Глаза как зеркало мимики: функциональный смысл взгляда. Виды взглядов глаз


Визуальный контакт (взгляд). Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия

Взгляд, его направление, частота контакта глаз — еще один ком­понент невербального общения. Направление взгляда показывает направленность внимания собеседника и вместе с тем дает обрат­ную связь, которая показывает то, как относится собеседник к тем или иным сообщениям. Взгляд используется также для установле­ния взаимоотношений. Когда человек стремится к установлению более теплых взаимоотношений, он ищет взгляд собеседника. Одна­ко, если кто-то смотрит нам в глаза слишком долго, это настора­живает.

Когда мы так говорим, мы имеем в виду размер зрачков и дви­жение глаз. С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов межличностной коммуникации, потому что они занимают центральное место в лице человека, при этом зрачки ведут себя полностью независимо.

При дневном свете зрачки могут расширяться и сужаться в зави­симости от того, как меняется отношение и настроение человека от позитивного к негативному, и наоборот. Когда человек радостно возбужден, его зрачки расширяются в 4 раза по сравнению с нор­мальным состоянием. Сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться, при этом получаются так называемые «глаза-бусинки» или «змеиные глаза».

Основа для настоящего общения может быть установ­лена только тогда, когда вы общаетесь с человеком с глазу на глаз. При общении с одними людьми вы можете чувство­вать себя уютно, с другими — дискомфортно. Это связано, главным образом, с тем, как они смотрят на вас, какова продолжительность их взгляда и как долго они могут вы­держивать ваш взгляд. Именно поэтому очень важно во время деловых бесед и переговоров контролировать выраже­ние своих глаз.

Взгляд должен встречаться с глазами партнера около 60— 70% всего времени общения. Скованный, зажатый собеседник, который встречается с вами взглядом менее 1/3 времени общения, редко пользуется доверием. Во время переговоров и деловых бесед никогда не следует надевать темные очки, потому что у партнера появляется ощущение, что его рассматривают в упор.

Если опытные собеседники могут сдерживать свои эмоции с помощью жестов и телодвижений, то практически никто не спосо­бен контролировать реакцию своих зрачков. Они непроизвольно рас­ширяются и сужаются и тем самым передают информацию о вашей реакции на услышанное.

Например, китайские и турецкие торговцы назначают цену товара, ориентируясь на зрачки покупателя: если тот удовлетворен ценой и получает желаемое, то зрачки его глаз расширяются.

Часто встречается так называемый взгляд искоса. Он использует­ся для передачи интереса или враждебности. Если такой взгляд со­провождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означа­ет заинтересованность и часто используется для того, чтобы завлечь собеседника. Если он сопровождается опущенными вниз бровями, нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, то он означает подозрительное, враждебное или критическое отношение.

Более всего нас раздражают люди, которые во время разговора опускают веки. Это подсознательный жест, который является по­пыткой человека «убрать» вас из своего поля зрения, потому что вы ему надоели или стали неинтересны, или он чувствует свое превосходство над вами. При нормальной частоте моргания 6—8 раз в минуту веки этого человека закрываются на секунду или больше, как будто человек моментально стирает вас из своей памяти.

Если человек подчеркивает свое превосходство над вами, то его прикрытые веки сочетаются с откинутой назад головой и долгим взглядом, известным как «взгляд свысока». Если вы заметили по­добный взгляд у своего собеседника, то это означает, что ваше поведение вызывает у него негативную реакцию и нужно что-то изменить, чтобы успешно завершить разговор.

Взгляд является наиболее естественным средством невербально­го общения. Виды взглядов, а также их трактовка представлены в табл.1.

Таблица 1 Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия

Взгляд и сопутствующие движения Трактовка Необходимо
Подъем головы и взгляд вверх Подожди минуту, подумаю Прервать контакт
Движение головой и насупленные брови Не понял, повтори Усилить контакт
Улыбка, возможно, легкий наклон головы Понимаю, мне нечего добавить Продолжить контакт
Ритмичное кивание головой Ясно, понял, что тебе нужно Продолжить контакт
Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику Хочу подчинить себе Действовать по обстановке
Взгляд в сторону Пренебрежение Уйти от контакта
Взгляд в пол Страх и желание уйти Уйти от контакта

 

Как язык телодвижений различается у разных народов, так и продолжительность взгляда зависит от того, к какой нации при­надлежит конкретный субъект.

Так, жители Южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других народов, а японцы при деловой беседе смотрят скорее в шею, чем в лицо. Именно поэтому, прежде чем делать какие-либо выводы, необходимо учесть национальную принадлежность.

 

megaobuchalka.ru

Типы взглядов. Мужские хитрости и женские уловки [Лучший справочник по распознаванию лжи! Книга-тренажер]

Типы взглядов

Как бы хорошо лжец ни владел своей мимикой, он никогда не сможет до конца контролировать собственные глаза. Взгляд – это то, что не поддается контролю, и в первую очередь потому, что сокращение зрачков зависит не от сознания, а от психоэмоционального состояния.

Ложь, как известно, имеет ряд вполне определенных физиологических признаков: учащается сердцебиение, приливает кровь к лицу (или же, наоборот, отливает от него). Но если сердцебиение, бледность и румянец могут быть признаками не только испытываемых эмоций (например, у человека может резко подскочить или упасть давление), то мгновенное расширение и сужение зрачков говорят только о вспышке какой-либо эмоции. Именно поэтому лжецы избегают прямого взгляда, чтобы собственные глаза их не выдали.

Прямой, открытый, приветливый взгляд бывает только у честных и открытых людей. Если ваш собеседник смотрит на вас именно таким взглядом, можете ему доверять ему без тени сомнения. Все, что он говорит – правда.

Прямой, открытый, приветливый взгляд

Однако будьте осторожны: существуют лжецы, которые могут лгать, глядя вам прямо в глаза. Но взгляд их не открытый – он проходит как бы сквозь вас. Человек смотрит вам в глаза, но контакта нет. Зрачки при этом, как правило, сужены. Если собеседник смотрит на вас именно таким взглядом, он лжет.

Произнося ложь, люди часто опускают глаза. Цель – спрятать глаза, чтобы они не выдали обман. Но этот признак нельзя рассматривать сам по себе. Ведь опускать глаза можно и от смущения (например, когда признаются в любви), и от стыда.

Прищуренный взгляд сразу сужает область обзора, концентрирует ее в одной точке. Это – взгляд внимания. Лгуны используют его, чтобы продемонстрировать ложное подозрение. А честные люди сощуриваются, когда сомневаются в том, что слышат.

Если один глаз открыт, а другой прищурен, это открытая демонстрация недоверия. Теперь уже не вы, а вас проверяют на ложь. Ваша задача – разобраться, почему собеседник в вас усомнился.

Бегающие глаза – явный и достоверный признак лжи. Бегающие глаза выражают испуг и тревогу. Лгун беспокоится о том, что его обман вскроется – и судя по тому, как он нервничает, беспокойство это не напрасно. Вы очень близко подошли к разоблачению. Вам стоит сделать только шаг, и вы поймете, как именно обманул вас человек с бегающими глазами.

Задание

В течение дня, разговаривая с кем-либо, ловите его взгляды. Следите, в какие моменты ваш собеседник смотрит на вас прямо, в какие отводит глаза, а в какие прищуривается. Вечером запишите наблюдения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Функциональный смысл взгляда: глаза как зеркало мимики

Функциональный смысл взгляда: глаза как зеркало мимики

Автор: Марина Львовна Бутовская, доктор исторических наук, антрополог, профессор учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ, заведующая сектором кросс-культурной психологии и этологии человека Института этнологии и антропологии РАН.

 

Внешнее проявление эмоций осуществляется посредством специфических выразительных движений, являющихся результатом мышечной активности. Хотя эмоции и представляют собой субъективные переживания, исследования показывают, что их можно классифицировать и объединить в такие основные категории, как гнев (злость), страх, грусть, радость, удивление, отвращение. Эти категории внешне проявляются сходным образом у людей из разных культур.

Эмоции окружающих воздействуют на людей, заражают их. Улыбка собеседника вызывает неконтролируемую ответную улыбку, а выражение злости — настороженность и защитную реакцию. Рассмотрим отдельные мимические выражения и их смысловую нагрузку.

 

Глаза играют важную роль в общении людей. Не каждый однако знает, что причина тому — размеры зрачков собеседника в момент общения.

Расширенные зрачки (признак возбуждения) воспринимаются большинством людей как привлекательный признак. Человеке расширенными зрачками оценивается окружающими как приветливый, эмоциональный, отзывчивый, доброжелательный.

Суженные зрачки, напротив, вызывают неприязнь. Тот же человек, но с суженными зрачками, описывается другими как холодный, отстраненный, неконтактный, эгоистичный. По зрачкам можно распознать взгляд влюбленного человека. Наблюдения свидетельствуют, что при взгляде на того, кого человек любит, у него рефлекторно расширяются зрачки. Причем расширенные зрачки вызывают ответное возбуждение у партнера.

Анализируя этот показатель, нужно иметь в виду, что размеры зрачка могут зависеть от целого ряда внешних факторов, таких, как общая освещенность места, в котором находится человек, положение его головы относительно источника света. При ярком свете зрачки будут суженными, а в полутемном помещении — расширенными.

Размеры зрачков зависят и от остроты зрения данного индивидуума. У близоруких, не носящих очки людей, зрачки расширены, а у дальнозорких — сужены. Выводы относительно изменения эмоционального состояния и сравнительные сопоставления можно проводить только с учетом данных параметров.

Частота и характер взгляда (его длительность и угол направленности) может указывать на характер отношения к данному партнеру.

В пределах нашей культуры взгляд, обращенный на другого человека, может быть направлен на разные области лица и тела и в зависимости от этого несет различную информацию о характере общения. Так, деловой взгляд концентрируется на области лба и глаз собеседника и создает серьезную атмосферу.

Социальный взгляд сосредотачивается на уровне глаз и рта собеседника. Такой взгляд располагает к дружелюбному общению.

Интимный взгляд распространяется от уровня глаз вниз на другие части тела собеседника (при тесном контакте — от глаз до груди, при общении на расстоянии — от глаз до уровня промежности).

Интимный взгляд применяют мужчины и женщины, и назначение его — установление отношений с потенциальным сексуальным партнером. У мужчин интимный взгляд более выражен и точнее распознается женщинами, нежели наоборот. Использование делового взгляда при ухаживании часто служит причиной отчуждения.

Прямой пристальный взгляд (взгляд в упор) означает угрозу, предупреждение или вызов. Эта демонстрация широко распространена в животном мире. Обычно пристальный взгляд направляет доминант в сторону подчиненных в случае нарушения ими правил этикета, или на незнакомца, осмелившегося вторгнуться на чужую территорию. В таком контексте он служит сигналом угрозы. Пристальный взгляд-угроза у обезьян часто сопровождается другими компонентами мимики — поднятыми бровями, движением кожи на лбу, жевательными движениями, оскалом.

Подчиненные, как правило, избегают прямо смотреть на высокоранговых членов группы, их взгляд быстрый, скользящий, вполоборота. Сигнал понятен и на межвидовом уровне (хозяева собак хорошо знают, что смотреть в глаза питомцам не следует. Это либо вызывает у них фрустрацию, либо агрессию).

В человеческом обществе прямой взгляд в сочетании с напряженным лицом часто воспринимается угрожающе. Такую мимику понимают представители всех культур. Распознать такой враждебный взгляд легко по суженным зрачкам.

Пристальный взгляд часто сочетается с поднятыми бровями и максимально поднятыми верхними веками (создается впечатление, что глаза вытаращены) и в этом контексте однозначно читается как взгляд-угроза во многих культурах.

Пристальный взгляд может также быть проявлением любви и привязанности (партнеры смотрят друг на друга более 2/3 времени общения). Однако в этом случае его трудно спутать с угрозой, поскольку другие компоненты мимики резко отличаются. Так, зрачки обычно бывают расширены, на лице улыбка, в углах глаз появляются морщинки, уголки рта подняты.

Согласно этологическим наблюдениям, если при общении человек смотрит на партнера менее 1/3 времени, то это может быть признаком того, что он что-то недоговаривает, пытается скрыть что-либо или что он слишком робок по натуре (последнее легко установить даже при незначительном знакомстве). Люди, несомненно, используют и распознают такие знаки в своей повседневной жизни, они способны оценивать и качество отношений между окружающими по этому критерию.

Этот признак является важнейшим универсальным индикатором социального статуса. Показано, что частота взглядов, направленных на более вышестоящего индивида, много выше, чем частота взглядов, полученных подчиненным от доминанта. Взгляды эти имеют меньшую продолжительность, и их трудно спутать с пристальными взглядами-угрозами даже неопытному наблюдателю.

По частоте взглядов описывают «структуру внимания». Термин предложен М.Р. Чансом и был впервые применен для описания социальной структуры у обезьян. Структура внимания описывает иерархические взаимоотношения между членами группы порой точнее, чем частота и направленность агонистических контактов.

Этот показатель имеет однозначную трактовку применительно ко многим социальным видам животных, включая человека. Он особенно эффективен для описания структуры социальных связей в детских коллективах.

По тому, кто из детей чаще всего оказывается в центре внимания, на кого устремлены взгляды большинства, кому пытаются подражать и копировать, можно вычислить лидера и подчиненных в различных культурах (у русских, калмыков, немцев и бушменов).

 

Это действие является важным невербальным сигналом во многих культурах, в частности в российской. Люди подмигивают друг другу, чтобы достичь определенной договоренности или чтобы показать, что они поняли друг друга, когда рядом присутствует кто-то еще. Однако во многих азиатских культурах подмигивание часто воспринимается как оскорбление, и если вы подмигнете в ходе разговора, собеседник может на вас обидеться.

 

Контакт глазами особенно важен для инициации социальных отношений. Это поведение имеет гендерные различия и более значимо для женщин. Как показывают наблюдения, мужчины редко решаются завязать общение с женщинами, если этому не предшествует взгляд с их стороны. Такой взгляд может принимать форму прямого открытого контакта глазами, или застенчивого взгляда. В последнем случае контакт длится около секунды, затем быстро перемешается в сторону (это действие сопровождается легкой улыбкой и легким румянцем, часто при этом женщина вновь искоса смотрит на данного партнера).

От того, насколько умело человек использует свой взгляд, значительно зависит его социальный успех. Опыты показывают, что с помощью взгляда можно улучшить отношения с другими людьми. Для этого при общении необходимо встречаться взглядом с данным человеком не менее 60-70% времени. Рекомендации подобного рода применимы, однако, далеко не во всех случаях. Большие сложности возникают, когда в контакт вступают представители далеких друг от друга культур.

Значительные межкультурные различия, касающиеся роли взгляда в социальном общении и его выразительности, прослеживаются между низкоконтактными и высококонтактными культурами. Южные европеоиды характеризуются, к примеру, высокой частотой и обычно большей длительностью взгляда по сравнению с северными европеоидами.

В результате такое естественное, с точки зрения итальянцев или испанцев, поведение, как прямой взгляд в глаза собеседнику или просто открытое рассматривание окружающих, при контакте с англичанами или северными немцами часто расценивается как оскорбление. Правда, в ряде случаев у северных европеоидов (шведы, датчане) при низкой частоте взгляда его продолжительность может быть очень высокой.

Недопонимание, связанное с разными представлениями о допустимости взгляда, распространено и при общении между представителями высококонтактных культур. Взгляд, например, играет исключительно значимую роль в жизни русских и японцев. Однако для русских говорящим является именно выразительный взгляд как таковой, тогда как для японцев основная нагрузка приходится на избегание взгляда. Японский этикет запрещает при общении смотреть в глаза собеседнику.

Женщины не смотрят в глаза мужчинам, и наоборот. Японские лекторы смотрят не на аудиторию, а куда-то в сторону. Подчиненный, получающий выговор от начальника, опускает глаза в пол и улыбается. При общении японцы, как правило, направляют взгляд в область шеи, что вызывает у европейцев чувство отсутствия контакта с собеседником. В свою очередь, контакт глазами со стороны европейцев в направлении собеседника почти непереносим японцами.

По характеру контакта глазами различия наблюдаются даже между американской и английской культурами. Американцы смотрят в глаза собеседнику только чтобы убедиться, что тот их слушает. В аналогичных целях англичане смотрят в лицо собеседнику, периодически моргая.

В России пристальный взгляд в сторону говорящего — признак хорошего тона и воспитания. Однако русские смотрят на партнера более длительно и прямо, чем англичане, поэтому, попадая в Англию и следуя традициям родной культуры, они рискуют попасть в неловкое положение. Впрочем, прямой длительный взгляд типичен для датчан и шведов, и по этому показателю они иногда даже превосходят русских.

В культуре народов Дальнего Востока (например у японцев) выпрямленная при сидении спина и слегка наклоненная вперед голова с прикрытыми глазами означают пристальное внимание и глубокий интерес к тому, что сообщает собеседник.

Не подготовленный к этому лектор-европеец может испытать глубокий стресс при виде такой полностью отстраненной, сточки зрения европейских стандартов, студенческой аудитории. Во многих иерархически жестко структурированных обществах людям с низким статусом запрещено поднимать глаза на вышестоящих (страны Передней Азии).

Запрет на взгляд может носить гендерный характер. В некоторых культурах (арабы, турки, грузины, армяне) мужчины могут прямо смотреть в сторону как мужчин, так и женщин, а прямой взгляд женщины в направлении мужчины считается совершенно недопустимым. У арабов, турок, многих кавказских народов такое поведение истолковывается как провоцирующий сигнал. При общении с мужчинами женщинам предписывается опускать глаза или смотреть на собеседника скользящим взглядом, не задерживаясь долго на его лице.

С позиций большинства европейских культур, открытый прямой взгляд является признаком отсутствия вины. Но не во всех обществах такой взгляд допустим в общении со старшими или более уважаемыми. Поэтому учитель, пытающийся установить «виновного» среди учеников в многонациональном классе (например, если там одновременно учатся немцы, турки и пуэрториканцы), должен отдавать себе отчет, с представителем какой национальности он имеет дело. В ряде культур существует жесткий запрет на прямой взгляд в лицо старшему.

Характерные нюансы контакта глазами (с учетом культурных составляющих) служат надежным индикатором психического здоровья. Практики-психиатры используют невербальные сигналы для диагностики психических заболеваний. Достоверно установлено, что большинство больных шизофренией избегают контактов глазами с врачом (65% пациентов), и только 4% здоровых людей придерживаются такой стратегии.

Тот же автор отмечает, что пациенты с бредовыми и галлюцинаторно-бредовыми синдромами предпочитают непрерывный глазной контакт с редким миганием, а наркоманы в процессе разговора предпочитают переводить взгляд на собственные руки или смотреть вверх.

 

Исследования этологов свидетельствуют об универсальности человеческой улыбки и о глубинных филогенетических корнях этого мимического выражения.

Уже в середине позапрошлого века (1862 г.) французский нейроанатом Дюшен де Болонье отмечал, что улыбка удовольствия (улыбка в первичном ее контексте) отличается по внешнему виду от намеренной улыбки по характеру сокращений двух лицевых мышц: большой скуловой (zygomatic major) и окологлазничной (orbicularis oculi). Первая подтягивает уголки рта кверху, вторая — оттягивает кожу со скул и лба в направлении глазного яблока.

Большая скуловая мышца подвластна контролируемым действиям, а окологлазная — действует автоматически, на подсознательном уровне, и отражает истинные эмоции. Поэтому, как справедливо считал Дюшен, истинную улыбку практически невозможно подделать.

Открытие Б. Дюшена остается актуальным и в наши дни. Единственное уточнение, сделанное Полом Экманом с сотрудниками, касается необходимости дифференцировать сокращение наружной и внутренней порций окологлазничной мышцы. Большинство людей способны контролировать сокращение внутренней части этой мышцы. Таким образом, при искренней улыбке удовольствия у человека неизменно должна сокращаться наружная часть окологлазной мышцы.

Экман выделяет до 18 видов улыбки. Улыбка удовольствия связана с приятными эмоциями, радостью и расслаблением. Другие виды улыбки включают варианты фальшивой улыбки, цель которых сбить с толку собеседника (демонстрация расположения, которое в реальности отсутствует), подчиненная улыбка, улыбка страха, улыбка смущения и пр. Показано также, что истинная и деланная улыбка контролируются разными участками мозга.

 

Научитесь лучше разбираться в людях изучив эти психологические курсы или учитесь по абонементу, со скидкой.

www.elitarium.ru

Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия — МегаЛекции

 

Взгляд и сопутствующее движение Трактовка Необходимое действие
Подъем головы и взгляд вверх Подожди минуту, подумаю Прервать контакт
Движение головой и насупленные брови Не понял, повтори Усилить контакт
Улыбка, возможно, легкий наклон головы Понимаю, мне нечего добавить Продолжить контакт
Ритмичное кивание головой Ясно, понял, что тебе нужно То же
ДОЛГИЙнеподвижный взгляд в глаза собеседнику Хочу подчинить себе Действовать по обстановке
Взгляд в сторону Пренебрежение Уйти от контакта
Взгляд в пол Страх и желание уйти То же

Контакт глаз. Одним из самых важных компонентов невер­бального общения является контакт глаз. На протяжении многих веков человечество задумывалось о значении взгляда и его влиянии на поведение человека. При зрительном контакте принимается во внимание частота обмена взглядами, их длительность, избегание взгляда, его динамика и т.д. Взгляды собеседников должны встре­чаться друг с другом около 60 — 70 % всего времени общения. Когда человек избегает прямого зрительного контакта, это можно ин­терпретировать следующим образом:

• ему не нравится собеседник;

• он не уверен в том, что говорит;

• он обманывает или скрывает что-то;

• он чувствует себя виноватым;

• он не заинтересован в общении;

• он смущен тем, что ему сказали.

Поддержание зрительного контакта не означает, что надо все время не отрываясь смотреть на собеседника. Пристальный взгляд может восприниматься как желание подавить, подчинить или как признак агрессивности (табл. 4.1).

Специалисты отмечают, что опытные собеседники могут сдержи­вать свои эмоции, управляя жестами, мимикой и телодвижения­ми, но практически никто не способен контролировать реакцию своих зрачков. Они непроизвольно расширяются и сужаются, тем самым передавая информацию о реакции на услышанное. При

 

дневном свете зрачки могут расширяться и сужаться в зависимо­сти от того, как меняется отношение и настроение человека от позитивного к негативному, и наоборот. Когда человек радостно возбужден, его зрачки расширяются в 4 раза. Например, китай­ские и турецкие торговцы назначают цену товара, ориентируясь на зрачки покупателя: если тот удовлетворен ценой и получает желаемое, то его зрачки расширяются.

Внешний вид. Одежда, прическа, макияж, манера держаться многое говорят о человеке окружающим, особенно видящим его впервые. При встрече с незнакомым человеком его неосознанно стремятся отнести к какому-либо типу, определенной категории. Первое впечатление является очень стойким и надолго определя­ет отношение к человеку. Дальнейшее общение может быть за­труднено, если его на основе первого впечатления отнесут к типу, который не располагает к симпатии и сотрудничеству. Большин­ство людей чувствует себя хорошо тогда, когда хорошо выглядит. Кроме того, одежда в определенной мере помогает поддержанию авторитета и работает на имидж.

Согласно экспериментальным данным для людей при форми­ровании мнения о качествах личности человека, которого они видят впервые, немалое значение имеет общая эстетическая выразитель­ность его облика и, в частности, степень соответствия наружно­сти существующему идеалу красоты. Так, люди, лица которых до­статочно привлекательны, получают более высокие оценки по всем рассматриваемым личностным свойствам, чем люди, которых счита­ют недостаточно симпатичными. Более высоко оцениваются так­же и результаты деятельности людей с привлекательной внеш­ностью. Однако «эффект красоты» сильно влияет на мнение о личности только в момент первого впечатления. В дальнейшем оценка данного человека все больше начинает определяться дру­гими факторами, прежде всего характером межличностного взаи­модействия.

Улыбка. Наиболее универсальным средством невербального об­щения является улыбка. Некоторые психологи придерживаются мне­ния, что люди улыбаются не только потому, что рады чему-либо, но и потому, что улыбка помогает чувствовать себя счастливее и уве­реннее. При встрече улыбка снимает настороженность первых ми­нут и способствует более уверенному и спокойному общению.

Однако улыбка может выражать множество отгенков пережи­ваний и иметь много значений. Так, улыбка, при которой немно­го обнажается верхний ряд зубов, выражает большее дружеское расположение, нежели обычная улыбка. Такую открытую улыбку не следует использовать при первой встрече, она может вызвать прямо противоположную реакцию и породить недоверие. Сущест­вует и широкая улыбка, когда рот немного приоткрыт и обнаже­ны оба ряда зубов. Она характерна для дружеского общения в

кругу хорошо знакомых людей, но никогда не используется при шакомстве. Никогда не стоит забывать, что улыбка должна быть адекватна ситуации и не вызывать раздражения собеседника.

Специалисты по физиогномике описывают более 20 000 вари­антов выражения лица. Люди по-разному воспринимают внешние черты других людей. Так, из 72 опрошенных 9 чел. ответили, что квадратный подбородок — признак сильной воли, 17 чел. — что большой лоб — это признак ума, 3 чел. отождествили жесткие волосы с непокорным характером, 16 чел. связали полноту с доб­родушием, для 5 чел. невысокий рост — свидетельство властно­сти, для 2 чел. толстые губы — символ сексуальности, для 1 чел. близко посаженные глаза означают вспыльчивость, а для 5 чел. красота — это признак глупости (А. А. Бодалев, 1982).

Понимание языка тела может помочь интерпретировать ин­формацию, получаемую от собеседника, понять его состояние (волнуется он или спокоен и т.п.), определить его отношение к вашим словам, установить степень включенности в беседу, готов­ности к сотрудничеству, выяснить степень искренности собесед­ника. Использование языка тела помогает произвести выгодное впечатление на собеседника, повысить убедительность речевой ин­формации за счет подкрепления ее невербальными сообщениями, сделать общение более доверительным или более формальным, повысить доступность своего изложения информации, ввести со­беседника в заблуждение относительно оценок или намерений.

Помните, что попытки буквально «переводить» смысл различ­ных жестов или поз, за которыми стоят те или иные мысли человека или определенные переживания, являются серьезной ошибкой! Для того чтобы верно интерпретировать смысл невербального поведения собеседника, следует обращать внимание на одновре­менность тех или иных проявлений (жестов, мимики, поз и т.п.) с получением или передачей информации. Например, пациента спрашивают о его взаимоотношениях с палатной медицинской сестрой. Он отвечает, что никаких проблем нет и отношения за­мечательные, но при этом отводит взгляд, поправляет очки, поти­рает нос или покашливает.

megalektsii.ru

ВИДЫ ВЗГЛЯДОВ, ИХ ТРАКТОВКА И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Количество просмотров публикации ВИДЫ ВЗГЛЯДОВ, ИХ ТРАКТОВКА И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ - 423

Сигналы, посылаемые глазами и губами. С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всœех сигналов человеческой коммуникации. По этой причине очень важно во время делового разговора контролировать выражение своих глаз.

Изучение внутреннего состояния собеседника по голосу и манере говорить Голос и манера говорить содержат для внимательного собеседника пер­вичную незамаскированную информацию о партнере по общению. По громкости речи, ее скорости, отчетливости, высоте голоса и окраске его звучания можно понять внутреннее состояние того, с кем вы разгова­риваете, а это для делового общения очень важно.

ГРОМКОСТЬ РЕЧИ служит хорошим показателœем жизненной энергии и происходящей от нее уверенности. Сильные изменения гром­кости свидетельствуют о повышенной эмоциональности, волнении, со­переживании собеседника. Нерегулярные колебания слабой громкос­ти голоса — показатель нехватки стойкости, склонности к бы­строй сдаче позиций при первых же трудностях.

При этом судить собеседника по громкости го­лоса нужно осторожно. Громкий голос должна быть специально ʼʼсделанʼʼ для сокрытия сла­бого духа, и его обладателя в таком случае можно уподобить путнику в ночном лесу, ко­торый от страха начинает громко петь. Чрез­мерная громкость голоса должна быть и про­явлением недостаточной критичности к себе, невладением своими эмоциями, к примеру, у пьяных или в припадке гнева. В то же время чересчур тихий голос должна быть маскиров­кой для достижения тайных целœей, особенно при общем напряжении говорящего.

СКОРОСТЬ РЕЧИ всœегда соответствует темпераменту и так на­зываемому темпу жизни человека. В случае если он говорит быстро, напористо, завершая мысль, значит, он энергичен, реактивен, из тех, кто сначала делает, а потом думает. А если человек говорит медленно, как бы взве­шивая каждое слово, — он нетороплив, обстоятелœен, тщательно анали­зирует ситуацию, обдумывает каждый свой шаᴦ.Это свойство ученых и политиков. Обратите внимание — среди политиков, за редким исклю­чением, нет быстроговорящих.

Оживленная, бойкая речь, когда ее течение равномерно, характе­ризует подвижного, легкого на подъем, уверенного в себе человека. Ус­коряющийся темп речи (и соответственно жестикуляции) является сви­детельством того, что собеседник всœе больше вдохновляется, погружа­ясь в то, о чем говорит. При этом, когда такая речь сопровождается нару­шением ритма, это свидетельствует о робости (возможно, только в данной ситуации) и неуверенности собеседника. А в тех случаях, когда оживленная речь становится скачкообразной, к тому же сопровождае­мой чрезмерной жестикуляцией, мы имеем дело с возбужденным, то­ропливым, непостоянным, неуправляемым человеком.

Люди, произносящие слова скороговоркой, глотающие оконча­ния, не связывающие фразы логически, по характеру, интеллекту и по жизни — самая неприятная категория. В случае если только это не ʼʼрече­вая маскаʼʼ, как у Талейрана. Этот умнейший дипломат и политик специально говорил невнятно, бормоча себе под нос, чтобы потом им­еть возможность отказаться от своих слов и сказать, что его просто неправильно поняли.

Замедляющаяся скорость речи (и жестикуляции) — свидетель на­ступления задумчивости, потери уверенности, включения внутренних тормозов по поводу сказанного.

В случае если у собеседника прослеживаются заметные колебания скорос­ти речи — перед вами, скорее всœего, легко возбудимый, недостаточно уравновешенный человек.

ВЫСОТА ГОЛОСА, аналогично тому, как его громкость и скорость речи, является показателœем внутреннего состояния собеседника. Когда у него высокий пронзительный голос, то это может означать, что он ис­пытывает волнение или страх. Низкий тон го­лоса, напротив - говорит о спокойствие и достоинстве собеседника, который знает себе цену.

Следует обращать внимание и на отчетливость речи собеседника. Ясное и четкое произнесение им слов (чет­кие движения нижней челюсти) сви­детельствует о его внутренней дисциплинœе и потребности точно выразить другому свое мнение. Наобо­рот, нечеткое, неразборчивое произношение (нижняя челюсть двига­ется мало) служит показателœем внутреннего неуважения к собеседни­ку. Такой человек даже не заботится о том, чтобы другим было легко его понять.

ОКРАСКА ЗВУЧАНИЯ ГОЛОСА, как и другие характеристи­ки речи, содержит для внимательного собеседника большую первич­ную, плохо поддающуюся маскировке информацию о партнере по об­щению. Это объясняется тем, что интонации, отражающие психоло­гические черты, так же индивидуальны, как узоры на пальцах. Толь­ко актеры могут управлять своими интонациями. У остальных же они безошибочно выдают, что собой представляет человек: добрый он или злой, скромен или чванлив, уважает людей или относится к ним свысока.

Мозговые центры, ответственные за восприятие эмоциональной окраски речи, начинают работать чуть не с момента рождения. Двух­недельный малыш безошибочно реагирует на эмоциональную окрас­ку обращенной к нему речи, хотя значение слов начинает понимать гораздо позже. Дети не подойдут к взрослому, в случае если услышат в его речи неприязненный тон, как бы тщательно тот ни пытался его скрыть. По этой причине дети так безошибочно точно делят людей на плохих и хороших.

Голос связан с анатомией и физиологией: он зависит от строения тела и органов голосообразования. Глотка, носоглотка, рот, полость носа — это верхние резонаторы, а трахея, бронхи и легкие — нижние. У каждого человека органы голосообразования имеют индивидуаль­ные особенности, в связи с этим и голоса так несхожи между собой. И стоп­роцентно подделать чужой голос практически невозможно.

В криминалистике в этой области развивается целое научное на­правление. В первую очередь — для составления фотороботов телœефон­ных террористов, шантажистов и прочих преступников по голосу. Так, по голосу можно составить следующие характеристики человека.

РОСТ. Чем больше гортань и длиннее и толще голосовые связки, тем ниже голос, следовательно, обладателœем такого голоса является вы­сокий человек. У высоких также в голосœе больше обертонов. Низко­рослого человека выдают слабые резонаторы. Бывают, правда, исклю­чения из правил: природа может наградить низкорослого человека боль­шой гортанью или мощными резонаторами.

ВОЗРАСТ. У детей голосовые связки более эластичные, у взрос­лых — более жесткие, у пожилых — дряблые, голос у них подсевший. Старики говорят медленнее, чем молодые. Обычно человеческое ухо способно определить возраст по голосу с ошибкой в 5-7 лет, эксперт же может ошибиться всœего на два года.

РАЗМЕР РТА. Эксперты способны определить его с точностью до миллиметра: тембр голоса у людей с большим и маленьким ртом сильно отличается.

ВЕС. Люди к старости полнеют, и это отражается на звучании их голоса. Щеки у полных людей пухлые, в связи с этим тембр голоса у них бо­лее мягкий.

Голос можно сымитировать, но нельзя скопировать интонации. Это позволяет создавать, к примеру, компьютеры, открывающие информа­цию только на голос хозяина. В крупнейших банках мира сейфы зап­рограммированы не только на парольную фразу, но и на сам голос. И ес­ли вы охрипли и ваши интонации изменились — ʼʼсезамʼʼ не откроется.

ОКРАСКА ГОЛОСА складывается из смешения ʼʼголовныхʼʼ и ʼʼгрудныхʼʼ тонов. Их соотношение зависит от степени эмоционально­го участия: когда властвует разум — преобладает ʼʼголовнойʼʼ тон, ког­да человек во власти эмоций — ʼʼгруднойʼʼ. Замечено, что голос челове­ка становится благозвучным, когда он удачно разрешит свою личную проблему, в связи с этим по изменению окраски голоса собеседника можно судить, добились ли мы своей цели, сумели ли его успокоить и помочь. Всем известно, что голос может восприниматься как ʼʼмягкийʼʼ или ʼʼтвердыйʼʼ, ʼʼтеплыйʼʼ или ʼʼхолодныйʼʼ.

Металлическое звучание голоса говорит об энергичности и твер­дости собеседника. Елейный, масленый голос происходит от только изображаемого дружелюбия и фальшивого пафоса. По нему всœегда лег­ко разоблачить подхалима.

Особенно важно улавливать следующие различия в окраске зву­чания голоса: певучая речь (сильное подчеркивание гласных) означает темпераментность, чувственность и типична для людей, которых на­зывают ʼʼдобрякамиʼʼ; речь, в которой гласные отступают на второй план перед остро подчеркиваемыми согласными — показатель преобладания разума и воли, точно анализирующего рассудка; монотонный голос указывает на робость, зажатость, скрытность.

Когда высота͵ мелодичность голоса меняются в очень широких пре­делах — это показатель открытости, многообразия интересов. Падение тона к концу каждой фразы свидетельствует о мягкости и слабой воле. Иногда это должна быть результатом физической слабости, к примеру, у старых людей.

Ритмические колебания высоты тона говорят об оживлении при внутренней уравновешенности, способности к творчеству. Неритмич­ные колебания, ᴛ.ᴇ. неравномерное повышение и падение тона, указы­вают на неуравновешенность собеседника, отсутствие у него стабиль­ности.

Округло-текучая манера говорить с мягкими переходами отдель­ных звуков и слов — признак глубокой, полной эмоциональной жизни.

Угловато-отрывистая речь с внезапными изменениями громкости говорит о том, что у собеседника целœенап­равленное, прагматичное мышление, иногда — о не­рвозности. Такую речь можно встретить у опреде­ленного типа бизнесменов с явной или скрывае­мой авторитарностью, склонностью к диктату.

Внутреннее состояние собеседника можно определить и по ДЫХАНИЮ. ʼʼПочеркʼʼ дыха­ния, дыхательный стиль изменить так же труд­но, как и устоявшийся почерк письма. Дыхание — основа жизни, значит, в нем отражается весь че­ловек. По этой причине знание дыхательно-голосовых нюансов очень полезно для распознавания внут­реннего состояния любого собеседника. Рассмот­рим эти нюансы более подробно.

Резкий короткий вдох — это знак внезапного удивления или негодующего изумления. Короткий выдох, фырканье или обрывок смеха — показатель пре­зрения.

Шумное, прерывистое, почти судорожное дыхание говорит о крайней степени волнения, возможно начало исте­рического припадка.

Непроизвольные задержки, затаивание дыхания являются свиде­тельством внутреннего напряжения, ярких сильных чувств, интенсив­ной умственной деятельности.

Непроизвольный ʼʼперевод духаʼʼ стирает уже ненужное напряже­ние, являясь признаком избавления от страха, показателœем благопо­лучного конца чего-либо.

Очень медленное, почти сонное дыхание всœегда подчеркивает пол­ную степень освобождения, покоя, абсолютной отключенное™ от про­исходящего, а также скуки.

Беспрестанные резкие вдохи и энергичные выдохи — свидетель­ство, что перед вами нетерпеливый, раздражительный, высоко-эмоци­ональный, с низким самоконтролем собеседник.

Шумное, сопящее дыхание указывает на человека напряженных влечений, тяжелого нрава и весьма подозрительного. При этом такое ды­хание должна быть и у человека, страдающего астмой или другим по­добного рода заболеванием.

Дыхание ровное и мощное бывает у уверенного в себе, бодрого и неистощимо оптимистичного собеседника. И, напротив - вдохи зажатые, словно скрипящие ржавыми тормозами, и такие же выдохи указывают на подавленного, мнительного, неуверенного в себе собеседника мелан­холического темперамента.

Для того чтобы построить хорошие отношения с вашим собесед­ником, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом на протяжении примерно 60-70% всœего времени общения. Неудивительно, что скован­ный собеседник, который встречается с вами взглядом менее 1/3 вре­мени общения, редко пользуется доверием.

При деловом разговоре рекомендуется направить взгляд на вооб­ражаемый треугольник на лбу вашего собеседника. Собеседник будет чувствовать, что вы настроены по-деловому, правда, при условии, что ваш взгляд не будет опускаться ниже его глаз. Этим вы сможете конт­ролировать ход беседы при помощи взгляда.

ВЗГЛЯД И СОПУТСТВУЮЩИЕ ДВИЖЕНИЯ Трактовка   Необходимо  
Подъем головы и взгляд вверх Подожди минуту, подумаю Контакт прервать  
Движение головой и насупленные брови Не понял, повтори   Контакт усилить  
Улыбка, возможно, легкий наклон головы Понимаю, мне нечего добавить Контакт продолжить  
Ритмичное кивание головой Ясно, понял, что тебе нужно Контакт продолжить  
Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику Хочу подчинить себе   Действовать по обстановке  
Взгляд в сторону   Выражаю пренебрежение Уйти от контакта  
Взгляд в пол   Испытываю страх и желание уйти Уйти от контакта  

Глаза способны выразить любое чувство. По ним всœегда можно оп­ределить, как собеседник воспринимает ваши слова. Учеными установ­лено, что взгляд выполняет при деловом разговоре функцию синхро­низации. Говорящий обычно меньше смотрит на партнера, чем слуша­ющий. Это дает ему возможность концентрироваться на содержании своих высказываний и не отвлекаться. Но примерно за секунду до окон­чания длинной фразы или нескольких логически увязанных высказы­ваний говорящий поднимает глаза и смотрит в лицо слушателю, как бы давая команду: ʼʼЯ кончаю, теперь ваша очередьʼʼ. Партнер, беру­щий слово, в свою очередь отводит глаза.

Исключение составляет обсуждение неприятных вопросов: здесь следует воздерживаться от визуального контакта͵ что является выра­жением вежливости и понимания эмоционального состояния собесед­ника. И наоборот, настойчивый взгляд в данном случае воспринимается как вмешательство в переживания человека.

Слушающий выражает взглядом внимание, одобрение или неодоб­рение. По глазам можно определить эмоциональное состояние собе­седника. Взгляд помогает поддерживать контакт при разговоре, как бы компенсируя действие факторов, разделяющих собеседников. Так, в случае если попросить беседующих сесть по разные стороны широкого стола, ока­жется, что они чаще смотрят друг на друга, чем когда беседуют за уз­ким столом. В данном случае увеличение расстояния между собесед­никами компенсируется увеличением частоты взглядов.

Ученые установили, что на вышестоящего по статусу смотрят чаще, нижестоящего же менее удостаивают взглядом. Положительные эмо­ции сопровождаются увеличением количества взглядов, а отрицатель­ные — снижением. Оптимальная продолжительность взгляда не пре­вышает 10 секунд. Более длительный взгляд должна быть воспринят как вызов или желание смутить. Особенно это касается людей неуверен­ных или стеснительных (а их около 40%). Встреча взглядами обычно длится несколько секунд. Этого вполне достаточно для взаимопони­мания. Установлено также, что дольше взгляд задерживается на тех, кем восхищаются, интересуются или желают установить близкие до­верительные отношения.

Взгляд может осуществлять сильное психологическое давление. Так, восторженный взгляд девушки, адресованный молодому челове­ку, окрыляет его, пробуждает в нем желание совершить что-то герои­ческое.

В случае если искушенные собеседники и в состоянии сдерживать свои эмо­ции с помощью жестов и телодвижений, то уж никто не способен контролировать реакцию своих зрачков. Οʜᴎ непроизвольно расширяют­ся и сужаются и тем самым честнейшим образом передают информа­цию о вашей реакции на услышанное.

Когда человек радостно возбужден, его зрачки расширяются в че­тыре раза по сравнению с нормальным состоянием. Наоборот, когда он сердится или у него мрачное настроение, его зрачки сужаются. Поэто­му, когда вы разговариваете со своими партнерами или клиентами, на­учитесь смотреть в их зрачки. Этим приемом пользуются опытные пред­приниматели. К примеру, китайские и турецкие купцы назначают цену товара, ориентируясь на зрачки покупателя: если тот удовлетворен ценой и получает желаемое, зрачки его глаз расширяются.

Вообще взгляд является наиболее естественным средством нере­чевого общения. Он может говорить о многом, что видно из вышепри­веденной таблицы.

В мимике очень важно положение губ, поскольку они — молчали­вые источники эмоциональной информации. Растянутые в улыбке губы — показатель радости и дружелюбия. Плотно сжатые губы — по­казатель замкнутости, изогнутые — сомнения или сарказма. Опущен­ные уголки рта — показатель того, что человек расстроен. С помощью глаз и губ можно отработать различные варианты мимики, которые показаны на приведенной таблице.

Из нарисованных в таблице лиц, по которым можно ʼʼпрочестьʼʼ определœенное чувство или состояние души, более всœего подходят для создания благоприятного впечатления на окружающих выражения лица ʼʼРадостноеʼʼ и ʼʼПростодушно-радостноеʼʼ, поскольку на них за­печатлена улыбка.

Улыбка в создании привлекательного личного имиджа просто не­заменима, поскольку она дает предпочтительные шансы на доверитель­ные и дружелюбные отношения в общении.

Некоторые психологи считают, что мы улыбаемся не только пото­му, что рады чему-нибудь, но и потому, что улыбка помогает нам чув­ствовать себя счастливее и увереннее. Хотя эту точку зрения можно считать спорной, всœе же улыбка при встрече снимает настороженность первых минут и способствует более уверенному и спокойному обще­нию. Она выражает радость встречи, говорит о нашем расположении и дружелюбии. Улыбка сопровождает и слова приветствия.

Улыбка, как и всœе средства невербального общения, может выра­жать множество оттенков чувств. Существуют радостная, презритель­ная, ироническая, насмешливая, заискивающая и другие виды улыбок. Даже одна и та же улыбка может нести в себе различные оттенки. Для примера можно взять улыбку, выражающую дружеское расположение. Но и она должна быть многозначной. Так, улыбка, при которой немного обнажается верхний ряд зубов, выражает большее дружеское расположение, нежели обычная улыбка. Такую открытую улыбку не следует использовать при первой встрече, поскольку она может дать прямо про­тивоположный эффект и вызвать недоверие.

Наконец, существует еще широкая улыбка, когда рот немного при­открыт и обнажены оба ряда зубов. Она характерна для дружеской ве­черинки, при шутках между друзьями, но к ней никогда не прибегают при знакомстве. В целом же, когда люди улыбаются, их лица делаются несравненно лучше. При улыбке, по словам Л. Толстого, в лице появ­ляется то, что принято называть его красотою. В то же время не стоит забы­вать о том, что улыбка должна быть адекватна ситуации и не должна вызывать раздражение вашего собеседника.

Существует непосредственная связь между душевным и физичес­ким состоянием человека и его улыбкой. В случае если у вас на душе скверно, улыбка будет выглядеть страдальческой. В случае если вам хорошо — улыбка будет радостной. Душевное спокойствие всœегда отражается на улыбке. Люди благодарно воспринимают улыбки, выражающие приветливость или дружелюбие. Улыбающееся лицо чаще вызывает к себе располо­жение. В жизни не обойтись без проблем. С меньшими душевными и физическими потерями их преодолевают люди, которые умеют улы­баться.

Помимо глаз и губ, в ʼʼстроительствеʼʼ лица немаловажную роль играют и другие визуальные индикаторы, такие, как лоб, нос, подборо­док, а также форма самого лица. Сведения о них можно получить из физиогномики — науки о типах лица, об умении их читать, выявляя по их чертам скрытые характеристики личности. Все это позволяет ʼʼс ходуʼʼ ориентироваться в людях, а в связи с этим подобрать соответствую­щий ключ к общению, спрогнозировать возможные действия своих партнеров. В этой связи очень полезно знать основные физиогноми­ческие типы лица.

ПРОДОЛГОВАТОЕ: прямоугольник при ширинœе лба, примерно равной ширинœе подбородка. Это так называемый ʼʼаристократическийʼʼ тип, свидетельствующий об интеллекте, чувствительности, уравнове­шенности, нередко о рассудительности. Такие люди обладают органи­заторским талантом, им присуща ярко выраженная целœеустремленность.

ТРЕУГОЛЬНОЕ: высокий и широкий лоб, выступающие скулы, небольшой, но костистый нос, глубоко посаженные глаза, маленький и слегка выдвинутый вперед подбородок. Обладателю такого лица при­сущи и высокая одаренность, и чувственность. Вместе с тем в характе­ре такого человека отмечают хитрость, неуживчивость, склонность к одиночеству.

ТРАПЕЦИЕВИДНОЕ: широкий лоб и слегка суженный (но не скошенный) подбородок. Человек, как правило, интеллигентен, арис­тократичен и чувствителœен; он не борец. Женщины с таким лицом оптимистичны, живут счастливо, созда­вая приятную атмосферу общения.

КВАДРАТНОЕ: суровый, мужественный, нередко бессердечный тип человека; как правило, он тугодум, часто бывает грубым, настой­чив. Яркая его черта — решительность. Такие люди прямолинœейны и откровенны в общении, у них неутолимая жажда успеха. Хорошие ис­полнители, хотя сами настойчиво тянутся к лидерству. Женщины с таким лицом стремятся во всœем доминировать.

КРУГЛОЕ: добродушие, миролюбие, мягкость в характере. Такие люди обычно гуманны, любят комфорт, хорошую компанию и не стре­мятся к славе. При этом честолюбие им не чуждо. В случае если у такого лица высокая переносица, выступающие скулы и ʼʼгорящиеʼʼ глаза — чело­века считают целœеустремленным; такой тип лица нередко встречается у лидеров и полководцев.

Эти сведения по физиогномике весьма полезны для ориентации в повсœедневном общении. Умелое снятие информации физиогномичес­кого характера со своего партнера по общению позволяет на уровне визуального контакта быстро сориентироваться в его внутренних ка­чествах. В конечном итоге это может помочь избрать оптимальную мо­дель поведения с таким человеком.

referatwork.ru

Соотношение глаз человека с глазами животных. Читаем лица. Физиогномика

Соотношение глаз человека с глазами животных

Наверняка многие из вас замечали, что глаза человека нередко бывают похожими на глаза того или иного животного. Физиогномисты в зависимости от особенностей глаз человека объединили их в несколько условных «звериных» групп. В китайской физиогномике существуют типы глаз, символически представленные определенным животным.

Глаза дракона – это большие глаза с живым блеском, иногда со слегка полузакрытым веком (рис. 4.13).

Рис. 4.13. Глаза дракона

Такие глаза олицетворяют властность и авторитетность. Ими наделяется человек с незаурядными умственными способностями, хорошей памятью и мужеством.

Глаза феникса – удлиненной миндалевидной формы с небольшими лучистыми морщинками на конце (рис. 4.14).

Рис. 4.14. Глаза феникса

Человек с такими глазами – утонченный, интеллектуальный, наделенный множеством талантов.

Глаза льва – большие глаза со складками на веках (рис. 4.15).

Рис. 4.15. Глаза льва

Такие глаза чаще всего встречаются у лидеров. Кроме того, людям с такими глазами присущи острое чувство справедливости и талант руководителя большой организации.

Глаза слона – узкие, вытянутые, с двойными, а то и тройными веками (рис. 4.16).

Рис. 4.16. Глаза слона

Чаще всего встречаются у спокойных, неторопливых, добродушных людей.

Глаза тигра – круглые с желтоватым блеском (рис. 4.17).

Рис. 4.17. Глаза тигра

Такие глаза принадлежат храбрым натурам, а также говорят об упрямстве, жестком характере и настойчивости.

Глаза овцы – узкие, маленькие, с черно-желтой радужной оболочкой (рис. 4.18).

Рис. 4.18. Глаза овцы

Такие глаза, как правило, принадлежат страстным натурам.

Глаза лошади – крупные глаза с треугольным разрезом и провисшими веками (рис. 4.19).

Рис. 4.19. Глаза лошади

Очень часто свидетельствуют о спокойной, но свободолюбивой натуре. 

Глаза вепря – глаза с изломом верхнего века и тусклой радужной оболочкой (рис. 4.20).

Рис. 4.20. Глаза вепря

Можно сказать, что обладатели таких глаз – жестокие, ограниченные, но сильные люди, которые очень часто совершают необдуманные поступки.

Глаза волка – глаза с чрезмерно большой радужной оболочкой (рис. 4.21).

Рис. 4.21. Глаза волка

Такие глаза принадлежат верным и правдивым натурам, для которых долг и честь превыше всего.

Глаза обезьяны – маленькие с двойными нижними веками и черными радужными оболочками (рис. 4.22).

Рис. 4.22. Глаза обезьяны

Эти глаза характеризуют своего обладателя как непостоянную, взбалмошную и хитрую натуру. 

Глаза кошки – с двойными веками и темно-желтыми радужными оболочками (рис. 4.23).

Рис. 4.23. Глаза кошки

Такие глаза чаще всего встречаются у ненадежных людей, которые привыкли легко раздавать обещания, уверять в преданности и потом так же легко отрекаться от своих слов. В целом можно сказать об отрицательном характере подобных личностей.

Глаза рыбы – со спадающим на внешний угол верхним веком и сильным скосом его вниз (рис. 4.24).

Рис. 4.24. Глаза рыбы

О людях с такими глазами говорят: «Только за смертью посылать». Они медлительны, неэнергичны и малоподвижны.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

staff.wikireading.ru