Какой цвет самый приятный для глаз? Цвета для глаз


Контрастные и родственные цвета в макияже глаз

Свойства цветов усиливать и подчеркивать друг друга очень часто используются в макияже. Особенно большое поле для экспериментов с цветом в макияже глаз.

Существуют разные способы подбора цвета теней к цвету глаз, но самые популярные - использование цветов, родственных цвету глаз и использование цветов, комплиментарных или расщепленно комплиментарных к цвету глаз. Сегодня приведу примеры самого простого макияжа с использованием только одного цвета теней.

Важное замечание: При использовании теней следите, чтобы полутон цвета теней совпадал с полутонами вашей кожи, иначе получите эффект припухших глаз. 

Палитры теней для глаз из книги Рэй Моррис"Макияж за 5 минут"

Интересно, что граница между переходными оттенками глаз (все оттенки зеленого и серого) весьма размыта, поэтому зеленые и серые глаза могут немного менять цвет в зависимости от макияжа и одежды. Например, сине-зеленые глаза могут казаться теплыми синими (цвет морской волны) или холодными зелеными. Теплые зеленые глаза могут казаться светло-карими (ореховыми) итд. С помощью макияжа можно слегка изменить цвет глаз-хамелеонов в ту или иную сторону.

Как это работает

1) Комплиментарные (противоположные) цветаКомплиментарные цвета усиливают друг друга, поэтому по соседству с комплиментарным цветом цвет глаз станет ярче и более определенным (т.е. например, более голубым или более зеленым, или более карим)

Возьмем пару медный-цвет морской волны(сине-зеленый)

Несмотря на фотошоп, принцип действия виден - цвета усиливают друг друга.

Попробуем без фотошопа и наоборот - мой цвет глаз - темный серо-сине-зеленый, притом с перекосом в зеленый

 

Попробуем подчеркнуть цвет медными тенями и сделать глаза более синими

2) Родственные цветаПохожие цвета имеют свойство подстраиваться друг под друга, поэтому в соседстве с родственными цветами цвет глаз тоже может казаться ярче. Однако, визажисты обычно не советуют использовать тени тон-в-тон цвета глаз (рискуете получить вид непонятного по очертаниям цветового пятна) - лучше использовать тени слегка темнее или светлее. При более светлых тенях Ваши глаза будут казаться темнее, при более темных - светлее.

Опять же, при помощи родственных цветов можно немного скорректировать цвет:

Вероятно, цвет глаз у девушки серо-голубой или серо-зеленый, однако при использовании бирюзовой подводки ее глаза кажутся бирюзовыми.

Теперь опять "испытаем на себе":

Светло-зеленый: цвет глаз кажется очень темным                            

Темно-зеленый - очень сложно было подобрать оттенок темнее - глаза достаточно насыщенного цвета, однако, думаю, разница заметна по сравнению с предыдущей картинкой - глаза кажутся слегка светлее.

Удачи в экспериментах с цветом!

color-harmony.livejournal.com

Какой цвет самый приятный для глаз?

  • Мне очень нравится голубой цвет глаз, я не могу оторваться от взгляда таких глаз, просто в них тону, и мне становится сразу так хорошо Не знаю даже , что это на меня находит, иногда смотрю в глаза очень пристально совершенно чужому человеку, аж неудобно становится как-то

  • Для меня самый приятный цвет глаз - это голубой. Смотришь на глаза как на море или как на небо. Кстати, совсем недавно ученые признали, что голубой цвет является цветом счастья. У нас в семье у всех голубые глаза. Так что смотреть друг другу в глаза - одно счастье.

  • Цвет свежей листвы, сосновой коры, нежного пиона и ясного неба.

  • Для подсознания самый приятный - зелный, он успокаивает. Ну а остальное личные предпочтения, характер, состояние, жизненные ситуации и прочее.

  • Мне нравятся многие цвета. Применял их так:

    в спальне бежевый с розовинкой;

    в детской зеленый с желтым;

    на кухне оранжевый с лимонно-розовыми и грушевый;

    в ванне и туалете красный с желтым;

    в коридоре бежевый с коричневым и грушевый;

    а если я на улице, то предпочитаю зеленый, люблю лес полянки на озере рыбку половить.

  • Лично для меня самый приятный - зеленый цвет и все оттенки зеленого.

    Во-первых действует даже как-то успокаивающе.

    А во-вторых даже зимой напоминает о лете с его яркими зелеными красками.

  • На мой взгляд самый приятный цвет - это голубой и зеленый. С этими цветами связано море, небо, земля, деревья, кустарники и все что связывает нас с матушкой природой. Поэтому, даже самые любимые сайты для посетителей находятся именно в этой цветовой гамме.

  • Для меня все теплые оттенки приятны. Особенно, к примеру, такие цвета которые используются при оформлении экостиля в интерьере.А для глаз считается очень полезным зеленый цвет, кроме этого, говорят он еще успокаивает нервную систему.

  • Смотря где, какой предмет, какое окружение . Куча факторов влияющих на это, даже настроение.

  • В интерьере предпочитаю цвета солнца и позитива - оранжевый. Когда погода пасмурная, то этот цвет дает заряд бодрости.В одежде бежевый, хаки, песочный.В природе зеленый, голубой, сиреневый.

    В стилистике цвет одежды много значит. Если вы хотите, что бы вас запомнили, оденьте желтый цвет.Над цветовой гаммой одежды работают стилисты президентов и других влиятельных лиц.

  • Яне так давно читала о том, что самый приятный для глаз цвет - это зеленый (и все его оттенки). Кстати, я думаю, что это так и есть, ведь зеленый - это цвет жизни, обожаю весну, когда природа зеленеет.

  • info-4all.ru

    Изменение цвета глаз

    Мудрые люди говорят, что в глазах отражается душа, суть. И одновременно, глаза остаются одним из самых замечательных украшений человека. Сейчас многие хотят провести для себя изменение цвета глаз в связи с тем, что им не нравится их естественный оттенок. Но как это можно сделать? Оказывается, наша медицина может все.

    Некоторые сайты провели исследование по вопросу, какой цвет радужки нравится людям больше всего. Опросили больше 46 тысяч человек, которые и проголосовали за те оттенки, которые их больше привлекают. В результате, лидером опроса стали зеленые очи, собрав больше 20% голосов. Воспетые в песнях голубые озера отстали от них на 4% и заняли почетное второе место. Как ни удивительно, но аутсайдерами тут стали кареглазые люди. К сожалению, только 6% тестируемых проголосовали за них.

    разноцветный глаз

    Откуда берется цвет

    Наша радужка, цвет которой мы и пытаемся изменять, представляет из себя диск с отверстием посередине (зрачком). Его составляющими стали соединительные ткани, кровеносные сосуды, мышцы и клетки, содержащие в себе тот или иной пигмент. В зависимости от того, как распределился по клеткам пигмент меланин, полностью зависит расцветка всей радужной оболочки. Причины этого процесса рассмотрим дальше.

    • Если нити наружного слоя радужной оболочки размещаются более свободно и имеют низкое количество меланина, то в этом случае глаза будут иметь красивый глубокий синий оттенок.
    • При более плотном размещении нитей серого и светло-голубого цвета оттенок глаз превратится в голубой. Обратите внимание, чем больше плотность клеток, тем светлее оттенок радужной оболочки.
    • Подобным же образом образуются и серые глаза, однако вязь клеток у них более плотная, а цвет их имеет больше серого оттенка.
    • Если задний слой радужки имеет синий цвет, а внешний составляют клетки с невысокой концентрацией меланина желтого и коричневого цветов, то получатся зеленые глаза.
    • Карие глаза образуются при насыщении верхнего слоя меланином. От его количества и зависит регуляция насыщенности цвета от светло-коричневого до черного.

    радужная оболочка под сильным увеличением

    Изменения цвета в зависимости от состояния организма

    Каким бы ни был ваш взгляд сейчас, вспомните, какие цвета сияют на лицах детей. Их яркие и глубокие оттенки дарят удовольствие всем близким и не заметить их просто невозможно. То же было и с вашими глазами. Каковы же причины изменения? С возрастом, глаза становятся все светлее и светлее, блеск становится все менее заметным. В старости они чаще всего бледные и тусклые. Вот таким образом природа и меняет наш цвет глаз практически бесплатно.

    Иногда, расцветка глаз меняется у больных различными заболеваниями. У кого-то они становятся светлее, у других они темнеют. Разного рода ситуации вызывают изменение цвета лишь с одной стороны. Причины – некоторые воспаления. Такие односторонние изменения называют гетерохромией.

    Часть людей обладает уникальным даром. Их глаза меняют свой цвет в зависимости от настроения, чувств. Любая эмоция может полностью изменить не только выражение взгляда, но сделать его более глубоким или нежным.

    Линзы для цвета глаз – это круто

    Первый способ изменения глаз – это использовать линзы. Причем на выбор линз влияет ваш родной, натуральный цвет. Светлым радужкам лучше всего подойдут неяркие оттеночные линзы. Они менее насыщенные, но их цвета будет вполне достаточно. Если же ваши зеркала души имеют насыщенный цвет, то им будет сложно изменить его такими линзами. Поэтому стоит использовать полноценные цветные линзы.

    цветные линзы

    Особенности цветных линз

    • Линзы для изменения цвета глаз – удовольствие не из дешевых. Покупая сами линзы, вы должны будете купить также еще ряд различных препаратов для ухода за ними и правильного хранения.
    • Первое время использование такого метода изменения цвета может вызывать некоторый дискомфорт, но со временем это пройдет.
    • Линзы – вещь хрупкая и не очень долговечная. Придет момент, когда нужно будет покупать себе новую пару.
    • При правильном уходе, линзы могут служить достаточно длительное время.
    • Линзы очень просты в употреблении.

    Тайна макияжа

    Светлые глаза имеют обыкновение менять оттенок радужной оболочки в зависимости от многих факторов. На их цвет и глубину влияет практически все: освещение, настроение и макияж. Именно их многие красавицы используют, чтобы взгляд их был чарующим и манящим. Например, оттеняя зеленые глаза, вам можно воспользоваться тушью коричневого оттенка и нарядом цвета сирени. Тогда ваш изумрудный взор не оставит равнодушным ни одно мужское сердце. И линзы будут вам не нужны.

    Капли меняют цвет

    Чтобы ваши глаза приобрели один из темных оттенков, вы можете долгое время пользоваться специальными каплями для глаз. Некоторые виды гормональных соединений, содержащихся в них, могут влиять на пигментацию радужной оболочки.

    Часть веществ, входящих в состав препаратов, положительно влияют на рост ресниц, поэтому стоит их наносить также на веко.

    Причины не слишком высокой популярности медикаментозного способа

    • Биматопрост, а также другие препараты подобной структуры, разрабатывались для лечения глаукомы, поэтому длительное употребление их может нанести непоправимый вред здоровью. Эти препараты можно купить только при наличии рецепта, выданного врачом-окулистом.
    • Существуют медикаменты, влияющие на цвет радужки так же, но позиционируются они как средства для улучшения роста ресниц.
    • Цвет меняется только от более светлого к более темному.
    • Оттенок очей заметно изменится после того, как пациент попользуется лекарством не меньше месяца, а то и двух.

    Лазерная коррекция

    Один из новых методов, гарантирующих качественное и быстрое изменение цвета глаз, был придуман в Калифорнии. Это – лазерная коррекция цвета радужки. Этот метод позволяет врачу сделать ваши глаза из карих голубые. А линзы вам носить не придется.

    Лазерный луч, настроенный на определенную частоту, мягко удаляет с поверхности лишнее количество пигментации. После операции стоит подождать от 14 до 21 дня, и вы увидите у себя в зеркале ясный голубой взор. Зрение же при этом не пострадает.

    Негативная сторона

    Такая коррекция проводится сравнительно недавно. Это – причина, по которой не известно, какие последствия в длительном периоде она принесет.

    Операция эта стоит немалых денег, для ее прохождения необходимо иметь не меньше пяти тысяч американских долларов.

    Лазерное корректирование цвета радужки – процесс, результат которого изменить будет невозможно. Она никогда больше не станет карей.

    Одним из побочных эффектов такого вмешательства может быть боязнь солнечного света и раздвоение образов.

    Во всем остальном, эта процедура набирает все больше положительных отзывов.

    Хирургическая коррекция. Плюсы и минусы

    Чтобы лечить врожденные недостатки глаз, одним врачом была придумана операция по имплантации диска необходимого цвета (эти диски напоминают собой линзы) непосредственно в оболочку радужки. Пациент может удалить этот диск, в случае, если он передумал.

    И все же, операция не совсем безопасна. Причины этого очевидны.

    • Неудачная операция может принести очень тяжелые последствия, выраженные в появлении глаукомы, воспалением, отслоением роговицы, катарактой или полной слепотой.
    • Процедура, как и любое другое хирургическое вмешательство, наносит вред здоровью, который уже не исправить.
    • Многим людям этот имплантат удалили. Причина – различные осложнения и повышение внутриглазного давления.
    • Стоимость операции варьируется от восьми тысяч американских долларов.
    • За такие процедуры берутся врачи только в Панаме.

    Метод визуализации

    А этот метод вызвал огромное количество споров в научном мире. Он и в самом деле очень неординарный. Его основа – медитация и методика самовнушения.

    Чтобы применить его, выделите для себя ежедневно немного времени. Найдите уютное место, где вам никто не помешает. Присядьте и расслабьте все мышцы. Проследите, чтобы ни одна мышца не напрягалась, а вы уютно разместились в кресле, в ванной или любом другом пригодном для этого месте.

    После этого остановите свой внутренний диалог. Для этого необходимо, чтобы вы отпустили все свои мысли. Ни одна из них не должна в это время врываться в ваше сознание. Есть только вы и ваши прекрасные очи, цвет которых вы представляете. И больше ничего. Необходимо проводить такие сеансы от 20 до 40 минут ежедневно, пока взор не стал того цвета, который вы так хотели. Результат должен стать заметен не раньше, чем через месяц.

    Многие не согласятся с тем, что это может сработать. Однако, это уже вопрос не медицины, а веры. Такие моменты ценны для вас уже тем, что, отгородив себя от окружающего на эти полчаса, если вы и не измените цвет своих очей, то будете иметь время для отличного отдыха, а это тоже очень важно для вашего организма. И если ничего не выйдет – вы всегда можете купить линзы.

    cosmetologyclub.ru

    Цвет глаз - что он может значить, несколько фактов, которые вы не знали

    Содержание статьи:

    Первое на что мы обращаем внимание, встречаясь с человеком – это цвет его глаз, чем они интереснее, тем дольше их хочется разглядывать. В формировании оттенка глаз нет ничего сверхъестественного. Цвет глаз зависит от того, каким образом и в каком количестве формируется в радужной оболочке меланин. Так же к факторам, определяющим цвет относятся: наследственность, климатические особенности и расовая принадлежность человека.

    интересные факты

    Радужная оболочка глаза – это всего лишь подвижная, тонкая, непроницаемая диафрагма, которая располагается за роговицей перед хрусталиком. Всем известна реакция зрачка на свет, при суженом зрачке глаза темнеют, при расширенном – светлеют. Психоэмоциональное составляющая также может определять цвет глаз, у всех это происходит по-разному, в зависимости от настроения. Но встречается и такая аномалия, когда радужная оболочка совсем отсутствует. Такую патологию называют аниридия. Симптомами являются косоглазие, снижение зрения, светобоязнь и глаукома. Лечение, как правило, хирургическое.

    Основными и самыми популярными считаются глаза карего, синего, голубого, а также зеленого и серого цвета. Рассмотрим наиболее интересные.

    Карий цвет глаз.

    карий глазНаиболее часто встречаются люди с карим оттенком. Эволюция и миграция помогли “разбросать” кареглазых по всем расам и континентам. При достаточно плотном волокне в радужке глаза, содержится огромное количество меланина. Природа облегчила жизнь человеку и создала глаза карего цвета темного шоколада, поскольку именно это оттенок наиболее легко воспринимает яркий солнечный цвет, а также слепящие блики на поверхности снега.

    Голубой цвет глаз.

    голубой цвет глазНаука утверждает, такой оттенок в природе отсутствует, поскольку это генетическая мутация. Меланина в радужке у голубоглазой части населения содержится очень мало, при этом соединительная ткань достаточно плотная, отражение света от нее и придает голубой цвет глазам. Яркость радужки зависит от количества коллагеновых волокон – чем их больше, тем оттенок светлее. Людей с голубым цветом глаз наиболее часто можно встретить в Европе, и очень редко среди азиатов.

    Желтый цвет.

    желтый цвет глазА по-другому янтарный глаз, встречается довольно редко. Золотистый оттенок обусловлен большим скоплением липохрома – особые пигмент, придающий характерную окраску веществам. Например, разновидность липохрома меланин, который придает желтый цвет яичному желтку. В мире животных, чаще среди хищников, встречаются желтоглазые особи. Волки, совы, рыси и орлы, благодаря такому цвету глаз, быстрее замечают свою добычу на огромном расстоянии. Народная молва гласит о необычном характере людей с желтым оттенком радужной оболочки, говорят, что они могут совершать отчаянные поступки, обладают выдержкой, упорством и изобретательностью.

    Зеленый цвет.

    зеленый цвет глазУдивительный и красивый оттенок. Издревле считалось, что зеленоглазые люди относятся к разряду магов, ведьм и колдунов. Инквизиция яростно истребляла эту часть населения, так может быть поэтому теперь так мало людей с зеленым оттенком глаз. Наука объясняет такой цвет глаз маленьким количеством меланина в организме. А теперь немного статистики:– зеленоглазых мужчин в разы меньше, чем женщин;– первое место по количеству жителей с зелеными глазами принадлежит Голландии и Исландии.

    Глаза разного цвета.

    глаза разного цветаТакую аномалию человеческого организма называют – гетерохромией, встречается, как утверждает наука у 10 из 1000 человек и бывает трех видов:

    1.  Частичная – множество оттенков на одном глазу, так называемые пятнышки, и даже целые сектора.
    2.  Полная – каждый глаз своего цвета, самое популярное сочетание – голубой и карий.
    3.  Круговая – у радужки имеется ярко-выраженные кольца разного цвета.

    Гетерохромия является врожденным нарушением и дословно переводится как “другой цвет”. Не только люди имеют такую аномалию, но и животные. Наиболее часто встречаются лошади, кошки и собаки. По статистике чаще имеется у прекрасной половины человечества.

    Как сохранить цвет глаз и остроту зрения?

    Сегодня к нашему счастью существуют уже препараты способные держать красоту наших глаз и остроту зрения до самой старости. Чувствуете наступающую угрозу? Не зря, ведь в наше время новых технологий и гаджетов риск потерять зрение очень велик. Рекомендуем вам инновационный препарат израильской фармацевтической компании Neopharm – ActiVision.

    Компания гарантирует результат. Не верите? Перейдите по ссылке и узнайте о нём подробнее.

    Редкий цвет глаз. Топ 5.

    1. какие редкие цвета глаз бываютРедким и уникальным считается фиолетовый цвет. Часто можно услышать высказывание, что такого не может быть. Но наукой уже доказано, что это правда. Оказывается эти люди проживают в Северном Кашмире, в самой высотной и отдаленной ее части.
    2. Зеленый оттенок глаз, второй по редкости. Окраска как правило не равномерная, с множеством вкраплением разных оттенков. И только 2% населения являются обладателями чисто-зеленого оттенка глаз. Часто это жители Севера и Центра Европы.
    3. Красный цвет глаз. Их также называют глаза альбиноса. У людей с такой аномалией в эктодермальном слое радужной оболочки напрочь отсутствует меланин, а значит оттенок отражается кровеносными сосудами.
    4. Золотой оттенок глаз – самый чистый оттенок желтого, слегка светящийся янтарным блеском. Такие глаза называют волчьими.
    5. Черный цвет глаз объясняется большой концентрацией меланина. Их обладателями чаще являются люди негроидной расы.

    Известные люди с необычными глазами.

    И у известных людей встречаются аномалии оттенков глаз. Например, у американской актрисы Милы Кунис глаза абсолютно разные, один зеленый, другой светло-коричневый. Та же участь постигла британскую актрису Джейн Сеймур. А у актрисы Элис Ив правый глаз зеленого, а левый синего цвета. У американской модели и актрисы Кейт Босуорт глаза одинакового синего цвета, но на одном из них половинка карего оттенка. Обладатель такой же аномалии Генри Кавилл – звезда фильма «Агенты А.Н.К.Л.».

    Влияние цвета глаз на характер человека.

    цвет глаз и характер человекаЧаще всего у людей непоколебимых с твердым характером можно встретить зеленый оттенок глаз. Они обладают даром убеждения. Обладают чувством справедливости, талантливые, коммуникабельные. Всегда окажут помощь нуждающимся. Такие люди верные и заботливые, могут доказать свои чувства не только словами, но и поступками. Достигают больших высот в бизнесе. Также много среди них людей творческих профессий – художников, писателей и ученых.

    Синие глаза принадлежат, как правило, натурам романтичным, для которых на первом месте эмоции. Поэтому они часто конфликтуют, доказывая свою точку зрения и правоту. Чересчур сентиментальны, обожают интрижки и многочисленные романы, по этой причине им сложно найти вторую половину. Ранимы, чувствительны и обидчивы, зачастую впадают в депрессию без особых причин. При этом талантливы, и очень быстро адаптируются к новым необычным условиям.

    Инициативны, импульсивны – это черты характера, присущи людям с черным цветом глаз. Они любят быть лидерами и всегда находятся в центре внимания. В жизни душа компании, на службе – образцово-показательный сотрудник. Уверены в себе, влюбчивы, порой агрессивны и раздражительны. Являются обладателями нестандартного мышления, излучают теплоту и обаяние. Требовательны не только к себе, но и к окружающим.

    Редко встречаемый желтый оттенок глаз принадлежит людям, которые обладают невероятной изобретательностью, хитростью и артистизмом. Если друзья – то преданны и надежны, если противники – то беспощадны и очень опасны. Плохо управляют своими эмоциями, и в то же время быстро распознают фальшь.

    Читайте также другие интересные вещи про ваши глаза. Например, про необычный синдром зрительной патолгии, такой как “Алиса в стране чудес”.

    Для более полного ознакомления с болезнями глаз и их лечением – воспользуйтесь удобным поиском по сайту или задайте вопрос специалисту.

    ofthalm.ru

    Физиология цветоощущения / Сетчатка / Анатомия глаза / Главная страница

    Цветоощущение (цветовая чувствительность, цветовое восприятие) - способность зрения воспринимать и преобразовывать световое излучение определённого спектрального состава в ощущение различных цветовых оттенков и тонов, формируя целостное субъективное ощущение («хроматичность», «цветность», колорит).

    Цвет характеризуется тремя качествами:

    • цветовым тоном, который является основным признаком цвета и зависит от длины световой волны;
    • насыщенностью, определяемой долей основного тона среди примесей другого цвета;
    • яркостью, или светлотой, которая проявляется степенью близости к белому цвету (степень разведения белым цветом).

    Человеческий глаз замечает изменения цвета только в случае превышения так называемого цветового порога (минимального изменения цвета, заметного глазом).

    Физическая сущность света и цвета

    Светом или световым излучением называются видимые электромагнитные колебания.

    Световые излучения подразделяются на сложные и простые.

    Белый солнечный свет — сложное излучение, которое состоит из простых цветных составляющих – монохроматических (одноцветных) излучений. Цвета монохроматических излучений называют спектральными.

    Если луч белого цвета разложить с помощью призмы в спектр, то можно увидеть ряд непрерывно изменяющихся цветов: темно-синий, синий, голубой, сине-зеленый, желто-зеленый, желтый, оранжевый, красный.

    Цвет излучения определяется длиной волны. Весь видимый спектр излучений расположен в диапазоне длин волн от 380 до 720 нм (1 нм = 10-9 м, т.е. одной миллиардной доли метра). 

    Всю видимую часть спектра можно разделить на три зоны

    • Излучением длиной волны от 380 до 490 нм называется синей зоной спектра;
    • от 490 до 570 нм — зеленой;
    • от 580 до 720 нм — красной.

     

    Различные предметы человек видит окрашенными в разные цвета потому, что монохроматические излучения отражаются от них по-разному, в разных соотношениях.

     

    Все цвета делятся на ахроматические и хроматические

    • Ахроматические (бесцветные) — это серые цвета различной светлоты, белый и черный цвета. Ахроматические цвета характеризуются светлотой.
    • Все остальные цвета – хроматические (цветные): синий, зеленый, красный, желтый и т.д. Хроматические цвета характеризуются цветовым тоном, светлотой и насыщенностью.

     

    Цветовой тон — это субъективная характеристика цвета, которая зависит не только от спектрального состава излучений, попавших в глаз наблюдателя, но и от психологических особенностей индивидуального восприятия.

    Светлота субъективно характеризует яркость цвета.

    Яркость определяет силу света, излучаемую или отражаемую с единицы поверхности в перпендикулярном к ней направлении (единица яркости – кандела на метр, кд/м).

    Насыщенность субъективно характеризует интенсивность ощущения цветового тона.Поскольку в возникновении зрительного ощущения цвета участвует не только источник излучения и окрашенный предмет, но и глаз и мозг наблюдателя, то следует рассмотреть некоторые основные сведения о физической сущности процесса цветового зрения.

    Восприятие цвета глазом

    Известно, что глаз по устройству представляет собой подобие фотоаппарата, в котором сетчатка играет роль светочувствительного слоя. Излучения различного спектрального состава регистрируются нервными клетками сетчатки (рецепторами).

    Рецепторы, обеспечивающие цветовое зрение, подразделяются на три типа. Каждый тип рецепторов по-разному поглощает излучение трех основных зон спектра — синей, зеленой и красной, т.е. обладает различной спектральной чувствительностью. Если на сетчатку глаза попадает излучение синей зоны, то оно будет воспринято только одним типом рецепторов, которые и передадут информацию о мощности этого излучения в мозг наблюдателя. В результате возникнет ощущение синего цвета. Аналогично будет протекать процесс и в случае попадания на сетчатку глаза излучений зеленой и красной зон спектра. При одновременном возбуждении рецепторов двух или трех типов будет возникать цветовое ощущение, зависящее от соотношения мощностей излучения различных зон спектра.

    При одновременном возбуждении рецепторов, регистрирующих излучения, например, синей и зеленой зон спектра, может возникнуть световое ощущение, от темно-синего до желто-зеленого. Ощущение в большей степени синих оттенков цвета будет возникать в случае большей мощности излучений синей зоны, а зеленых оттенков — в случае большей мощности излучения зеленой зоне спектра. Равные по мощности излучения синей и зеленой зон вызовут ощущение голубого цвета, зеленый и красной зон — ощущение желтого цвета, красной и синей зон — ощущение пурпурного цвета. Голубой, пурпурный и желтый цвета называются в связи с этим двухзональными. Равные по мощности излучения всех трех зон спектра вызывают ощущение серого цвета различной светлоты, который превращается в белый цвет при достаточной мощности излучений.

     

    Аддитивный синтез света

    Это процесс получения различных цветов за счет смешивания (сложения) излучений трех основных зон спектра — синего, зеленого и красного.

    Эти цвета называются основными или первичными излучениями адаптивного синтеза.

    Различные цвета могут быть получены этим способом, например, на белом экране с помощью трех проекторов со светофильтрами синего (Blue), зеленого (Green) и красного (Red) цветов. На участках экрана, освещаемых одновременно из разных проекторов могут быть получены любые цвета. Изменение цвета достигается при этом изменением соотношения мощности основных излучений. Сложение излучений происходит вне глаза наблюдателя. Это одна из разновидностей аддитивного синтеза.

    Еще одна разновидность аддитивного синтеза — пространственное смещение. Пространственное смещение основано на том, что глаз не различает отдельно расположенных мелких разноцветных элементов изображения. Таких, например, как растровые точки. Но вместе с тем мелкие элементы изображения перемещаются по сетчатке глаза, поэтому на одни и те же рецепторы последовательно воздействует различное излучение соседних разноокрашенных растровых точек. В связи с тем, что глаз не различает быстрой смены излучений, он воспринимает их как цвет смеси.

     

    Субтрактивный синтез цвета

    Это процесс получения цветов за счет поглощения (вычитания) излучений из белого цвета.

    В субтрактивном синтезе новый цвет получают с помощью красочных слоев: голубого (Cyan), пурпурного (Magenta) и желтого (Yellow). Это основные или первичные цвета субтрактивного синтеза. Голубая краска поглощает (вычитает из белого) красные излучения, пурпурная — зеленые, а зеленая — синие.

    Для того, чтобы субтрактивным способом, получить, например, красный цвет нужно на пути белого излучения поместить желтый и пурпурный светофильтры. Они будут поглощать (вычитать) соответственно синие и зеленые излучения. Такой же результат будет получен, если на белую бумагу нанести желтую и пурпурные краски. Тогда до белой бумаги дойдет только красное излучение, которое отражается от нее и попадает в глаз наблюдателя.

    • Основные цвета аддитивного синтеза — синий, зеленый и красный и
    • основные цвета субтрактивного синтеза — желтый, пурпурный и голубой образуют пары дополнительных цветов.

    Дополнительными называют цвета двух излучений или двух красок, которые в смеси делают ахроматический цвет: Ж + С, П + З, Г + К.

    При аддитивном синтезе дополнительные цвета дают серый и белый цвета, так как в сумме представляют излучение всей видимой части спектра, а при субтрактивном синтезе смесь указанных красок дает серый и черный цвета, в виде того, что слои этих красок поглощают излучения всех зон спектра.

    Рассмотренные принципы образования цвета лежат и в основе получения цветных изображений в полиграфии. Для получения полиграфических цветных изображений используют так называемые триадные печатные краски: голубую, пурпурную и желтую. Эти краски прозрачны и каждая из них, как уже было указано, вычитает излучение одной из зон спектра. 

    Однако, из-за неидеальности компонентов субтактивного синтеза при изготовлении печатной продукции используют четвертую дополнительную черную краску.

    Из схемы видно, что если наносить на белую бумагу триадные краски в различном сочетании, то можно получить все основные (первичные) цвета как для аддитивного синтеза, так и для субтрактивного. Это обстоятельство доказывает возможность получения цветов необходимых характеристик при изготовлении цветной полиграфической продукции триадными красками.

    Изменение характеристик воспроизводимого цвета происходит по-разному, в зависимости от способа печати. В глубокой печати переход от светлых участков изображения к темным осуществляется благодаря изменению толщины красочного слоя, что и позволяет регулировать основные характеристики воспроизводимого цвета. В глубокой печати образование цветов происходит субтрактивно.

    В высокой и офсетной печати цвета различных участков изображения передаются растровыми элементами различной площади. Здесь характеристики воспроизводимого цвета регулируются размерами растровых элементов различного цвета. Ранее уже отмечалось, что цвета в этом случае образуются аддитивным синтезом – пространственным смешиванием цветов мелких элементов. Однако, там, где растровые точки различных цветов совпадают друг с другом и краски накладываются одна на другую, новый цвет точек образуется субтрактивным синтезом.

    Оценка цвета

    Для измерения, передачи и хранения информации о цвете необходима стандартная система измерений. Человеческое зрение может считаться одним из наиболее точных измерительных приборов, но оно не в состоянии ни присваивать цветам определенные числовые значения, ни в точности их запоминать. Большинство людей не осознает, насколько значительно воздействие цвета на их повседневную жизнь. Когда дело доходит до многократного воспроизведения, цвет, кажущийся одному человеку «красным», другим воспринимается как «красновато-оранжевый». 

    Методы, которыми осуществляется объективная количественная характеристика цвета и цветовых различий, называют колориметрическими методами.

    Трехцветная теория зрения позволяет объяснить возникновение ощущений различного цветового тона, светлоты и насыщенности. 

    Цветовые пространства

    Координаты цвета L (Lightness) — яркость цвета измеряется от 0 до 100%,a — диапазон цвета по цветовому кругу от зеленого -120 до красного значения +120,b — диапазон цвета от синего -120 до желтого +120

    В 1931 г. Международная комиссия по освещению – CIE (Commission Internationale de L`Eclairage) предложила математически рассчитанное цветовое пространство XYZ, в котором весь видимый человеческим глазом спектр лежал внутри. В качестве базовых была выбрана система реальных цветов (красного, зеленого и синего), а свободный пересчет одних координат в другие позволял проводить различного рода измерения.

    Недостатком нового пространства была его неравноконтрастность. Понимая это, ученые проводили дальнейшие исследования, и в 1960 г. Мак-Адам внес некоторые дополнения и изменения в существовавшее цветовое пространство, назвав его UVW (или CIE-60).

    Затем в 1964 г. по предложению Г. Вышецкого было введено пространство U*V*W* (CIE-64).Вопреки ожиданию специалистов предложенная система оказалась недостаточно совершенной. В одних случаях используемые при расчете цветовых координат формулы давали удовлетворительные результаты (в основном при аддитивном синтезе), в других (при субтрактивном синтезе) погрешности оказывались чрезмерными.

    Это заставило CIE принять новую равноконтрастную систему. В 1976 г. были устранены все разногласия и на свет появились пространства Luv и Lab, базирующиеся на том же XYZ.

    Эти цветовые пространства принимают за основу самостоятельных колориметрических систем CIELuv и CIELab. Считается, что первая система в большей мере отвечает условиям аддитивного синтеза, а вторая — субтрактивного.

    В настоящее время цветовое пространство CIELab (CIE-76) служит международным стандартом работы с цветом. Основное преимущество пространства — независимость как от устройств воспроизведения цвета на мониторах, так и от устройств ввода и вывода информации.  С помощью стандартов CIE могут быть описаны все цвета, которые воспринимает человеческий глаз.

    Количество измеряемого цвета характеризуется тремя числами, показывающими относительные количества смешиваемых излучений. Эти числа называются цветовыми координатами. Все колориметрические методы основаны на трехмерности т.е. на своего рода объемности цвета.

    Эти методы дают столь же надежную количественную характеристику цвета, как например измерение температуры или влажности. Отличие состоит лишь в количестве характеризующих значений и их взаимосвязи. Эта взаимосвязь трех основных цветных координат выражается в согласованном изменении при изменении цвета освещения. Поэтому «трехцветные» измерения проводятся в строго определенных условиях при стандартизованном белом освещении.

    Таким образом, цвет в колориметрическом понимании однозначно определяется спектральным составом измеряемого излучения, цветовое же ощущение не однозначно определяется спектральным составом излучения, а зависит от условий наблюдения и в частности от цвета освещения.

    Физиология рецепторов сетчатки

    Восприятие цвета связано с функцией колбочковых клеток сетчатки глаза. Пигменты, содержащиеся в колбочках поглощают часть падающего на них света и отражающее остальную. Если какие-то спектральные компоненты видимого света поглощаются лучше других, то этот предмет мы воспринимаем как окрашенный.

    Первичное различение цветов происходит в сетчатке- в палочках и колбочках свет вызывает первичное раздражение, которое превращается в электрические импульсы для окончательного формирования воспринимаемого оттенка в коре головного мозга.

    В отличие от палочек, содержащих родопсин, колбочки содержат белок йодопсин. Йодопсин — общее название зрительных пигментов колбочек. Существует три типа йодопсина:

    • хлоролаб («зелёный», GCP),
    • эритролаб («красный», RCP) и
    • цианолаб («синий», BCP).

     

    В настоящее время известно, что светочувствительный пигмент йодопсин находящийся во всех колбочках глаза, включает в себя такие пигменты, как хлоролаб и эритролаб. Оба эти пигмента чувствительны ко всей области видимого спектра, однако первый из них имеет максимум поглощения, соответствующий жёлто-зеленой (максимум поглощения около 540 нм.), а второй жёлто-красной (оранжевой) (максимум поглощения около 570 нм.) частям спектра. Обращает на себя внимание тот факт, что их максимумы поглощения расположены рядом. Это не соответствуют принятым «основным» цветам и не согласуется с основными принципами трёхкомпонентной модели.

    Третий, гипотетический пигмент, чувствительный к фиолетово-синей области спектра, заранее получивший название цианолаб, на сегодняшний день так и не найден.

    Кроме того, найти какую-либо разницу между колбочками в сетчатке глаза не удалось, не удалось и доказать наличие в каждой колбочке только одного типа пигмента. Более того, было признано, что в колбочке одновременно находятся пигменты хлоролаб и эритролаб.

     

    Неаллельные гены хлоролаба (кодируется генами OPN1MW и OPN1MW2) и эритролаба (кодируется геном OPN1LW) находятся в Х-хромосомах. Эти гены давно хорошо выделены и изучены. Поэтому чаще всего встречаются такие формы дальтонизма, как дейтеронопия (нарушение образования хлоролаба) (6 % мужчин страдают этим заболеванием) и протанопия (нарушение образования эритолаба) (2 % мужчин). При этом некоторые люди, имеющие нарушения восприятия оттенков красного и зелёного, лучше людей с нормальным восприятием цветов воспринимают оттенки других цветов, например, цвета хаки.

    Ген цианолаба OPN1SW расположен в седьмой хромосоме, поэтому тританопия (аутосомная форма дальтонизма, при которой нарушено образования цианолаба) — редкое заболевание. Человек, больной тританопией, всё видит в зеленых и красных цветах и не различает предметы в сумерках.

     

    Нелинейная двухкомпонентная теория зрения

    По другой модели (нелинейная двухкомпонентная теория зрения С. Ременко), третий «гипотетический» пигмент цианолаб не нужен, приёмником синей части спектра служит палочка. Это объясняется тем, что при яркости освещения достаточной для различения цветов, максимум спектральной чувствительности палочки (благодаря выцветанию содержащегося в ней родопсина) смещается от зелёной области спектра к синей. По этой теории колбочка должна содержать в себе всего два пигмента с рядом расположенными максимами чувствительности: хлоролаб (чувствительный к жёлто-зелёной области спектра) и эритролаб (чувствительный к жёлто-красной части спектра). Эти два пигмента давно найдены и тщательно изучены. При этом колбочка является нелинейным датчиком отношений, выдающем не только информацию о соотношении красного и зелёного цвета, но и выделяющем уровень жёлтого цвета в этой смеси.

    Доказательством того, что приёмником синей части спектра в глазу является палочка, может служить и тот факт, что при цветоаномалии третьего типа (тританопия), глаз человека не только не воспринимает синей части спектра, но и не различает предметы в сумерках (куриная слепота), а это указывает именно на отсутствие нормальной работы палочек. Сторонники трёхкомпонентных теорий объяснить, почему всегда, одновременно с прекращением работы синего приёмника, перестают работать и палочки до сих пор не могут. 

    Кроме того, подтверждением этого механизма является и давно известный Эффект Пуркинье, суть которого заключается в том, что при наступлении сумерек, когда освещённость падает, красные цвета чернеют, а белые кажутся голубоватыми. Ричард Филлипс Фейнман отмечает, что: «это объясняется тем, что палочки видят синий край спектра лучше, чем колбочки, но зато колбочки видят, например, тёмно красный цвет, тогда как палочки его совершенно не могут увидеть». 

    В ночное время, когда поток фотонов недостаточен для нормальной работы глаза, зрение обеспечивают в основном палочки, поэтому ночью человек не может различать цвета.

    На сегодняшний день придти к единому мнению о принципе цветовосприятия глазом пока не удалось.

    eyesfor.me

    Цвет глаз

    Цвет глаз имеет большое значение в нашей жизни, даже если мы и не задумываемся об этом. Очень часто одежда, МАКИЯЖ и украшения подбираются непосредственно под цвет глаз, не говоря уже о том, что благодаря существующим СТЕРЕОТИПАМ, мы составляем свое первоначальное мнение о человеке именно по цвету его глаз!

    Цвет глаз человека, а точнее цвет радужной оболочки глаз, зависит от 2-ух факторов:

    - плотность волокон радужной оболочки

    - распределение пигмента меланина в переднем (внутреннем, мезодермальном) и заднем (внешнем, эктодермальном) слоях радужки.

    (Меланин – пигмент, определяющий цвет кожи и волос человека. Чем больше меланина, тем темнее кожа и волосы.)

    Сам по себе меланин, представленный в радужке, варьируется от желтого (феомеланин) до коричневого и черного цветов (эумеланин).

    Независимо от цвета глаз, задний слой радужки имеет тёмный цвет, исключение составляют только альбиносы. Тогда как же мы получаем богатый спектр цвета глаз?

    Рассмотрим возможные варианты.

    цвет глаз синие глаза Синий цвет получается в связи с малой плотностью волокон внешнего слоя радужки и малым содержанием меланина. В этом случае низкочастотный (красный) свет поглощается задним слоем, а высокочастотный (синий) — отражается от него, поэтому глаза получаются синие. Чем меньше плотность волокон внешнего слоя, тем насыщеннее синий цвет глаз.

    голубые глаза Голубой цвет получается, если волокна внешнего слоя радужки более плотные, чем в случае с синими глазами, и имеют беловатый или сероватый цвет. Чем больше плотность волокон, тем светлее цвет.

    Голубые и синие глаза наиболее распространены среди населения Европы, особенно — в Прибалтике и Северной Европе. В Эстонии такой цвет глаз имеют до 99 % населения, в Германии — 75 %. У 22 %. европеоидного населения США также встречаются голубые или синие глаза. Люди с синими и голубыми глазами есть и на Ближнем Востоке (в Афганистане, Ливане, Иране). Распространены глаза такого цвета и у евреев-ашкеназов.

    серые глаза Серый цвет получается подобно голубому, только при этом плотность волокон внешнего слоя ещё выше и их оттенок ближе к серому. Если же плотность волокон не так велика, то цвет глаз будет серо-голубой. К тому же наличие меланина или других веществ даёт небольшую жёлтую или коричневатую примесь.

    Серый цвет глаз наиболее распространён в Восточной и Северной Европе (до 50%). Также он встречается в Иране, Афганистане, Пакистане и некоторых регионах Северо-Западной Африки.

    цвет глаз зеленые глаза Зелёный цвет глаз связан с небольшим количеством меланина. Во внешнем слое радужки распределён жёлтый или светло-коричневый пигмент липофусцин. В сумме с получившимся в результате рассеяния синим или голубым цветом получается зелёный. Окраска радужной оболочки обычно неравномерная, существует большое количество разнообразных оттенков зеленого.

    Чисто зелёный цвет глаз встречается крайне редко. Его можно встретить у людей в Северной и Центральной Европе, а иногда и в Южной Европе. У женщин зеленые глаза встречаются гораздо чаще, чем у мужчин.

    янтарные глаза Янтарный цвет.Янтарные глаза имеют монотонную светло-коричневую окраску, иногда в них присутствует желтовато-зелёный или красноватый оттенок. Их цвет также может быть близок к болотному или золотистому, что обусловлено наличием пигмента липофусцина.

    болотные глаза Болотный цвет глаз (он же ореховый или пивной) является смешанным цветом. В зависимости от освещения, он может казаться золотистым, коричнево-зелёным, коричневым, светло-коричневым с жёлто-зелёным оттенком. Во внешнем слое радужки содержание меланина довольно умеренное, поэтому болотный цвет получается в результате комбинации коричневого и синего или голубого цветов. Могут присутствовать и жёлтые пигменты. В отличие от янтарного цвета глаз, в данном случае окраска не монотонна, а довольно разнородна.

    карие глаза Карий цвет глаз получается в результате того, что внешняя слой радужки содержит много меланина, поэтому на нём происходит поглощение как высокочастотного (синего), так и низкочастотного (красного) света, а отражённый свет в сумме даёт коричневый. Чем больше меланина, тем темнее и насыщеннее цвет глаз.

    Карий цвет глаз является самым распространенным в мире. Наибольшая концентрация людей с карими глазами в Азии, Океании, Африке, Южной Америке и в Южной Европе.

    цвет глаз черные глаза Черный цвет глаз по своей сути является темно-коричневым, но концентрация меланина в радужной оболочке настолько велика, что падающий на неё свет практически полностью поглощается. При этом глазного яблока может быть желтоватого или сероватого цвета.

    Черный цвет глаз распространён, прежде всего, среди негроидной расы, в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. В этих регионах дети сразу рождаются с радужной оболочкой, сильно насыщенной меланином.

    цвет глаз красные глаза альбиноса Красный (или розоватый) цвет глаз встречается только у альбиносов. Такой цвет связан с отсутствием в радужной оболочке меланина, поэтому определяется кровью в сосудах радужной оболочки. Очень редко красный цвет, смешиваясь с синим, даёт  фиолетовый цвет глаз. фиолетовые глаза

     

    infoglaza.ru

    Цвет и зрение человека

    12 - 2004

    Стефан Стефанов, канд. техн. наук, профессор Московского гуманитарного университета, технический директор компании «Полиграфические системы»

    Что такое цвет?

    Цвет как феномен зрения и объект изучения

    Глаз и ухо человека воспринимают излучения по-разному

    Цвет можно только видеть

    Как человек видит цвет, или Гипотеза C (B+G) + Y (G+R)

    Цвет без света

    Что такое цвет?

    Цвет — одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как зрительное ощущение. Зрительные ощущения возникают под действием на органы зрения света — электромагнитного излучения видимого диапазона спектра. Диапазон длины волны зрительных ощущений (цвета) находится в пределах 380-760 мкм. Физические свойства света тесно связаны со свойствами вызываемого ими ощущения: с изменением мощности света меняется яркость цвета излучателя или светлота цвета окрашенных поверхностей и сред. С изменением длины волны меняется цветность, которая идентична с понятием цвета, ее мы определяем словами «синий», «желтый», «красный», «оранжевый» и пр.

    Характер ощущения цвета зависит как от суммарной реакции чувствительных к цвету рецепторов глаза человека, так и от соотношения реакций каждого из трех типов рецепторов. Суммарная реакция чувствительных к цвету рецепторов глаза определяет светлоту, а соотношение ее долей — цветность (цветовой тон и насыщенность). Характеристиками цвета являются цветовой тон, насыщенность и яркость или светлота.

    А.С.Пушкин определил цвет как «очей очарованье», а ученый Шредингер — как «интервал излучений в световом диапазоне, который глаз воспринимает одинаково и определяет как цвет словами “красный”, “зеленый”, “синий” и т.д.».

    Таким образом, глаз интегрирует (суммирует) определенный интервал световых излучений и воспринимает их как единое целое. Ширина этого интервала зависит от множества факторов, в первую очередь — от уровня адаптации глаза.

    Цвет как феномен зрения и объект изучения

    Цвет — деяние света, деяние и страдательные состояния.

    И.В.Гёте

    Цвет сообщает вещам и явлениям форму, объем и эмоциональность при их восприятии. У большинства биологических видов световые рецепторы локализованы в области сетчатки глаза. Усложнение светового анализатора происходило по мере развития биологической линии. Высшее достижение природы — зрение человека.

    С возникновением цивилизации роль цвета возросла. Искусственные источники света (излучатели с ограниченным спектром электромагнитного излучения энергии) и краски (чистый бесконечный цвет) можно рассматривать как искусственные средства синтеза цвета.

    Человек всегда пытался овладеть способностью влиять на свое душевное состояние через цвет и использовать цвет для создания комфортной среды обитания, а также в различных изображениях. Первые способы применения цвета в ритуальной практике связаны с их символической функцией. Позже с помощью цветов стали отображать воспринимаемую реальность и визуализировать абстрактные понятия.

    Наивысшим достижением в овладении цветом является изобразительное искусство, использующее экспрессивные, импрессивные и символические цвета.

    Глаз и ухо человека воспринимают излучения по-разному

    По гипотезе Юнга-Гельмгольца наши глаза обладают тремя независимыми светочувствительными рецепторами, реагирующими соответственно на красный, зеленый и синий цвета. Когда окрашенный свет попадает в глаз, эти рецепторы возбуждаются в соответствии с интенсивностью действующего на них цвета, содержащегося в наблюдаемом свете. Любая комбинация возбужденных рецепторов вызывает определенное цветовое ощущение. Области чувствительности трех этих рецепторов частично перекрываются. Поэтому одно и то же цветовое ощущение может быть вызвано различными комбинациями окрашенных световых излучений. Глаз человека постоянно суммирует раздражения, и конечным результатом восприятия оказывается суммарное действие. Необходимо также отметить, что человеку очень трудно, а иногда и невозможно определить, видит он источник света или объект, отражающий свет.

    Если глаз можно считать совершенным сумматором, то ухо является совершенным анализатором и обладает фантастической способностью разлагать и анализировать колебания, образующие звук. Ухо музыканта без малейшего затруднения различает, на каком инструменте берется определенная нота, например на флейте или на фаготе. Каждый из этих инструментов имеет четко выраженный, свой тембр. Однако если звуки этих инструментов подвергнуть анализу с помощью соответствующего акустического устройства, то обнаружится, что комбинации обертонов, испускаемые этими инструментами, незначительно отличаются друг от друга. На основе только приборного анализа сложно безошибочно сказать, с каким инструментом мы имеем дело. На слух инструменты различаются безошибочно.

    По своей чувствительности глаз и ухо значительно превосходят самые современные электронные устройства. При этом глаз сглаживает мозаичность структуры света, а ухо различает шорохи (вариации тона).

    Если бы глаз был таким же анализатором, как и ухо, то, например, белая хризантема представлялась бы нам хаосом цветов, фантастической игрой всех цветов радуги. Объекты представали бы перед нами в различных оттенках (тембрах цвета). Зеленый берет и зеленый лист, которые обычно кажутся нам одинакового зеленого цвета, были бы окрашенными в различные цвета. Дело в том, что глаз человека дает одно и то же ощущение зеленого цвета от различных комбинаций исходных окрашенных световых пучков. Гипотетический глаз, обладающий аналитической способностью, немедленно обнаружил бы эти различия. Но реальный глаз человека суммирует их, а одна и та же сумма может иметь множество различных слагаемых.

    Известно, что белый свет состоит из целой гаммы цветов — спектров излучения. Мы называем его белым потому, что глаз человека не в состоянии разложить его на отдельные цвета.

    Поэтому в первом приближении можно считать, что объект, например красная роза, имеет такую окраску потому, что отражает только красный цвет. Какой-то другой предмет, например зеленый лист, видится зеленым потому, что выделяет из белого света зеленый цвет и отражает только его. Однако на практике ощущение цвета связано не только с избирательным (селективным) отражением (пропусканием) объектом падающего или излучаемого света. Воспринимаемый цвет сильно зависит от цветового окружения объекта, а также от сущности и состояния воспринимающего.

    Цвет можно только видеть

    Когда человек не имеет отношения к видению, вещи выглядят в основном одними и теми же в то время, когда он смотрит на мир. С другой стороны, когда он научится видеть, ничто не будет выглядеть тем же самым все то время, что он видит эту вещь, хотя она остается той же самой.

    Карлос Кастанеда

    Цвета, являющиеся результатом действия физических световых стимулов, обычно видятся по-разному при различном составе стимула. Однако цвет зависит также от целого ряда других условий, таких как уровень адаптации глаза, структура и степень сложности поля зрения, состояние и индивидуальные особенности смотрящего. Количество возможных комбинаций из отдельных стимулов мозаичности излучений света значительно больше количества различных цветов, которое приблизительно оценивается в 10 млн.

    Из этого следует, что любой воспринятый цвет может быть генерирован большим числом стимулов с различным спектральным составом. Это явление называется метамеризм цвета. Так, ощущение желтого цвета может быть получено под действием либо монохроматического излучения с длиной волны около 576 нм, либо сложного стимула. Сложный стимул может состоять из смеси излучения с длиной волны более 500 нм (цветная фотография, полиграфия) или из сочетания излучения с длиной волны, соответствующей зеленому либо красному цветам, при этом желтая часть спектра полностью отсутствует (телевидение, монитор компьютера).

    Как человек видит цвет, или Гипотеза C (B+G) + Y (G+R)

    Человечеством создано много гипотез и теорий о том, как человек видит свет и цвет, некоторые из которых были рассмотрены выше.

    В этой статье сделана попытка на базе изложенных выше технологий цветоделения и печати, применяемых в полиграфии, дать объяснение цветовому зрению человека. В основе гипотезы лежит положение о том, что глаз человека не является источником излучения, а работает как окрашенная поверхность, освещаемая светом, и спектр света разделен на три зоны — синюю, зеленую и красную. Сделано допущение, что в глазу человека имеется множество приемников света одного типа, из которых состоит мозаичная поверхность глаза, воспринимающая свет. Принципиальная структура одного из приемников показана на рисунке.

    Приемник состоит из двух частей, работающих как единое целое. Каждая из частей содержит пару рецепторов: синий и зеленый; зеленый и красный. Первая пара рецепторов (синий и зеленый) завернута в пленку голубого цвета, а вторая (зеленый и красный) — в пленку желтого цвета. Эти пленки работают как светофильтры.

    Рецепторы связаны между собой проводниками световой энергии. На первом уровне синий рецептор связан с красным, синий — с зеленым, а зеленый — с красным. На втором уровне эти три пары рецепторов связаны в одной точке («соединение звездой», как при трехфазном токе).

     

    Схема работает по следующим принципам:

    • голубой светофильтр пропускает синие и зеленые лучи света и поглощает красные;

    • желтый светофильтр пропускает зеленые и красные лучи и поглощает синие;

    • рецепторы реагируют только на одну из трех зон спектра света — на синие, зеленые или красные лучи;

    • на зеленые лучи реагируют два рецептора, которые находятся за голубым и желтым светофильтрами, поэтому чувствительность глаза в зеленой зоне спектра выше, чем в синей и красной (это соответствует экспериментальным данным о чувствительности глаза;

    • в зависимости от интенсивности падающего света в каждой из трех связанных между собой пар рецепторов возникнет энергетический потенциал, который может быть положительным, отрицательным или нулевым. При положительном или отрицательном потенциале пара рецепторов передает информацию об оттенке цвета, в котором преобладает излучение одной из двух зон. Когда энергетический потенциал создан только за счет световой энергии одного из рецепторов, то должен воспроизводиться один из однозональных цветов — синий, зеленый или красный. Нулевой потенциал соответствует равным долям излучений каждой из двух зон, что дает на выходе один из двухзональных цветов: желтый, пурпурный или голубой. Если все три пары рецепторов имеют нулевой потенциал, то должен воспроизводиться один из уровней серого (от белого до черного) в зависимости от уровня адаптации;

    • когда энергетические потенциалы в трех парах рецепторов разные, то в точке серого должен воспроизводиться цвет с преобладанием одного из шести цветов — синего, зеленого, красного, голубого, пурпурного или желтого. Но этот оттенок будет или разбеленным, или зачерненным, в зависимости от общего уровня световой энергии для всех трех рецепторов. Таким образом, воспроизведенный цвет будет всегда содержать ахроматическую составляющую (уровень серого). Этот уровень серого, усредненный для всех приемников глаза, и будет определять адаптацию (чувствительность) глаза к условиям восприятия;

    • если в большинстве приемников глаза в течение долгого времени возникают небольшие энергетические потенциалы (соответствующие слабым оттенкам цвета или слабохроматическим цветам, близким к ахроматическим), то они будут выравниваться и дрейфовать к серому или к преобладающему памятному цвету. Исключением являются случаи, когда используется сравнительный эталон цвета или эти потенциалы соответствуют памятному цвету;

    • нарушения в цвете фильтров, в чувствительности рецепторов или в проводимости цепей будут приводить к искажению восприятия световой энергии, а следовательно, к искажению воспринимаемого цвета;

    • сильные энергетические потенциалы, возникающие при длительном воздействии световой энергии большой мощности, могут вызвать восприятие дополнительного цвета при переводе взгляда на серую поверхность. Дополнительные цвета: к желтому — синий, к пурпурному — зеленый, к голубому — красный и наоборот. Эти эффекты возникают вследствие того, что должно произойти быстрое выравнивание энергетического потенциала в одной из трех точек схемы.

    Таким образом, при помощи простой энергетической схемы, включающей три разных рецептора, один из которых дублируется, и два пленочных светофильтра, можно моделировать восприятие любого оттенка окрашенного спектра света, который видит человек.

    В данной модели восприятия цвета человеком учитывается только энергетическая составляющая спектра света и не принимаются в расчет индивидуальные особенности человека, его возраст, профессия, эмоциональное состояние и многие другие факторы, которые влияют на восприятие света.

    Цвет без света

    Открыла мне моя душа и научила прикасаться к тому, что не облеклось плотью и не кристаллизовалось. И позволила она уразуметь, что чувственное есть половина мысленного и то, что мы держим в руках, — часть вожделенного нами.

    Дж. Х. Джебран

    Цвет возникает в результате восприятия глазом светового электромагнитного излучения и преобразования информации об этом излучении человеческим мозгом. Хотя и считается, что электромагнитное световое излучение — единственный возбудитель ощущения цвета, но цвет можно увидеть и без непосредственного воздействия света — цветовые ощущения свободно могут возникать в мозге человека. Пример — цветные сны или галлюцинации, вызванные воздействием на организм химических веществ. В абсолютно темном помещении мы видим перед глазами разноцветное мерцание, словно наше зрение вырабатывает в отсутствие внешних стимулов какие-то случайные сигналы.

    Следовательно, как уже было замечено, цветовой стимул определен как адекватный стимул восприятия цвета или света, но он — не единственно возможный.

    КомпьюАрт 12'2004

    compuart.ru