Каяла — название реки (6):
Ту ся копіемъ приламати, ту ся саблямъ потручяти о шеломы Половецкыя, на рѣцѣ на Каялѣ, у Дону Великаго. 12. Ту ся брата разлучиста на брезѣ быстрои Каялы. 18. (Игорь) погрузи жиръ во днѣ Каялы рѣкы Половецкыя, Рускаго злата насыпаша. 22. На рѣцѣ на Каялѣ тьма свѣтъ покрыла. 25. Омочю бебрянъ рукавъ въ Каялѣ рѣцѣ. 38.
В сопоставлении:
Съ тоя же Каялы Святоплъкь полелѣя отца своего междю Угорьскими иноходьцы ко святѣи Софіи къ Кыеву. 16.
От него же (Сима) родися хиновя поганые татаровя бусормановя. Тѣ бо на рекѣ на Каялѣ одолѣша родъ Афѣтов. Задон. Унд., 535 (XVIIв. ← XIVв.).
Ср. Каялы.
1185: Наведе на ня господь гнѣвъ свои, в радости мѣсто наведе на ны плачь и во веселье мѣсто желю на рѣцѣ Каялы. Ипат. лет., 642—643 (XVв.).
Ср. Н.Ф.Грамматин („Сл. о п. Иг.“ ... М., 1823, стр.159): „Не от того ли Каяла и название получила, что русские каяли Игорево предприятие?“. П.Е.Ваденюк (Где нужно искать ту реку, на берегах которой 5-го мая 1185г. был разбит Игорь ... и которая названа Каялой? — Труды III Археологич. съезда в Киеве. Т. II, 1878, стр.57): „«Каяла»... одного корня с «каяти» — осуждать, судить, и никогда не существовало как название географическое“. Е.В.Барсов (Лексикология „Слова“. — ЧОИДР, 1889, кн.2, стр.354—355): толкуя слова Ипатьевской летописи „на рѣцѣ Каялы“ как на „реке раскаяния“, считает, что „Каяла упоминается в летописи не при описании исторического факта, но лишь в лирическом отступлении от исторического повествования“. „Наблюдая за употреблением «реки Каялы» в самом «Слове», — продолжает Е.В.Барсов, — мы приходим к решительному убеждению, что и здесь имя Каялы имеет лишь символическое, а не географическое значение... 1) Она упоминается при воспоминании гибели Изяслава I ... но известно, что Изяслав I, отец Ярополка, погиб на Нежатиной ниве, а не на какой-либо реке... 2) Далее, она упоминается в картине зловещих знамений, предвещавших тяжелый бой 2-го дня ... бой этот во второй день был около Сююрлия, а не на какой-либо другой реке. 3) Если бы мы даже не знали из летописей об этих движениях русских войск в течение вторых суток, и тогда мы не могли бы думать, что на третий день бой происходил все на одном и том же месте, между тем как в картинах «Слова» рисуется, что и на третий день бой опять-таки был на той же реке Каяле: «Ту ся брата разлучиста на брезѣ быстрои Каялы»“. Рассмотрев и другие упоминания Каялы в „Слове“ Е.В.Барсов заключает (стр.356): „Итак, по нашим соображениям, под Каялою в «Слове» разумеется Дон с его притоками и озерами как река половецкая, бывшая причиною несчастного похода Игорева. Игорь хотел искусити Дона, позрети Дона, испити шеломом Дона, но этот Дон оказался рекою Каялой. Каяла река (см. глагол каяти) значит просто «жаль-река»“. К.Х.Менгес (K. H. Menges. The Oriental Elements in the Vocabulary of the Oldest Ruian Epos, The Igor’ Tale. New York, 1951, стр.28—29): „Древнерусская форма (слова „Каяла“, — В.В.) предполагает тюркскую форму (qaja-łү, — В.В.) с полным исчезновением конечного y, — то же явление обычно сейчас в большинстве северо-зап. языков, во всех языках Волжско-Уральской, Западносибирской и Ойротской групп: qaja-ły или qaja-łȳ / łū ... В отрывке из Ипат. летописи ... название реки приводится в несклоняемой форме: «на рѣцѣ Каялы». Эта форма является чисто тюркской формой qajały (или qajałȳ). Видимо, она была несклоняемой также и в оригинале «Слова»“. Л.А.Дмитриев (Глагол „каяти“ и река Каяла в „Сл. о п. Иг.“. — ТОДРЛ, т.IX, М. — Л., 1953, стр.36): „Мы предполагаем, что название Каялы произошло от глагола «каяти» в значении — жалеть, оплакивать. В этом случае Каяла значит — река смерти, печали, скорби; гибельное место. Образование от глагола «каяти» нарицательго названия реки — Каялы — посредством малоупотребительного для обозначения места суффикса л[а], очевидно, произошло по аналогии с собственными именами некоторых рек на ла — Висла, Сула, Ворскла, Сысола, тем более, что в самом же тексте «Слова» встречается река Сула“.
О местоположении реки Каялы см. работы: М.В.Сібільов. Археологічні пам’ятки на Дінці в зв’язку з походами Володимира Мономаха та Ігоря Сіверського. — Археологія, т.IV. Киів, 1950, стр.99—114; В.Г. Федоров. Военные вопросы „Сл. о п. Иг.“. М., 1951; В.М.Глухов. К вопросу о пути князя Игоря в Половецкую степь. — ТОДРЛ, т.XI, М. — Л., 1955, стр.32—38; К.В.Кудряшов. Еще раз к вопросу о пути Игоря в Половецкую степь. — ТОДРЛ, т.XIV, М. — Л., 1958, стр.47—60.
◊ Каялы — род. пад. ед.ч.; Каялѣ — предл. (мест.) пад. ед.ч.
----- Дополнения -----
Ср. А.И.Попов («Каяла» и «Канина». — Русская литература, 1967, №4, с.217—218): «„Съ тоя же Каялы Святоплъкъ повелея отца своего...“ содержит слово „Каялы“ ошибочно, оно внесено при переписке (вероятнее всего при последней) вместо „Канины“, по-видимому, вследствие плохого состояния оригинала рукописи и под добавочным влиянием повторных упоминаний Каялы в других местах памятника, тогда как „на Канину“ было принято за какое-то имя нарицательное и оставлено без внимания. Между тем Канина (или Канино, Канин) есть местность именно под Черниговом, где и происходила битва 1078 года. Поэтому надо читать: „...съ тоя же Канины Святоплъкъ повелея отца своего...“. ...ошибки подобного рода, являющиеся результатом неточного прочтения имен собственных, встречаются весьма часто и в летописных списках, и даже в писцовых книгах. Особенно показательным является в этом отношении Устюжский летописец...».
Ср. также: А.И.Попов. Заметки о «Сл. о п. Иг.». — Русская литература, 1969, №4, с.181—182; Баскаков. Половецкие отблески, с.26—27; М.Ф.Гетманец. По следам князя Игоря. — ТОДРЛ, т.XXXI. Л., 1976, с.319—326; Баскаков. Еще о тюркизмах «Сл. о п. Иг.», с.61—62.
literature.slovaria.ru
Название «река Каяла» встречается читателю только в одном древнерусском произведении, а именно в «Слове о полку Игореве», которое таит в себе восемьсот лет со времени своего создания бесчисленное количество тайн и загадок. Инок-поэт написал не более 8000 слов, а число работ на эту тему скоро подойдет к двадцати тысячам. Слависты всего мира читают и перечитывают его и комментируют каждый раз, привнося все новые и новые уточнения и находя что-то незамеченное, толкуя заново древний текст.
Зачем изучают происхождение произведения, место, где оно было написано, время написания? Чтобы заглянуть в его содержание, понять его суть. Загадочна и таинственная река Каяла. Она в тексте книжника упоминается восемь раз. Исторические географы не могут достоверно сказать, где находится река Каяла. В 70-х годах прошлого века украинские археологи производили большие изыскания, но не нашли никаких следов сражения. Если бы не три произведения, мы бы никогда и не узнали о каком-то заштатном князе Игоре, тем более не услышали бы о реке, около которой состоялась битва. Река Каяла – это полумифическая река.
Древнерусские писатели писали не от себя, а по благодати, в молитве. У них было совершенно другое отношение к писанию, то есть монаха призвал игумен монастыря и дал послушание. Так вот и автор «Слова…» – не исключение. Любой древнерусский книжник не хотел выдавать, выпячивать себя, а желал раствориться в своем труде. Поэтому, скорее всего, никто не найдет его имени. Но время свое он тщательно не скрывал. И оно теперь отдельными литературоведами датируется между 1188-1200 годами, и предполагается, что оно создано, скорее всего, в Выдубицком монастыре в Киеве, там, где хранилась Ипатьевская летопись, уже написанная, в которой можно было уточнить детали. Но, похоже, что монах был и участником этого похода, поскольку он иногда вкладывает в текст личные впечатления.
Если посмотреть на всю древнерусскую словесность XI-XII веков, то можно заметить, что она не знает вымысла. Река Каяла, которая упоминается в «Слове», видимо, в современных названиях имеет другое наименование. Академик Д. Лихачев видел в ней реку Сюурлий. А сам корень слова связан с глаголом "каяться". Так книжник-поэт именовал реку, где Игорь не случайно потерпел поражение. И, как видно из повествования, покаяться князю было необходимо. У древнего книжника преобладало религиозно-символическое мышление. Это осмысление событий через тексты Священного Писания. Все - и монахи, и миряне - были православными людьми, на все смотрели, сверяясь с Писанием, с Божественным промыслом, особенно иноки. Они полагали, что нет ничего такого в исторических событиях, чего бы уже не было описано в Библии. Они стремились показать, как православному человеку спасти свою душу, особенно в преддверии конца мира, которого в те времена со страхом ждали и православные, и католики. Поэтому нельзя чисто по-светски подходить к этим произведениям. Надо искать в них те смыслы, которые закладывает автор. Этим занимаются исследователи «Слова» почти двести лет.
Когда-то в Библии было сказано, что Сим, Хам, Иафет, сыновья праведного Ноя, разделили землю, и был договор, что не преступают они земли друг друга. Свою землю должно и нужно защищать, но в завоевательные походы ходить категорически запрещено. Вот этот запрет и нарушает Игорь Святославович. За год до его похода половцы была разгромлены. В тот поход выступили на вторую неделю Великого Поста. И сражались в пятницу, тоже в день поста. И Господь дал им победу. Князь Игорь не смог принять участие в том походе из-за заболевших копыт его коней, изранившихся об лед. Игорево войско было вынуждено вернуться. Он не завоевал тогда славы.
И вот теперь он ее жаждет, да и разбитые половцы слабы, они не смогут ему противостоять. Он решительно идет походом на чужую землю не защищаться, но завоевывать и богатство, и честь, и славу. Одно это уже скверно и противоречит библейским заповедям, его ведет гордыня – величайший грех. И Бог дает ему знак – остановись, повороти назад. Он посылает полное солнечное затмение.
И видит и Игорь, и его брат Всеволод, который является вассалом Игоря, и сын Владимир, и племянник, князь Святослав, как описывает поэт, войско, покрытое мглой. Но Игорь упорствует. Он считает, что лучше погибнуть. Пусть будет битва на реке Каяле, чем дожидаться со страхом половецкого набега, сидя дома. «Хочу, - говорит, - или сложить голову, или победить половцев». Да, исполнился князь ратного духа и наполнил им своих спутников. А Божье знамение все усиливается и усиливается. Русская светлая земля осталась за их спинами. Ночь стонала грозой, птицы пробудились, как бы стараясь, чтобы Игорь задумался, суслики и те засвистели. Вся природа стремится остановить Игоря на его пути, в конце которого будет гибель.
Эти страшные и грозные знамения усиливают впечатление от будущего трагического исхода немногочисленного Игорева войска. А грозные волки, помощники половцев, уже по оврагам селятся, ждут нечаянной добычи, птицы хищные на поле битвы по дубам сидят, дожидаются поживы. Получается, что степные звери то сочувствуют русским, тревожатся за них, то грозят им и злобствуют. Да, добрая светлая русская земля осталась уже за холмами – впереди только тьма. Маленький, пять тысяч человек, отряд приближается к Дону, туда, куда, возможно, впадает Каяла-река. Современные читатели-любители видят в Каяле Потудань, впадающую в Дон.
Эта область находилась в районе нынешней Тамани. У византийцев она называлась иначе – Таматарха. Но в XI веке она была русским княжеством с многочисленным русским населением и управлялась черниговскими князьями. Не потому ли Игорь ее видел своим уделом, свою «отчину», насильно отторгнутую половцами, которую следует вернуть. На отрогах Кавказских гор, в ущельях, возможно, брала начало река Каяла. Это где она была, по определению поэта, быстрой. А равнинные и степные реки все плавные, с медленным течением, и состоялась битва на реке Каяле в ее тихом, небурном течении.
Длинной меркнущей ночью войско Игоря дожидается схватки. Автор верно заметил, что бессонная ночь с напряженным ожиданием всегда кажется томительно долгой и тревожной. Ночь спускалась постепенно, наступало утро... Светлеет, заря поднимается, свет свой роняет. Поля покрылись мглой. Соловьи умолкли. Галки пробудились. Здесь образно говорится о смене ночи на день, так как соловей - птица ночная, а галка – дневная. И русские воины уже к утру построились в боевой порядок. А половцы с большой поспешностью, по бездорожью, по болотам и гатям подходят к войску Игоря. Вот-вот начнется битва на реке Каяле (год 1185 от Рождества Христова).
Но половцев врасплох не застигнуть. А Игорь именно на это рассчитывал. Войска Игоря выстроились по боевому порядку. Четыре из них были основными. В центре – полк самого Игоря, справа – полк Всеволода, слева – Святослава, племянника Игоря, впереди – Владимира, сына Игоря. Ему, кстати сказать, было 14 лет. И он должен был первым принять удар на себя. Впереди строя встали отборные, самые лучшие из всех полков лучники.
Кратким словом ободрил Игорь свое войско и князей. И началась битва на реке Каяле (дата – 5 мая 1185 года, пятница). Половцы тоже выстроили своих стрельцов. Они дали залп из луков и побежали назад. Боевой строй половцев был разрушен. Передовые полки погнались за ними. Игорь и Всеволод, не торопясь, шли, сохраняя боевой строй. Удача в пятницу им сопутствовала. Они захватили пленных и овладели кочевыми жилищами половцев на телегах. Часть полков гналась за погаными долго, до ночи и вернулась назад с полоном. По свидетельству Ипатьевской летописи, русские после первой стычки захватили богатую добычу. Это были богатые византийские ткани, высоко ценившиеся везде, попоны и покрывала, верхняя одежда, подбитая дорогим мехом и крытая дорогими тканями, шитая золотыми нитями и копья, и бунчуки – конские хвосты на древке, служившие знаком власти. Волос бунчука красился в красный.
Поэтически книжник описывает идущие с моря черные тучи. Это метафора служит в народной поэзии символом надвигающегося врага. Эти грозовые тучи хотят накрыть наших отважных князей и их войско. И в тучах трепещут, сверкают, мечутся сине-фиолетовые молнии. Все поволоклось мглою.
Трое суток пытался Игорь выйти к Донцу. От жажды страдали люди, а еще больше кони. Много было раненых и убитых в русских полках. Зеленой паполомой, то есть черной погребальной тканью, покрывают умерших, но здесь имеется в виду, что травой покрываются они.
С утра и до вечера отчаянно билось войско. Сражались воины и вторую ночь, а на заре дрогнули ковуи (тюркские воины, жившие в черниговском княжестве). Игорь не смог их удержать. А на обратном пути был взят в плен. Он видел, как сражается его брат Всеволод и просил, по словам летописи, смерти, чтобы не видеть гибели брата. Из всего русского войска спаслось полтора десятка человек. Остальные же утонули.
Впервые русское войско потерпело страшное поражение. Этот особый трагизм приковал такое большое внимание к походу Игоря. И были составлены повести о степном походе русского князя. А относительно реки Каялы следует сказать, что ее поиск – задача историков-географов и археологов. Возможно, и следы ее пропали, как пропали места сражения Игоря.
Источник: fb.ru Образование Битва на реке Альте 1068 года: причины и последствияБитва на реке Альте между русскими князьями, сыновьями Ярослава Мудрого, и половецким войском произошла в 1068 году. Известий о данном сражении сохранилось не так много в летописях, а между тем оно стало одним из круп...
Образование Битва на реке Альте. История Древней РусиНебольшая украинская река Альта, протяжённость которой не превышает тридцати семи километров, неоднократно была отмечена в истории Древней Руси кровавыми событиями, разыгравшимися на её берегах. Они являлись следствие...
Образование Битва на реке Неве: причины и последствия15 июля 1240 года состоялась эпохальная битва на реке Неве. Русские войска под командованием князя Александра Ярославовича одержали разгромную победу над шведской армией. После этого события Александр получил знаменит...
Образование Битва на реке Шелони. Шелонская битва 1471 годаОтчего-то принято считать, что отношения между правителями Руси отличались взаимным уважением и теплотой. Но это утверждение опровергается жестокими историческими реалиями: междоусобные войны были совершенно обычным я...
Образование Жестокая битва на реке Сить: Русь не сдаетсяНемало трагических событий пережила наша земля за свою длинную историю. Одной из самых глубоких ран, оставленных на теле страны, является нашествие монгольско-татарского войска в далеком тринадцатом веке. Ожесточенно ...
Образование Всеми забытая битва на реке ВожеЗа два года до Куликовской битвы монгольскими войсками готовился набег на московское княж...
Закон Аварийная карточка на опасный груз: содержание, где находится. Знаки опасности опасных грузовПри перевозке транспортом любого опасного груза первым делом нужно оформить документ строго установленного образца. Им является аварийная карточка. Информация, заключенная в ней, поможет в непредвиденной ситуации спас...
Духовное развитие Хиромантия. Браслеты на руке: что означают, где находятся, описание и объясненияРаскеты Венеры называются в хиромантии браслетами на руке, их три, и они обычно находятся в нижней части кисти. Треугольник на браслете может означать, что в будущем вы столкнетесь со многими возможностями, которые пр...
Образование Где находится на карте река Сухона? Куда течет и куда впадает Сухона?Самой крупной и длинной рекой в Вологодской области является Сухона. Она же - главная составляющая водного потока под названием Северная Двина. Река Сухона, фото которой представлены ниже, имеет длину 558 км, площадь ...
Образование Где находится Калка (река)? Сражение на реке КалкеБогата великими историческими событиями запорожская земля. На одном из них мы подробно остановимся. Это первая битва русских воинов с татаро-монголами. Год битвы на реке Калке - 1223, месяц - май. Нельзя считать точно...
monateka.com
Надо сказать, место битвы Игоря с половцами вот уже двести лет ищут многие известные исследователи и историки, начиная с Н.Карамзина и заканчивая Б.Рыбаковым. Но пока безрезультатно. Наиболее обоснованную версию о маршруте движения полков древнерусского князя в половецкую степь и возможном месте его гибели, по мнению украинских специалистов, выдвинул харьковчанин Михаил Гетманец.Впрочем, что касается маршрута движения Игоря из его родного города Новгород-Северского к реке Сальница, что впадает в Северский Донец близ Изюма, то тут у большинства исследователей разногласий не возникает. А вот куда он отправился дальше — в этом ученые расходятся по сей день.К примеру, харьковский историк Д.Багалей считал, что отсюда Игорь двинулся к реке Кальмиус (в нынешнюю Донецкую область). Н.Карамзин полагал, что он пошел к Тмутаракани и Азовскому морю, где и произошло его сражение с половцами. Кстати, это одна из наиболее спорных гипотез. Прежде всего потому, что вряд ли могли отважиться семь тысяч воинов, пусть даже самых храбрых и опытных, пройти с боями почти тысячу километров в глубь степи половецкой. А с другой стороны, им просто не хватило бы времени дойти до места своей гибели — по летописным источникам известно, что после переправы через Сальницу Игорь потерпел поражение уже на третий день.Что же касается академика Б.Рыбакова, то он «отправил» Игоря Святославича на Юг — к реке Самара, в бассейн Днепра, где, по его версии, и нашло русское войско погибель. Михаил Гетманец с этим категорически не согласен. Российский историк, говорит он, аргументирует свою версию всего лишь одним сомнительным фактом: Ярославна, мол, обращалась к Днепру с просьбой вернуть ей попавшего в плен мужа. Но она, замечает М.Гетманец, одновременно обращается и к Дунаю, и к солнцу, и к ветру, а потому все эти ее «причитания» носят чисто риторический характер и географически не привязываются к местности. К тому же, Сальницу и Самару разделяют более 100 километров. Пройти такое расстояние конное войско, да еще с обозом, за одну ночь просто не могло. А главное — нужно ли было Игорю идти в такую даль на половцев? По мнению Михаила Федосеевича, поход Игоря в 1185 году был обычным набегом на ближайшие поселения кочевников в районе рек Северский Донец и Оскол. И не более того. Аналогичные походы в этот район Игорь, согласно летописным источникам, совершал и после возвращения из плена. Например, вместе со своими братьями в 1191 году.Надо сказать, Гетманец изучил множество существовавших до него версий. Наиболее правдоподобной ему показалась гипотеза изюмского историка Николая Сибилева, который полагал, что битва Игоря с половцами произошла где-то между Изюмом и Славянском. Гетманец взял ее за основу и начал проверять. Причем в ходе исследований впервые соединил теоретическое изучение вопроса по летописным источникам с краеведческими материалами. Именно это и стало ключом к разгадке многих тайн похода древнерусского князя на половцев. Ибо до него события 800-летней давности никто из ученых на местности не «примерял».Михаил Федосеевич целых пятнадцать лет изучал район предполагаемых боевых действий русских и половецких полков, пешком исходил не одну тысячу километров. Больше того — он провел даже экспериментальный конный переход от Новгород-Северского до речки Сальница, максимально приближенный к условиям Игоревого похода 1185 года. Все это позволило ему до мелочей обосновать выдвигаемую им версию. Причем с учетом географических и топографических ориентиров, которые упоминаются как в летописях, так и в самом «Слове». Многие из его «открытий» теперь взяты на вооружение российскими и украинскими исследователями, включая самого Б.Рыбакова.
КАРТА ПОХОДА КНЯЗЯ ИГОРЯ— «Слово о полку Игореве» оставило нам большое количество загадок — исторических, географических, лингвистических, — говорит Гетманец. — Одной из них является река Каяла, на берегах которой трагически закончился поход Игоря Святославовича. Найти Каялу — это значило еще теснее привязать литературный памятник к исторической эпохе, а описанные в нем действия к конкретной местности.Как известно, после Сальницы дружины Игоря вступили на половецкую территорию, шли ночь и рано утром на речке Сюурлий встретили половецкие полки. Учитывая опыт, накопленный в экспериментальном переходе от Новгород-Северского до Сальницы, Гетманец пришёл к выводу, что за короткую майскую ночь Игорь прошел, по летописи, «помалу идястя» не более 30 километров. Как раз на таком расстоянии от современного Изюма он и стал искать Сюурлий.Но прежде ему необходимо было найти старинную дорогу. Ведь войска в древности передвигались только известными историческими путями. Предположение о том, что полки могли пойти прямо через дикую степь — глубочайшее заблуждение. Во-первых, дикое поле покрывали густые заросли из трав, кустов и деревьев, что делало его практически непроходимым. А во-вторых, на открытой местности половцы сразу же могли «засечь» русичей. Поэтому до Сальницы войско шло «изюмской сакмой», а дальше, согласно старинной «Книге Большому Чертежу», путь раздваивался: одна дорога — «горская» — вела к нынешнему Славянску, а другая в противоположную сторону — к Муравскому шляху.В «Слове» была упомянута длинная гора — «шеломя», пройдя которую воины воскликнули: «О Русская земле! Уже за шеломянем еси!» Эту гору можно увидеть и сегодня, если из Изюма выехать в сторону Славянска. Гетманец отправился по «торской» дороге вдоль неизвестной речки к другому топографическому ориентиру — к Сюурлию. Семитысячное конное войско не могло обойтись в длительном переходе без воды. Гетманвц полагает, что этой неизвестной речкой вполне могла быть современная Каменка.А дальше в летописи сказано, что на заре им дорогу преградили полки половецкие, стоящие близ реки Сюурлий. Она должна была быть не очень далеко (километров за 25-30 от Сальницы), к тому же небольшой и неглубокой, поскольку известно, что половцы с противоположного берега «пустивше по стреле на Русь… поскочиша», а русичи без каких-либо осложнений эту речку «переехале». По версии Михаила Федосеевича, нынешняя река Голая Долина и есть, видимо, тот самый Сюурлий.— Я внимательно изучил эту местность и обнаружил там высокий курган, очень удобный для наблюдения за степью, — говорит Гетманец. — Думаю, что ставка хана Кончака была в Славянске на реке Тор. А по Сюурлию он наверняка выставил передовые отряды, которые прикрывали землю половецкую. Ибо не мог он держать открытым поле в сторону Руси.Именно здесь и произошло первое сражение между русичами и половцами. Полки Игоря одержали победу над сравнительно небольшими отрядами кочевников, начали их преследование в глубь степи, а вечером, вернувшись с «полоном», решили здесь заночевать. А когда рано утром 11 мая князь проснулся, то увидел, что со всех сторон русские дружины обступили половцы, и «идут они от Дона, и от моря», «аж пыль поля прикрывает». И тогда он принимает решение пробиваться в направлении Донца, который всего в шести километрах, чтобы прикрыться лесом.Но половцы разгадали его намерение и, перекрыв путь, стали прижимать русские полки к речке с крутыми берегами — Каяле. И было сражение великое: «с раннего утра и до вечера», а потом «с вечера до света». «И летели стрелы каленые, и гремели сабли о шлемы, и трещали копья булатные в поле незнаемом, среди земли Половецкой». С берегов Каялы, по летописи, плененный Игорь видел своего брата Всеволода, который отчаянно бился, идя «вкруг при езере». Финальные события битвы происходят на берегу озера, ибо летописец заканчивает свое повествование словами: «а прочие в море истопоша». Это означает, что озеро было большим. И к полудню на третий день, говорит автор «Слова», пали стяги Игоревы. «Черная земля костьми была засеена, кровью полита». Так закончили свой поход храбрые русичи, «полегши за землю Русскую».Учитывая все эти факты, Гетманец стал искать огромное поле, на котором могли бы поместиться семь тысяч русичей и еще больше половцев, чтобы рядом были озеро и речка для водопоя и неподалеку — Северский Донец. И нашел его вблизи села Глубокая Макатиха. А дальше занялся поиском легендарной Каялы, ставшей местом гибели русского войска.Кстати, до Гетманца многие исследователи ее считали рекой символической, рекой «гибели и покаяния», которой на географической карте и быть не могло. Михаил Федосеевич стал первым, кто не согласился с этой устоявшейся версией. Прежде всего потому, что в летописи Каяла называется рекой половецкой и перечисляется в ряду других — Сюурлий, Сальница, Оскол, Донец…— С тюркского Каяла переводится, как «скалистая», а потому ее берега должны были оправдывать это название, — поясняет М.Гетманец. — Но вблизи подобной реки не было. Не считая небольшой Макатихи, которая весной, как в «Слове», становилась полноводной и быстрой.Но однажды он обратил внимание на то, что расположенные рядом колхозные поля усеяны огромными камнями. Местные жители рассказали, что раньше здесь была «скеля» и с нее рубали камень. Гетманец стал раскапывать берега Макатихи и… обнаружил ее скалистые берега. Это уже было открытие. Версия о том, что Каяла — река символическая, по сути, была опровергнута.Впрочем, есть и другие факты, подтверждающие догадку Гетманца о том, что события «Слова» разворачивались между Изюмом и Славянском. Да и сам князь Игорь, как указывается в летописи, был в плену в районе реки Тор у Славянска.Не все сегодня считают гипотезу Михаила Гетманца единственно верной. Но, согласитесь, она очень близка к истине.
Александр ИЛЬИН. Добро пожаловать в Харьков!
donbass.name
Каяние
Я хочу вам рассказать про очень и очень действенный метод работы с собой. Знак: если жизнь или обстоятельства зажали вас в тиски так, что никуда не деться, значит, пришла пора каяться. Как?
Я сажусь в медитацию и просто сижу, глядя перед собой и чувствуя эти самые тиски. Через какое-то время перед глазами начинают подниматься образы. Они связаны с какими-то событиями, которые произошли со мной когда-то, с какой-то обидой или травмой. Часто бывает, что эти события чем-то друг с другом связаны, они как будто однотипные.
Как только я вижу эти события (или событие), я знаю, что пришло время каяния, и каюсь, как бы я ни был прав в той ситуации. Я осознаю то, что произошло, осознаю свою роль во всём этом – и каюсь, каюсь. Каюсь от души, искренне, иначе не сработает.
Что означает «искренне, от души»? Это осознать всем сердцем свою неправоту, это также означает, что внутри нет мысли типа: «Я покаюсь, и меня отпустит». КАЯНИЕ – ЭТО НЕ МЕТОД, ЭТО ПРОЖИВАНИЕ ЖИЗНИ ПО СЕРДЦУ.
Напоминаю вам: с помощью каяния предки достигали, как мы выяснили, состояния «сам-бог» – тело «сам-бог-кая» (см. [29]). Потому что каяние вычищает поле ума от застрявших в нём чувств, эмоций, связанных с обидой, блоками, травмами.
Каяние действует удивительно благотворно.
И ещё один взгляд на каяние, дополняющий вышесказанное. Каяние – каята – корень ка. А что такое ка? Так в египетской мифологии называлась жизненная сила. А где живёт жизненная сила? В душе. Значит, каяние очищает душу. Как?
Ответ в слове покаяние – по-ка – по ка, то есть следуя жизненной силе. Покаяние означает «следовать жизненной силе». Вы смотрите в себя, ощущаете жизненную силу и следуете ей, а она уже очищает душу.
Вернёмся к теме.
Обратите внимание, что князь Игорь – Иисус Христос – потерпел поражение именно на реке Каяле. Он что, недостаточно каялся? То есть мы получаем намёк, что князь Игорь кроме Христа олицетворяет ещё кого-то или что-то.
Я думаю, кроме Иисуса Христа князь Игорь олицетворяет также христиан, само христианство и то положение дел, которое сложилось в нём к тому моменту, когда они решили через поле Половецкое дойти до Дона великого – до самого дна.
А на Половецком поле живут половцы. Как можно дойти до дна, если там живут половцы? Только полностью покорив их себе, своей воле. Тогда и поле Половецкое будет завоевано, и синий Дон (самое чёрное дно) станет в любое время достижимым, превратится в собственность. А здесь уже попахивает гордыней, а она всегда опрокидывает вниз – вот почему князь Игорь с дружиной, то есть христиане и христианство, потерпели поражение от половцев.
Вот теперь, после всего сказанного, мы готовы растолковать, кто такие на самом деле половцы, и на каком таком Половецком поле они живут, и почему князь Игорь, то есть христиане, решили пойти на них войной.
velib.com
Еще в XIX веке «Слово о полку Игореве», найденное в самом конце XVIII века Мусиным‑Пушкиным, рядом исследователей было объявлено подделкой. Получается, что и в XIX веке были честные ученые, поднявшие свой голос в защиту чистоты истории? Да нет, увы, это не так. Да, эти люди оказались смелыми — оригинал‑то был сожжен (кем — неизвестно, во время нашествия Наполеона), поэтому можно было говорить все, что хочешь про «Слово». Но вопрос в ином: зачем было объявлять «Слово» подделкой? Что же такое в нем при более глубоком изучении могло оказаться опасным, зачем решили впрок пустить слушок, что «Слово»— то ненастоящее? Вдруг это «что‑то» обнаружится, всплывет наружу, следовательно, какие‑то постулаты традиционной истории окажутся под сомнением, и тут же в ответ последу‑ет: «Слово» — подделка, об этом писалось еще в XIX веке.
Но вначале нужно решить: подделка это произведение или нет? На этот сложный вопрос ответ на удивление легок.
В «Слове о полку Игореве» несколько раз упоминается имя Трояна. Ученые до сих пор не могут определить, о ком идет речь, считая эти ссылки одними из самых трудных загадок «Слова». Траян — один из римских императоров. Но как понять следующие строки: «На седьмом веке Трояновом бросил Всеслав жребий о девице ему милой»? Из них следует, что полоцкий князь Всеслав жил в седьмом веке Трояновом. Но римский император Траян правил в первом веке нашей эры за десять с лишним веков до Всеслава. Карамзин отмечает, что это ошибка, так как: «1. Летоисчисление народа безграмотного не бывает верно; 2. Сочинитель „Слова“ мог ошибиться; 3. Число семь есть ошибка». Однако ошибся сам Карамзин. Если применить «новую хронологию» Носовского и Фоменко, то император Траян накладывается на императора Аркадия, который правил в 395—408 годах. Полоцкий князь Всеслав умер в 1101 году, прокняжив 57 лет. Таким образом, Всеслав действительно жил в седьмом веке Трояновом (почти семьсот лет после смерти императора Аркадия, или Аркадия=Траяна по Носовскому и Фоменко). Правда, верна ли сама «новая хронология»? Здесь есть еще над чем подумать.
В «Слове» есть любопытные строки: «Се бо Готьскыя красныя девы… поют время Бусово». Академик Шахматов находил вероятным сближение имени этого Буса с именем антского князя Боза (или Божа). Боз был распят в самом конце четвертого века, по мнению некоторых исследователей, это могло произойти в самом начале пятого века. То есть Боз был распят в годы правления императора Аркадия. Или Траяна. Любопытное совпадение. На это никто из историков, разумеется, внимания не обратил: не будут же они читать всяких там Фоменко…
Теперь мы подошли к главному: чего же испугались историки, что такое они обнаружили в «Слове»? Битва князя Игоря с половцами произошла на реке КАЯЛЕ. До сих пор месторасположение этой реки неизвестно. Возможно, как считается, это река Макатиха, впадающая в реку Голая Долина, которая, в свою очередь, является притоком реки Сухой Творец. Как видите, запутано ужасно и сделано это, вероятно, для того, чтобы Каялу не могли отождествить с КАЛКОЙ, где по ТВ в 1224 году татаро‑монголы разгромили русско‑половецкие войска, впервые появившись вблизи русских земель.
Что же нам сообщает история о сражении на Калке? В 1220 году Чингисхан отправляет в поход войско под командованием Субэдея и Джебе, которые, захватывая и уничтожая крупнейшие города Средней Азии, Ирана, Азербайджана, Армении, Грузии, с боями прошли тысячи и тысячи километров. Этот экспедиционный корпус через три года вышел на Северный Кавказ. Здесь монголы разгромили алан, а затем объединенное половецкое войско. Три года без поражений, по враждебным землям —КТО в это ПОВЕРИТ? Но верят, потому что так утверждает история.
Вот что пишет об этом Гумилев: «Измученные переходом монголы отнимали у алан пищу, угоняли лошадей и другой скот. Аланы в ужасе бежали куда попало». От кого? От кучки измученных и голодных оборванцев?
Узнав об этом, русские князья собираются на совет в Киеве, а на это надо время. «Они долго рассуждали». И на это тоже надо время. Наконец решение идти на монголов принято. Заметьте: решение. Войска нужно собрать не только из Киева, но и из Галича, Смоленска, Курска, с Волыни. На это нужно много времени. Наконец войско собрано и идет по Днепру в степь.
Появляются монгольские послы: «Мы ничем не оскорбили россиян: не ходили к вам в землю, не брали ни городов, ни сел ваших, а хотим единственно наказать половцев, своих рабов и КОНЮХОВ». Откуда дикие монголы, а именно такими их представляет традиционная история, узнали о переговорах половцев и русских, откуда в степи стало известно о военных приготовлениях князей?
Монгольских послов убивают(!) и идут дальше по Днепру. Через 17 дней появляются новые послы: «Хотите битвы? Да будет!» Этих послов отпускают. Войска идут дальше на восток и на реке Калке встречаются с монголами. Эта река Калка исторически найдена (ныне Калеца), в отличие от ненайденной Каялы. Впрочем, если Калка и Каяла — одна и та же река, то, найдя первую, вторую, конечно же, уже не найти.
Происходит сражение. Половцы дрогнули и, отступая, «устремились на россиян, смяли ряды их и даже отдаленный стан». Итак, в битве на реке Калке в «Слове» черным по белому написано, что русские войска были смяты не монголами, а ПОЛОВЦАМИ, якобы союзниками русских. Аналогично этому в 1185 году при битве русских с половцами на реке Каяле, последние тоже разбили и смяли русские войска.
Сравнивая битвы на реках Каяле и Калке, мы видим, что везде половцы бьют русских. А вот еще про битву на Калке: «ПОЛОВЦЫ, виновники сей войны и сего несчастия, УБИВАЛИ РОССИЯН, чтобы взять их коней или одежду». Это написал Карамзин. Как понимать его слова? Ведь и половцы, и русские равнозначно потерпели поражение и бежали, почему же первые ведут себя так, как должны вести себя победители, преследуя разгромленных врагов?
Вывод можно сделать один: битвы на Калке в 1224 году не было, а ее прообразом для наших историков (тех, кто правил историю) послужила неудачная битва князя Игоря с половцами в 1185 году на реке Каяле. А придумано все это было с одной целью: скрыть, что в 1224 году войска степняков, возглавляемые Чингисханом, подошли к Киеву, и Чингисхан, сын Андрея Боголюбского, стал киевским князем. Когда правилась история, еще было в памяти, что татаро‑монгольское вторжение в 1237 году было в русской истории не первой встречей русских с татарами, поэтому и решили ограничить первую встречу русских и татар битвой на Калке. Никакой битвы с татаро‑монголами на реке Калке не было. А что же было, спросите вы? Да, ничего. Чингис‑хан, он же князь Юрий Андреевич, опираясь на приведенное им из степи войско, стал Киевским князем. Вот и все.
Кстати, даже год битвы на Калке точно не определен, по различным источникам это произошло 31 мая 1223 года, 31 мая 1224 года, 16 июня 1224 года. На Калке, считается, также произошла битва Тохтамыша с Мамаем в 1381 году.
И еще, описание битвы на Калке удивительно похоже на сражение монголов в Венгрии во время их западного похода.
Согласно русским летописям победители положили на побежденных доски и начали пировать над их трупами. Это преподносится нашими историками как пример дикости и жестокости монголов. Однако эти же историки почему‑то забыли, что одним из славянских обычаев того времени было празднование победы «на костех», то есть на поле боя. Поэтому‑то неудивительна такая колоритная деталь, оказавшаяся в рассказе о битве на Калке. Впрочем, о такой расправе пишут только летописи. А по другим источникам князей или просто убили, или только пленили. Наличие такого разночтения судьбы русских князей только еще раз показывает несостоятельность всей истории с битвой на Калке.
Кстати, небольшое отступление на тему, где конкретно произошел бой князя Игоря с половцами. В 1894 году при строительстве железной дороги в одном из степных районов было обнаружено много скелетов и оружия. Историки долго думать не стали и утвердили это местом боя Игоря с половцами, хотя до того времени предполагалось совсем иное место, расположенное почти аж в 300 километрах к северо‑западу. Вот «научность» работы историков, а такая методика исторических открытий практикуется и в наши дни.
А теперь давайте рассмотрим несколько интересных выдержек из «Слова», сравнив их с переводом на современный русский язык, а также с комментариями.
«А уже не вижду власти сильнаго, и богатаго, и многовои брата моего Ярослава, съ черниговьскими былями, съ МОГУТЫ, и съ ТАТРАНЫ, и съ шельбиры, и съ топчакы, и съ ревугы, и съ ольберы». («А уже не вижу я власти сильного, и богатого, и обильного воинами брата моего Ярослава, с черниговскими боярами, с БОГАТЫРЯМИ, и с ТАТАРАМИ, и с шельбирами, и с топчаками, и с ревугами, и с ольберами» — это в переводе Л. Дмитриева).
А теперь его же комментарий: «Могуты, татраны, шельбиры, топчаки, ревуги и ольберы — тюркские племена, которые, осев в Черниговском княжестве, выступали на стороне русских князей». Очень хотелось бы узнать у данного автора, все‑таки кто же такие «могуты» — богатыри или тюркское племя?
В «татранах» он увидел ТАТАР, что же помешало назвать «могутов» МОНГОЛАМИ? Я думаю что причина в том, что монголы по ТВ в те годы еще кочевали в своей далекой Монголии и их появление в конце XII века в южнорусских степях не стыковалось с догмами традиционной истории.
Внимательно изучая «Слово», нельзя пройти мимо следующих строк: «Рекъ Боянъ и Ходына Святьславля, песнотворца стараго времени Ярославля, Ольгова коганя хоти».
(«Сказали Боян и Ходына Святославовы, песнотворцы старого времени Ярославова, Олега Кагана любимцы»).
Эти выдержки считаются одними из «темных мест» «Слова». В первом издании (напомню, «Слово» в оригинале не сохранилось) вместо «Ходына» было «ходы на», а вместо «песнотворца» — «пестворца», а это может повлиять на смысл текста. Но в данном случае не это важно. Вопрос заключен в другом: что означает слово «Ярославля»? Имя Мудрого или название древнего Новгорода, откуда пришел князь, он же каган Олег? Как, кстати, соотнести упомянутые здесь города Ярославль и Новгород? Я полностью согласен с гипотезой Носовского и Фоменко, что Ярославль и есть тот древний летописный Новгород. Современному Новгороду на Волхове незаконно присвоили древнюю историю Великого Новгорода. Но об этом в одной из глав второй книги.
Перевод же, на мой взгляд, может звучать и так: «Пел Боян о походах Святослава, выпестованного старыми временами Ярославля при кагане Олеге». Действительно, Святослав был последним дружинным князем, продолжившим традиции военных походов Олега и Игоря. Последующие князья такой боевой славы уже не имели. По словам Константина Багрянородного, Святослав княжил как раз в Новгороде. А Ярославль=Новгород был первой древней столицей, откуда пошла Русская земля.
Еще одно замечание: в год битвы на Калке некий половецкий хан Бастый принял христианство. Уж не хан ли это Батый? В книге Похлебкина «Татары и Русь» в первом сражении русских с татарами, что произошло за несколько дней до битвы на Калке, татарский отряд во главе с ханом Гемябеком назван отрядом кипчаков. Но кипчаки — это одно из названий половцев. Не буду спорить, возможно, Похлебкин ошибся. Если нет, то получается, что действительно русские сражались с половцами, что и было в походе князя Игоря, закончившемся битвой на реке Каяле.
Внимательное рассмотрение текста «Слова о полку Игореве» подтверждает предположение о том, что не было никакой битвы с монголами на реке Калке в 1224 (1223) году, а само ее описание во многом взято с описания битвы Игоря с половцами на реке Каяле 1185 года.
tistoriya.livejournal.com
Акын – это не просто певец. Это творец музыки, что идет из самого сердца. Тот, кто читает нараспев собственные стихи под звуки домбры или комуза. Считается, что настоящий акын всегда поет только свои песни и рассказывает миру об историях, случившихся в мире однажды – с ним или с кем-то другим. Не надо путать творца с простым певцом – исполнителем чужих стихов! Акын – это всегда импровизатор, и даже самый внимательный слушатель не сходу догадается, о чем будет новая история и в какие неведомые дали унесет его песня-река.
Поэт-импровизатор и певец у тюркоязычных народов Средней Азии – вот такое определение дает акыну "Википедия". Из этих слов легко можно понять, что герой нашей статьи не только поет традиционные песни своего народа, но и еще и сам сочиняет стихи. Впрочем, поет – это не совсем точное определение того, что делает акын. Творец читает сотворенные строки нараспев, попадая в такт звучанию домбры или комуза. Эти народные щипковые инструменты помогают акыну создать ту особую атмосферу, что и привлекает каждого настоящего ценителя народной музыки Средней Азии.
Акын – это тот, кто практически всегда импровизирует. Певец подстраивается под настроение толпы и в своих песнях говорит о том, что сейчас актуально. Акына можно встретить на народных гуляниях у казахов, ногайцев, киргизов. Там, на празднике, порой устраивались и своего рода состязания певцов (айтыс). Собравшись вместе, акыны забавляли народ, поочередно пытаясь высмеять друг друга в стихотворной форме – и надо сказать, во время этих соревнований порой рождались весьма хорошие песни. Впрочем, мастер способен петь о чем угодно: о доме, о празднике, о людях вокруг. Он может коснуться политики, высмеять работу власть имущих, поделиться своими переживаниями и мыслями – все, на что хватит фантазии и что будет интересно дорогим слушателям.
В Казахстане рассказывают о таких певцах-импровизаторах:
В Киргизии называют другие имена:
В Башкирии акыны получили название сэсэн. Эти певцы читают свои стихи под звуки народного башкирского инструмента – трехструнной думбыры.
Акын – это не только поэт и певец. Каждый из известных творцов внес свой вклад в развитие музыки того или иного края. К сожалению, кочевой образ жизни не располагал к ведению записей, и сохранить на бумаге творения древних акынов не удалось. Большая часть произведений великих мастеров оказалась утеряна.
fb.ru