Тушь — рисовальный материал, черная или цветная краска. На современном рынке тушь бывает жидкая, концентрированная или сухая, в виде палочек или плиток. Делают ее из газовой сажи, спиртового раствора, шеллака, глицерина, сахара и смеси желчи с антисептиком. Тушь применяется при рисовании и письме. Главной ее особенностью считается глубокий черный цвет, не имеющих аналогов в акварели. Также существует цветная тушь на органических красителях. Кроме того, тушь бывает водостойкой и нет. В состав водостойкой туши входит спиртовой раствор шеллака, который растворим только спиртом. Такая тушь позволяет создавать долговечные работы.
Традиционно считается, что этот материал придумали в Китае, откуда заимствовали сначала восточные соседи, а позднее завезли в Европу. Однако есть сведения о том, что еще в древнем Египте была похожая пишущая краска, изготавливаемая из той же сажи и пчелиного воска в качестве клея. А в Риме использовали виноградные косточки для изготовления своих чернил. Слово «тушь» пришло в русский язык из немецкого, в который попало из французского и дословно означает — «прикосновение». Романтично, не правда ли?! Легким прикосновением кисти с тушью к бумаге создаются шедевры изобразительного искусства.
Китайский иероглиф, обозначающий этот материал, состоит из двух: верхний — черный и нижний — земля. Дословно получает «почерневшая земля», та самая тушь в виде палочек или плиток, растирая которую с примесью воды, получают черную жидкую краску — чернила.
Сегодня чернила и тушь — это два материала с разным составом. В чернилах больше непосредственно пигмента, меньше растворителя и достаточное количество различных модификаторов вязкости, смачиваемости и т.д., обеспечивающие наилучшую адгезию. Таким образом чернила больше используют для письма и создания каллиграфических композиций, они плотнее туши.
Тушь же больше подойдет для рисования — это очень экспрессивный и одновременно романтичный материал. Она является весьма пластичным материалом, ей можно создавать как быстрые черновые зарисовки, так и серьезные работы, требующие детальных проработок. Особенно любят тушь художники-графики за ее глубокий интенсивный тон и возможность создавать широкую шкалу градаций от светло-серебристого до коричневатого цветов.
Для туши лучше использовать бумагу для акварели со специальной пропиткой, различные виды кальки и рисовой бумаги.
www.livemaster.ru
Сегодня, уважаемые читатели, я расскажу вам о самой черной туши на планете Земля, с которой я не расстаюсь долгие годы. Представляю вашему вниманию Yves Saint Laurent Radical Noir. На туши я никогда не экономила (глаза у меня все-таки одни), перепробовала разные люксовые бренды, но лучше для себя не нашла. Впервые эту тушь молодой человек подарил мне новый год. С ним любви не случилось, а вот с тушью очень даже. Роман длится уже почти восемь лет.
Внешне тушь выглядит очень достойно. Корпус полностью золотой, имеется лишь небольшое черное окошечко, в котором выбита объемная аббревиатура бренда - YSL. В руках держать приятно - такой тяжеленький золотой слиток прямо, а не дешевый пластик. Сразу видно, что вещь дорогая. Позолота держится стойко, не облетает, не царапается, не откалывается. Крышечка прилегает плотно, проблем с закрыванием-открыванием не возникает.
А теперь откроем тушь. Что же мы видим? Прекрасную ворсистую щеточку идеально ровной формы без всяких извращений и наворотов, а не силиконовое уродство (в других видах туши YSL уже так, что весьма печально). Извлекается она с абсолютно нормальным количеством туши - ничего лишнего. Лично мне этой щеточкой удается прокрасить все реснички (нижние я никогда не крашу).
Цвет туши реально чернющий. Название "Радикальный черный" полностью оправдано. Я всю жизнь нахожусь в поисках идеальной черной туши. И, можно сказать, в этом деле уже эксперт. Так вот, YSL - 100%-но черная тушь. В этот же ряд могу поставить одну из тушей для ресниц Chanel (точное название не помню), но она у меня почему-то осыпается и обеспечивают красивую ровную маску енота. Аромат у продукта очень приятный, совершенно не химозный и не навязчивый. Напоминает запах свежевымытых шампунем волос (да, вот такая странная ассоциация).
В сети именно об этой туши очень много негативных отзывов. Сейчас я постараюсь объяснить, почему так происходит. Мало того, что тушь чернее ночи, так она еще и с эффектом накладных ресниц. Поэтому для того, чтобы ее нанести, надо иметь очень прямые руки. Если вдруг возникло желание сделать очень яркие глаза и нанести тушь в несколько слоев, то действовать нужно проворно. Высыхает она на глазах очень быстро. Если зазеваться, то вместо роскошного макияжа модно получить несколько толстых склеившихся ресниц или нечто похожее на мохнатые паучьи лапки. Помните, что сапер ошибается один раз. Второго шанса для внесения необходимых корректировок не будет. Тушь крайне водостойкая, демакияжу поддается тяжело. Даже родная жидкость для снятия макияжа с глаз YSL справляется с трудом.
Эта тушь совершенно противопоказана дамам с коротенькими или жиденькими ресничками. Так как она каждую отдельную ресничку как бы обволакивает со всех сторон, делает толще и "упитаннее", то короткие ресницы превращаются в уродские торчащие во все стороны пеньки, а жиденькие - в редкий забор.
Хочу отметить еще одну особенность туши. После первого открытия буквально через месяц она начинает подсыхать. Я нашла решение - храню тушь в холодильнике.
Держится YSL долго-долго-долго. Ночь в поезде тушь пережила стойко, панду в зеркале я утром не увидела. Качество ресниц после регулярного использования не портится, они не высыхают и не ломаются. В составе можно обнаружить витамин В5. А волосы (чем ресницы и являются) более всего любят и нуждаются именно в витаминах группы В.
На фото представлены глаза без туши и, соответственно, с ней. Фотографировать себя то еще удовольствие, но старалась изо всех сил.
makeupreviews.ru
Белую тушь для ресниц в повседневном макияже женщины не встретишь. Да и к чему? Такой неординарный мейк будет притягивать внимание посторонних, вызывая неоднозначные мнения. Да и не всем такой цвет туши подойдет.
А если задуматься, то для чего нужна белая тушь? Кому она подойдет и какой образ идеально дополнит? И какие советы по использованию этого средства дают профессиональные визажисты.
Современная белая тушь - это праймер для ресниц, которая наносится под основной цвет. Поэтому в продаже чаще можно встретить двойные флакончики: 2в1.
Не стоит опасаться "специфичности" этого средства. Белая тушь в своем составе содержит питательные для ресниц компоненты, которые насыщают волоски и помогают им выдержать 2 слоя наносимого средства.
Некоторые фирмы выпускают особый вид праймера, который при нанесении имеет белый цвет, а при высыхании становятся прозрачным. Такая разработка создана для того, чтобы при нанесении черной туши праймер полностью закрашивался.
Это средство можно наносить под любую тушь, любого цвета.
Праймер абсолютно безопасен и для девушек с чувствительными глазами, и для тех, кто носит линзы. Но вот на нарощенные ресницы такую тушь наносить нельзя.
Конечно же, можно использовать белый праймер как самостоятельное средство, но далеко не каждая девушка решится на такое, ведь образ будет очень непривычным.
Светлая тушь выпускается 2-х видов: белая и серебристая. Они не только отличаются цветом, но и эффектом. Серебристая тушь наносится как дополнение на черную или иную, цветную основу. Результат получается необычный: взгляду добавляется блеск, а ресницы визуально становятся более объемными. Такая тушь подойдет для праздничного макияжа.
Белая чаще используется как основа под другую тушь, например, черную. Таким способом можно сделать ресницы гуще и пушистее. Можно такое средство использовать как самостоятельное, но вряд ли кто-то решиться задействовать его для повседневного макияжа. Более уместно будет применять этот вид косметики для новогоднего или зимнего образа. Но если все-таки хочется использовать белую тушь для ресниц в будничном макияже, то лучше отложить это до зимы. Когда придет время, нанести лишь поверх черной туши, и то, только на кончики ресниц. Так создастся эффект инея, и образ приобретет изюминку.
Итак, использовать белый или серебристый праймер можно несколькими вариантами:
Профессиональные визажисты часто используют белую тушь для необычных фотосессий. И чтобы образ девушки получился еще более сказочным и проникновенным, мастера используют несколько особых техник:
Белая тушь для ресниц очень специфична, и позволить себе ее использовать может далеко не каждая девушка. Если исходить из цвета глаз, то:
Если говорить о возрасте, то на такой эксперимент в макияже лучше подойдет молодым или юным девушкам.
А вообще, этот вариант косметики чаще применим для создания необычных, праздничных или сказочных образов. Например, под новогодний наряд или для образа фантастического персонажа. Кроме этого, с таким цветом туши могут поэкспериментировать невесты. Макияж с ее применением привнесет изюминку и дополнит белое платье.
По продажам белая тушь уступает черной или коричневой. Но все-таки имеет своих лидеров в представленном на косметическом рынке ассортименте.
Те девушки, которые покупали или покупают неоднократно эту косметику, оставляют хорошие отзывы о белой туши "Буржуа".
При прокрашивании белой основой "Буржуа" ресничек создается эффект их утолщения. Зрительно их становится больше. По прошествии нескольких секунд наносят черную тушь, и тогда взгляд преображается. Ресницы удлиняются, подкручиваются, но при этом не выглядят громоздкими и ненатуральными.
Вторая марка белой туши - "Эвелин", которая также достойна внимания. Ее серебристая консистенция при нанесении на ресницы придает эффект блесток, при этом не склеивая реснички, а равномерно покрывая каждый волосок. Это средство можно использовать и для праздничного мэйка, и для придания блеска будничному.
Еще одной достойной внимания покупательниц фирмой является "Лореаль". Это тушь с эффектом 2-в-1. С одной ее стороны - белая тушь, которая приподнимает и припушает ресницы, с другой - черная, удлиняющая и разделяющая.
И в реальности, и на фото белая тушь смотрится необычно. Если следовать рекомендациям по ее использованию, которые составили визажисты, то конечный образ получится экстравагантным и притягательным.
Но не стоит использовать ее ежедневно, все же этот косметический продукт более праздничный, чем повседневный. Хотя в качестве базы под основную тушь праймер станет идеальным средством, которое, к тому же, наполнит каждый волосок питательными элементами и сократит риск выпадения ресниц.
fb.ru
Современная индустрия красоты не стоит на месте – все больше и больше интересных продуктов появляется на рынке и постепенно переходит из статуса экзотики в повседневный макияж. Одним из таких средств и является цветная тушь, переживающая на данный момент свой второй виток популярности.
Цветные туши для ресниц были актуальны в макияже конца 90-х годов и в начале 2000-х, но мода на них угасла так же быстро, как и появилась. В некоторых линейках косметических продуктов иногда появлялись такие цвета как: зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, — но они раскупались хуже, чем классическая черная тушь. О более экстравагантных оттенках никто даже и не заикался… до сих пор. В наши дни данный продукт стал неотъемлемой частью весеннего и летнего макияжа. К тому же несколько лет данный тренд не сходит с подиумов модных показов и страниц глянцевых журналов, а это о чем-то да говорит!
Помимо «стандартного» набора цветов появились такие экзотические оттенки как: красный, бирюзовый, розовый, желтый, золотой, серебристый, белый, да и привычные зеленый, синий и фиолетовый заметно прибавили в насыщенности. Сейчас линейка цветных тушей есть почти у каждой марки, а это значит, что данное средство доступно в любой ценовой категории. Любительницы ярких красок наравне с теми, кто придерживается более сдержанных цветов в макияже, смогут найти подходящий для себя продукт, ведь ассортимент действительно велик.
Не стоит бояться цветной туши в макияже: она поможет вам расставить акценты на глазах! При легком дневном макияже, выполненном в нюдовых тонах, она усилит цвет радужки вашего глаза и заставит его проявиться в полную силу.
Выбирая данный вид декоративной косметики впервые, можно воспользоваться руководством по подбору туши под цвет глаз.
Отталкиваться в выборе цветной туши можно относительно рекомендаций по макияжу для карих глаз. В данном случае советы будут схожи:
Так как серые глаза принято считать универсальными в подборе цвета, то их обладательницам доступно более широкое поле для экспериментов: сиреневые, персиковые, ментоловые, морские, — все эти цвета и оттенки подойдут к вашим глазам.
В данном случае главное не переборщить в использовании синей или голубой туши для ресниц! При соседстве оттенков схожих с цветом глаз, радужка имеет свойство визуально обесцвечиваться, то есть вместо желаемого усиления, вы получаете совершенно обратный эффект. Это не значит, что для вас синяя тушь под запретом, просто использовать ее лучше соло, без повторения синих и голубых оттенков в макияже глаз. Исключение составляют те случаи, когда вы действительно хотите добиться «прозрачности» глаз или визуально высветлить радужку.
Если вы никогда раньше не пользовались яркой тушью или не очень любите эксперименты, но все же хотите быть в тренде, то начинать знакомство с этим продуктом лучше со спокойных цветов и оттенков, которые не будут сильно выделяться на лице, заставляя вас чувствовать себя некомфортно.
Существует несколько возможных вариантов нанесения:
Чтобы ресницы смотрелись еще ярче, не забудьте нарисовать стрелку либо черного цвета, либо контрастного по отношению к цвету туши.
Легкий макияж с использованием бирюзовой туши для ресниц покажет визажист Елена Крыгина:
Если вы вдруг не можете найти интересующий вас оттенок цветной туши, то можно попробовать сделать тушь самой, воспользовавшись подручными средствами!
Яркие насыщенные цвета не оставят вас равнодушными. Быстро высыхает и не осыпается. По отзывам о продукте можно сделать вывод, что тушь не обладает дополнительными эффектами, кроме нестандартного цвета. Можно использовать для оформления бровей.
> Cabaret Premiere от Vivienne SaboПопулярная, довольно бюджетная цветная тушь, представленная в пяти стандартных оттенках: черный, коричневый, синий, зеленый, фиолетовый.
> Zoom Lash / Little от M-A-CБлагодаря специальной щеточке, придает ресницам объем, тщательно их разделяя. Объем в 30 мл делает продукт удобным для путешествий и различного рода поездок.
> In Extreme Dimension Mascara / Work It Out от M-A-CЭффект соответствует названию – супер объем и завиток. Яркая цветовая палитра для экспериментов.
> Vamp! от PupaМожно добиться насыщенного цвета без использования специальной базы. Плотная кроющая текстура. Отзывы покупательниц говорят о том, что тушь долго не осыпается, но ей бывает сложно прокрасить уголки глаз из-за большой щеточки.
> Цветная тушь от Yves RocherПомимо наличия почти у каждой туши коричневого и синего цвета в палитре, марка разработала специальную линейку с сочными насыщенными цветами: солнечный лимон, зеленая лагуна, синий мускари и спелая малина, — для тех, кто не боится разнообразить свои будни.
> Colour Play от InglotНе содержит в составе парабенов, что является огромным плюсом. Отлично разделяет реснички, придавая им при этом объем. Представлено 5 классических оттенков: коричневый, зеленый, фиолетовый, синий и темно-синий.
> Chubby Lash Fattening Mascara от CliniqueПридаст вашим ресницам объем от корней и до самых кончиков. За счет усиленных пигментов вы получите насыщенный цвет. Гипоаллергенна.
> Diorshow Lash Extension Effect Volume Mascara от DiorВ линейке представлено 7 цветов, не считая классического черного. Есть водостойкий вариант, но палитра оттенков в нем ограничена.
> Volume Effet Faux Cils Luxurious Mascara For A False Lash Effect от Yves Saint LaurentТушь с эффектом накладных ресниц, обогащенная маслами, для большей красоты и здоровья ресниц. Классикой стал оттенок №5 Burgundy.
Многие марки выпускают специальные лимитированные коллекции к весенне-летнему сезону: Dior, Chanel, YSL, — так что, если вас заинтересовал данный продукт, не упустите момент!
Фото с примерами макияжа с использованием цветной туши для ресниц:
Не бойтесь экспериментировать, ведь сейчас нестандартный подход к макияжу популярен как никогда!
(Visited 73 times, 1 visits today)
0makeupkey.ru
Тушь — О косметическом средстве см. Тушь для ресниц. О китайской культуре каллиграфии есть более подробная статья Тушь китайская. Для улучшения этой статьи желательно? … Википедия
ТУШЬ — (нем. Tusche). Черная краска в брусочках; особенно китайская черная краска. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТУШЬ нем. Tusche, франц. touche, от toucher, трогать. Черная краска в брусках. Объяснение… … Словарь иностранных слов русского языка
тушь — и; ж. [нем. Tusche] 1. Чёрная или цветная водяная краска специального приготовления (употребляется для черчения, рисования, письма). Обвести чертёж тушью. Перья для туши. Штрихи тушью. Разбавить т. 2. Желеобразное или твёрдое, разбавляемое… … Энциклопедический словарь
ТУШЬ — ТУШЬ, туши, мн. нет, жен. (нем. Tushce). Черная или цветная акварельная краска специального приготовления, не пропитывающая бумагу, не расплывающаяся и быстро засыхающая, употр. для черчения, рисования, иногда для письма. Китайская тушь. Чертить… … Толковый словарь Ушакова
ТУШЬ — (нем. Tusche) черная краска (жидкая или в виде твердых плиток т. н. сухая тушь), не теряющая со временем черного цвета. Служит для черчения, рисования. В древности изготовлялась из сажи, полученной при сжигании хвойной древесины, растительных… … Большой Энциклопедический словарь
ТУШЬ — жен. брусковая черная краска, разных оттенков. Китайцы пишут письмо свое кистью и тушью. Тушевый рисунок, сделанный тушью, весь черный, без цветов. Тушевать что, отделывать тушью; оттенять, класть тени без красок. ся, страд. Тушеванье, тушевка,… … Толковый словарь Даля
ТУШЬ — (китайская Т., chinesische Tusclie, encre de Chine, Chinese ink, indian ink), черная акварельная краска, представляющая особо тонкую сажу, получаемую при сжигании дерева или растительных масел при ограниченном доступе воздуха; формуется с… … Большая медицинская энциклопедия
тушь — ТУШЬ, и, ж Черная или цветная водяная краска специального приготовления (употребляется для черчения, рисования и письма). Китайский студент Цинь Го прекрасно рисует тушью, которая с древности является в Китае излюбленным средством для письма,… … Толковый словарь русских существительных
Тушь — (от нем. Tusche) черная краска для черчения, а также рисования пером и кистью, часто в сочетании с др. материалами, напр. с акварелью, углем и т. п., не теряющая во временной протяженности интенсивности тона. Дает серый тон при сильном… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Тушь китайская — (Chinesische Tusche, Encre de Chine, Chinese or Indian ink) черная акварельная краска, употребляемая для рисования и черчения, а в Китае, Японии и Корее также для письма. Изобретение ее приписывается китайскими авторами некоему Тиен Чену, жившему … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
тушь — и, ж. Черная или цветная водяная краска специального приготовления (употребляется для черчения, рисования, письма). [нем. Tusche] … Малый академический словарь
chemistry_ru_en.academic.ru
Применение туши
В данный момент тушь наиболее широко применяется для рисования, особенно при создании комиксов и карикатур. Тушь обычно не используется для наливных чернильных ручек, кроме рапидографов, поскольку из-за содержания в ней естественной смолы шеллака она быстро засыхает и засоряет перо ручки.
Единственным производителем наливных ручек для туши, является компания Pelikan Fount India, которой также разработан специальный состав туши, не содержащей шеллака. Рисунки, выполненные любой разновидностью туши, отличаются светостойкостью, так как основной ее компонент — сажа — химически инертна. Тушь — материал для рисования кистью или пером, используется в графической технике сухая кисть.
Особенностью рисунков, сделанных тушью, является штриховая манера исполнения. Трудность работы заключается в особой чувствительности пера, легко изменяющего характер линии. До середины XIX века широко распространенными были гусиные перья, а потом в художественную практику прочно входит металлическое перо, которое дает более тонкую и ровную линию.
На Востоке широко используется тростниковое перо, его техника отличается более энергичным штрихом. При рисовании тушью, помимо пера, используются и кисти из различных материалов и разных форм, тампоны. Каждому художнику свойственны свои приёмы работы с тушью. Рембрандт, например, не только прорабатывал рисунок пером, но и кистью, щепочками, палочкой и даже собственными пальцами, испачканными краской.
Современные художники иногда работают заостренной под «лопаточку» спичкой, для удобства вставленной в цанговый карандаш. Такой прием дает очень живой, бархатистый штрих. В зависимости от того, под каким углом проходит линия, ее выразительность меняется от тяжеловесной, толстой до скальпельно-тонкой, детальной. Техника исполнения тушью довольно активна по изобразительному языку: тщательная и точная проработка пером, заливка с помощью кисти тонкими тональными градациями, их контраст с белой (или слегка тонированной) бумагой — все это дает художнику большие творческие возможности.
Благодаря свойствам свето- и водостойкости туши она широко применяется для внесения записей в документы (паспорта, военные билеты, дипломы).
Ханецуки — национальная новогодняя японская игра, похожая на бадминтон, в которую играют исключительно девочки прямоугольными деревянными лопатками (хагоита, hagoita) и ярко-оперенным воланом. Волан должен оставаться в воздухе настолько долго, насколько это возможно. Девочке, пропустившей волан, делают на лице отметку тушью.
Тушью выполняют татуировки в домашних условиях. Поверх рисунка, нанесенного тушью на кожу, делаются уколы острой швейной иглой.
Тушь применяется также в микробиологии для образования негативного пятна — тушь позволяет затемнить фон, при этом наблюдение за бактериями облегчается из-за более светлого цвета клеток бактерий. Такая техника применяется чаще всего для получения капсульных пятен, в которых фон представляет собой пятно туши, клетки бактерий окрашиваются в пурпурный или фиолетовый, а вокруг клеток бактерий образуются прозрачные участки.
История туши
В ранних трактатах об искусстве упоминалась черная сажевая тушь, изготовленная в Древнем Египте и Древнем Китае. Созданная специально для затушевывания поверхностей вырезанных на камне иероглифов, в своей основе эта тушь содержала черный пигмент угля с клейкими веществами на водной основе или какой-либо другой, к примеру, смесь сажи из дыма, получаемого при сжигании хвойных деревьев, масла для лампы, смешанного в свою очередь с желатином из ослиных шкур и мускуса.
По легенде, тушь была изобретена китайским философом Tien-Lcheu в ок. 1200 году д.н. э.
Гохуа - китайская живопись тушью.
Черная тушь применялась и в Древнем Риме, хотя древним римлянам был известен секрет приготовления другой краски — пурпура. В связи с трудоемкостью процесса получения пурпура, эта краска получила статус «придворных чернил», которыми писались только государственные документы (в XIX веке немецкий химик П. Фридке воспроизвел древний пурпур, для извлечения 1,5 гр. красящего вещества ему пришлось переработать 12 тыс. моллюсков), потому была запрещена для использования вне пределов императорского дворца.
Древнеримские художники делали чернила из плодовых косточек, виноградной лозы, мягкой древесины, сажи, древесного и костного угля. В конце XI века Патриарх Иерусалимской Римско-католический Церкви Ираклий (Eraclius) в своем манускрипте De Coloribus et Artibus Romanorum («О красках и искусствах римлян») предложил несколько способов приготовления туши, в том числе один несложный метод получения туши из сажи, получаемой при сжигании дерева. Различные породы дерева, сжигаемые для получения сажи, придавали туши различные оттенки. До настоящего времени лучшая черная краска приготовляется из сажи, полученной при сжигании виноградных косточек.
В состав туши не обязательно входили связующие вещества — в описанном Теофилиусом в 1581 году рецепте приготовления туши отсутствует упоминание о них. В туши, приготовленной таким образом, молекулы углерода находятся в коллоидной связи с уксусом и образуют после высыхания нерастворимый в воде слой, хотя все же связующие вещества (шеллак) в тушь добавлялась практически всегда. В XX веке тушь вытеснила чернила на основе железистых соединений галловой кислоты, которые широко использовались с XVI века.
Природа живописи тушью отличается подвижностью, текучестью, ритмичностью, и незаполненное пространство, как эхо, отзывается на одухотворённость линий, пятен, размывов, дымки. Но какие же краски жизни в черной туши? Выразительные возможности очень многообразны и увлекательны. Именно черная тушь способна играть цветами бирюзового летнего неба, пышной зелени леса, желтой солнечности лимона, красной спокойности заходящего солнца. Оттенки черной туши заставляют мир играть всеми красками так, как если бы это были реальные цвета. Этот эффект создается умелой игрой контраста цвета и тени, обладающего почти электрической жизненностью. Тушь может быть "старой" и "новой", "влажной" и "сухой", "толстой" и "тонкой", "блестящей" и "тусклой". Различные пигментные добавки придают ей те или иные оттенки, и всё это имеет огромное значение для конечного результата. Выбор черно - белой гаммы обуславливается многими причинами:
Перед вами рисунок французского художника Жозефа Парроселя (1646 —1704). Тонкие и уверенные росчерки пера лаконично передают большие формы и мелкие детали, движение в незатейливом сюжете. Впечатление объема, формы достигается не только посредством «живой» линии, но и тоновой красно-коричневой заливкой. Этот рисунок выполнен тушью — пером и кистью.
Доступная и неприхотливая, выразительная и гибкая в технических приемах, тушь и сейчас широко используется художниками в зарисовках, эскизах, оформлении книг, станковых графических произведениях.
shedevrs.ru
Тушь черная (нем. Tusche) — краска, приготовленная из сажи. Тушь бывает жидкая, концентрированная и сухая в виде палочек или плиток. Черная тушь высокого качества имеет густой черный цвет, легко сходит с пера или с рейсфедера. Существует также так называемая цветная тушь (особая разновидность жидких красок), употребляемая крайне редко. В готовом к употреблению виде является суспензией мелкодисперсных частиц сажи в воде. Для предотвращения расслаивания суспензии и закрепления результата применяются связующие вещества, обычно шеллак или, реже, желатин.
Неразмываемость туши проверяют следующим образом: на листке чертежной бумаги вычерчивают несколько линий различной толщины и, после того как тушь высохнет, листок в наклонном положении помещают под водопроводный кран на 1 минуту. Неразмываемая тушь не размоется и не потечет.
Спиртостойкость туши позволяет обезжиривать отдельные загрязненные участки перед окрашиванием, не нарушая закрепленного тушью рисунка.
В данный момент тушь наиболее широко применяется для рисования, особенно при создании комиксов и карикатур.
Тушь обычно не используется для наливных чернильных ручек, кроме рапидографов, поскольку из-за содержания в ней естественной смолы шеллака она быстро засыхает и засоряет перо ручки. Единственным производителем наливных ручек для туши, является компания Pelikan Fount India, которой также разработан специальный состав туши, не содержащей шеллака.
Рисунки, выполненные любой разновидностью туши, отличаются светостойкостью, так как основной ее компонент — сажа — химически инертна. Тушь — материал для рисования кистью или пером, используется в графической технике сухая кисть. Особенностью рисунков, сделанных тушью, является штриховая манера исполнения. Трудность работы заключается в особой чувствительности пера, легко изменяющего характер линии.
До середины XIX века широко распространенными были гусиные перья, а потом в художественную практику прочно входит металлическое перо, которое дает более тонкую и ровную линию. На Востоке широко используется тростниковое перо, его техника отличается более энергичным штрихом. При рисовании тушью, помимо пера, используются и кисти из различных материалов и разных форм, тампоны. Каждому художнику свойственны свои приёмы работы с тушью. Рембрандт, например, не только прорабатывал рисунок пером, но и кистью, щепочками, палочкой и даже собственными пальцами, испачканными краской.
Современные художники иногда работают заостренной под «лопаточку» спичкой, для удобства вставленной в цанговый карандаш. Такой прием дает очень живой, бархатистый штрих. В зависимости от того, под каким углом проходит линия, ее выразительность меняется от тяжеловесной, толстой до скальпельно-тонкой, детальной.
Техника исполнения тушью довольно активна по изобразительному языку: тщательная и точная проработка пером, заливка с помощью кисти тонкими тональными градациями, их контраст с белой (или слегка тонированной) бумагой — все это дает художнику большие творческие возможности.
Традиционная китайская живопись (гохуа) появилась в глубокой древности. Китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке (иногда на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков — горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения стен.
С самого начала китайской живописи образы создавались посредством линейного рисунка. Линия является основой китайского изобразительного искусства. Это роднит китайскую живопись и каллиграфию, которые в Китае развивались в стилистическом единстве и взаимно развивали друг друга. Связь китайской живописи с каллиграфией и ее акцент на линиях — одна из наиболее отличительных черт китайской живописи. И если в европейских традиционных картинах маслом, в акварелях можно совсем не заметить линию, то китайская живопись практически не обходится без линии. В Китае художники, как правило, прекрасные каллиграфы и очень часто — поэты, что для европейца может показаться непривычным и необычным. Самыми простыми линиями китайские живописцы создали произведения высокого художественного совершенства. Такое мастерство неотделимо от техники владения кистью, совершенствующейся на протяжении многих веков.
Китайская тушь, применяемая для живописи и каллиграфии, по качеству во многом превосходит европейскую тушь. В Китае всегда используют плитки первосортной туши, с черным лаковым блеском. Растирая плитки с водой до густой или жидкой консистенции, получают тушь, с помощью которой художники создают большое разнообразие тонов. С европейской тушью такого художественного эффекта достигать невозможно. В Китае тушь сама по себе является ценным произведением искусства. В древности литераторы и живописцы предпочитали пользоваться брусочками туши изящной формы с изысканными узорами.
Великие мастера древней живописи зачастую собственноручно наносили тушью контуры рисунка, а накладывать цвета поручали своим ученикам. Есть картины, выполненные только тушью и водой, например, работы известного живописца конца XVII в. Бада Шаньжэня (Чжу Да), который в совершенстве владел эффектом, создаваемым тушью и водой. Он писал тушью, но, меняя ее наслоение, заражал зрителя своим восприятием изображаемого, создавая одноцветную оттеночную живопись. За тысячелетия китайская живопись выработала свой лаконичный художественный язык. В китайской живописи растения символически изображают четыре времени года, а луна или свеча — глубокую ночь. В ней очень редко изображают конкретное время суток, ясность или пасмурность погоды. Такого рода язык символов, лишенный предметной реальности, близок и понятен истинному ценителю китайского искусства.
Иногда изображенное на картине конкретное время суток определяется стихотворной строчкой, усиливающей ассоциацию зрителя. Например, нарисовав нежный цветок мэйхуа (цветок сливы), художник сбоку наносит кистью стихотворную строчку: «Легкий аромат расплывается в бледном свете луны». Конкретное время передается содержанием картины с изображением и стихотворной строчкой. Китайская живопись — это такой вид искусства, который невозможен без своего рода «соучастия» автора и зрителя. Картина настоящего художника пробуждает в зрителе множество мыслей и чувств.
В китайской живописи существует два стиля письма, широко распространенных в Китае и взаимно дополняющих друг друга: гунби и сеи. Для картин в стиле «гунби» («тщательная кисть») характерно наличие тщательно выписанных контурных линий, обрисовывающих предметы и детали, на картинах такого стиля можно сосчитать волоски в бороде у старца. Иногда этот стиль так и называют «стилем четких линий». Сделав абрис, художник закрашивает рисунок минеральными красками. Такие краски весьма долговечны и создают яркий колер, картины в стиле «гунби» выглядят очень декоративно. Именно в стиле «гунби» работали художники, оформлявшие росписью интерьеры дворцов императора и знати.
В отличие от картин «гунби» в картинах, написанных в стиле «сеи» («передача идеи»), как правило, отсутствуют четкие контурные линии, картины написаны непосредственно нанесением тушью «фактуры» изображаемого предмета. Художник больше заботится о передаче эмоционального, душевного настроения, чем о точной передаче деталей. Стиль «сеи» называют также стилем «грубой кисти». Художники этого стиля нередко прибегали к таким приемам, как обобщение, гиперболизация, ассоциация. Именно в стиле «сеи» работали художники, писавшие экспромтом, по наитию, под влиянием сиюминутного настроения. Картины в стиле «сеи» трудно поддаются копированию и имитированию.
В большинстве случаев художники «сеи» писали тушью в черно-бело-серых тонах, благодаря чему их картины выглядят не столь пышно, как выглядят картины в стиле «гунби», но зато им присущи скрытая экспрессия и неподдельная искренность. В более зрелый период китайской живописи картины в стиле «сеи» заняли доминирующее положение. На раннем этапе китайской живописи (до 12-го века) почти безраздельно господствовал стиль «гунби», на среднем и позднем этапах стал преобладать стиль «сеи». Стиль «гунби» был обязательным для профессиональных художников (художников, писавших по заказу и живших за счет своего труда), тогда как стиль «сеи» оказался предпочтительным у художников-интеллектуалов. Разумеется, было немало художников, которые применяли приемы «гунби» и «сеи», их картины занимают как бы промежуточное место между указанными стилями.
В традиционной китайской живописи установились определенные жанры: пейзаж «горы и воды», живопись «цветов и птиц», портрет и анималистический жанр (изображение животного мира). Некоторые художники искусны в пейзаже «горы и воды», но профаны в портрете или живописи «цветов и птиц». Иные, специализируясь на портретах или в жанре «цветов и птиц», уже не берутся за другое. Более того, есть художники, которые, работая в жанре «цветов и птиц», предпочитают изображать только цветок мэйхуа или бамбук. Такого рода «специализацию» редко встретишь в традиционной европейской живописи, хотя они и подразделяется на портрет, пейзаж, натюрморт и другие жанры. «Специализация» эта хороша тем, что позволяет художнику глубже проникнуть в сущность изображаемого предмета и достигнуть большего совершенства в его передаче. Так, например, знаменитый художник XVIII в. Чжэн Баньцяо всю жизнь рисовал лишь бамбук, орхидеи и камни. В последнее время наблюдается значительный рост интереса к такой своеобразной разновидности изобразительного языка, как китайская живопись пальцем, при которой также используется тушь.
Чжитоухуа (сокр. чжихуа) — живопись пальцем (вариант — чжимо — «тушь пальцем») — разновидность китайской традиционной живописи, построенная на последовательной и системной замене обычной волосяной кисти пальцем (пальцами) художника.
Техника живописи пальцем, предполагая строгое следование общим для традиционной живописи канонам письма, строится на последовательной и системной работе подушечкой пальца, ногтем и краем ладони. Главную нагрузку несет, как правило, указательный палец, активно участвуют большой и мизинец, используются и другие пальцы. Контурные линии, точки пишутся ногтем, плоскости — подушечкой. Тонкие детали исполняются обычно ногтем мизинца, широкие мазки — подушечкой большого пальца, причем в последнем случае возможно участие 2-3 пальцев, так, например, применение «тушевого расплеска» требует работы одновременно безымянным, средним и большим пальцами. Нередко используется край ладони и тыльная сторона пальца. Работа пальцем порою сочетается с работой кистью (как, например, раскраска у мастера чжитоухуа Гао Ципэя). Хотя упоминание о живописи пальцем встречается в теории и практике уже в VII—VIII вв. (см. трактат Чжан Яньюаня «Лидай мин хуа цзи», 847 г.), утверждение ее как самостоятельной, устойчивой разновидности живописи происходит в конце XVII—начале XVIII в. и связывается с творчеством Гао Ципэя (1672—1734).
Суйбокуга, или суми-э — японская живопись тушью. Этот китайский стиль живописи был заимствован японскими художниками в XIV в., а к концу XV в. превратился в основное направление живописи Японии. Суйбокуга монохромна. Она характеризуется использованием черной туши (суми), твердой формы древесного угля или производимой из сажи китайской туши, которая растирается в тушечнице, разбавляется водой и наносится кистью на бумагу или шелк.
Монохромность предлагает мастеру нескончаемый выбор тональных вариантов, которые китайцы давным-давно признали «цветами» туши. Суйбокуга иногда допускает использование настоящих цветов, но ограничивает его тонкими, прозрачными мазками, которые всегда остаются подчиненными линии, исполненной тушью. Живопись тушью разделяет с искусством каллиграфии такие существенные характеристики, как жестко контролируемая экспрессия и техническое мастерство формы.
Качество живописи тушью сводится, как и в каллиграфии, к целостности и сопротивлению на разрыв проведенной тушью линии, которая как бы держит на себе произведение искусства, подобно тому, как кости держат на себе ткани. Среди первых дзэнских монахов, работавших в жанре суйбокуга, следует упомянуть Као Нинга и Мокуан Рэйэн. Мастер живописи тушью Сюбун, живший в XV в., был связан с художественной академией при храме Сёкокудзи в Киото. Его более известный последователь Сэссю Тоё оставил чрезвычайно важное художественное наследие. Созданный им «Ландшафт Хабоку» («Хабоку сансуйдзу», 1495) являет собой пример стиля «разбрызгивания туши» — стиля абсолютно свободной, экспрессивной живописи тушью, поначалу ассоциировавшегося с эксцентричным китайским художником VIII в. Ван Мо.
Дзэнские монахи, которые проводили долгие часы, изучая классические образцы китайской литературы, идентифицировали себя с конфуцианскими мудрецами, отвергавшими вульгарный мир ради общения с природой и овладения такими изящными искусствами, как музыка, поэзия, живопись и каллиграфия. В числе самых ранних исполненных тушью картин эпохи Муромати имеется несколько идеализированных изображений уединенных в сельской местности приютов ученого (сёсайдзу). Картины эти, часто игравшие роль прощальных подарков, которые вручались в знак признания взаимных духовных целей и которые испещрялись стихами, принадлежат к категории сигадзику («разрисованные свитки со стихами»). Выдающимся их образцом является работа Минтё «Домик у ручья» ("Кэйин сётику дзу, 1413).
Ландшафт стал важным объектом живописи тушью. Ранние японские ландшафты, исполненные тушью, часто включают фантастично громоздящие горные вершины и глубокие ущелья, явно копирующие китайскую ландшафтную живопись и не имеющие ничего общего с местной топографией. С постепенной натурализацией живописи тушью натурализировалась и ее ландшафтная составляющая. Сэссю начал этот процесс, рисуя реальные японские ландшафты, как на то указывает его шедевр «Аманохасидатэ» (примерно 1501). Стиль ландшафтной живописи тушью еще более натурализировался в дальнейшем художниками школ Ами и Сога, чьи мягкие, словно бы водянистые пейзажи инкорпорировали элементы ямато-э в той ее разновидности, которая практиковалась школой Тоса. Портреты дзэнских патриархов и таинственных личностей, принадлежавших кисти Кандзан и Дзиттоку, также довольно часто встречались в живописи тушью, равно как и изображения бодисатвы Каннон и Дарумы, легендарного основателя секты Дзэн. Более широкая категория дзэнской монохромной портретной живописи охватывает своими рамками животных, птиц, растения, овощи и фрукты. На завершающих этапах эпохи Муромати наблюдалась постепенная секуляризация живописи тушью и ее отделение от дзэн-буддизма. Начало этим подвижкам положили работы художников школы Ами, — Ноами, Гэйами и Соами, — прикомандированных к двору сёгуна. Тенденция эта достигла своего апогея на ранних фазах эпохи Эдо (1600—1868) и нашла отражение в работах мастеров школы Кано, чей китайско-японский синтез монохромной туши и полихрома растертого в порошок золота отвечал вкусам ценителей из рядов вновь поднявшегося воинского сословия, которым наскучил аскетизм монохрома, и которые настаивали на создании грандиозных композиций для крупных архитектурных комплексов.
Живопись тушью продолжала развиваться на протяжении всей эпохи Эдо как источающий бурную энергию жанр. К этому развитию приложили усилия художники таких резко отличавшихся друг от друга стилистических направлений, как Римпа и бундзинга. Сотацу, мастер школы Римпа, изобрел богато смотревшийся «капельный эффект» (тарасикоми), который достигался посредством нанесения капель туши на все еще сырые мазки и слои туши. Японские писатели — художники, например, Ёса Бусон и Урагами Гёкудо, подобно давним дзэнским монахам, продолжали изображать тушью ландшафты и прочие атрибуты китайской тематики. Хотя первое поколение писателей — художников базировало свои работы на китайских образцах, о которых они знали, главным образом, по руководствам, издававшимся в виде отпечатанных с досок гравюр, позднее им удалось освоить свои собственные идиосинкразические стили. После 1868 г. традиции суйбокуга поддерживали такие художники японского стиля (нихонга), как Ёкояма Тайкан, Хисида Сюнсо и Симомура Кандзан.
Благодаря свойствам свето- и водостойкости туши она широко применяется для внесения записей в документы (паспорта, военные билеты, дипломы).
В ранних трактатах об искусстве упоминалась черная сажевая тушь, изготовленная в Древнем Египте и Древнем Китае. Созданная специально для затушевывания поверхностей вырезанных на камне иероглифов, в своей основе эта тушь содержала черный пигмент угля с клейкими веществами на водной основе или какой-либо другой, к примеру, смесь сажи из дыма, получаемого при сжигании хвойных деревьев, масла для лампы, смешанного в свою очередь с желатином из ослиных шкур и мускуса. По легенде, тушь была изобретена китайским философом Tien-Lcheu в ок. 1200 году д.н. э. Черная тушь применялась и в Древнем Риме, хотя древним римлянам был известен секрет приготовления другой краски — пурпура. В связи с трудоемкостью процесса получения пурпура, эта краска получила статус «придворных чернил», которыми писались только государственные документы (в XIX веке немецкий химик П. Фридке воспроизвел древний пурпур, для извлечения 1,5 гр. красящего вещества ему пришлось переработать 12 тыс. моллюсков), потому была запрещена для использования вне пределов императорского дворца. Древнеримские художники делали чернила из плодовых косточек, виноградной лозы, мягкой древесины, сажи, древесного и костного угля. В конце XI века Патриарх Иерусалимской Римско-католический Церкви Ираклий (Eraclius) в своем манускрипте De Coloribus et Artibus Romanorum («О красках и искусствах римлян») предложил несколько способов приготовления туши, в том числе один несложный метод получения туши из сажи, получаемой при сжигании дерева. Различные породы дерева, сжигаемые для получения сажи, придавали туши различные оттенки. До настоящего времени лучшая черная краска приготовляется из сажи, полученной при сжигании виноградных косточек В состав туши не обязательно входили связующие вещества — в описанном Теофилиусом в 1581 году рецепте приготовления туши отсутствует упоминание о них. В туши, приготовленной таким образом, молекулы углерода находятся в коллоидной связи с уксусом и образуют после высыхания нерастворимый в воде слой, хотя все же связующие вещества (шеллак) в тушь добавлялась практически всегда. В XX веке тушь вытеснила чернила на основе железистых соединений галловой кислоты, которые широко использовались с XVI века.
dic.academic.ru