- один из видов традиционного театрального искусства Японии. Зародившись во второй половине XVI в., он прошел путь весьма длительной эволюции и к настоящему времени достиг степени классического совершенства. И хотя период его расцвета уже миновал, Кабуки пользуется широкой популярностью среди японцев даже в наше время. В эпоху Эдо, на которую приходится основной период развития Кабуки, дистанция между классом воинов и простым народом соблюдалась более строго, чем в какое-либо другое время японской истории. Искусство Кабуки было распространено в те дни главным образом среди купеческой прослойки. Эта часть населения достигла большого экономического могущества, но занимала низкое социальное положение, так как не принадлежала к классу самураев. В этих условиях Кабуки имел для них важное значение, являясь средством художественного выражения их чувств и стремлений. Поэтому основной тематикой пьес Кабуки были конфликты между человеком и феодальной системой. Уникальность искусства Кабуки состоит в том, что все женские роли исполняются актерами-мужчинами, которых называют "оннагата". На начальной стадии в театре Кабуки играли преимущественно женщины, но с ростом популярности многие актрисы стали пользоваться чрезмерным вниманием поклонников мужского пола. Поняв, что это может привести к серьезному падению общественных нравов, власти наложили официальный запрет на выступление женщин в театрах в 1629 г. Так как театр уже пользовался всеобщим признанием, женские роли стали играть мужчины и продолжают играть их до настоящего времени. Запрет на актрис действовал в течение почти 250 лет. За это время Кабуки довел до совершенства искусство "оннагата". В результате, когда запрет был снят, в Кабуки уже не было места для женщин. Кроме того, искусство "оннагата" стало к тому времени неотъемлемой частью театра Кабуки, и, лишившись ее, Кабуки мог безвозвратно утратить свои традиционные качества. Другой важной особенностью Кабуки является его всеобъемлющий и собирательный характер. Он вобрал в себя все виды театрального искусства, существовавшие ранее в Японии. В числе традиционных видов, у которых Кабуки перенял элементы сценической техники и репертуар, - драма Но, театр Кёгэн (фарсы, которые разыгрывались в антрактах во время спектаклей Но). Сегодня число японских ценителей Но значительно меньше числа поклонников Кабуки. Пьесы Кабуки, которые заимствовали свой сюжет из пьес Но или написаны под влиянием этого искусства, пользуются широкой популярностью и составляют существенную часть репертуара театра Кабуки. Еще одним источником, из которого Кабуки заимствовал некоторые элементы, был кукольный театр Бунраку, искусство которого развивалось почти параллельно искусству раннего Кабуки. В театре Кабуки наибольшее значение придается актеру, а не какому-либо другому аспекту спектакля, например литературным достоинствам пьесы. В начале XVII в. несколько крупных писателей, в том числе Тикамацу Мондзаэмон, которого часто называют японским Шекспиром, ушли из Кабуки, где господствовали актеры, и примкнули к кукольному театру, где их творческий гений обретал боґльшие возможности для роста и развития. В результате был период, когда куклы затмили актеров, а кукольный театр был более популярен, чем театр Кабуки. Для того чтобы выдержать такую конкуренцию, Кабуки включил в свой репертуар почти все пьесы кукольного театра. Таким образом, сегодня больше половины традиционных пьес репертуара Кабуки обязаны своим происхождением Бунраку. Последний пример общего заимствования Кабуки относится к концу XIX столетия, когда в это искусство был привнесен элемент литературного реализма. До Кабуки японцы никогда не видели такого красочного, яркого, волнующего и необычного зрелища. Что касается этих качеств, ни один театр мира, пожалуй, нельзя сравнить с драмой Кабуки. В традиционном репертуаре Кабуки - около 300 спектаклей. В настоящее время он пополняется новыми пьесами авторов, не связанных непосредственно с Кабуки. В репертуаре театра несколько спектаклей под названием "Сёса-гото", или "Драматический танец", в основе которых - и почти исключительно - танцевальные движения актеров. Актеры в этой драме танцуют под аккомпанемент вокальной и инструментальной музыки. Многие пьесы имеют законченный сюжет, но есть и такие, которые представляют собой всего лишь фрагменты танцев. Примерами драмы-танца могут служить спектакли "Кандзинтё" ("Список пожертвований для храма"), "Мусумэ Додзёдзи" ("Девушка из храма Додзёдзи"), "Мигавари Дзадзэн" ("Замена") и "Такацуки" ("Танец деревянных башмаков"). С точки зрения сюжета и характера действующих лиц пьесы Кабуки можно разделить на две категории:
1) Историческая драма (дзидай-моно). Эти пьесы рассказывают об исторических эпизодах или представляют подвиги воинов или вельмож. Многие из них - мрачные трагедии, несколько оживленные краткими комедийными штрихами. Их герою часто приходится приносить величайшие жертвы. Например, в "Тюсингура" - одном из знаменитых спектаклей Кабуки, сюжет которого заимствован из пьесы театра Бунраку, рассказывается известное всем предание о 47 самураях, потерявших своего господина. После многих лет терпеливого ожидания и интриг эти люди отомстили за вынужденное самопожертвование своего господина, но из-за этого и сами принуждены были покончить жизнь самоубийством;
2) Семейная драма (сэва-моно). В этих пьесах обычно отражена жизнь низших классов общества. В центре внимания - человек из народа. К этой категории можно отнести пьесы "Кагоцурубэ" ("Куртизанка") и "Цубосака-Дэра" ("Чудо в Цубосака"). В основе семейной драмы вполне реалистический сюжет. Однако нередко в пьесы такого рода включаются сцены, где действие и инсценировка становятся нереальными, большое значение уделяется таким внешним эффектам, как ораторское искусство актеров и яркие краски, а внутреннее содержание, логическая последовательность сюжета остаются в тени.
Красота формального стиля - один из эстетических принципов, на которых основано все искусство Кабуки, - находит наиболее яркое выражение в манере игры - самом важном аспекте Кабуки. Когда актер Кабуки готовится к роли в классической пьесе, он по старинному обычаю начинает подготовку с изучения традиционной манеры игры, доведенной до совершенства его предшественниками. Этот стиль игры, даже если первоначально он и был нацелен на реалистическое воплощение, обрел совершенно определенную форму и стал ярко символичным в процессе развития искусства Кабуки. Таким образом, даже в реалистической пьесе Кабуки самые тривиальные жесты и движения часто ближе к движениям танца, чем к движениям актерской игры. Почти каждый жест сопровождается музыкой. Существует много примеров, где этот символизм доведен до степени абстракции, в результате чего традиционная манера игры уже не имеет прямой связи с какой-либо рациональной интерпретацией роли. Особый прием актеров Кабуки, известный под названием "миэ", пожалуй, больше всего гармонирует с принципом формализованной красоты. Он используется в определенные кульминационные моменты или в финале классической пьесы актером, исполняющим главную роль, который внезапно останавливается в живописной позе, устремляет пристальный взгляд в одну точку и скашивает глаза. Эта своеобразная манера игры является примером того, что Кабуки всеми средствами стремится подчеркнуть величие красоты. Формальная манера исполнения характерна также и для вокального аспекта пьес Кабуки. Даже в реалистической жанровой пьесе главным в речи актера считается не естественность, а формальное ораторское искусство. Таким образом, текст пьес Кабуки, в особенности длинные монологи, произносят в манере завораживающей мелодекламации, которая представляет собой нечто среднее между пением и обычным разговором. Это становится еще очевиднее, когда диалоги и монологи сопровождаются музыкальным аккомпанементом, что, кстати, происходит довольно часто. Это придает синхронным движениям актеров на сцене еще больше ритмичности, они становятся более похожими на движения танца. Еще одной особенностью драмы Кабуки является эффектное, захватывающее зрелище сцен спектакля. Общепризнанным среди знатоков театра является факт, что декорации, костюмы и грим Кабуки - самые экзотичные и красочные в мире. Можно сказать, что популярность Кабуки сегодня объясняется в большей степени живописностью его зрелища: зрители в этом театре могут получить полное удовлетворение, наслаждаясь удивительными по своей цветовой гамме картинами, которые разворачиваются перед их глазами на сцене, даже если сюжет пьесы не привлек их внимания. Музыка - неотъемлемая часть искусства Кабуки. Для сопровождения пения и действия спектакля в театре используется целый ряд музыкальных инструментов, но основным является трехструнный инструмент сямисэн. В историческом или жанровом спектакле с поднятием занавеса начинает звучать музыка, как бы пробуждая к жизни неподвижную до этого атмосферу сцены. Музыканты, невидимые для зрителя, находятся в левом углу сцены. Музыка становится своеобразной динамической основой пьесы: она подает "сигнал" к выходу актера, под ее аккомпанемент актеры произносят текст и движутся по сцене. В драме-танце музыканты хорошо видны зрителю, и музыка играет доминирующую роль. Музыка Кабуки подразделяется на несколько категорий (около 12) в зависимости от принадлежности к той или иной школе. Сегодня наиболее часто исполняется музыка "нагаута", "токивадзу", "киёмото" и "гидаю", последняя используется в драме, заимствованной из театра кукол. Помимо сямисэна в спектаклях Кабуки используются деревянные трещотки, оповещающие о начале и конце спектакля. Их отрывистые звуки повторяются в ритме стаккато. Деревянные трещотки используются также в качестве одного из ударных музыкальных инструментов во время действия спектакля. Все без исключения театры Кабуки, их здания, сцена и реквизит создаются сегодня по западноевропейскому образцу, однако они сохраняют и некоторые важные особенности традиционного театра Кабуки, в частности ханамити и мавари-бутаи. Ханамити, или "цветочная дорога", - это помост, соединяющий левую часть сцены с задней частью зала и проходящий по залу на уровне головы зрителя. Он предназначен для выхода и ухода актеров со сцены - в дополнение к выходам, расположенным по обеим сторонам сцены. Ханамити, однако, используется не только для прохода, но является еще и частью сцены. По пути на сцену и со сцены актеры часто разыгрывают самые важные эпизоды в спектакле. Мавари-бутаи, или "вращающаяся сцена", впервые была создана в Японии свыше 300 лет назад, а затем это устройство было внедрено и за границей. Оно позволяет быстро менять декорации, не нарушая последовательности действия. Авансцена в театре Кабуки ниже и много шире, чем в театрах Америки и Европы. Сцена представляет собой удлиненный прямоугольник, а не почти квадрат, как в других театрах. Занавес в театрах Кабуки сделан из красно-коричневых, черных и зеленых полос хлопковой ткани, он не поднимается, а отодвигается в сторону. Наиболее яркой отличительной особенностью Кабуки как театрального искусства, по сравнению с другими видами театра, является первостепенное значение роли актера. Подавляющее большинство классических пьес Кабуки было написано авторами, которые работали специально для этих театров. Авторы хорошо знали сильные и слабые стороны отдельных актеров, их склонность к тем или иным ролям и приемам, поэтому они старались создавать такие пьесы, которые помогали бы наиболее полно раскрыться таланту этих актеров. Нередко сами актеры, рассматривая пьесу лишь как средство прославиться, изменяли строки и даже целые сюжеты в соответствии со своим темпераментом. В конце концов именно актеру театр Кабуки обязан своим величием. Требования, предъявляемые в театре к актеру, очень суровы. Так как в основе драматического искусства Кабуки заложен своеобразный принцип представления, каждый актер должен иметь фундаментальную подготовку. Это, в свою очередь, обязывает человека, который хочет стать актером Кабуки, тренировать себя с детства. Он должен пройти тщательную подготовку по многим видам театрального искусства. Поскольку Кабуки - вид музыкальной драмы, японские танцы и музыка - обязательная часть такой подготовки. Следует отметить, что техника актерской игры в театре Кабуки - не результат достижений современных актеров, а накопленный опыт, передаваемый актерами из поколения в поколение по принципу передачи наследства в семье. В настоящее время в Японии есть семьи, в которых искусством Кабуки владели представители семнадцати поколений: с одной стороны, в эпоху феодализма почитание семейных традиций было неписаным законом, с другой - сама природа искусства Кабуки, которое требует длительной подготовки и огромного опыта, нашла в семье идеальную среду для своего развития. Эта преемственность, нередко наблюдающаяся и сегодня, пожалуй, имеет более важное значение, чем полагают многие, так как она в значительной мере способствовала сохранению искусства Кабуки до наших дней. Было время, когда актер обычно исполнял только ту роль, в которой он достиг совершенства. Это привело к тому, что актер изучал характер только одного действующего лица из всего разнообразия типов мужчин и женщин. В настоящее время такая узкая специализация актеров встречается реже. Обычно актеры исполняют разные по характеру роли. Исключение составляют только "оннагата" - исполнители женских ролей. Секрет красоты "оннагата", передаваемой ими на сцене, заключается в том, что эта красота создана не природой, а искусством мужчин, объективно наблюдающих поведение и психологию противоположного пола. Несмотря на то, что в эпоху феодализма актеры Кабуки пользовались широкой популярностью в народе, они занимали довольно низкое положение на социальной лестнице. В настоящее время их статус повысился настолько, что несколько выдающихся актеров избраны членами Академии художеств Японии - это самое почетное звание, которое может быть присвоено художнику. Во время спектакля Кабуки на сцене появляются люди, которые не входят в состав труппы театра. Чаще всего в начале спектакля, после открытия занавеса, публика видит странные фигуры в капюшонах, одетые в черное, которые занимают места позади актеров. Их называют "куроко" ("человек в черном"), они переставляют предметы на сцене при открытом занавесе и выполняют роль суфлеров. Они не являются действующими лицами спектакля, и предполагается, что зрители их "не видят". История мирового театра свидетельствует о том, что, когда древнее драматическое искусство достигает совершенства, оно способно выдержать проверку временем, даже если его литературное содержание стало далеким от современности. Правильность этого положения подтверждает искусство Кабуки. Оно не отражает жизни современной Японии, которая подверглась интенсивному процессу европеизации. Но, несмотря на это, Кабуки пользуется широкой популярностью. Основная причина - в совершенной, выкристаллизованной форме этого театра. Таким образом, Кабуки был и, по-видимому, еще долго будет оставаться гордостью Японии и пользоваться любовью народа.
Япония от А до Я. Энциклопедия. EdwART. 2009.
dic.academic.ru
Кабуки (歌舞伎) является традиционной формой японского театра, возникшей в начале зарождения эпохи Эдо . В самом начале театр кабуки появился как альтернатива театру Но ( 能, мастерство, умение, талант), который являлся церемониальным театром и был предназначен для элиты японского общества. В отличие от но, кабуки театр создавался для горожан, он предназначался для простых людей и показывал жизнь простого народа.
Кабуки является одним из трех главных классических театров Японии, таких как Но и Бунраку (кукольный театр) и в ноябре 2005 года был признан нематериальным культурным наследием ЮНЕСКО. В переводе кабуки означает «пение, танец, мастерство». Так же существует еще одно понятие слова кабуки, которое первоначально было образовано от глагола кабуку — нетрадиционный. Изначально это было танцевальное представление с музыкальным сопровождением без какого-либо сюжета, танцы преимущественно носили религиозный характер, со временем концепция кабуки менялась как по форме, так и по содержанию. Театр кабуки это зрелищная форма искусства, она включает в себя замысловатые костюмы, необычный и привлекательный макияж, диковинные парики и самое главное, преувеличенные действия, выполняемые актерами на сцене. В спектаклях используется старинная форма японского языка, который сложно понять даже японцам, поэтому стилизованные отточенные движения актёров служат для передачи смысла, происходящего на сцене.
Учитывая, что театр кабуки многие принципы позаимствовал от кукольного театра бунраку, то и виды постановок здесь те же:
Кабуки появился в начале XVII века, вернее в 1603 году, родина театра кабуки Киото. Начало жанру дала Окуни из Идзумо (Идзумо-но-Окуни), год рождения 1571. Окуни была служительницей синтоистского храма Идзумо в префектуре Симанэ. Танец-молитва, который она исполняла во время служения вдохновил её на создание собственного стиля, который включал пение, танец и актерскую игру. Окуни была известна своей красотой и мастерством в танце. Однажды для сбора средств и пожертвований для храма она была направлена в Киото. Именно в это время её выступления привлекли внимание горожан, помимо танцев религиозного характера, Окуни ещё показывала юмористические сценки о встречах любовников. Её мастерство стало собирать большие толпы и когда пришло время возвращаться в храм, Окуни проигнорировала требование настоятелей храма, хотя деньги продолжала посылать. Идзумо-но-Окуни осталась в Киото, собрала вокруг себя женщин, изгоев общества и обучила их танцам. Уже в 1604 году на территории храма Китано была построена сцена для выступления труппы Окуни. Так как в театре были только женщины, то все роли и женские, и мужские исполняли женщины. В репертуаре кабуки в основном были комические сцены из повседневной жизни. Постепенно выступления приобретали всё большую популярность, стали появляться аналогичные труппы в других городах.
Исполнительницы кабуки не отличались скромностью и пользовались большим спросом среди мужского населения, выступления посещали не только простолюдины, но и лица самурайского сословия. Кабуки стал распространенной формой развлечения в районе красных фонарей в Эдо. Здесь всегда можно было встретить известных актеров, услышать новую захватывающую музыку, увидеть последние тенденции моды. Классовые границы стирались на фоне выступлений онно-кабуки, но часто возникали стычки и потасовки, в скандалы были вовлечены в том числе и государственные деятели. Все эти беспорядки привели к тому, что в 1629 году сёгунат запретил онно-кабуки (женское кабуки), предполагается, что помимо скандальной репутации театра сёгунат был обеспокоен тем, что в пьесах освещается жизнь обычных людей.
На смену женскому кабуки пришли юноши, которые быстро освоили мастерство предшественниц и дополнили представления акробатическими трюками, характер представлений изменился и от танцевального направления перешли к драматическому искусству. Но так как нравственная сторона театра кабуки не изменилась, в 1652 году выступление юношей на сцене было запрещено. Учитывая большую популярность театра его нельзя было закрыть и на сцене стали играть зрелые мужчины, появился новый вид кабуки, более утонченного и стилизованного — яро-кабуки (плутовской кабуки). До этого времени театр всё ещё не использовал литературные произведения и был призван показать красоту и мастерство исполнителей. С уходом юных актрис и актеров из кабуки спасти театр мог только сюжет пьесы, поэтому театральное действие быстро стало наполняться литературными произведениями.
До XVIII века театр кабуки процветал, но позднее интерес публики к театру пропал. В период эпохи Мэйдзи (1868—1912гг.) Япония вынуждена была открыться миру, это было время больших перемен во всех сферах жизни Японии, не исключением стал и театр кабуки. С приходом всего европейского ему грозила реальная перспектива разрушения. Морита Канъя, владелец большого театра в Эдо, произвел реконструкцию театра под европейский стиль, призвав на помощь все связи добился того, что императорская чета посетила кабуки, театр в глазах общественности поднялся на ступеньку выше.
В период с 1912 года до второй мировой войны, несмотря на разрушения вследствие сильных землетрясений, кабуки успешно продолжал свою деятельность и даже гастролировал за рубежом.
После войны оккупационные власти признали театр кабуки антидемократическим и поставили ряд жёстких условий для его дальнейшего существования. Большинство пьес было запрещено, новые пьесы были ограничены по количеству и кроме этого должен был представлен перевод на английский язык. Большинство выдающихся актеров кабуки умерли или погибли во время войны. Театр переживал тяжелые времена, несмотря на такое плачевное положение уже с сентябре 1945 труппы начали давать представления. Правительство Японии как могло поддерживало и помогало деятельности традиционных театров.
В наши дни кабуки самый востребованный из классических театров Японии, зрители охотно идут на представления. Кроме традиционных мужских трупп после войны появилась женская труппа кабуки Ичикава Кабуки-дза, но достигнуть мастерства, которое оттачивалось актерами мужчинами на протяжении 400 лет женщинам не удалось. Актеры кабуки снимаются в кино и являются частыми гостями в телевизионных передачах.
Внедрение наушников в театре в 1975 году, в том числе с переводом на английский язык в 1982 году позволило поддерживать интерес иностранцев. С 2005 года стали выпускать и продавать кабуки фильмы. Театры активно гастролируют по Азии, Европе и Америке. Основательнице жанра Идзумо-но-Окуни в 2002 году, к 400-летию образования кабуки в Киото был поставлен памятник.
Сегодня крупные и известные театры кабуки расположены в таких городах как Токио, Киото, Осака, Фукуока. Архитектура театра это отдельная тема разговора и об этом будет в последующих статьях. Так же очень большая и интересная тема об актерских династиях театра кабуки. В ближайшее время я об этом напишу на страничках своего сайта. До новых встреч.
galitravel.ru
Кабуки – вид японского национального театра, традиционный японский театр, сочетающий в себе жанры танца, пения, драмы и музыкальные композиции.
Актерам кабуки наносится сложный грим, их облачают в яркие наряды, на которые нанесено большое количество особой символики, имеющей определенный смысл. На японском кабуки пишется так - 歌舞伎. Эти иероглифы означают «танец, песня и мастерство». Театр кабуки пользуется огромной популярностью не только среди японцев, но и по всему миру.
Также вы можете узнать больше в документальном фильме о японском театре
Традиционно в кабуки мужчины играют все роли.
Отличительной чертой японского театра является сложный разноцветный грим, нанесенный на лица актеров, носящий определенный раскрас в зависимости от того, какую роль исполняет актер. Если актер играет молодую девушку или парня, его лицо раскрашивается в белый цвет, а для того, чтобы показать другой возраст, добавляются иные цвета, например, коричневый. В качестве показателя силы пальцами наносят разноцветные полосы на лице актера. Кумадори – уникальный канон, по которому наносятся линии различной формы и цвета, усиливающие эмоциональный окрас мужского персонажа и показывающие его характер. Его главные цвета – синий, черный и красный. Красный символизирует храбрость, преданность и честность, черный – волшебство и божественность, синий – зло, ярость и потусторонние силы.
Фото театр кабуки
Особое искусство – играть роль женщины (оннагата). Искусство игры и грим совершенны до такой степени, что актеров оннагата невозможно отличить от настоящих женщим. Грим оннагата состоит из белой основы, уши, веки, брови и щеки окрашиваются красными, черными и зелеными цветами.
Сцена имеет особое устройство. Деревянный помост ханамити тянется от левого края сцены через весь зрительский зал. Ханамити используется как для прихода и ухода актеров со сцены, так и для обыгрывания некоторых моментов пьесы. Также в кабуки была впервые в мире применена вращающаяся сцена. Очень важное место занимают декорации, именуемые одогу. Платформа с тремя ступеньками на сцене может быть позицией полководца, магазинчиком купца или каморкой куртизанки в зависимости от декораций, которые на ней установлены. Декорации и утварь специально делаются меньше натуральных размеров для того, чтобы повысить значимость актеров.
Сцена
- Татияку - главный герой, мудрый, мощный, ловкий, красивый. Существует несколько видов: арагото – боец, который имеет необыкновенную силу; вагато – утонченный красавчик, прекрасный любовник; дзицугото -мудрый, честный, стоический мужчина.
- Катакияку – отрицательный персонаж, враг татияку. Его типы: дзицуаку - мерзкий проходимец, злодей; кугэаку - благородный человек из знатной семьи, из-за сложившегося положения вынужденный совершать плохие поступки; ироаку – отрицательный персонаж, имеющий облик утонченного красавца.
- Докэката - смешной персонаж. Это бездельник и дурачок.
- Кояку - персонаж ребенка, который, как правило играется сыновьями актеров.
- Оннагата – женский персонаж, которого играет мужчина. Существуют различные типы оннагата. Основной - юная прекрасная девушка. Среди этих девушек есть несколько видов: мусмэката –молодая скромница, облаченная в кимоно с длинными рукавами; акахимэ - соблазнительная красотка родом из знатной семьи одетая в красное платье; кэйсэй - известная куртизанка; сэванёбо – покорная и кроткая жена купца; онна будо - воительница; акуба, или докуфу, - злобная и хитрая дама, женщина - вамп. Кроме того, присутствует амплуа женщин в возрасте: касягата - старуха и фукэояма - женщина среднего возраста.
Жанр статьи - Культура Японии
jamato.ru
Кабу́ки (яп. 歌舞伎, букв. «песня, танец, мастерство», «искусное пение и танцы») — один из видов традиционного театра Японии. Представляет собой синтез пения, музыки, танца и драмы. Исполнители кабуки используют сложный грим и костюмы с большой символической нагрузкой.
Источник: Википедия
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: прикармливаться — это что-то положительное, отрицательное или нейтральное?
Положительное
Отрицательное
Текст комментария:
kartaslov.ru
Современный театр кабуки – уникальный жанр японской драматургии, почитающийся самими японцами и вызывающий восторженный отклик со стороны зрителей, принадлежащих к другим культурам. Concepture публикует статью о драматургии кабуки.
Поскольку в процессе развития театр кабуки претерпел множество трансформаций, даже для японца этот жанр является сложным для восприятия, для постижения его сущности. А глядя на кабуки глазами европейского зрителя, можно и вовсе не заметить главного, ведь западноевропейская теория драматургии с привычными для нас категориями не в силах дать ответ на вопрос «что такое кабуки». Так, в рамках западной теории искусства корректней говорить не об истории драматургии кабуки, а об истории исполнительского искусства, так как для японского театра важнее актерская техника, а не сюжет. И все же попытаемся разобраться, что можно обозначить как эстетические константы для такого изменчивого жанра, как кабуки.
Театр кабуки изначально был направлен на развлечение широких народных масс, поэтому одной из характерных черт кабуки была и остается зрелищность. Известный театральный деятель Окамото Кидо писал: «Человек, изучающий театр кабуки, не должен забывать значение слова «представление». Хотя представление – вещь придуманная, но в то же время оно не является ни ложью, ни обманом. Придуманное становится правдой на сцене кабуки». Другой характерной чертой кабуки является его условность. В отличие от европейского театра, дошедшего до крайних форм реализма, кабуки далек от воспроизведения реальной жизни на сцене. Это в первую очередь объясняется тем, что своими корнями кабуки уходит в религиозные действа и танцевальное искусство. При этом условность театра является как бы зеркальным отражением условности социальных отношений феодальной Японии, о чем свидетельствуют строгие правила, по которым должны вести себя актеры в зависимости от своего ранга.
Условность кабуки выражается в намеренно преувеличенной, легкомысленной и даже распутной развлекательности. И это не случайно, поскольку театр кабуки носит ярко выраженный народный характер, поэтому на сцене всецело царит дух развлекательности, народного праздника со всеми его чисто земными удовольствиями. Можно сказать, что в кабуки нет никакого духовного измерения, как, например, в театре ноо, и позволяет зрителю приобщиться к плотским удовольствиям, другой важной стороне человеческой жизни. Говоря словами писателя Сосэки: «Люди с крайне ограниченным умственным развитием и обладавшие в то же время сравнительно богатым артистизмом создали кабуки для того, чтобы удовлетворить потребности людей такого же уровня».
Другой интересной стороной устройства сценического представления кабуки можно назвать отсутствие привычной для европейского театра стены между актерами и зрителями. Кабуки присуще так называемое «соучастие», без которого театр потерял бы часть своего очарования. Представление кабуки просто не мыслимо в изолированной форме, зритель на протяжении всей пьесы вовлечен в общение с актерами, происходит это, как правило, в форме подбадривающих выкриков (какэгоэ), хвалебных слов (хомэкотоба) и приветственных обращений к актерам со стороны зрителей. Такая вовлеченность сильно отличается от вовлеченности зрителя в классическом и современном европейском театре.
Еще более непонятным может показаться то, что исполнительское искусство кабуки зиждется на искусстве паузы (ма). Причем пауза никак не соотносится с временной организацией пьесы и психологическим состоянием персонажей, это самостоятельный способ выражения. И что же может выражать обычная пауза? В момент паузы каждый участник представления получает возможность физиологически осознать красоту, явленную в произведении искусства.
Это доходит до того, что для зрителей паузы становятся более привлекательными, чем сами действия на сцене. Можно сказать, что в пьесе кабуки все служит именно образованию этих пауз. Неотъемлемым элементом кабуки также является танец как искусство, способное условно изобразить красоту. Таким образом, основным замыслом любой пьесы кабуки является именно изображение красоты деталей, переходов, эмоций. Все это, безусловно, проистекает из восточного образа мышления.
Паскаль как-то сказал, что «и в пьесе не имеют ценности добродушные сцены, сцены, которые не вызывают страха». Такой взгляд на сущность драматургии совершенно неприменим для японского театра кабуки, который весь нацелен на переживание радости, на изображение красоты, на добродушное общение. Поэтому всему тому, что хоть в какой-то мере вызывает страх, не место на театральной сцене. Утверждение Гауптмана, согласно которому пьеса правит спектаклем, а актеры являются марионетками, точно так же никоим образом не характеризует кабуки.
Здесь все прямо противоположно. Не сценическое действие требует актерского мастерства, а именно актерское мастерство потребовало создание пьесы, в рамках которой исполнительское искусство может быть проявлено более полно. Словом, не актер для пьесы, а пьеса для актера. Поэтому и текст пьесы представляет не то, что можно взять и почитать в книжном формате. Текст пьесы кабуки – это схематический план, который предполагает обязательные импровизации актеров и направлен на создание определенного эффекта у зрителя от увиденного. Поэтому пьесы кабуки можно только смотреть, но не читать.
Чаще всего представление кабуки строится на пантомиме и представляет собой набор определенных канонических поз, движений, сценок, выхода и ухода со сцены под музыку. Иногда эти сцены слабо связаны между собой и разыгрываются только для демонстрации безупречной актерской техники. Подобные сцены могут показаться европейскому зрителю абсолютно абсурдными, но именно они приносят наивысшее наслаждение японскому зрителю, не нуждающемуся в некоей истории, взятой из реальной жизни. К кабуки неприменимы такие термины, как драма, конфликт, мимесис и т.п. Даже актерское мастерство носит специфический характер, отличный от европейского, так как выходит за рамки сценической речи. То есть игра японских актеров начинается тогда, когда кончаются слова. Актер проявляет себя как актер именно во время ремарок, когда ему не нужно произносить текст.
Даже «переигрывать» японские актеры могут именно в немых сценах, когда, например, нужно пристально посмотреть друг другу в глаза в попытке скрыть истинные чувства, не показывать боль от разлуки, нечаянно сломать деревянную подставку самбо в приливе гнева и т.д. Если говорить о постановке пьесы кабуки, то надо сказать, что здесь господствует формалистский поход, призванный оказать максимальное впечатление на зрителя. Для драматурга кабуки важнее не литературный талант, а талант живописца, потому что задачей автора объявляется создание картинки, яркой и эмоциональной.
Устройство театра кабуки, начиная от декораций и костюмов и кончая композицией и актерским исполнением, может сформировать впечатление о нем как о театре примитивном, приземленном, неоригинальном и даже бессмысленном. Однако подобные оценки имеют место только со стороны европейского зрителя, знакомого с театральным искусством по пьесам Ибсена, Чехова, Шоу, Брехта и многих других столпов драматургии. Кабуки – это представление, в которое можно целиком погрузиться, только отринув привычные установки и взглянув на искусство глазами человека иной культуры.
concepture.club
Кабуки (яп. 歌舞伎, букв. «песня, танец, мастерство») — один из видов традиционного театра Японии. Представляет собой синтез пения, музыки, танца и драмы, исполнители используют сложный грим и костюмы с мощной символической нагрузкой.
Актер кабуки Кацукава.
Жанр кабуки сложился в XVII веке на основе народных песен и танцев. Начало жанру положила Окуни, служительница святилища Идзумо Тайся, которая в 1602 г. стала исполнять новый вид театрализованного танца в высохшем русле реки близ Киото. Женщины исполняли женские и мужские роли в комических пьесках, сюжетами которых служили случаи из повседневной жизни. Новый жанр быстро стал популярен, Окуни даже приглашали выступать перед Императорским двором. На гребне успеха нового вида театрального искусства начали возникать конкурирующие труппы, что дало начало зарождению театра кабуки, как соединения драматического и танцевального искусства, в котором все роли исполнялись женщинами.
Изначально, кабуки представлял собой в большой степени грубые и неприличные постановки; многие актрисы вели аморальный образ жизни. Из-за этого для названия кабуки иногда использовали омоним (яп. 歌舞妓, кабуки, «театр поющих и танцующих куртизанок»).
Несколько грубая и, даже, неистовая атмосфера театральных представлений кабуки привлекла к себе внимание сёгуната Токугава, и в 1629 году, в целях сохранения общественной нравственности, женщинам было запрещено выступать на сцене. Некоторые историки считают, что правительство также было обеспокоено популярностью постановок, освещающих жизнь обычных людей, а не героев древности, и скандалами, связанными с кабуки, в которые были вовлечены некоторые государственные чиновники.
В виду большой популярности кабуки, место женщин-исполнительниц ролей заняли юноши. Вместе с этим изменился и характер постановок — больше внимания уделялось драматическому искусству, нежели танцу. Однако, это мало повлияло на нравственную сторону представлений, к тому же юноши-актёры были не менее доступны для публики, чем их предшественницы. Представления зачастую прерывались дебошами, что заставило сёгунат запретить выступления юношей на сцене кабуки в 1652 году.
С 1653 г. в труппах кабуки могли выступать только зрелые мужчины, что привело к развитию утончённого, глубоко стилизованного вида кабуки — яро-кабуки (яп. 野郎歌舞伎, яро: кабуки, «плутовской кабуки»). Эта метаморфоза произошла под влиянием также популярного в то время в Японии комического театра кёгэн. Практически до сего дня все роли кабуки исполняются мужчинами. Актёры, специализирующиеся на исполнении женских ролей называются оннагата или ояма (яп. 女形, «[актёры] женского стиля»). Два других стиля исполнения называются арагото (яп. 荒事, «грубый стиль») и вагото (яп. 和事, «мягкий, гармоничный стиль»). Среди актёров кабуки существуют настоящие театральные династии, специализирующиеся на определённых стилях игры.
Представление в театре кабуки. За ширмой справа скрыты музыканты
Во времена периода Гэнроку, театр кабуки процветал. Структура постановок была формализирована, появилось много элементов стилизации. Установились и типы персонажей. Кабуки и нингё: дзё:рури (яп. 人形浄瑠璃, кукольный театр, позже получивший известность под названием бунраку) тесно ассоциировались друг с другом и оказывали друг на друга известное влияние. Известный сценарист Тикамацу Мондзаэмон, один из первых профессиональных авторов пьес кабуки, создал несколько постановок, оказавших огромное влияние на развитие театра, хотя, считающаяся самой знаменитой из его работ, пьеса Сонэдзаки Синдзю: (яп. 曽根崎心中, «самоубийства возлюбленных в Сонедзаки»), изначально была написана для театра бунраку. Как и множество других пьес для бурнаку, Сонэдзаки Синдзю была адаптирована для театра кабуки и вызвала множество подражаний — она породила так много подражателей-самоубийц в жизни, а не на сцене, что правительство запретило постановку пьес синдзю моно (об обоюдном самоубийстве влюблённых) в 1723 году. Этот же период характеризуется появлениям языка поз миэ (яп. 見得) и грима кумадори (яп. 隈取り), созданных Итикавой Дандзюро.
К середине XVIII века кабуки потерял интерес публики, и бунраку занял место важнейшего для представителей низших классов общества жанра искусств (отчасти, благодаря появлению нескольких талантливых постановок бунраку). Развитие кабуки не отличалась ничем особенным до конца XVIII века, когда театр начал возвращать себе былую популярность.
В 1868 году, с падением сёгуната Токугава, отменой классового деления японского общества (и, как следствие, упразднением сословия самураев), а так же открытием страны для Запада, в Японии начались грандиозные социально-культурные изменения. Это послужило импульсом к восстановлению былой славы кабуки. Пока японская культура приноравливалась к отсутствию национальной изоляции, актёры предпринимали все меры для увеличения интереса к кабуки среди высших слоёв общества и для приспособления традиционного театрального жанра к современным вкусам. Меры эти увенчались успехом — однажды представление театра было дано императору Мэйдзи.
Во время Второй мировой войны бомбёжками были уничтожены многие здания театров кабуки. Оккупационная американская администрация запретила театральные постановки по окончании войны. Запрет был снят в 1947 году и представления продолжились.
В современной Японии кабуки остаётся довольно популярным жанром — он самый популярный вид театрального искусства среди всех традиционных японских драматических жанров. Многие ведущие актёры кабуки часто снимаются в кино и на телевидении (известный актёр-оннагата Бандо Тамасабуро V сыграл несколько ролей (в том числе и женских) в кинофильмах).
В некоторых театральных труппах женские роли снова стали исполнять женщины, а после Второй мировой войны был сформирован полностью женский коллектив кабуки Итикава Кабуки-дза. Память основательницы жанра, Окуни, была увековечена в статуе в киотском районе Понтотё в 2003 году.
24 ноября 2005 года кабуки вошёл в «Третью Декларацию шедевров устного наследия человечества» Юнеско.
Сцена в театре кабуки имеет своеобразное строение. Её авансцена ханамити (яп. 花道, букв. «цветочная тропа»), по которой актёры входят на сцену и выходят с неё во время театрального действа, расположена прямо в зрительном зале. Театры кабуки были улучшены технически, получив появившиеся в XVIII веке вращающиеся сцены, механические люки и т. д., что значительно повысили эффектность театральных постановок.
В кабуки, как впрочем и в некоторых других традиционных японских театрах, смена декорации происходит порой прямо посреди акта, актёры продолжают играть, а занавес не опускается. Рабочие сцены (куроко, яп. 黒子), одетые в чёрное и считающиеся «невидимыми», в это время спешно меняют антураж.
Театр кабуки в настоящее время состоит из трёх типов постановок:
Важными особенностями кабуки является «язык поз», миэ, с помощью которого актёр выводит на сцене своего персонажа; грим кэсё, привносящий необходимую стилистику персонажу, делая его легко узнаваемым даже для не искушённых в театральном искусстве зрителей. Рисовая пудра используется для белой основы грима, в то время как кумадори подчеркивает или усиливает черты лица актёра, для создания «маски» животного или сверхъестественного существа.
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
один из видов классического театра Японии. Его истоки в народных песнях и танцах, исполнявшихся бродячими актёрами. Родоначальницей К. считают О-Куни, которая с 1603 выступала с женской труппой. Хотя в сценках, которые исполняла О-Куни, основой были любовные песни и танцы, в них уже намечались элементы драматургических композиций, со временем всё более усиливавшиеся. В 1629 женские труппы были запрещены под предлогом нарушения законов о нравственности, и с 1652 в представлениях К. выступают только мужчины (яро-К.). Это породило специфические амплуа актёров — исполнителей женских ролей (оннагата, или ояма).
Особого расцвета театр К. достиг в конце 17 — начале 18 вв., во время подъёма городской культуры (т. н. период Гэнроку,1688—1703). Был сделан большой шаг вперёд от искусства подражания (мономанэ) к более естественной манере игры. Важное значение приобрели движения и сценическая речь исполнителей, чему способствовало мастерство актёра Саката Тодзюро и драматурга Тикамацу Мондзаэмона.
Кризис феодального строя привёл к жёсткой регламентации всей жизни Японии, что сказалось на характере пьес К., усилилась условность (танцевальные пьесы сёсагото и пантомимы). Условными были музыкальное сопровождение и декорации, канонические позы (миэ) и каноны игры (ката), парики и специфические для К. грим кумадори (красный цвет символизирует справедливость, страстность, смелость; синий — хладнокровие, злость, безнравственность и др.). Утвердилась традиция преемственности сценических имён, установились замкнутые актёрские династии с наследованием актёрских амплуа. В 1-й половине 18 в. прославились Итикава Дандзюро II и Савамура Содзюро. В 1758 драматург Намики Сёдзо ввёл вращающуюся сцену, которая вместе с «дорогой цветов» — ханамити (помост, идущий от сцены через весь зрительный зал) стала значительным завоеванием театра К.
К концу 18 в. центр искусства К. перемещается из Киото и Осаки в Эдо (ныне Токио), где наряду с исполнением исторических драм (дзидаймоно) утверждается жанр бытовых пьес из жизни горожан (сэвамоно). Этому способствовали деятельность известного драматурга Цуруя Намбоку и реалистическая манера исполнения актёра Мацумото Косиро V.
После буржуазной революции 1867—68 (т. н. революции Мэйдзи) Япония вступила на путь капиталистического развития, что сказалось на содержании драматургии К. Появились пьесы, отображавшие новые нравы. Ставятся исторические драмы (кацурэкимоно). В конце 19 в. широкую известность приобретают имена актёров: Итикава Дандзюро IX, Оноэ Кикугоро V и Итикава Садандзи I. Появляются новые пьесы для К., обновляются традиционные сценические приёмы.
В 1966 в Токио в целях сохранения классического театра К. был открыт государственный театр «Кокурицу гэкидзё». Актёры К. состоят на службе у двух крупных кинокомпаний «Сётику» и «Тохо», а также в единственной независимой театральной труппе «Дзэнсиндза».
Театр К. дважды гастролировал в СССР (1928 и 1961), познакомив сов. зрителей с популярными актёрами — Итикавой Садандзи II, Итикавой Энноскэ II, Утаэмоном VI и др.
Лит.: Конрад Н. И., Театр Кабуки, в сборнике: Театральный Октябрь, Л. — М., 1926; его же, Театр Кабуки, Л. — М., 1928; Кабуки, [пер. с англ.], М., 1965; Театр и драматургия Японии. Сб., М., 1965; Гундзи Масакацу, Японский театр Кабуки, пер. с япон., М., 1969.
Б. В. Раскин.
Кабуки. Итикава Энноскэ III в роли Самбасо в пьесе «Аяцури Самбасо» (сзади в роли ассистента — актёр Итикава Кодаю).
Кабуки. Итикава Эбидзо (в центре) в роли Бэнтэна Кодзо в пьесе «Бэнтэн мусумэ» (сцена поединка на мечах).
Кабуки. Утаэмон VI исполняет танец оннагата в пьесе «Мусумэ додзёдзи».
dic.academic.ru