Туториал по анатомии от Скотта Итона. Лицо туториал


Анатомия лица: ракурсы, эмоции, расы

Лицо человека – очень непростая вещь. Особенно, это понимаешь, когда берешься его рисовать. Нередко в голове все эмоции, формы выглядят очень красиво, но стоит делу дойти до практики, и результат получается более, чем удручающий. Причина этому обычно – недостаток знаний. Эмоции человека, особенности лица и сложные ракурсы можно разобрать на несложные шаги и правила, которые помогут даже новичку понять, как именно добиться того или иного эффекта.

В этой статье мы ознакомим вас с базовыми знаниями в области анатомии лица для рисунка и разберём такие темы как изображение форм лица, базовых ракурсов, эмоций и этнические особенности. Если вам хочется научиться рисовать скетчи возмущенных, веселых или равнодушных людей и в транспорте и на улице – эти простые правила вам очень пригодятся. Мы попробуем ознакомить вас с тем, как правильно передать человеческие эмоции через мимику лица и напомнить, о каких тонкостях стоит помнить, когда рисуешь лицо человека.

1. Основы

Форма лица

Очень индивидуальная характеристика, которая, если не знать как к ней подступиться, может серьезно озадачить любого художника. В действительности же за этим замысловатым концептом стоят очень простые линии, которые лишь надо изучить повнимательнее. Например, на изображении внизу вы можете видеть основные формы лица.

  • Прямоугольное: длинное лицо, практически одинаковое по ширине как снизу, так и сверху.
  • В форме алмаза: узкий лоб и подбородок, самая широка часть – середина лица.
  • Квадратное: примерно одинаковое и по ширине, и по длине лицо с квадратным подбородком.
  • В форме сердца: лица с заостренным подбородком и пробором, повторяющим форму сердца.
  • Треугольное: острый подбородок и ровный пробор.
  • Овальное: форма лица, повторяет перевернутое яйцо, с узким подбородком и самой широкой частью в середине лица.
  • Круглое: примерно одинаковое по ширине и длине, с округлым подбородком.

Ракурсы

Для того, чтобы правильно передать динамику лица, а иногда даже какую-то эмоцию, необходимо поймать правильный ракурс. Это может казаться непростой работой, но если помнить о базовых принципах, то с небольшой практикой вас больше не будет пугать перспектива нарисовать человека, наблюдающего за птицами.

Профиль

Лицо можно вписать в квадрат и поделить на две равные части, где средина — ухо человека. Видимый глаз должен быть расположен очень близок к краю условного квадрата, а нос, рот и подбородок — слегка выходить за границу.

3/4

Для того, чтобы удачно изобразить этот ракурс, стоит помнить о трех вещах:

  • Размер: правая сторона лица выглядит больше, из-за того, что находится ближе к нам и занимает больше места. Левая сторона — дальше и поэтому всегда будет выглядеть меньше.
  • Перекрытие: нос находит на ту часть лица, которая находится дальше всего от нас.
  • Плоскости: в этом ракурсе мы видим и переднюю, и боковую часть лица

Взгляд вниз

Теперь попробуем разобраться с особенностями этого непростого ракурса.

  • Размер: из-за того, что верхняя часть головы находиться ближе к нам, она выглядит больше остального лица и занимает больше места.
  • Перекрытие: нос перекрывает дальние элементы головы, в данном случае губы и рот. Также брови слегка перекрывают веки.
  • Плоскости: из-за того, что мы смотрим на персонажа сверху, мы видим только верхнюю поверхность головы, носа и бровей.

Стоит помнить о том, что уши в таком ракурсе кажутся выше глаз.

Взгляд вверх

Очередь дошла и до ракурса со взглядом, направленным вверх.

  • Размер: теперь нижняя часть ближе к зрителю и кажется больше.
  • Перекрытие: нос снова перекрывает самые дальние части лица.
  • Плоскости: в этой перспективе мы видим нижнюю плоскость лица, а именно подбородок и ноздри
  • В этом ракурсе уши кажутся ниже глаз.

2. Эмоции и мимика

Эмоции, можно сказать, вдыхают жизнь в наши лица, и без них любой рисунок выглядит неинтересно. Но для того, чтобы изобразить их достаточно убедительно, нужно понять, как они выражаются у нас на лицах.

Известный психолог Пол Экман на протяжении многих лет исследовал человеческие эмоции и их физическое проявление у людей по всему свету. Он выделил шесть основных эмоций, которые являются едиными для всех культур, полов и рас. Более того, его команда для более детального понимания того, как эмоции выражаются у нас на лице, разбила эти базовые эмоции на движения мышц лица.

Для любого художника эти знания – бесценны. Разобравшись, каким образом эти эмоции задействуют глаза, нос, брови и рот, вы сможете изобразить любую эмоцию и контролировать ее интенсивность.

Удивление

Брови приподняты, глаза широко раскрыты, челюсть открыта, разделяет губы. Внутренний уголок бровей приподнят. Стоит помнить, что это не напряжённая эмоция: верхнее и нижнее веко расслаблено, рот просто раскрыт без особого напряжения. Это очень важно помнить, чтобы не перепутать удивление и страх.

Страх

Так же как и в удивлении – брови подняты вверх. Но в этом случае внутренний уголки бровей сводятся друг к другу, делая брови выгнутыми. Такой изгиб бровей создает небольшие морщинки между бровями. Опять же, глаза и рот широко раскрыты, только в случае со страхом, выражение лица намного напряжённое. Веки слегка приподняты, губы напряжены и изогнуты, с отведённой назад челюстью.

Отвращение

Самое важное в этом выражении – нос и рот. Верхняя губа приподнята, нижняя может находиться и в приподнятом, и в низком положении. Нос сморщен и создает морщинки вокруг рта. Чем сильнее отвращение, тем больше морщин будет вокруг рта.

Злость

В злости брови опущены и сведены друг к другу. Не стоит путать это выражение со страхом, где брови сведены и приподняты. Лучшим способ показать на рисунке такое положение бровей — добавить морщины между бровями, без них будет сложно передать выражение достаточно реалистично. Глаза снова раскрыты, но с напряженным нижним веком. Ноздри вздернуты, рот напряжен, может быть закрыт или открыт со сведенными зубами.

Счастье

Счастье передается с помощью улыбки или смеха. Уголки рта растянуты и подняты вверх. Из-за этого щеки тоже приподнимаются, делая глаза меньше. В этой эмоции очень важно помнить, что около уголков глаз должны быть морщинки («гусиные лапки). Отсутствие морщинок от улыбки свидетельствует о том, что эмоция не совсем искренняя. Лишь эта небольшая деталь уже может преобразить ваш рисунок.

Грусть

Внутренние уголки бровей сведены друг к другу и приподняты. Внутренняя часть верхнего века стремится вверх, а нижнее века может казаться приподнятым. Уголки губ опущены, губы кажутся дрожащими.

Сумев использовать знания об этих базовых эмоциях вы очень быстро научитесь изображать любые эмоции и даже характер на человеческом лице. Освоив базу, вы с легкостью сможете смешивать эти эмоции, чтобы получить новые выражения. Например, вы можете использовать брови из страха и рот из радости, и получить жестокое выражение.

3. Этнические особенности

Для того, чтобы сделать свою работу еще более динамичной, реалистичной и интересной, нужно еще и уметь изображать этнические различия между людьми.

Наши уникальные внешние черты – то, что делает нас такими неповторимыми. У различных рас в результате адаптации внешним условиям, сложились различные внешние характеристики.

Давайте попробуем взглянуть на особенности каждой расы и понять то, как эти физические различия можно перенести на бумагу. Для простоты обращения мы условно поделим людей на несколько этнических групп, с ярко выраженными физическими отличиями.

Азиаты

Отличительной особенностью азиатского типа лица можно считать высокие скулы, маленький нос и узкий разрез глаз, с внешним углом выше внутреннего. Веки глаз и брови обычно слабо выражены. Форма лица обычно овальная или круглая. Волосы темные, прямые и жесткие. Кожа слегка с желтоватым оттенком. Губы средние по толщине.

Афро-американцы

Особенностью структуры лица афро-американцев можно считать их нос и губы. Нос обычно широкий, но не плоский и редко бывает острым или выпуклым. Для того, чтобы передать его верно, сначала нарисуйте перевернутый треугольник и три круга внизу. Это поможет сделать нос необходимой ширины. Губы очень полные и вздутые как у мужчин, так и у женщин. Стоит помнить, что текстура волос у афро-американцев обычно очень кудрявая. Волосы не всегда черные – они могут быть коричневыми, рыжими или даже пепельно-белыми. Цвет – все оттенки коричневого.

Европеоиды

Волосы, как правило, волнистые или прямые, самые различные по цветовой гамме. Кожа светлая, розоватая или оливковая. Нос выступающий, но не широкий, глаза расположены горизонтально со слабо развитым верхним веком. Губы тонкие.

Теперь, когда мы разобрались с основами анатомии человеческого лица, мы надеемся, что у вас получится наконец-то воплотить в реальность свою идею, начать лучше понимать, как работают эмоции, чем отличаются расы друг от друга, как правильно изобразить тот или иной ракурс и подобрать правильную форму лица.

Главное фото взято с сайта Depositphotos

Читайте также:

Курс по анатомии человека

9 принципов рисования человеческого тела

25 профессиональных уроков по рисованию человека

say-hi.me

Как нарисовать человека? Урок 1. Учимся делать скетчи.

Добро пожаловать на сайт «Научиться рисовать за 30 дней!».

Это первый урок из курса «Учимся рисовать человека». Тщательное освоение всех уроков этого курса поможет вам сделать первые шаги в изучении анатомии и пропорций человека, научит рисовать людей из жизни и из вашего воображения, в различных позах и в движении, обнаженными и в одежде.

Первый урок является подготовкой к фактическому изучению фигуры, а также заложит основу структуры  дальнейшей работы. Практическое упражнение в конце урока будет иметь особую ценность для вас как художника при создании макета человека и при подготовке предварительных эскизов, набросков, обдумывании идей, предложений, действий и поз, где фигура должна быть нарисована без использования моделей или копирования. Я настоятельно рекомендуется уделить ему самое пристальное внимание, и ни в коем случае не пропускать.

Рисуем человека с натуры

Чтобы нарисовать что-нибудь хорошо из памяти или из своего воображения, вы должны сначала создать запас базовых знаний по этой теме. Лучше всего начать рисовать с натуры. Постоянно наблюдая за окружающими можно легко и быстро узнать большое количество информации о пропорциях, форме и структуре, а также в процессе вы также будете развивать свои навыки рисования. Никакое количество информации, почерпнутое из учебников по рисованию человека не может служить в качестве замены этого ценного упражнения.

Вы должны изучить информацию не только о форме и структуре тела, но также получить глубокие знания о том, как люди стоят, сидят и двигаются, если вы хотите их убедительно передать это на бумагу. По этой причине вы должны постоянно пользоваться скетчбуком.

Скетчбук

Так же, как писатель нуждается в записной книжке для кратких записей мыслей, а спортсмен должен регулярно заниматься спортом, чтобы быть в отличной форме, художник нуждается в альбоме или скетчбуке, чтобы постоянно оттачивать свое мастерство и зрительную память. Ваш скетчбук должен быть всегда при вас, поэтому выберите для себя оптимальный размер и носите его в сумке или рюкзаке с простым карандашом. Не обязательно покупать дорогой скетчбук, т.к. вам придется делать очень много набросков и заметок, и вы даже не заметите как он быстро закончится. Купите что-то попроще, чтобы не беспокоиться о стоимости. Каталог скетчбуков от web-paint.

Лучшее место, чтобы начать, наверное, у себя дома. Члены вашей семьи идеальные натурщики, потому что они легко доступны и часто занимаются не слишком активной деятельностью, такой как чтение или просмотр телевизора.

Для того, чтобы поддерживать готовность своих «моделей» позировать, желательно не корпеть слишком долго над каждым рисунком. Каждый эскиз необходимо делать не более 10-ти минут. Это имеет большое значение, т.к. на данном этапе важно количество, а не качество.  Вы быстро узнаете, как поймать суть позы или характера в несколько штрихов и ваша работа будет очень реалистичной.

Сделав несколько эскизов в привычной обстановке, вы вскоре почувствуете себя достаточно уверенно, чтобы взять ваш скетчбук на улицу. Найдите для себя подходящее укромное местечко, где вас никто не потревожит и попробуйте сделать несколько набросков.

У вас должно войти в привычку рисовать постоянно. Всякий раз, когда у вас есть свободная минута, достаньте скетчбук и делайте наброски людей вокруг вас: стоя на автобусной остановке, сидя в кафе или на работе есть хорошая возможность сделать наброски людей поблизости. Карандаш или шариковая ручка идеально подойдут в качестве инструмента.

Используйте только одну сторону бумаги. Есть три причины для этого. Во-первых, дешевая бумага просвечивает, так что линии, которые вы нарисовали на одной стороне, могут повлиять на качество вашей работы на другой. Во-вторых, даже если вы используете бумагу хорошего качества, карандашные рисунки на обратных страницах будут стирать шероховатость, и портить друг друга. Третья причина для использования только одной стороны в том, что в свое время вы можете разобрать постранично свой скетчбук, и сравнить одну работу с другой, чтобы проверить ваши успехи.

Поначалу, вы будете успевать изобразить не более, чем наклон головы или поворот плеч, прежде чем объект начнет двигаться. Это нормально: все, что вы делаете способствует росту ваших знаний о человеческой фигуре. Эти детали могут показаться не очень ценными, но это не так. Если вы в состоянии изобразить неопрятного вида молодого человека, ссутулившегося напротив автобусной остановки или усталую старую женщину, обремененную покупками, ваша работа будет иметь подлинность, т.к. суть характера заключается именно в тонкости таких деталей. Вы будете удивлены, насколько легко это заметить и насколько это оценится всеми, кто увидит вашу работу.

Ваш скетчбук должен выполнять роль вашего личного документа. На самом деле, многие художники также делают заметки в нем и добавляют комментарии к эскизам, тем самым увеличивая полезность позже, особенно если эскиз будет использоваться в качестве основы для готового рисунка.

Не стремитесь к аккуратными, ухоженными рисункам, художественно расположенным на странице. Ваш альбом не для этого. Сейчас ваша цель — захватить характер и положение выбранного объекта в течение нескольких минут. Выберите кого-то, кто, вероятно, останется еще на некоторое время в одном положении, и начните работу. Не стесняйтесь. Не пытайтесь делать привлекательные линии, это упражнение заключается в быстром захвате момента. Ваши эскизы должны доставлять истинное удовольствие видеть и зарисовывать жизнь вокруг вас, а также помочь вам развить острый глаз и уверенный штрих.

Если вы никогда не пробовали делать скетчи, то можете подумать, что это тяжелая работа, но это не так. Это наиболее приятное и самое полезное занятие. Оно расслабляет и бодрит, а также является средством повышения навыков рисования.

Всегда держите скетчбук при себе, где бы вы ни находились. Это настолько важно, что я не устану повторять это. Нарисуйте людей, которые ждут электричку на железнодорожной платформе или тех, кто сидит на скамейке в парке, или членов вашей семьи за просмотром телевизора. В барах, ресторанах, кафе и на улице вы сможете увидеть людей различного роста и телосложения. Отметьте их в своем альбоме, и вы никогда не будете сожалеть об этом. Создание набросков не только приятное занятие, оно также является лучшим способом расширить свои знания и способности. Если вы хотите создавать живые реалистичные работы, это должно войти в привычку. Иногда в эскиз стоит включить фон и окружающие детали. Это могут быть окружающие деревья или здания. Когда вы начнете рисовать из головы, то этот опыт будет весьма ценным.

По мере прохождения курса, мы будем периодически возвращаться к этой теме, рисованию эскизов из жизни. Без этого упражнения ваша наблюдательность и ваши рисунки из памяти будут постепенно ухудшаться, пока они не станут немного больше, чем серия клише.

Практическое задание

Сделайте как минимум 20-30 скетчей разных людей в различной обстановке. Я не советую переходить к следующему уроку, пока не выполните это задание. Это упражнение должно стать вашей постоянной ежедневной тренировкой.

В статье использовались материалы из книги Ron Tiner «Figure Drawing without a model».

www.web-paint.ru

Туториал по анатомии от Скотта Итона

Изучаем анатомию человеческого лица в Zbrush с помощью метода «экорше».

Экорше – это довольно древняя практика в искусстве, которую используют для изучения форм и подповерхностной анатомии человека, т.е. мышц. Для понимания человеческого тела, художники и скульпторы изображают его без кожного покрова.

Лепка или изображение лица – это одна из самых сложных задач, с которой могут столкнуться художники. Некоторые из них «блуждают в пустоте» при создании портрета – разбивают на плоскости и делают акценты исходя только из наблюдений и опыта. В зависимости от времени и практики это может дать неплохой результат. Но согласитесь, куда легче воспользоваться «картой», которая не только ускорит нашу работу, но и сделает ее лучше.

Знание лицевой анатомии – наш проводник по формам и плоскостям лица. Лицо, впрочем, как и тело, — это головоломка, состоящая из взаимосвязанных анатомических частей. Художник, изучивший общие формы и соединения может с легкостью добиться схожести с натурой.

Цель этого туториала – ознакомить вас с этими общими анатомическими структурами.

Шаг 1: череп

Наша задача на этом этапе – отредактировать череп так, чтобы он соответствовал объему головы референса. Включите прозрачность и скорректируйте пропорции используя кисть Move с широким радиусом. Поверхностные участки черепа (т.е. те, которые находятся прямо под кожей): глазные орбиты, скуловая дуга, переносица и лоб. Остальная часть черепа покрыта мускулами, жиром или хрящами. Весьма важно определить подповерхностные участки черепа, т.к. мы сможем использовать их в качестве ориентиров при построении портрета.

Шаг 2: жевательная мышца

Первая из двух скелетных мышц, которую мы должны расположить. Скелетные мышцы соединяют кость с костью, позволяют суставам двигаться, в отличие от мимических мышц лица, которые двигают кожу и помагают нам создавать различные выражения. В этом конкретном случае мы соединяем нижнюю челюсть и скуловую дугу. Жевательная мышца создает значительную поверхность лица и должна быть расположена правильно. В Zbrush создайте форму любым удобным для вас способом, затем подразделите (ctrl+d) и отдетализируйте.

Шаг 3: височная мышца

Это вторая мышца, обеспечивающая нам функцию жевания. В сочетании с жевательной, височная дает человеку более широкий диапазон для открытия рта, кусания и жевания. Это большая веерообразная мышца, которая крепится к черепу вдоль височной линии от верхнего латерального угла глазницы и за ухо. Пучки мышцы направлены вниз, конвергируют (сходятся вместе), фокусируя свою силу и образуя сухожилие, и проходят за скуловой дугой, прикрепляясь к венечному отростку нижней челюсти.

Шаг 4: переносица

В жизни удивительное количество вариаций носа. Важно понимать, что не смотря на такое многообразие, все носы состоят из тех же трех частей хряща и жира: первый образует среднюю линию, второй формирует кончик, а третий – боковые стороны. Жир формирует ноздри. Удобным для вас способом постройте эти формы на носовом отверстии черепа.

Шаг 5: глазное яблоко

Глазное яблоко взрослого человека приблизительно равно 24 милиметрам в диаметре с незначительной погрешностью. Чаще всего в CG люди допускают ошибку, делая глаз слишком большим и пытаясь запихнуть в глазницу шар размером с грейпфрут, а потом подстраивая под него веки. Здесь размер сферы подобран правильно. Поставьте сферу в центр орбиты и пододвиньте вперед до точки, где кость глазницы все еще будет его защищать.

Шаг 6: мышцы век

В веках есть два жестких хряща, которые называются тарзальными пластинами. Они служат основой для век и крепятся к орбитам с помощью кантальных связок. Средняя (внутренняя) кантальная связка видна на поверхности и образует значительную форму, боковая крепится к краю глазницы и не видна. Нарисуйте маску на глазном яблоке и Subtool>Extract для создания тарзальных пластин. Создайте связки с помощью скалптинга и сделайте DynaMesh, чтобы объединить геометрию.

Шаг 7: глазничный жир

Когда глаз и веки на месте, мы можем наблюдать приличного размера полость, которую нужно заполнить глазничным жиром. Он упакован в глазницу и удерживает глазное яблоко на его месте. С возрастом глазничный жир выходит из орбит, потому у пожилых людей такие мешки под глазами. Создайте половинку пончика и поместите его между тарзальной пластинкой и краем глазницы.

Шаг 8: круговая мышца рта

Наша ротовая мышца – одна из двух круговых мышц, расположенных на лице. Она состоит из концентрических колец мышечных волокон, способных принимать различные формы и воспроизводить множество разнообразных фонем. Мускула чрезвычайно сложна, т.к. волокна расположенных рядом мышц проходят через нее. Здесь мы видим глубокие носогубные мышцы, щечную мышцу, сливающуюся с круговой мыщцой рта по бокам.

Шаг 9: глубокие жировые отложения в щеке

Здесь мы видим жировые отложения в углублениях черепа, которые выполняют функцию подушек для лицевых мы

3dpapa.ru

Уроки контурирования для каждой формы лица

Чтобы научиться контурированию лица, нужно определить свою форму лица и действовать, исходя из его параметров. В нашей подборке видео-уроков – все уловки по контурированию разных форм лица самостоятельно.

С помощью контурирования (скульптурирование или контуринг лица) можно достичь идеальнойформы лица. Да-да, это вполне возможно!

Для того чтобы приступить к контурированию, обзаведись нужными продуктами и аксессуарами:

  • Кисть среднего размера для растушевки светлого контура
  • Кисть маленького размера для растушевки темного контура.
  • Консилер на два оттенка темнее твоего тона, кремовый бронзатор или бронзирующая пудра для нанесения после консилера.
  • При контурировании всегда учитывай особенности своей формы лица, а также никогда не делай такой макияж для работы или других дневных дел.

А затем определить, к какому типу относится форма вашего лица: 

  1. Сердцевидная форма лица. Знаменитые обладательницы этой формы - Дженнифер Лав Хьюитт, Риз Уизерспун и Кери Маллигэн.
  2. Квадратная форма лица у Оливии Уайлд, Анджелины Джоли, и Деми Мур.
  3. Овальной формой лица обладают Джессика Альба, Бейонсе и Дженнифер Лопес.
  4. Треугольная форма лица у Эшли Грин, Скарлетт Йохансон и Холли Берри.
  5. Удлиненная форма лица у Сара Джессика Паркер, Сандра Буллок и Ким Кардашьян.
  6. Круглой формой лица обладают Кирстен Данст, Диана Аргон и Кейт Аптон.
  7. Когда вы точно определили форму своего лица, можно переходить к практическому курсу

Вот наглядный пример, как контурирование меняет форму лица.

Контурирование квадратной формы лица

Контурирование круглой формы лица

Контурирование трегуольной формы лица

Контурирование овального лица

Фото: pinterest, depositphotos

beauty.ua