Содержание статьи:
Рисование — это, несомненно, великое искусство. С помощью карандаша или красок можно представить любой предмет и подчеркнуть его форму, объём и другие параметры. При помощи штриховки карандашом можно передать настроение того или иного объекта, а также сделать его максимально похожим. Самой важной деталью в рисунке является линия. Именно благодаря ей на бумаге появляются чёткие очертания. Для того, чтобы правильно провести линию, нужно учесть некоторые детали.
Во-первых, это бумага. Она должна быть плотной, белой, и иметь шероховатую поверхность. Специальная бумага для художника называется ватман.
Во-вторых, играет роль заточка самого карандаша. Стержень графита должен выступать из деревянной части на 8-10 мм, а сама деревянная часть должна стачиваться примерно на 25-30 мм и не иметь шероховатостей. Стержень должен быть тонким и легко ложиться на бумагу. Для наброска более удобней выбирать карандаши ТМ или 2М, также подойдёт и НВ. Начальная стадия рисунка выполняется более твёрдым карандашом, затем в процессе работы можно переходить на более мягкий.
В-третьих, нужно правильно выбрать угол падения света. Лист бумаги нужно располагать таким образом, чтобы будущий рисунок максимально был освещён, а тень от руки не падала на лист.
Конечно же следует помнить, что сидеть за столом необходимо ровно, не наклоняясь низко над рисунком. Лёгкая классическая музыка поможет погрузиться в фантазии и карандаш непринуждённо заскользит по бумаге. Хотя, конечно, можно рисовать и в полной тишине.
Итак, первые штрихи очертания предмета выполняются легко и без нажима. Ровная линия проводится небольшими отрывистыми штрихами, обозначая контуры. Следует учесть, что карандаш не берут, как привычную шариковую ручку. Его следует держать по-другому. Карандаш нужно брать двумя пальцами таким образом, чтобы большой был сверху карандаша, а указательный палец под карандашом. Пальцы должны фиксировать лишь не заточенную часть карандаша. Нужно следить за тем, чтобы рука не лежала на рисунке полностью. Касаться бумаги может только мизинец. При таком положении рук, рисующий сможет спокойно наблюдать за своими действиями, выводя на бумаге не только ровные контурные линии, но и продвигаться по кругу.
Длинные прямые линии следует проводить взмахом всей руки, линии средней длины удобней изображать, двигая только кистью. Плавные короткие штрихи нужно выводить только пальцами по поверхности листа.
В зависимости от нажима, линии могут быть очень тонкие, едва заметные глазу, а могут быть сильно насыщенными. Чтобы получить хорошую тёмную линию, совсем не обязательно давить на карандаш со всей силы. Достаточно взять более мягкий карандаш и слегка усилить нажим.
Карандаш сам по себе, как материал, широко используется в графическом изображении того или иного предмета. Графит, из которого в большей части и состоит карандаш, имеет свойство легко ложиться на лист бумаги, хорошо там находиться, и не осыпаться с течением времени.
Если карандашная линия получилась не такой, как была запланирована, её можно с лёгкостью затереть ластиком. Резинка должна быть достаточно мягкой, белого цвета.
Но бывает так, что после наложения многократной штриховки, карандашную линию вытереть почти невозможно – образуются лишь некрасивые серые потёртости. В таком случае рисунок от краха спасёт хлебный мякиш. После этого потёртость уже не будет такой серой и работу можно будет продолжить дальше.
В любом рисунке присутствуют такие понятия, как свет, тень, блик, рефлекс и не только. Начинать штриховку нужно со светлой стороны предмета, постепенно переходя в теневую часть.
Штриховка представляет собой совокупность мелких тонких коротких линий. Её выполняют путём наложения под разными углами. В основном, это наклонные линии. Как правило, края предмета штрихуются по форме. В таком случае линия загибается.
Штрихи должны ложиться рядом друг с другом на расстоянии меньше миллиметра.
Чтобы передать тень, нужно накладывать несколько слоёв штриховки, усиливая нажим карандаша. В той части, где на предмете существует блик, штриховку вытирают круговыми движениями, тем самым высветляя предмет.
Полутень – это место перехода от светлой части к тёмной. Его выполняют более тщательно, прорисовывая все невидимые дальние линии предмета.
Тень – это самая тёмная область. Здесь используется многослойная штриховка, более мягким карандашом. В тени существует небольшой отблеск от предметов, находящихся рядом. Он называется рефлексом, и является светлее тени.
Правильная штриховка, а также соблюдение пропорций и расположение на плоскости даёт возможность увидеть красивый грамотный рисунок, который вызовет восхищение окружающих.
kakpravilino.com
Рассмотрим несколько вариантов штриховки простым карандашом:
1. Произвольная штриховка
Произвольная штриховка карандашом НВ Такие беспорядочные штрихи получатся, если позволить руке «танцевать» по бумаге во всех направлениях. Держите карандаш крепко, но не судорожно, поближе к заостренному концу, и постоянно меняйте направление движения. Ваша цель – достаточно однородный средне-серый тон. В отличие от механического перекрестного штрихования, эта штриховка выглядит ярко и живо.
Яблоко прекрасно подходит для отработки произвольного штрихования. В данном случае плод освещен сзади, поэтому сторона, повернутая к нам, представляет собой темные тона разной интенсивности, за исключением ореола света. Совершенно ровный тон был бы скучен, а такая штриховка вдохнула в изображение жизнь и придала ему изюминку. Самая темная часть рисунка – это то место, где яблоко соприкасается с поверхностью, но которой лежит.
2. Штрихование точками
Нанесение точек карандашами Н и 2В Крепко возьмите карандаш и, опираясь запястьем на рабочую поверхность, ритмично постукивайте острием грифеля по бумаге. Разные тона можно получить тремя способами: используя разные карандаши (твердые дают средне- и светло-серые оттенки, как вверху, о мягкие – почти черные или средне-серые, кок внизу), меняя силу нажима и, наконец, располагая точки ближе друг к другу или, наоборот, дольше друг от друга.
Здесь точки использованы только для передачи темных и средних тонов, в то время как светлые передает белый цвет бумаги. Прищурьтесь и посмотрите но рисунок. Вы увидите, что плотно расположенные точки образуют тень. Художник не смог удержаться от проведения продольных контурных линий. Но даже том точки пришлись кстати – они зрительно разбивают линии, благодаря чему те кажутся светлее.
3. Плотное штрихование
Плотное штрихование карандашом В В этом случае необходим широкий размах, поэтому возьмите карандаш повыше и не опирайтесь рукой о рабочую поверхность. Если держать руку на весу трудно, можете слегка прикасаться к бумаге костяшками пальцев. Заштрихуйте широкую полосу более светлым тоном, а затем затемните ее посередине. Такое штрихование как нельзя лучше подходит для изображения сфер. По направлению штрихов заметно, что упражнение выполнял художник-правша.
На эту луковицу свет подает с одной стороны, в то время кок другая находится в тени. Округлая форма овоща передана с помощью плотной тени и небольшого участка отраженного света внизу слева. Контурные продольные линии хорошо сочетаются с тонами.
4. Дугообразное штрихование
А Дугообразная штриховка карандашом НВ Эта классическая техника напоминает штриховку вверху слева, но беспорядочной ее уже не назовешь. Во время работы опирайтесь рукой о бумагу и старайтесь, чтобы штрихи соответствовали естественным изгибам трехмерного объекта – кок параллели и меридианы на корте. Не забывайте и о разных тонах. Начните с темного, перейдите к среднему и закончите светлым.
Дугообразное штрихование преследует здесь две цели. Во-первых, разная интенсивность оттенков позволяет передать форму яблока, а во-вторых, сами штрихи выглядят как переплетения контурных линий.
5. Перекрестное штрихование
Еще одна, пятая техника – перекрестное штрихование. Штриховать можно в двух или, как показано на иллюстрациях внизу, в трех и четырех направлениях. Более свободные варианты (в двух и трех направлениях) считаются самыми универсальными. Обратите внимание: штрихи, выполненные мягким карандашом, почти не оставляют пробелов (см. иллюстрации). Идеальная равномерность перекрестных штрихов достигается путем многочисленных упражнений. При этом использование разных тонов, необходимых для передачи формы, тоже задача не из легких. Растушевка пальцами – неплохой прием, поэтому с ним стоит
Равномерное перекрестное штрихование замечательно выглядит на больших участках фонового рисунка. Кроме того, оно хорошо передаем вид старых гравюр.
Рельеф кистей рук художница изобразила с помощью линий и тонов. Простые ровные поверхности она передала плотным равномерным и перекрестным штрихованием. А сложные (к промеру, полузакрытую ладонь) – неравномерными штрихами, которые хорошо отображают рельеф кожи. Фоновые участки намечены перекрестными штрихами – густо переплетенными и равноудаленными возле кистей и более свободными в других местах.
Источник: журнал "Полный курс Рисунка и живописи";
linteum.ru
Карандаш держится как обычно, но рабочий конец карандаша находится много дальше от пальцев. Этот способ позволяет получить большую свободу работы с карандашом. Отставленный мизинец позволяет получать опору кисти, при этом не касаясь листа бумаги всей кистью, что защищает ваш рисунок от размазывания карандашных штрихов и засаливания поверхности листа.
Есть еще несколько положений, дающих вам большую свободу при работе карандашом, например:
Чтобы взять карандаш таким способом, положите его на стол, а затем кончик указательного пальца положите на карандаш, а большим и средним обхватите его с боков. Поднимите карандаш, взяв его таким способом. Получится, что карандаш как бы спрятан в ладони (ладонь направлена вниз), а рабочий конец карандаша направлен вверх и немного влево (для правшей)Такое положение карандаша позволяет работать как остриём, так и боковой поверхностью грифеля. Это в свою очередь позволяет получать большее разнообразие линий, от очень лёгких штрихов до широких, рыхлых насыщенных штрихов закрывающих тёмными тонами большие поверхности. Таким образом, линии – один из основных элементов рисунка – получаются живыми, разнообразными по исполнению, а, следовательно, и весь рисунок «заиграет» жизнью. Преимущество такого способа держать карандаш – способность получать большой спектр нажима, регулируя нажим указательным пальцем. Также при этом способе держать карандаш удобно при рисовании опираться на отставленный мизинец. Это позволяет не касаться листа при работе, имея при этом достаточно хороший контроль над движениями карандашом.
Это способ держать карандаш, когда он как бы лежит на ладони (ладонь направлена вверх) или когда ладонь повёрнута на 90 градусов по отношению к бумаге. При этом карандаш как бы лежит на указательном пальце и прижимается большим пальцем. Этот способ подходит для наиболее легкого и расслабленного нанесения рисунка. Вы можете свободно манипулировать большим пальцем и создавать очень легкие линии. Этот способ очень подходит для быстрых зарисовок, когда нужно сделать лишь быстрый набросок формы. Как и в других способах, отставленный мизинец помогает при рисовании.
Для того, чтобы правильно распределить тональные соотношения, рекомендуется перед штриховкой делать так называемую тональную шкалу. Так вам будет проще сделать самые темные и самые светлые места, зная, на что способен ваш карандаш. Тоновая шкала выглядит так:
А здесь вы можете увидеть как карандаши отличаются по мягкости
В галерее я приложила работы известных мастеров, для примера. Один из способов научиться — копировать хорошие работы. Таким образом вы поймете, как именно должны ложиться штрихи и как вам добиться того или иного эффекта. рекомендую посмотреть видео — очень полезное для начала.
Не пытайтесь сразу рисовать что-то сложное, обращайте внимание на материалы. Лучше брать что-то матовое и однотонное, желательно светлое (недаром в художках для отработки штриховки рисуют гипсовые формы), полезно рисовать драпировки (даже ту же смятую одежду), все это помогает чувствовать форму. Будьте готовы к тому, что вам придется наработать руку, чтобы ваши штрихи были легкими и аккуратными. Пробуйте и экспериментируйте с бумагами и карандашами и постепенно ваши работы будут становится все более красивыми и профессиональными.
При написании поста использовались материалы из этой статьи.
Упражнения для качественной штриховки можно посмотреть в этом посте.
artlab.club
Post Views: 553
Штрих в первую очередь должен подчеркивать форму предмета. Штриховка должна быть мягкой, но четкой. Она не должна выглядеть как «солома». Каждая линия должна дополнять предыдущую. И следите за тем, чтобы карандаш был всегда заточен, потому что может теряться сам тон линий. Ниже представлены примеры.
На рисунке показано как ставить штрих категорически нельзя!
Так нужно ставить штрих
Эта штриховка была выполнена разным нажатием
Когда вы научитесь ставить штрих, можно приступать к следующему заданию и немного усложнить себе задачу. Попробуйте ставить штрих по форме предмета. Свет распределяется по полутонам.
Сначала рисунок будет выглядеть невзрачно и неуклюже, как на рисунке выше, но стоит прорисовать детально линии построения и у вас получится следующий рисунок:
Вот тот результат, который нам был нужен!
А вот декоративная штриховка карандашом
Следующий урок: Фигуры и тела.
Post Views: 553
risunci.com