чёрную тушь.

3. Для третьей текстуры понадобится масляная пастель (или восковые мелки) и акварель

На ватмане рисуем абстракцию масляной пастелью: волны, завитки, зигзаги, пятна и точки. Затем покрываем фон жидкой акварельной краской. Вода (вместе с пигментом краски) скатывается со слоя масляной пастели. Если краска будет слишком густая, то текстура не получится, потому что густая краска ровным слоем покроет ваш абстрактный рисунок.

4. Листья — природный материал, который так здорово помогает всем художникам в их нелегком, но интересном творческом пути.

Мы тоже будем их использовать в создании двух текстур.

Листья+ масляная пастель

Для работы выбираем бумагу потоньше, чтобы через нее хорошо прощупывались прожилки листочка. Подойдет обычная, для принтера. Кладем листик «изнанкой» вверх, сверху накрываем бумагой. Левой рукой плотно прижимаем бумагу к листу (как показано на фото) и проводим широкой стороной мелка по поверхности бумаги. Получается очень красивый, ажурный оттиск.

Дальше продолжим работу с листьями, но уже с гуашью. Будем делать красочные отпечатки на плотной гладкой бумаге (ватмане). Красим листики густой краской и смело отпечатываем их.

5. Далее мы будем работать с гуашевыми красками, отпечатывать различные предметы и даже некоторые продукты. Накладываем густой слой краски на плотную бумагу и сверху сразу же кладем пуговицы с интересным рельефом, старые ненужные ключики, цепочки, нитки, насыпаем рис, гречку и ждем до полного высыхания (это очень важно — дождаться полного высыхания). Затем снимаем все предметы и смотрим, что у нас получилось.

У меня почему-то ассоциация с космосом :)

6. Делаем отпечатки поролоном

Главное условие, чтобы губка была сухая, а гуашевая краска достаточно густая. Получается довольно тонкая, можно сказать, мелкозернистая текстура.

7. Отпечатки скомканной бумаги

Нам понадобятся всё те же гуашевые краски и два вида бумаги: жесткая (тонкая для принтера) и мягкая (салфетки или бумажное полотенце). Сминаем небольшой кусочек бумаги, выступающие части красим нужной нам гуашевой краской и ставим отпечаток на плотном гладком листе.

     

Теперь попробуем отпечатать салфетку. Эффект будет совершенно другой, с более мягкими очертаниями. Единственный минус в том, что салфетка быстро размокает и ее приходится часто менять.

   

Кажется, получилось какое-то улыбающееся лицо :)

8. Гуашь + вилка

Совсем неожиданный материал для работы с красками — это вилка. Обычная пластиковая, для наших любимых пикников. Просто поводите ей по непросохшему густому слою гуашевой краски. Можно сделать полосы или клетку.

9. Гуашь + детская машинка

Забрала я у сына сломанную машинку и единственной уцелевшей шиной провела несколько раз по влажному слою гуаши. Получилась текстура в мелкую точечку. Вот такая:

10. Целлофан

Далее я экспериментировала с целлофановым пакетом. Скрутила его, намазала гуашью и отпечатала на плотной бумаге.

 

11. Сухая щетинистая кисть дает очень интересный эффект. Если ее слегка смочить в гуашевой краске, затем постучать о крышку или баночку и поводить по бумаге, то получатся лёгкие волокнистые разводы. Иногда этот способ используют в живописи, когда передают кору дерева или прописывают волны.

12. Упаковочный целлофан с пупырышками :)

Да-да, тот самый, что мы так любим хлопать. Главное — перед созданием текстуры этого не делать, а то ничего не получится. Итак, намазываем густо гуашью и смело отпечатываем на бумаге.

   

Вуаля!

13. Зубная щётка

Предмет универсальный! Подойдёт и для тонировки мишек-тедди и для создания текстур! Разбрызгивать мы будем гуашевую краску при помощи наших умелых пальцев. Причем есть два варианта: разбрызгивание на сухую поверхность и на мокрую —смотрите сами, что вам больше по душе:

Зубная щетка — эффект по-сухому.

Эффект по-мокрому фону (в этом случае плотная бумага смачивается под краном):

14. Карточка рекламная

Иногда раздают в пешеходных переходах или просто на улице. Её легко применить для создания интереснейшей текстуры. Смотрите как:

   

Для работы используем все те же гуашевые краски

15. Штампик, связанный крючком

Мой сын недавно нашел на улице шахматную фигурку. Сама в шахматы не играю, но, думаю, пригодится….И точно. Как раз для штампика. Связала крючком небольшой фрагмент из обычного шпагата и приклеила ее к пешке. Затем красим штамп гуашью и прижимаем к поверхности бумаги! Получается замысловатый узор.

Если присмотреться, то тут еще просматривается рисунок моего сына, который всё же добрался до маминых акварельных карандашей! 

16. Самой последней будет текстура масляными красками

Делайте ее только в хорошо проветриваемом помещении. У меня цветов масляной краски всего два и совсем не интересные: марс и ван дик (все коричневые). Но это же не главное. Самое главное показать вам принцип создания этой текстуры. Нам понадобится пластиковая ёмкость высотой хотя бы 5 см, крышки, палочка и уайт-спирит. Всё вышеперечисленное необходимо будет потом выбросить. Так что берите то, что не жалко.

     

Итак, наливаем в ёмкость воды. Разбавляем в крышечках масляную краску уайт-спиритом, размешиваем палочкой. Далее выливаем содержимое крышечек на поверхность воды и с помощью палочки распределяем по всей поверхности воды.

    

Затем опускаем лист и сразу достаем его, переворачиваем и смотрим что получилось. Повторяем процедуру несколько раз и каждый раз будут получаться разные узоры, похожие на мрамор.

Получается вот такая красота, правда пахнет плохо и сохнет долго! Но оно того стоит :)

Всем большое спасибо за внимание!

www.livemaster.ru

Передача фактуры предметов. Основы рисунка для учащихся 5-8 классов

Передача фактуры предметов

Выполняя рисунок, художник должен научиться передавать фактуру таких материалов, как стекло, дерево, камень, вода, ткань, кожа, листва, трава, облака и др. Если вы рисуете каменную стену, она должна выглядеть тяжелой и прочной, листва должна трепетать, вода выглядеть влажной, зеркальной, облака мягкими и легкими.

Четких правил передачи фактуры нет. Путь к успеху проходит через экспериментирование с техникой и материалами рисунка, через изучение и наблюдение натуры.

Многие художники наряду с линейной и штриховой разработками рисунка используют специальные удары кистью и заливки тоном.

180. Варианты передачи фактуры кистью

181. Н. В. КУЗЬМИН. Пейзаж на Истре

Вот несколько советов.

Если предмет шероховатый, например камень, попробуйте рисовать на грубой бумаге мягкими карандашами, зная их способность выявлять неровности бумаги и давать зернистый тон.

Если изображаемая поверхность гладкая и похожа на стекло, возьмите бумагу более гладкую и твердые карандаши и рисуйте длинными штрихами.

А чтобы передать пушистую шерстку котенка, лучше взять мягкий материал (уголь, пастель, сангину и т. п.) и поработать на шероховатой бумаге короткими штрихами.

Очень часто рука художника распоряжается штрихами свободно и разнообразно, ощущение передачи фактуры и формы подсказывает ему необходимые средства.

182. Варианты передачи фактуры с помощью различных штрихов

Наибольшая выразительность достигается тогда, когда в рисунке возникает необходимый ритм штрихов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Рисунок пером и тушью

УДК 75 ББК 8 5 . 1 4

Г52

Глассфорд К.

Г52 Рисунок пером и тушью: линия, фактура, цвет / К. Глассфорд; Пер. с англ. О. Герасиной. - М.: О О О «Издательство АСТ»: О О О «Издательство Астрель», 2 0 0 4 . - 63 [1] с: ил. - (Библиотека художника).

ISBN 5 - 1 7 - 0 2 2 9 0 2 - Х ( О О О «Издательство АСТ»)

ISBN 5 - 2 7 1 - 0 8 0 1 5 - 3 ( О О О «Издательство Астрель»)

ISBN 0 - 9 2 9 2 6 1 - 0 6 - 2 (англ.)

Эта книга, написанная художником Карлом Глассфордом, знакомит чита­ теля с разнообразными художественными возможностями, которые пре­ доставляет техника работы пером и тушью.

УДК 75 ББК 85.14

Carl Glassford

DRAWING WITH PEN

Учебное издание

Библиотека художника Карл Глассфорд

РИСУНОК ПЕРОМ И ТУШЬЮ ЛИНИЯ • ФАКТУРА • ЦВЕТ

Перевод с английского О. Герасиной

Зав. редакцией Т. Минеджян

Редактор Н. Гинзбург

Художественный редактор Л. Сильянова Технический редакторТ. Тимошина КорректорА. Князева

Компьютерная верстка М. Осина

Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93,том 2; 953004 - литература научная и производственная

Санитарно-эпидемиологическоезаключение № 77.99.02.953.Д.008286.12.02 от 09.12.2002

Подписано в печать с готовых диапозитивов 05.12.2003. Формат 70x100'/,,. Бумага офсетная. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 5,2. Тираж 7000 экз. Заказ 711.

ООО«Издательство Астрель». 143900, Московская обл., г. Балашиха, пр-тЛенина, 81

ООО«Издательство АСТ». 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, 28

Наши электронные адреса: www.ast.ru

Е-mail:[email protected]

При участии ООО «Харвест». Лицензия ЛВ № 32 от 27.08.02. РБ, 220013, Минск, ул. Кульман, д. 1, корп. 3, эт. 4, к. 42.

Отпечатано с готовых диапозитивов на ИП «Принтхаус». Заказ 97. Лицензия ЛП № 473 от 15.11.2001 года.

220600, г. Минск, ул. Красная, 23, офис 3.

Открытое акционерное общество «Полиграфкомбинат им. Я. Коласа». 220600, Минск, ул. Красная, 23.

Редакция приглашает к сотрудничеству авторов и переводчиков Е-mailредакции: [email protected]

[email protected]

ISBN 5-17-022902-Х(ООО «Издательство АСТ») © 1985,2004, Walter Foster Publishing, ISBN5-271-08015-3(ООО «Издательство Аарель») Inc. All rights reserver.

ISBN 0 - 9 2 9 2 6 1 -06-2(англ.) © ООО «Издательство Аарель». Перевод на русский язык, 2004

ВВЕДЕНИЕ

Для того чтобы заниматься рисованием, необходимы два обязательных условия. Первое - желание создать произведение искусства; второе - желание учиться. Учиться - значит совершенствовать мастерство, развивать способности, много рабо­ тать, стремиться к определенной цели и - это немаловажно - получать удовольствие от самого процесса обучения. Способность учиться появляется у нас уже тогда, когда мы только начинаем видеть, слышать, задавать вопросы. Она развивается, когда мы задаем вопросы и применяем полученные знания. Процесс обучения останавливает­ ся, когда интерес теряется, а самодисциплина отсутствует. Художник развивается с каждой своей работой, а при внимании к творчеству других он способен учиться и у них, анализируя чужое творчество. Редкое произведение искусства мне не хотелось бы воплотить самому. Я могу его увидеть при посещении галереи, в журнале или на конфетной обертке, и если мне хочется что-либоизобразить, я использую в своей работе впечатления и от чужого творчества тоже. Как только человеку становится не­ интересно учиться, жизнь замедляет свой бег и теряет смысл.

Во время работы над книгой мне многое пришлось пересмотреть. У меня есть принцип: прежде чем применить какой-либотехнический прием самому, я изучаю опыт других. Сам я как художник начал с наблюдения за людьми: я наблюдал за ма­ мой, когда оначто-тописала, за отцом, который пилил, за дедом, когда тот рисо­ вал. Потом я стал пробоватьчто-тоделать сам. Художественные интересы были со­ ставляющими моего взросления, так же как и бейсбол, плавание, модели старых машин и самолетов. Мои интересы развивались быстрее навыков - я стал брать уроки. Преподаватели и учителя дали мне основы знаний. Они не подавляли меня, не отбивали у меня тягу к учебе, и я развивался. Я стал больше рисовать, экспери­ ментировал с техниками и стилями. И вскоре у меня скопилось множество работ, испещренных исправлениями и оценками.

Основа моего образования была заложена. Осталось всего несколько семест­ ров, и я перешел в графу под названием «Успех обеспечен». Банки выдали мне кре­ дитные карточки, я купил новую одежду. Это был пример типичной «американ­ ской мечты». Я почти закончил учебу.

Выпускная группа, аттестат, последняя вечеринка в честь удачного оконча­ ния - все это пришло и ушло. Я уже больше не студент, я стал профессиона­ лом. Кто теперь следил за моим расписанием? Только я сам. Началась карьера ху­ дожника.

Реальность оказалось гораздо менее радужной, чем представлялось понача­ лу. Но как только огни гаснут, настоящий художник пробуждается. Вско­ ре я стал осознавать, что вся прежняя моя учеба только готовила меня к нача­ лу долгого пути самосовершенствования. Занятия продолжились, аудитория со­ стояла из одного человека, я сам себе был преподавателем и сам пробивал себе дорогу. Я брался за любую работу и вряд ли видел допущенные ошибки. Предста­ вляю себе, каково было быть начинающим дантистом. Я занялся искусством.

Изобразительное искусство отличается от всех других видов творчества тем, что ху­ дожник обычно работает один. Нет публики, аплодирующей успешному штри­ ху, не вызывает смеха блик, не пробуждают печаль участки холста, где голубая и жел­ тая краски при смешивании дают темно-зеленыйцвет. Нет длинной очереди почита­ телей, нет букетов цветов. Изобразительное искусство - театр одного актера без зрите­ лей. Здесь нет обратной связи. А к тому моменту, когда зрительвсе-такипоявляет­ ся, уже поздно: работа сделана. Художник идет дальше. Новая работа захвати­ ла его внимание.

Я получил большое удовольствие от работы над книгой, использовав весь накоп­ ленный опыт. Рисунок тушью для меня является своеобразной терапией: просто на­ бросок, который могу закончить за час, или полноценная художественная рабо­ та на несколько дней. Рисунок можно сделать набело тушью на бумаге, а мож­ но прийти к нему путем долгих предварительных набросков в карандаше. Рисунок тушью испытывает ваше терпение, проверяет на прочность знание техники и компо­ зиции.

Итак, мы начинаем.

Приобретите необходимые пособия по изобразительному искусству, что­ бы больше узнать о композиции и перспективе, поскольку эта книга посвящена в ос­ новном технике рисунка.

РИСУНОК

Рисунок - основа изобразительного искусства. Предмет можно нарисовать столь реалистично, что изображение будет напоминать четкую фотографию, или же он может быть выполнен в импрессионистской манере. Каким бы ни был стиль испол­ нения, рисунок представляет собой целое, состоящее из отдельных частей. Положе­ ние предмета в пространстве и фон вокруг него - первые составляющие. Собираясь рисовать яблоко, знайте, что это не только круг с палочкой на макушке, но и штрихи, линии, точки, которые и будут передавать округлость предмета, фактуру поверхно­ сти, загадочные тени и сверкание утренней росы. Тут присутствует склоненный лист, плодоножка расположена под углом. А каково настроение рисунка? Изобразить яб­ локо непросто. Эта работа, кроме прочего, предполагает отображение пространст­ ва, в котором будет располагаться яблоко, причем фрукт необходимо правильно в нем разместить.

Есть еще несколько вопросов. Какими линиями рисовать яблоко? Можно ис­ пользовать несколько технических приемов. Легкие тонкие штрихи подойдут для наброска. Для детального подробного рисунка подойдет интенсивная штриховка. Возможно, вы захотите передать форму и тени с помощью точечного пунктира, то есть тысячами точек. Каким будет задний план - пустым и однотонным или будет чем-тозаполнен? Какой предмет будет главнее, центром композиции - яблоко или блюдо, на котором оно лежит? Будет яблоко единственным или частью натюрморта? Вот какие вопросы задает себе художник перед началом работы. Можно сделать всего один набросок и перейти к рисунку, а можно продолжать пробовать все новые и новые варианты. Сам рисунок — это результат взвешивания всех факторов, приня­ тия решений, очень редко - плод мгновенного озарения. Я не исключаю проявле­ ния душевного подъема или всплеска интуиции, но всегда говорю, что ни одна та­ кая вспышка не происходит без предварительного планирования и подготовки. Из пустого ведра ничего не выплеснешь.

Рисунок тушью - всего лишь один из способов изображения предметов. И он от­ мечен как сложностями, так и уникальными достоинствами. Прежде чем уважае­

мый читатель

примет собственное решение относительно техники ри­

сунка,

которой посвящена эта книга, я позволю себе отметить

все за и

против, проиллюстрировав свои доводы примерами.

МАТЕРИАЛЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Очевидно, что для рисования тушью требуется перо и бумага. Излишне гово­ рить, что при теперешнем богатстве выбора художественных принадлежностей для рисования не так легко подобрать то, что необходимо именно вам. В про­ шлом это были бы воронье перо, пузырек туши и холст. Сегодня производятся ме­ ханические ручки - рапидографы и ризографы, а также цветные фломастеры с насадками разных размеров. Разнообразие инструментов, которыми можно про­ водить линии на бумаге, велико. Вы просмотрели все, что имеется в местном ма­ газине, но, купив что-тосегодня, на следующий день узнаете об очередных но­ винках. Может быть, остановиться на рисовании бамбуковой палочкой по рисо­ вой бумаге?

В данной книге я опишу те инструменты, которые прошли испытание временем и вполне меня устраивают. Начну с рапидографа. У меня есть целый набор таких ру­ чек со сменными перьями разного размера, но чаще всего я пользуюсь рапидографом № 00. Он удобен для нанесения линий, точек, штрихов, соответствует моей манере рисунка. Ручкой № 01 я пользуюсь для нанесения контура. Другими ручками я пользуюсь чрезвычайно редко. Прежде чем заполнить рапидограф тушью, я каж­ дый раз промываю его. Механические ручки прослужат вам долго, если вовремя их промывать в теплой воде.

Еще одна из моих привычек: я рисую в перчатках - белых хлопчатобумажных перчатках, которыми пользуются художники-мультипликаторы.Некоторые поверх­ ности, на которых вы рисуете, настолько чувствительны к сальным выделениям ко­ жи, что это может привести к образованию темных пятен. Большой и первые два пальца у перчаток я всегда срезаю до половины. Ткань покрывает ту часть руки, ко­ торая соприкасается с плоскостью для рисунка, а пальцы открыты и свободны. Перчатки надо время от времени менять: они могут загрязниться, порваться. Кста­ ти, при работе на природе приготовьтесь к перспективе солнечного удара и надо­ едливым зрителям.

Еще об инструментах. Металлическим пером с расщепленным кончиком я поль­ зуюсь крайне редко, когда нахожусь в поисках какой-либоновой манеры изобра­ жения. Для шрифтов у меня есть набор специальных каллиграфических перьев с широкими кончиками. Когда рисуешь таким пером, то чувствуешь себя древним пе­ реписчиком рукописей.

Часто я пользуюсь разноцветными фломастерами, чье разнообразие затрудняет поиски: здесь вам на помощь придет опыт. Всегда помните о том, что слишком де­ шевые инструменты никогда не дают хороших результатов. Потратьте чуть больше денег - и результат оправдает затраченные средства.

Теперь обратимся к туши. Я использую универсальную тушь, пригодную для всех видов поверхностей. Она имеет постоянную консистенцию, не образует комочков (это очень важно при работе рапидографом) и оставляет глубокий черный матовый след. Я избегаю туши, в составе которой есть вода, так как она может расплываться по бумаге.

В состав цветных чернил или туши входят натуральные красители либо сильноконцентрированная акварель. Они имеют интенсивный цвет и блестят (из-затого, что в их состав входит вода), а рисунок, выполненный ими, получается смазанным, блеклым. Поэтому я, как правило, редко обращаюсь к этим средствам и пользуюсь акварельными красками из тюбиков, которые блекнут гораздо медленнее, чем цветные чернила.

Для нанесения красок я использую кисть. Чаще всего это тонкая кисть № 1, 2 и 3 из собольего волоса. Более тонкие кисточки вбирают меньшее количество чернил, а более толстые больше подходят для акварельных работ. Однако и здесь есть воз­ можности для эксперимента.

Вернемся к цветным чернилам. Цветные чернила и краски, которыми я пользу­ юсь, имеют свои общепринятые названия, например: умбра жженая, ультрамарин, оранжевая. Однако я редко использую не разбавленные водой краски. Цвета, кото­ рые я чаще всего применяю, - это красный, светло-голубой,телесный, черный и ко­ ричневый... В реальности цвет зависит от марки чернил, количества воды, фактуры поверхности и многих других факторов. Так что давайте перейдем к более простым терминам, чем те, которые указаны на тюбиках и пузырьках.

На чем рисовать? Для рисунка тушью или цветными чернилами я использую плотный картон или фотобумагу с глянцевой поверхностью. Для рисунка каранда­ шом - плотную бумагу. Я избегаю абсолютно белого цвета основы (предпочитая приглушенный белый цвет), а также сильно проклеенной плотной бумаги: на ней чернила остаются на поверхности, совершенно не проникая внутрь. Для каждого ти­ па рисунка подходит свой тип бумаги. У меня, как и у любого художника, сложились собственные предпочтения. Мне нравится рисовать тушью на бумаге с добавлени­ ем хлопка, но в этом случае я не стану брать цветные чернила или акварель, по­ скольку эта бумага может покоробиться.

Таковы мои предварительные рассуждения и предложения. По мере того как мы будем продвигаться дальше, я буду давать объяснения по технике рисунка, линии и цвету. Помните, что я показываю вам то, что приемлемо лично для меня. Что-товам сразу покажется близким и полезным, начто-тоу вас могут найтись возражения, ачто-томожет послужить отправной точкой для поиска собственной марены. В этом и заключается прелесть процесса обучения рисунку. Каждый пред­ мет, занятие, выполненная работа - все будет учить вас. Вы сами для себя - и учитель, и придирчивый критик. Деньги и известность - не самое главное. Преж­ де чем ваша работа даст результат, вы пройдете через нервную дрожь и чувство одиночества.

Так что, если хотите работать на публику, поставьте книгу на полку и идите учить­ ся игре на пианино.

ЛИНИИ, ТОЧКИ, ЦВЕТ

Рисунок пером предполагает работу с линиями и точками. Вы можете варьиро­ вать длину и толщину линий, но существуют определенные мной правила: полуто­ нов не существует, тушь нельзя разбавлять водой, рисунок не терпит исправлений. Только линии или точки (точки, по моему определению, тоже линии, только очень короткие). Как же создать изображение столь ограниченными средствами?

Во-первых,рассмотрите несколько примеров передачи фактуры линиями, кото­ рые могли бы быть фрагментами фона накаком-либорисунке.

Здесь необходимо уяснить следующее: во-первых,ни один из этих маленьких фрагментов не имеет сам по себекакого-либосмысла (в крайнем случае - для рек­ ламы туши). Попробуйте представить, в изображении каких объектов они могут ис­ пользоваться.

Во-вторых,помните слово «терпение»? Моя семья часто задавалась вопросом: «Чем же он занят, просиживая часами за рисовальным столом и водя носом по бума­ гетуда-сюда?»Единственным звуком, доносившимся из моей комнаты, был легкий стук. Я наносил точечный пунктир... Обязательно попробуйте эту технику! Я часто вспоминаю о каменщиках, которые кладут булыжник на мостовой. Они сидят на низ­ ких табуретах рядом с кучей квадратных камней и, осторожно постукивая, забивают камень в слой песка. Каждый работник имеет собственный шаблон для кладки бу­ лыжника. Так и для меня каждая точка — камень, которым я заполняю площадь или часть улицы. Конечно, работа над таким рисунком требует терпения и совершенно не терпит спешки. Я часто откладываю заполнение рисунка точками на потом. Вы тоже постарайтесь не путать сильное желаниечто-товыполнить с самим выполнением. Эту хлопотную работу я делаю под негромко звучащую любимую музыку и... через какоето время, когда вновь вижу рисунок, звуки той музыки снова слышны мне.

В бытность мою студентом на занятиях по графике рисунок пером и цвет никогда не объединяли вместе. Рисунок пером был только черно-белым,редко с намеком на се­ рый. Однако я ждал от цвета большего. Сначала я наносил тонкий слой жидкой краски за изображаемым объектом, чтобы он выделялся на фоне заднего плана; затем — тон­ кий слой краски на сам предмет, чтобы подчеркнуть его форму и объем. И наконец, я пользовался яркими цветными чернилами для заполнения пространства между нане­ сенными линиями. Я даже приобрел аэрограф... Здесь я вновь отсылаю читателя к при­ мерам использования цвета на следующих страницах.

studfiles.net

фактурные упражнения - Markovka

Прошла третья неделя занятий.

На этот раз мы делали фактуры чёрной краской. Задание было показать линиями разные настроения, дать свободу руке, и никаких замыслов чтобы не прослеживалось, в общем волю импровизации и мазюкать. Как я это оказывается люблю, три часа пролетели за пять минут : )

Ныряем под кат )

Для работы мне понадобилась тряпочка - ох сколько она уже повидала

На занятии у меня с собой было не много всяких штук, которыми можно было делать отпечатки и мазки, но и с ними получались интересные эффекты

Например, крышечка от точилки давала такие фактуры, если делать отпечатки разными сторонами: )

Ещё мне понравилось краюшком листика печатать

Сухая кисть

А тут я просто положила кисть на бумагу, и стала её катать как скалку по тесту ))

Хочу ещё попробовать тушью поделать, у ребят получались очень красивые кляксы, они раскатывали лужицы туши ребром монетки. Извозились все в чёрный цвет, прощайте ногти )))

На занятиях по рисунку мои линии по-прежнему неживые и дрожат, мало что получается. Строили кубики и табуретку. На живописи рисовали осенние листочки акварелью и начали гризайль.

Ещё сказали не путать фактуры и текстуры. А на английском это одинаково звучит "texture", я в замешательстве )

lubov-markov.livejournal.com

Рисование тушью - штрихи и фактуры | Нарисуем сами

http://narisuem.com/risovanie-tushyu-shtrixi-faktura.html  - очень подробный и хороший урок. здесь конспект от Марины ТрушниковойЛинейный рисунокИскусство рисования графическими материалами состоит в умении накладывать штрихи на бумагу. Существуют два основных типа штрихов — точки и линии. Путем изменения размера штрихов, их количества и способа наложения передаются различные фактуры.

Выделяют семь основных видов фактуры:Контурные линии - рисование тушьюИсточник:http://narisuem.com/risovanie-tushyu-shtrixi-faktura.html1) линии, повторяющие изгибы поверхности используются как для изображения твердых предметов с блестящей поверхностью, так и для того, чтобы придать жидким, текучим предметам, таким как, например, океанские волны, видимость движения;контурные линии2) параллельные линии делают изображение гладким и плоским; если рисунок не обведен по контуру, он выглядит нечетким, размытым и отдаленным, что может применяться для изображения фоновых объектов;Параллельные линии - рисование тушьюИсточник:http://narisuem.com/risovanie-tushyu-shtrixi-faktura.html 3) перекрестные штрихи используется для передачи шероховатой фактуры и для углубления тона; перекрестной штриховкой контурными линиями изображают объемные предметы, параллельными линиями — плоские;Перекрестная штриховка - рисование тушьюИсточник:http://narisuem.com/risovanie-tushyu-shtrixi-faktura.html4) точки используется для изображения объектов, состоящих из множества мелких частей, таких как брызги воды, облака и песок;Точечная штриховка тушью - примерИсточник:http://narisuem.com/risovanie-tushyu-shtrixi-faktura.html5) волнистые линии используются для изображения повторяющегося рисунка или узора, характерного для мрамора, древесины, кругов на воде, перышек и прожилок некоторых листьев;Волнистые линии - рисование тушьюИсточник:http://narisuem.com/risovanie-tushyu-shtrixi-faktura.html6) соприкасающиеся линии похожи сразу и на контурные, и на перекрестные, но могут пересекаться друг с другом в любых направлениях; используются для изображения травы или колосьев, а также меха;Соприкасающиеся линии - рисование тушьюИсточник:http://narisuem.com/risovanie-tushyu-shtrixi-faktura.html7) каракулеобразные линии чаще применяются для создания контура.Каракулеобразные линии - рисование тушьюИсточник:http://narisuem.com/risovanie-tushyu-shtrixi-faktura.html

kuzzy-lien.livejournal.com

Традиционные материалы для рисования манги « Мангалекторий

 

Мы уже как-то освещали эту тему в статье «Материалы для рисования манги — полный боекомплект». В этом же уроке Ульяна Nigami Осадчая поделится с вами практическими советами, которые помогут вам не только в выборе нужных материалов, но и в правильном их использовании. 

В этой статье я собираюсь рассказать вам о нескольких способах бумагомарания и трудностях, с которыми сталкиваются многие начинающие художники, а ещё — поделиться полезными наблюдениями из личного опыта.

 

  Простой карандаш

Вначале был карандаш или карандаши, если цветные, так как эти материалы доступны и просты в применении. Во всяком случае, они уж точно не испортят ваш рисунок, как какая-нибудь текущая и капающая во все стороны краска.

Простые карандаши различаются в основном по мягкости грифеля. Чем тверже, тем больше усилий нужно приложить, чтобы оставить след на листе бумаги. Чем мягче, тем больше карандаш мажется. 

Для рисования контура лучше всего выбрать что-то среднее по мягкости, вроде 2М, но удобнее всего использовать автоматический карандаш, его не нужно постоянно подтачивать, а тонкий грифель как раз подходит для рисования всяких мелочей.

Обычные карандаши или толстые грифели, которые удобно вставляются в цанговый карандаш, хороши  для быстрых набросков: линия получается «живая» и варьируется по толщине.

Простой карандаш можно использовать как основу-черновик под тушь, который затем стирается ластиком, а также в качестве самостоятельного инструмента. В быстрых набросках легкий слой штриховки можно размазать пальцем для создания эффекта тонирования (например, кожи или фона). В более серьезных работах такой подход нежелателен, и лучше покрывать нужную для тонирования площадь штрихом необходимой плотности.

При этом не стоит забывать, что со временем карандаш стирается и бледнеет, так что лучше хранить важные работы под пленкой, а наброски своевременно сканировать. Также карандаш, как и любой мягкий материал, можно закреплять: для этого подойдет самый дешевый лак для волос, который необходимо разбрызгать по поверхности листа в несколько слоев.

Для стирания карандаша тоже еще нужно найти подходящий ластик. Дешевые ластики слишком твердые и размазывают карандаш, поскольку не предназначены для работы с мягким грифелем. Классический белый ластик «со слоном» многим кажется слишком жестким, но, в крайнем случае, лучше взять его. Популярные цветные ластики фирмы «Milan» и вовсе крошатся на второй-третий день. Наиболее удобными лично мне кажутся ластики фирмы «Erich Krause» с заостренными краями.

Еще карандаш можно убирать клячкой — это такая мягкая масса (бывает разных цветов, но чаще серая), которая вбирает грифель с бумаги, не портя ее поверхность. Клячку можно мять руками, что позволяет стирать грифель очень выборочно и точно с помощью намятого длинного тонкого «усика».

 

Цветные карандаши

Цветные карандаши так универсальны и просты в обращении, что позволяют использовать любую технику рисования.  Однако большинство художников использует технику так называемого «многослойного тонирования».

Такой способ в основном предназначен для получения различных цветов при смешении, но также позволяет создавать и менять фактуру поверхности, варьировать оттенки и делать предметы более объемными.

 

Тонирование

При тонировании карандашные штрихи накладываются плотно, образуя сплошные участки цвета.

Многослойное — подразумевает наложение друг на друга нескольких полупрозрачных слоев тона.

Участок А — закрашен тупым карандашом

Участок Б — закрашен острым карандашом, что уменьшило просветы бумаги и увеличило насыщенность тона.

 

Двухслойное тонирование

Верный способ сэкономить время при многослойном тонировании заключается в использовании меньшего количества слоев. Попробуйте применить двухслойный метод. Помните, что основными мотивами использования нескольких слоев являются приглушение слишком ярких красок, создание новых оттенков, тональные переходы и создание фактуры поверхности. 

1. Наложение друг на друга двух ярких близких цветов приводит к некоторому уменьшению яркости. 

2. Нанесенные друг на друга яркие взаимодополняющие цвета создают почти нейтральный тон. 

3. При наложении двух малонасыщенных цветов, кажется, что смешивалось гораздо большее количество оттенков. 

4. Яркие цвета становятся приглушенными при наложении сверху какого-либо из малонасыщенных цветов (например, оттенки коричневого).

 

Чисто линейный рисунок — самая быстрая техника работы цветным карандашом, но при рисовании вся выразительность цветов обеспечивается за счет их смешения, поэтому одних линий недостаточно. Поэтому не стоит забывать, что цветные карандаши, как и обычный грифельный карандаш, могут варьироваться в зависимости от толщины штриха, силы нажатия, направления штриховки и других способов.

 1. Тон наложен так, чтобы создавалось впечатление неровности поверхности — фактура придает рисунку правдоподобность и жизненность.

2.  Целеустремленная штриховка. Цвет штрихов можно менять по мере необходимости.

3.  Небрежная линия, произвольно пересекающая тон.

4.  Изменение силы нажатия и толщины штриха создает разные по тону участки.

5.  Эксцентричные каллиграфические линии образуют замысловатый узор.

6.  Линия, созданная двумя отдельными цветами и ограничивающая тональный участок.

7.  Размельчённый грифель и ватка — способ более воздушного тонирования.

8.  Эффект от различной плотности штриха.

9. Тонирование и наложение цвета в разном направлении добавляет динамики и фактурности поверхности.

 

Цветными карандашами можно пользоваться как самостоятельным инструментов или же применять в сочетании с черно-белой графикой и акварелью.

  

Графика

Для работы с черно-белой графикой можно использовать гелевую ручку, тушь или линеры. Каждый из инструментов имеет ряд плюсов и минусов.

Гелевая ручка — самый простой и весьма бюджетный вариант. Но нужно не забывать, что не засохшая паста имеет свойство мазаться. Гелька приятно скользит по бумаге и весьма удобна для быстрых набросков, хорошо подходит для техники, где нужен размашистый резкий штрих.

Тушь можно использовать разными способами: для тонкой работы применять перья или рапидограф (толщина линии у этих инструментов может быть разной), а для больших площадей пользоваться кистью. 

Также для «плакатных» размеров можно использовать черную гуашь. Лучше всего купить в специализированном художественном магазине «Глубокую черную», так как в отличие от обычной гуаши, она идеально ложится на бумагу.

Вообще, для большего удобства можно совмещать различные материалы, например, одновременно использовать гелевую ручку и более толстый маркер (обычный перманентный), особенно, если вам сложно достать что-либо специфическое.

К тому же тушь требует высокого уровня практики, и, что немаловажно, рабочего пространства (особенно, если вы рисуете пером и кистью). Ведь довольно сложно пользоваться таким набором в перерыве на работе или на лавочке в парке.

В качестве компромисса между ручкой и тушью весьма удобны в использовании линеры. Стоят они, конечно, больше гелевой ручки, но все же дешевле рапидографа, особенно, если сравнивать, во сколько обойдется  набор инструментов разной толщины (в общем, набор в четыре линера будет стоить как один рапидограф). Самый бюджетный вариант линера уж точно можно достать в любом городе — это такая полосатая ручка-фломастер «STABILO» (Германия) толщиной 0,4 мм (кстати, они бывают разного цвета).

Приобрести линеры можно даже в обычных канцелярских отделах, но это уже как повезет. Продаются они наборами или по отдельности. По цене линеры тоже бывают разные, чаще все зависит от марки, так, например, линеры «Faber-Castell», «Erih-Krause» и т.д., будут стоить, конечно же, на порядок дороже.

  

 Коррекция графического изображения

Если, в конечном счете, вы обрабатываете полученное графическое изображение на компьютере, то, конечно же, нет смысла править мелкие погрешности на бумаге. Но если вдруг вы рисуете что-то в подарок, лучше исправить ошибки вживую. 

В графике косяк — это чаще всего вылезшая не там линия, точка и т.д., в общем, закрашенная поверхность.

В теории для коррекции можно использовать белую гуашь, акрил или классический корректор. НО! На практике черная поверхность под корректирующим слоем, все равно просвечивает. К тому же, просто-напросто заметно невооруженным глазом, что сверху чем-то намазали. Так что надежнее будет сделать наоборот — снять слой бумаги с ошибкой. Да, это очень страшно (а вдруг дырку прорежешь?!), но оно того стоит. 

Делается это при помощи бритвы или иголки. Бритвочку можно купить в швейных отделах или даже в газетных киосках. Она, как правило, очень острая (будьте осторожны) и позволяет срезать бумагу с миллиметровой точностью, но бумага при этом должна быть достаточно плотной. Зажимаете пластинку большим и указательным пальцем в форме дуги и вперед, но лучше сначала попрактиковаться. Иголкой же можно процарапывать штришки или более мелкие блики. 

Фактура и текстура — одни из самых выразительных изобразительных средств в черно-белой графике. С помощью фактуры можно добавить реалистичности любому даже самому условному изображению, что весьма полезно в рисовании комиксов и манги.

Фактурой в графике называют свойства поверхности предмета, т.е. она может быть матовая, шершавая, глянцевая или гладкая. Визуально это проявляется в чередовании света и тени, которые образуют свой неповторимый рисунок поверхности.

Фактура и текстура в графике часто бывают весьма похожи, но все же подразумевают под собой разные вещи. Текстура — это не свойство поверхности предмета, а рисунок на его поверхности. Например, орнамент на ткани, на одежде или даже на обоях. Поэтому  рисунок какой-либо фактуры может быть одновременно и текстурой, если, допустим, изображение древесины нанести на обои, а пятна леопардовой шкуры — на ткань. Чаще всего текстура — более плоскостное изображение.

Достичь просветления в вопросе «Как же изобразить такую сложную вещь, как фактура в графике?!!», которая по сути своей ЧЕРНО-БЕЛАЯ (и поэтому весьма ограничена в изобразительных средствах), нам поможет возвращение к основам. Из чего, собственно, состоит эта самая черно-белая графика? А состоит она из точки, пятна, штриха и линии. Эти четыре составных элемента, по сути, неотъемлемые части друг друга: много точек или штрихов в одном месте образуют пятно, штрихи состоят из линий и так до бесконечности.

Автор: Nigami 

Первая публикация: Nigami. Традиционные материалы //

Ruscomix magazine. – № 3. – 2012. С. 50-67.

mangalectory.ru