В статье рассказывается о том, что такое туториалы, зачем они нужны, в каком виде бывают и в частности про игровые туториалы.
В наше время уже давно никого не удивишь наличием компьютера и скоростным безлимитным доступом в сеть. Хотя еще каких-то лет 15 назад даже самые простые мобильные телефоны были далеко не у всех. Постепенно все организации и прочие учреждения также перешли на электронный документооборот, и даже самые консервативные люди признали удобство компьютерных технологий, будь то работа, общение или развлечения.
Естественно, подобное положение вещей неизбежно начало вносить в жизнь людей нечто новое: слова, понятия и даже целые профессии.
Но порой бывает так, что с обилием какой-то информации, материала, программ или сервиса сложно разобраться, а длинные самоучители читать не всегда бывает удобно и практично. В таком случае на помощь пользователям приходят туториалы. Так что такое туториалы? В этом мы и разберемся.
Для начала определимся с терминологией. Слово «туториал» пришло к нам из английского языка, в оригинале звучит «tutorial», что в дословном переводе означает «обучение».
Проще говоря, это учебный материал, который преподносится человеку в простой форме, с пошаговой инструкцией для простоты восприятия. Теперь мы знаем, что такое туториал. Однако каким он бывает?
Наиболее часто это слово можно встретить в тематических сообществах и на сайтах, посвященным компьютерным играм. Но что это за игры такие, для освоения которых нужно целенаправленно что-то изучать? Дело в том, что большинство современных компьютерных игр ставят себе цель как можно дольше задержать внимание целевой аудитории, к их разработке привлекают множество специалистов, а бюджеты их мало чем уступают по размеру современным голивудским кинокартинам. Но подобным, конечно, похвастать могут не все. Так что такое туториалы?
Наиболее часто потребность в туториалах возникает, когда человек начинает играть в сложную, многогранную онлайн-игру, где есть множество различных профессий, навыков и умений. Конечно, все они рассчитаны на то, что разобраться в них можно без дополнительной помощи, но все же для наиболее комфортного и результативного игрового процесса нужны туториалы.
К примеру, при прокачке персонажа в онлайн-игре правильное распределение умений очень важно, ведь часто изменить их впоследствии нельзя. В таком случае на помощь игрокам приходят туториалы и прочие рекомендации опытных геймеров, которые подробно описывают процесс и все нюансы. Так что мы разобрались с тем, что такое туториалы. Но нужны ли они лишь для онлайн-игр? Необязательно.
Для примера заберем такую популярную «песочницу», как "Майнкрафт". Эта простая и увлекательная игра затягивает тем, что позволяет строить здания и создавать предметы практически любой сложности. С каждым новым ее обновлением разработчики добавляют все больше различных возможностей, и порой сложно разобраться, как создать тот или иной предмет, к примеру, атомный реактор. Но, именно за многогранность и любят "Майнкрафт". Туториал для этой игры пригодится как новичкам, так и опытным геймерам.
Подобные учебные материалы имеют множество видов, и единого «правильного» не существует. Но есть две наиболее простые и удобные формы - это текст и видео.
С текстом все понятно, - это статья, где подробно описываются все нюансы по нужному вопросу и приводятся советы. Также для наглядности их почти всегда снабжают изображениями и скриншотами игры.
Ну а видеоролики подходят тем, кому проще воспринимать информацию посредством видеоряда, слушая «живой» голос автора и его комментарии.
Вот мы и разобрали вопрос, что такое tutorial.
fb.ru
Тьюториал как основная форма взаимодействия тьютора с обучающимися
Логинов Дмитрий Александрович, магистр,
заместитель директора по УВР МОУ «Гимназия № 7», учитель биологии и химии, педагог-психолог, тьютор
г. Саратов
В последнее время все чаще теоретики и практики в сфере образования ведут речь о построении системы тьюторского сопровождения образовательного процесса, об этом же мы можем прочитать в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: «индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов». В чем же специфика деятельности субъектов образовательной деятельности в условиях индивидуализации процесса образования?
Учитель, тьютор, учитель с тьюторской компетенцией…
Учитель сегодня – не самый умный, не самый успешный, но он – человек с определенной жизненной позицией, философией жизни, показывающий через свой субъективный опыт как создавать свою философию жизни, как выстраивать систему целей и идти к их достижению. Он не навязывает, не настаивает, а лишь создает условия, среду, в которых обучающийся имеет возможность сделать выбор и самоопределиться. Данную позицию педагога поддерживает не только здравый смысл в современных социально-экономических условиях, но и введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, предполагающих новые подходы в построении образовательного пространства, с опорой на принципы системно-деятельностного подхода и в единстве урочной и внеурочной деятельности. В свою очередь практика внеурочной деятельности и дополнительного образования, имея потенциал для вариативного построения образовательного процесса, его индивидуализации через построение индивидуальной образовательной траектории (маршрута) направлена на создание условий для осознания целей в процессе самообразования.
У Эриха Фромма есть очень подходящее для характеристики современного учителя понятие – «экзистенциальный авторитет», подразумевающее опору авторитета не только на способности выполнять определенные социальные функции, а в равной мере и на личностные качества человека, который достиг высокой степени личного совершенства. Педагог сегодня не просто сообщает систему академических знаний, он учит делать выбор, ставить цели, помогает выстраивать траекторию достижения цели и сопровождает эту траекторию обучающегося.
При этом речь идет не о каждом педагоге, а, прежде всего, о педагоге-тьюторе и педагоге с тьюторской компетенцией. Для понимания определимся понятиями «тьютор» и «тьюторская компетентность»: тьютор – это особый педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение индивидуальной образовательной программы; в свою очередь тьюторская компетентность– это компетентность современного учителя, позволяющая ему сопровождать индивидуальные учебные программы[1].
Если нас, учителей, спросить «Что является Вашей основной формой работы с обучающимися?» мы безоговорочно ответим, что это «Урок». Но если мы говорим о том, что тьютор – это самостоятельная педагогическая профессия, то целесообразно обозначить ведущую форму работы тьютора с тьюторантами (обучающимися). И тут во многих статьях, книгах, посвященных тьюторству в образовании, возникает такая форма как тьюториал.
Понимая, что тьюторское сопровождение – это, прежде всего, работа с картой возможностей и расширением границ коллективного и индивидуального действия, целесообразно выстраивать встречи с обучающимися именно в этом ключе: создать условия для построения карты возможностей, ее осознания и возможность сочетания ее с картами возможностей других. И вот, как раз, это сочетание, интеграция, индивидуальных карт возможностей позволяет расширить границы действия индивида, соотнести это действие с личными целями и в создавшейся избыточной среде сделать выбор.
Рассматривая тьюториал как ведущую форму работы тьютора с обучающимися (тьюторантами), стоит ориентировать его на создание пространства для осознания, для построения собственной индивидуальной траектории в соответствии с личными интересами, глубинными мотивами, т.е. среду и ситуацию самоопределения.
Итак, выстраивание взаимодействия с тьюторантами (обучающимися) осуществляется в реализации последовательности следующих типовых задач тьютора: знакомство (вхождение в деятельность), активизация («размораживание»), организация изучения, организация групповой и индивидуальной работы, организация обратной связи и рефлексии.
Этапы тьюториала
1. ЗНАКОМСТВО (ВХОЖДЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ). Есть несколько тактик знакомства: идентификация, стереотипизация, эмпатия и социально-психологическая рефлексия.
Игры и упражнения на знакомство
1. «Общее имя». Удобно проводить при первом знакомстве. Тьютор говорит участникам: «Чтобы нам познакомиться быстрее, можно назвать общее имя. Это просто: одновременно со всеми каждый называет свое имя». Получается громкое и веселое имя, состоящее из звукосочетаний различных имен.
2. «Математика». Сидящие по кругу называют цифры от одного до пяти. Каждый пятый вместо того, чтобы сказать «пять», называет свое имя и встает (он больше не участвует в игре). И так далее пока каждый не представится.
3. «Снежный ком». Самая распространенная методика знакомства. Каждый член группы по часовой стрелке называет свое имя, при этом каждый следующий должен повторить имя того (тех), кто представлялся перед ним, а только затем назвать свое. Получается, что имена накатываются как снежный ком.
4. «Имя с признаком». Помимо своего имени надо назвать и качество, которое тебе подходит, чтобы оно начиналось на первую букву имени, например: Вера – верность, Сергей – смелый и т.д. Можно называть имя и свой любимый фрукт или овощ (Наталья – груша, Сергей – ананас).
5. «Я больше всего люблю». Участникам предлагается изобразит жестами то, что они больше всего любят. Это может быть не только предмет, но и некоторая деятельность (чтение, рисование, занятие спортом и т.п.), а также люди, животные.
6. «Я не умею». Группа садится кругом (так чтобы все друг друга видели) и по очереди рассказывает о себе, начиная со слов: «Я не умею...». Тьютор после высказывания участника может задать возникшие вопросы. После того как выступили все участники, могут задавать вопросы все желающие (тем, к кому они появились во время проведения упражнения). Задача тьютора наблюдать и анализировать выступления. Кто-то из участников действительно старается быть искренним, признаться в своих неумениях (которые часто означают, что человек желает этому научиться), а кто-то постарается показать себя с лучшей стороны, не желая раскрываться(соответственно, высказывания «Я не умею стирать» и «Я не умею лгать» явно отличаются по информационной нагрузке). Задача тьютора – организовать свободный, интересный диалог.
2. «РАЗМОРАЖИВАНИЕ». Этот этап тьюториала предполагает создание такой атмосферы на занятии, когда каждый из тьюторантов сможет активизироваться, освободившись от зажатости, на этом же этапе решается вопрос мотивации к деятельности через создание ситуации противоречия, осознания личной заинтересованности тьюторантом (обучающимся). То есть можно смело говорить, что на данном этапе реализуется работа по целеполаганию. В качестве техник тут можно назвать и традиционные психологические разминки, например, при первой встрече возможен такой вариант: предлагается каждому члену группы представиться. Представляясь,участник называет качества, которые способствуют или мешают эффективному общению, называет свое хобби, девиз жизни. Представление ведется по кругу. Участники имеют право задавать любые вопросы. Если же мы говорим о системе тьюториалов, то на последующих в качестве разминок целесообразно использовать упражнения на сплочение группы, например, упражнение «Социометрия»: участники свободно разбредаются по комнате. Ведущий дает задание: "Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз" (варианты: "Те у кого день рождения летом", "Те, в чьем имени 5 букв" и т.д.) Возможны другие варианты, когда участники объединяются в группы по месту проживания, знаку зодиака, любимому цвету и т.п.
В качестве другого способа построения целеполагания и мотивации в начале тьюториала могут быть рассмотрены сказки и притчи и их обсуждение. Этот прием часто используется в работе психологов-тренеров – коучей. Суть приема заключается в том, что тьюторантам (обучающимся) предлагается некоторая сказка или притча (она выбирается в зависимости от цели тьюториала), после чего следует обсуждение, на основе анализа сказки (притчи) по заранее продуманным вопросам.
В качестве примера пердставим притчу «Спасти одну звезду»[2], которая может стать началом тьюториала, посвященному виденью и постановке личных целей, созданию ресурсной карты тьюторанта.
«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
— Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды».
В качестве рефлексивных вопросов к этой притче могут быть предложены:
- Кого или что можно назвать «морской звездой», которую вы хотели бы спасти?
- Как много значит для того, кого Вы «пытаетесь спасти» то, что Вы делаете?
- К какой цели вы сейчас стремитесь?
- На какие небольшие задачи ее можно разбить?
- Что Вы намерены делать каждый день, чтобы достичь цели?
- Что случиться, если Вы опустите руки хотя бы на день? Сколько «звёзд» вы не успеете за это время спасти?
- Как вы собираетесь поддерживать свою решимость, чтобы двинуться в путь — и завершить его?
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬТОРИАЛА. После того как возникла некая ситуация заинтересованности, виденья личных целей, запускается основная работа тьюториала, например, деятельность по составлению ресурсной карты тьюторантов (обучающихся) или же работа по планированию этапов конкретного проекта, обсуждение его продукта (если речь идет о создании системы тьюторалов в поддержку конкретного проекта обучающихся).
На этом этапе тьюториала, после обозначения проблемы, решение которой должно осуществляться, составляется совместный план тьюториала, этапы которого фиксируются на доске (ватмане).
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ. Говоря об осуществлении деятельности на тьюториале, о том, что субъектная активность тьютораната и системно-деятельностный подход есть непременные условия его реализации, предполагается построение сменяющих друг друга форм работы. Тьюторанты обсуждают что-то в микрогруппах, работают индивидуально, затем это все обсуждаются на общем круглом столе, после чего, переходя к следующему пункту плана тьюториала, вновь формируются микрогруппы или пары и т.д. По завершении каждого из вида деятельности организуется рефлексия: чему научились; какова польза от этого; где и как это можно использовать?
5. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕФЛЕКСИИ И ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. Как и любая выстроенная целенаправленно и продуктивно деятельность, тьюториал завершается рефлексией, суть которой ¬ выявить эффективность тьюториала, то есть насколько он был полезен каждому из тьюторантов (обучающихся). Именно итоги рефлексии могут стать основанием для целеполагания и планирования деятельности на следующем тьюториале. Кроме того, разворачиваясь в логической последовательности: проблема — почему это произошло — что делать, — этап рефлексии позволяет осуществлять работу по эффективному выходу из сложившихся затруднений. Возможно, что представленная модель тьюториала и не является идеальной, но опыт работы и результаты экспериментальной деятельности по внедрению тьюторского сопровождения в образовательный процесс показывают, что тьюториал, как форма работы тьютора с учащимися, позволяет достигать цель и задачи, стоящие перед обучением в современной школе.
Из практики: тюториал «ГИА как праздник»
В качестве примера предлагаем сценарий тьютоииала для обучающихся 9-х классов «ГИА как праздник». Основной целью данной встречи тьютора и тьюторантов является деятельности по формированию позитивной мотивации в отношении подготовки к сдаче экзамена.
1. Знакомство (вхождение в деятельность). Дорогие ребята. Мне приятно видеть вас в стенах Тьюторского центра лицея. Настал тот момент, когда нужно мобилизовать все силы для того, чтобы успешно сдать выпускные экзамены. Может быть, кому-то из вас кажется, что вы абсолютно готовы к экзаменам. Такая уверенность в себе, в своих силах похвальна, если только она основана на реальных, уже существующих отличных результатах. Но есть среди вас, наверняка, и такие ребята, кто сомневается в своих знаниях и силах. А еще, я думаю, есть те, кто просто рассчитывает на удачу.
2. «Размораживание». Сравните два синквейна:
Синквейн 1
ГИА – событие:
— ответственное, серьёзное;
— напрягает, волнует, стимулирует;
— вдохновляет на достижение успеха;
— праздник.
Синквейн 2
ГИА - событие:
— страшное, серьёзное;
— напрягает, раздражает, пугает;
— отнимает много времени и сил;
— проблема.
Какой из синквейнов соответствует вашему настроению на сегодняшний день? Предлагаю вам внимательнее рассмотреть первый вариант и придумать название нашему сегодняшнему тьюториалу.
3. Организация изучения.
– Чему сегодня будет посвящен наш тьюториал?
Обучающиеся (тьюторанты) высказывают предположения. Тьютор отбирает наиболее подходящее и фиксирует его на доске.
– Итак, тема сегодняшнего тьюториала: « ГИА – праздник».
– Что такое ГИА с точки зрения законодательства?
– Можно ли говорить, что ГИА – это итог вашей работы за 9 лет? Это серьезное событие, а к любому серьезному событию необходимо серьезно готовиться. Почему?
– Что необходимо вам для такой серьезной работы как подготовка к экзаменам?
Предлагаю каждому из вас составить для себя «Умную карту».
«Умная карта» – эффективный и популярный метод написания информации среди успешных людей. Она создается по принципу работы нашего мышления, что способствует скорейшему запоминанию информации. Рисуем окружность, в центре которой записываем цель: ГИА – праздник. От кружка рисуем лучи и записываем все слова, которые имеют отношение к ГИА. Пишем, что нужно для успешной сдачи экзаменов, что есть на сегодняшний день и то, что мешает. Нужно следующее: осознание важности события, время, здоровье, поддержка близких людей, вера в свои силы…Нужны хорошие знания. Что имеем на сегодня? У нас есть определенные знания, умения и навыки, здоровье, желание, помощь друзей. Есть учебники, интернет, хорошие бытовые условия… Что мешает? Не хватает времени, часто болит голова, мучает страх, нет веры в свои силы, лень, не хватает сил, кажется, что ничего не знаю. Таким образом, у нас появилась определенная картинка.
Давайте остановимся на каждом из этих моментов.
Важность события. У каждого из нас много планов, целей и задач. Все они делятся на разные категории: близкие – далекие, очень важные – не очень важные, легковыполнимые – трудновыполнимые. Каждому нужно задать самому себе вопросы и найти ответы на вопросы: «Что будет со МНОЙ, если Я сдам ГИА отлично? Какие перспективы передо МНОЙ открываются? Что будет со МНОЙ, если Я не сдам или плохо сдам ГИА?» От ответов на эти вопросы будет зависеть ваше дальнейшее поведение.
Здоровье и время. Учитывая тот факт, что учебная нагрузка на вас достаточно велика, дополнительная нагрузка, связанная с подготовкой к экзаменам, может отрицательно сказаться на здоровье. Для того чтобы этого не случилось, нужно очень внимательно пересмотреть свое планирование. Обязательно нужно спать не менее 9 часов в сутки, не менее 4х раз в день есть здоровую и полноценную пищу и заниматься физкультурой. В период подготовки к экзаменам нужно тщательно расписывать каждый свой день, планировать и ежедневно подводить итоги.
Как определить степень подготовленности к экзамену? Нужно провести «ревизию» в знаниях. Взять лист бумаги, расчертить на колонки и озаглавить их:
В каждой колонке нужно ежедневно записывать то, что ты обнаружил, листая свои учебники, свои плюсы и минусы.
Каждому из вас нужно расписать для себя задания, определить время на выполнение. Подойти к учителю или тьютору, если нужна консультация по предмету. И учить, учить, учить, пока все пробелы в знаниях не будут ликвидированы. Это называется «учиться по Индивидуальному образовательному маршруту» (ИОМ). ИОМ – это результат выбора человеком основных ориентиров самовоспитания, самообучения и саморазвития, определение целей и ожидаемого результата – образовательного продукта – на основании направленности своих интересов и склонностей, а также социального и государственного заказов.
Главное, что нужно осознать: только каждый из нас сам способен изменить ситуацию в лучшую сторону, сам управляет своим процессом подготовки к экзаменам.
Например, вы отметили такое препятствие как лень как мешающий подготовке фактор. Лень нужно постараться укротить.
Сформируем несколько подходов.
– Предлагаю сформулировать несколько советов каждому, кто страдает этим «недугом» – ленью.
– Начни с малого: протри пыль, прочитай небольшую новость на иностранном языке, прогуляйся до ближайшего магазина. Эти небольшие дела взбодрят тебя.
– Поощряй себя. Определи для себя объем работ и установи вознаграждение – чай с конфеткой или 15 минут перерыва на игру.
– Всю работу подели на части и вознаграждай себя за каждую хорошо выполненную часть.
– Соблюдай расписание. Установи четкие временные рамки. Расписание составь максимально подробно.
– Мотивируй себя. Четко представь себе последствия от сделанной или не сделанной работы. И правильно расставь приоритеты.
Одно из современных учений в психологии гласит: в любой жизненной ситуации оценивай себя как удачливого, всеми любимого и уважаемого человека и сообщай об этом миру и, в первую очередь, себе. Это поможет тебе быстрее освоить правильные нормы поведения, обрести чувство гармонии с жизнью, своим восприятием себя в этом мире сформируешь успешную ситуацию. Мотивация для девушки, например, может состоять из следующих фраз, которые нужно повторять, если вдруг совсем пропала вера в себя и свои силы: Я умная. Я сильная. Я стильная. Я трудолюбивая. Я успешная. Я справлюсь. Я красивая. Я смелая. Я добрая. Я всё делаю правильно. Я веду себя достойно. Я спокойна и сдержанна. Я ценю себя. Я – Личность. Я хорошо готовлю. Я умею красиво танцевать. У меня красивая фигура. У меня хорошие друзья. Я учусь в престижном лицее. У меня порядок в мыслях и в делах.
Обратите внимание на советы от тьютора
– Ключом к успеху является твоё умение письменно формулировать цели и планы их достижения.
– Всегда работай, опираясь на список дел. Составляй его, сортируй дела и выполняй самое важное. Каждое воскресенье составляй план на следующую неделю, продумывай расписание на каждый день накануне вечером.
– Устанавливай высокие стандарты. Рассматривай себя как образец для подражания.
– Хорошо помогает каждому свой совет дня. Это может быть любая фраза или цитата, которая в данный момент оказалась для вас моральной поддержкой.
Например: «Самодисциплина – это способность заставить себя выполнять то, что ты должен делать, когда ты должен это делать, независимо от того, хочется тебе этого или нет».
Хорошо, если каждый день каждый из вас будет определять для себя пословицу дня. Например: «Кто хочет, тот может», «Делу - время, потехе – час», «Дорогу осилит идущий», «Без труда не вытащишь рыбку из пруда», «Сделал дело – гуляй смело», «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня» и другие.
[1] Ковалева Т.М. О деятельности тьютора в современном образовательном учреждении / Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», Москва, 18-19 мая 2009 / Науч. ред. Т.М. Ковалева; отв. ред. А.А. Теров, О.Ю. Жилина. М.: АПКиППРО. 2009. 188 с. С. 5-11.
[2] Паркин М. Сказки для коучинга: Как использовать сказки, истории и метафоры в работе с отдельными людьми и малыми группами. М.: ООО «Издательство «Добрая книга». 2009. 304 с. С. 140-141.
nsportal.ru
Мастер-класс - это краткий (до 2 часов) рассказ об идеях, технологиях, методах, применяемых автором для решения задач. Он рассказывает - Вы слушаете. По сути - это демонстрация возможностей автора.
На хорошем мастер-классе можно узнать что-то новое и интересное. Однако, надо быть готовым к тому, что за 2 часа Вы узнаете не так много, как на семинаре, и не обретёте навыков автора.
Мы предлагаем посещать мастер-классы, когда Вы заинтересованы пройти обучение у автора и хотите с ним предварительно познакомиться.
Семинар - это развёрнутый и подробный рассказ по какой-нибудь теме. Может продолжаться от нескольких часов до нескольких дней. Спикер рассказывает - Вы слушаете. По сути - это очень большая лекция, во время которой есть место для дискуссии и обсуждения возникающих у участников вопросов.
На хорошем семианре можно узнать много нового и интересного. Однако, надо быть готовым к тому, что искать способы применения новых знаний придётся самостоятельно.
Мы предлагаем посещать семинары по таким тематикам, в которых Вам достаточно получить знания, а их применение будет ситуативным.
Тренинг - это групповое занятие, во время которого формируются какие-нибудь конкретные навыки, отрабатывается применение полученных знаний. Может продолжаться от 1 часа до нескольких дней, может быть регулярным, как занятия в тренажёрном зале. Тренер даёт задание - Вы работаете над его выполнением, тренируетесь. По сути - это в первую очередь практические занятия.
На хорошем тренинге можно научиться что-либо делать достаточно хорошо для того, чтобы потом это можно было применять в жизни. Однако, надо быть готовым к тому, что объём получаемых на тренинге новых знаний будет ограничен - только то, что необходимо для формирования навыка.
Мы предлагаем посещать тренинги, когда Вы точно знаете каких навыков Вам не хватает.
Тьюториал - это групповое практическое занятие, дополняюще самостоятельные занятия при обучении по дистанционной технологии или технологии комбинированного обучения (blended learning). Может продолжаться от 3 до 6 часов. Тьютор выясняет возникшие при самостоятельных зянятиях проблемы и даёт задания, позволяющие попрактиковаться и освоить новые знания, обменяться опытом с коллегами. На тьюториалах применяются активные методы обучения: групповые дискуссии, деловые игры, тренинги, мозговой штурм. По сути - это лёгкая форма тренинга, в которой под руководством тьютора другие участиники помогают Вам освоить полученные знания.
На хорошем тьюториале можно устранить пробелы в знаниях, разобраться в непонятных темах и научиться применять полученные самомтоятельно знания. Однако, надо быть готовым к тому, что сначала надо получить знания, подготовиться, чтобы стать равноправным участником дискуссий и групповой работы.
Мы проводим тьюториалы для участников курсов повышения квалификации и профессиональной подготовки, которые мы реализуем с применением технологии комбинированного обучения (blended learning).
www.cedo-link.ru
Сегодня, с появлением цифровой дистрибуции и, соответственно, множества игр, судьба игры часто определяется на основе первого впечатления. Очень важно в быстрой и занимательной форме довести до игрока, как играть в вашу игру. Давайте, для примера, разберем несколько методов, от самых худших до самых лучших.
Как уже было сказано, благодаря развитию цифровой дистрибуции, бумажные мануалы вымерли напрочь. Сейчас, даже релизы в коробках предпочитают включать в издание рекламную брошюрку с бонусным кодом и списком авторов, чем учебное руководство. Поэтому, если в вашей игре отсутствует туториал, игроку придется искать его где-то на стороне, что не очень хорошо.
Вы скажете, что многие игроки ищут в сети прохождения к играм, и для них это не проблема. И я с вами соглашусь. Более того, некоторые игры пытаются нажиться на этом типе общественной деятельности.
Например, в недавно вышедшей Fez игроку предстояло декодировать алфавит с помощью ключей, разбросанных по всей игре. Решить эту головоломку было чрезвычайно сложно, поэтому она породила несколько интересных онлайн-дискуссий. Они бы не существовали, будь в игре объяснение.
Также, всю картину могут испортить оставшиеся неясными термины. Например, статистика Тайной магии (Arcane) в Darksiders 2. На основании контекста, можно предположить, что это связано с усилением повреждений от магии. Но игрок не может знать наверняка, и ему приходится искать информацию на сторонних ресурсах.
Ещё хуже, если мануал онлайн-игры от разработчиков и официальное руководство расходятся во мнении, что делает данная статистика. Этого всего можно было бы избежать, путем добавления внутриигровых подсказок.
Хоть этот пример является практически незначительным на фоне огромной игры, он все же он показывает, как такая путаница может раздражать игрока. Случившись такая ошибка в крупных масштабах, например неправильное объяснение механики, это подорвало бы весь игровой процесс.
Этот вид туториала является самым легким в реализации (не считая первого метода),и наименее эффективным. Описательным туториалом является тот туториал, который описывает или показывают игроку, как что-то происходит за пределами самой игры. Это могут быть текстовые объяснения предваряющие геймплей или традиционное окно «Управление».
Этот метод не только не эффективен, но и может поставить игрока в тупик. Почему? Потому что начав играть, люди забывают то, что они только что прочли.
Многие из вас могли это испытать, сыграв в демку какой-нибудь игры. Часто, в демо-версии, туториал заменяют на более интересную часть игры, оставляя игрока, в лучшем случае, с изображением контроллера во время загрузки.
Никогда так не делайте
Игрокам лишь остается экспериментировать или постоянно консультироваться с окном «Управление».
Контекст
Механика и управление в игре часто могут быть сложными. Как правило, они упрощаются для игрока, в контексте соответствующих сценариев геймплея. Попытка предоставить игроку большую часть или всю информацию по ним, приведет к тому, что он их не запомнит или просто не поймет.
Как правило, в играх, использующих подобный метод, такие проблемы решаются двумя способами: — предоставление информации, когда она необходима; — возможность постоянно посещать туториал в меню.
Оба эти способа раздражают и заставляют останавливать игру. Хорошим примером может послужить игра Devil May Cry, которая, как и любой beat-«em-up, имеет список приемов. Приходится постоянно ставить игру на паузу и отправляться изучать приемы.
К сожалению, этого трудно избежать. Попытка научить игрока всевозможным приемам может оказаться слишком утомительной.
Игры “Бери и играй”
Речь идет об играх, управление в которых довольно простое. В основном, это файтинги. Экспериментирование с интуитивным управлением (легкие, средние и тяжелые удары и пинки в Street Fighter, например) привносит определенный фан. В некоторых аркадных автоматах с файтингами, кнопки были подписаны или был вставлен список персонажей с особыми приемами на самом контроллере.
Описательные туториалы могут работать, но все же их стоит избегать.
Обучающая комната — это раздел геймплея, в которой игроку показывается все, что он должен знать для игры. Почти всегда, это происходит в отдельной области или на специально созданном уровне. Это, своего рода, интерактивная версия описательного туториала. Этот тип туториала чаще всего используют игры последних поколений приставок.
Видео выше показывает туториал игры Jamestown: Legend of the Lost Colony, инди-шутер, созданный студией Final Form Games. Именно этот туториал отлично показывает сущность обучающей комнаты, и почему этот метод может стать самым эффективным. Туториал наглядный и довольно краткий. Игрок сразу поймет, как играть в вашу игру.
Но значит ли это, что обучающая комната, это идеальный метод туториала? Нет. Обучающая комната далека от совершенства. На самом деле, она имеет серьезные недостатки для некоторых типов игр. Возможно, из-за простоты механики Jamestown, обучающая комната подходила там больше всего. Из-за этой простоты, туториал краток и легко изучаем.
Видео обучающей комнаты в игре Bionic Commando (2009 года) наглядно показывает, что не всегда этот метод может привести к успеху. Разница между этим туториалом и туториалом Jamestown очевидна: механика Bionic Commando намного сложнее.
Обучающая комната Bionic Commando не слишком интересный учитель. Она пытается научить нас различным механикам, одна за другой. Из-за скучного туториала игрок может его пропустить и не узнать об игре ничего.
Избегайте туториалов «Увидел, забыл»
Обучающая комната Bionic Commando лучшим образом подходит для демонстрации недостатков этого метода. Помимо очевидной излишней продолжительности, обучающая комната плохо подходит для игр, где игрок получает новые способности по ходу всей игры. Приемы, которые вы используете в Bionic Commando ближе к концу туториала (особенно запуск и бросание), вы сможете использовать далеко не в начале игры.
Представьте, что вы выучили сложную атаку только для того, чтобы узнать, что вы не сможете её выполнить начав игру. А то, что могло стать приятным моментом получения новых возможностей, превращается в возвращение того, что у вас отобрали ранее.
Тем не менее, такое происходит в каждой игре Metroid. И никто на это не жалуется. Почему? Разница в том, что новые способности в играх Metroid нужны для того, чтобы пройти в закрытые области или использовать на каком-либо предмете. Это позволяет игрокам примерно запомнить, куда им стоит вернуться, после получения определенных способностей.
Обучающая комната в Metroid встроена в дизайн (структуру) самой игры и смотрится хорошо, несмотря на сложность механики.
Стратегии
Обучающая комната может оказаться самым эффективным методом в стратегиях. Стратегии — это игры о тактике, где чрезвычайно важно знать выгодные для вас ситуации.
Часто, такие игры включают в себя режим Challenge или Scenario, который является серией обучающих комнат, представленных под видом головоломок. Такое существует во всех видах стратегий: от стратегии в реальном времени StarCraft 2, до пошаговой Hero Academy. Хотя обучающая комната далека от совершенства, она может сработать, если сильные и слабые стороны приняты во внимание должным образом.
Контекстный туториал — это когда обучающая комната разбита на несколько мелких частей и гармонично вставлена в геймплей игры. Самый простой способ понять, что имеется в виду, это посмотреть видео ниже.
Начиная с отметки 5:35, можно увидеть контекстный туториал в действии. Геймплей на короткое время останавливается (стоит отметить, что такое не всегда имеет место в контекстном туториале), и на экране выплывают инструкции в виде обозначений кнопок, которые следует нажать, чтобы выполнить действие.
Помимо демонстрации маленького примера контекстного туториала, начало Uncharted 3 также иллюстрирует весь потенциал этого метода. Сам туториал невероятно короткий, поскольку он демонстрирует только то, что вам нужно знать в определенной момент. Также, он практически не влияет на ход игры, поскольку является непосредственной частью геймплея.
Этого можно достичь даже в относительно сложных играх, потому как информация разделена на мелкие порции, на протяжении всего игрового процесса. Именно этого не хватало обучающим комнатам.
Ещё одно преимущество контекстного туториала заключается в самом названии. Подсказка всплывает в определенном окружении и контексте, что сводит замешательство игрока к минимуму.
Недостатки
Главные недостатки контекстного туториала заключаются в его реализации. Для линейной игры реализация такого обучения не является трудной задачей: нужно единожды предоставить соответствующую информацию, и не позволять игроку проходить игру дальше, пока он не продемонстрирует свое понимание. Из ролика выше видно, что игра будет ждать того момента, когда игрок нажмет квадрат, чтобы ударить. Пока вы этого не сделаете, игра не пустит вас дальше.
В более открытых играх, где у игрока есть несколько вариантов решения проблем, реализация контекстного туториала может стать настоящей проблемой.
Например, вы хотите показать игроку, что можно стрелять в бочку со взрывчатым веществом, чтобы убить врага, стоящего за ней. Поэтому, вы подсвечиваете её и выводите небольшую подсказку внизу экрана.
Предположим, что игрок не заметил ваших подсказок и продолжает стрелять во врага, а не в красную бочку. Такое происходит часто. Но что можно сделать в этом случае? Стоит ли заставлять игрока стрелять в бочку? Будете ли вы выводить подсказку каждый раз, когда игроку будут встречаться бочки, до тех пор, пока он не выстрелит в нее? Здесь контекстный туториал может стать раздражительным для игрока, и он его выключит. Нет туториала хуже, чем тот, который вообще ничему не учит.
Допустим, наш игрок совсем не глуп
Нет ничего плохого в том, чтобы подсказать игроку действие несколько раз, если становится очевидно, что он не заметил подсказки. Но никогда не злоупотребляйте этим. Если игрок, из примера выше, не взорвал бочку, возможно он не захотел этого делать.
Также, не объясняйте игрокам те вещи, о которых они уже знают. Например, в Legend of Zelda: Skyward Sword, нам упорно продолжают объяснять значение собранных вещей (даже если они у нас уже имеются) и то, что полная потеря здоровья приводит к смерти.
Также, не следует использовать контекстный туториал в играх, где акцент делается на немедленное использование широкого спектра способностей. Например, в файтингах или beat-«em-up играх.
Тематически соответствующий контекстный туториал это не самостоятельный метод, а скорее подтип контекстного туториала, который мы рассматривали выше. Этот метод обучения демонстрируется в тематически соответствующем месте во время геймплея.
Это могут быть стрелки управления, вырезанные на стене пещеры в начале платформера. Или нарисованный маленький прыгающий человечек и клавиша пробел на стене, прямо перед первым выступом. Или товарищи по команде, советующие вам найти укрытие, когда вы попадаете в первую перестрелку. Такой вид туториала невероятно прост в исполнении и легко смешивается с игровым процессом.
Тематически соответствующий контекстный туториал (в игре Spelunky)
Главный недостаток этого метода — он подходит только для игр с интуитивным, простым или часто используемым управлением. Если в вашей игре представлено нечто абстрактное, что игрок не видел ранее, или управление действительно требует детального объяснения, такую информацию будет трудно представить, используя данный метод.
Легче объяснить игроку как взорвать стену или использовать перекрытие, чем заставлять выслушивать своего напарника, ударившегося в долгие объяснения. Или в замке, полном ловушек, заставить игрока читать множество табличек, объясняющих как эти ловушки пройти.
Эта игра также является примером данного метода (из игры The Binding of Isaac)
Благодаря ограниченному влиянию на погружение в игру и его эффективность в играх с простой механикой, этот тип туториала широко распространен среди инди-разработчиков, которые пытаются сделать игровой процесс более эмоциональным и захватывающим. Особенно это касается платформеров.
Этот тип туториала можно интегрировать в игровой процесс таким образом, что он будет совсем незаметен. Это подводит нас к самому последнему и лучшему типу туториалов.
Этот метод является одновременно и самым худшим, и самым лучшим из типов туториалов.
Интерактивный характер игрового процесса практически всегда требует от игрока преодолеть какие-нибудь препятствия. Будь то состязание навыков, везения, логики, и даже, понимание повествования. Мы все играем в игры, чтобы получить удовольствие от борьбы и преодоления препятствий. Но как это все связано с отсутствием туториала?
Игровой туториал объясняет правила, установленные в игре, показывает игроку инструменты, доступные для преодоления препятствий, как и сами препятствия. Как и во всех играх, удовольствие можно получить только играя в игру, а не изучая ее правила.
Однако, видео-игры, в отличие от других форм игр, предоставляют возможность включить обучающий аспект, как часть самой игры.
Игра без туториала позволяет игроку самому открыть установленные правила и считать прохождение очередного препятствия собственным достижением. Это намного лучше, чем заставлять игрока последовательно следовать инструкциям.
Однако, и у этого метода есть одна проблема. Чтобы грамотно составить игру без туториала, потребуется огромная работа гейм-дизайнера.
Это не ново
Разработка игры, которая полностью ясна и понятна без каких-либо внешний указаний, является трудной задачей. Но такое делали и раньше. Многие старые игры используют очень простое управление и способ внедрения игрока, что принесло им огромный успех.
Давайте взглянем на видео, демонстрирующее геймплей оригинальной аркадной игры Pac-Man. А точнее, на заставку. В то время, как игрок готовится начать игру, он может ясно увидеть, что Pac-Man убегает от призраков, подбирает энерджайзер (большая белая точка), поворачивается и начинает есть призраков, от которых он только что удирал. Это очень просто и понятно. Игрок поймет механику игры ещё до того, как начнет в нее играть.
Также, в Pac-Man нужно есть точки и фрукты, хотя, об этом в заставке не говорится. Благодаря своему расположению в игре, первым действием игрока наверняка станет поедание точек. И он сразу заметит, что его счет пополз вверх.
Этот тип обучения, в старых играх, был относительно легок, частично, благодаря простой механике игры и простому методу внедрения игрока. В наши дни, для игр, использующих сложный контроллер и клавиатуру, полную кнопок, от игрока потребуются определенные знания базовых кнопок управления. Например, игрок должен знать, как использовать WASD для перемещения, или он должен, в идеале, опробовать каждую кнопку на клавиатуре, перед выполнением определенного действия.
Дополнительная информация
В этом занимательном видео детально разбираются и сравниваются игровые туториалы Mega Man Classic и Mega Man X. К сожалению, видео полностью на английском языке (прим. пер.).
monkey-x.ru
На фоне стремительно развивающихся возможностей современного мира, резко расширившегося многообразия социокультурной жизни и динамики общества в целом образовательная школа долгое время выглядела устаревшей системой. Политика нашего государства, в частности модернизация и реформирование системы образования Российской Федерации, направлены на то, чтобы устранить давно созревшую проблему – исключить обезличенность массовой школы.
Сегодня от учеников требуется новое качество – стремление к инициативному, самостоятельному и ответственному движению в собственном непрерывном обучении. Но как должен измениться учебный процесс, чтобы обеспечить выполнение этих требований?
Индивидуализация обучающих программ привела к появлению новых, неведомых до сих пор профессий в образовательной сфере. В нашей стране присутствует довольно яркая тенденция все «американизировать». В результате понятие «индивидуальные занятия» постепенно вытесняет термин «коучинг», а учителя и педагоги перевоплощаются в тьютеров. Однако, если «коучеры» укрепились в области бизнеса, то что же такое тьюторство в современном образовании? Чем будет заниматься тьютор в детском саду, школе или вузе?
В переводе с английского tutor означает «домашний учитель, наставник, опекун». Происхождение этого слова идет от латинского tueor – заботиться, оберегать, связано с понятием «защитник» или «покровитель». Таким образом, тьютор выполняет посредническую роль и выступает в качестве помощника учащегося, его консультанта и организатора эффективной учебной деятельности. Именно деятельность наставника отвечает важным аспектам образовательного процесса ученика.
Тьюторство в образовании – это принципиально новый вид педагогической деятельности. Свое применение находит в работе с проблемными семьями, детских дошкольных учреждениях, школах, колледжах, в сфере дополнительного или профессионального образования, в высших учебных заведениях.
На сегодняшний день рассматривается несколько аспектов тьюторства в образовании. Это, во-первых, компенсаторная деятельность, направленная на разрешение трудностей с успеваемостью, дисциплиной или организацией дополнительных занятий. Задача наставника - помочь преодолеть несоответствие между учебной программой и реальными возможностями ученика.
Во-вторых, тьютор должен суметь помочь решить проблему развития личностного потенциала средствами просвещения – организовать «избыточность» образовательной среды, чтобы ученик смог открыть для себя что-то новое и заинтересоваться учебным процессом. Здесь подразумевается помощь в направлении воплощения проектной и исследовательской деятельности.
В-третьих, тьюторство в системе образования подразумевает формирование процесса работы, направленное на достижение конечного результата. Таким образом, обучающийся должен пройти путь культурного, профессионального и личностного самоопределения. Сопровождение непрерывно длится в течение всего образовательного процесса.
Что такое тьюторство в дошкольном образовании? Новый вид педагогической деятельности проявляется там, где необходимо индивидуализировать любой учебный процесс. Детские сады и дошкольные заведения не являются исключением. Напротив, именно здесь задается личностный старт маленького человечка: наставник запускает механизмы совершенствования ребенка, поддерживая и помогая освоить ресурсы социума для самостоятельного познания и личностного развития.
Чтобы добиться эффективных результатов в работе с конкретным малышом, тьютор-воспитатель должен изучить его жизненную среду и помочь преодолеть дефицит опыта или, наоборот, укрепить и развить сильные стороны личностного потенциала. При этом не стоит забывать, что нормальное обучение не может происходить без участия родителей. Поэтому специалист будет их привлекать, консультировать и ориентировать в том или ином обучающем процессе.
В работе с каждым конкретным ребенком тьютором составляется индивидуальная программа (маршрут) развития с учетом возрастных и личностных особенностей малыша. Разработка производится таким образом, чтобы расширить детский кругозор и максимально стимулировать заинтересованность ребенка к самостоятельному познанию в обучении.
Благодаря тому что система дополнительного образования не имеет четких государственных стандартов, именно эта область обучения позволяет индивидуализировать учебный процесс. Здесь доступно обучение по гибким, вариативным методикам: каждому ребенку гарантированы свободные темпы и глубина освоения образовательных программ.
Тьюторство в дополнительном образовании способствует применению личностно-ориентировочных технологий и способствует развитию собственного потенциала.
Тем не менее для наиболее эффективного решения задач образовательного процесса и достижения поставленных целей педагог должен выстроить определенную коммуникационную систему – наладить связь со своими подопечными. Общение с ребенком должно основываться на таких принципах, как:
Исходя из этого, можно смело говорить о том, что компетентность наставника будет способствовать эффективной индивидуализации процесса обучения и развитию личности малыша.
Сегодня в системе российского обучения активно применяется практика, обеспечивающая доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями в обычных школах. Тьюторство в инклюзивном образовании дает возможность детям с инвалидностью нормально адаптироваться в социуме. Вместе с тем у здоровых детей развивается чувство толерантности и ответственности.
Поэтому в школьной среде зачастую возникают ситуации, когда присутствие педагога-наставника жизненно необходимо ребенку. В первую очередь подобная проблематика касается ребятишек, имеющих ограниченные возможности. Однако это вовсе не означает, что тьютор - ежеминутно обслуживающая, заботливая нянька. Задача наставника - поддерживать в ученике стремление к самостоятельности.
В очень многих российских вузах образовательный процесс являет собой разрозненную, а не целостную структуру. Получается так: студент изучает какие-то дисциплины, которые как-то относятся к получаемой специализации, но для самого обучающегося это отношение остается невыявленным. В результате окончивший обучение специалист, хоть и изучил очень много предметов, но связать их между собой не может.
Сегодня тьюторство в образовании – это реализация основных программ вузов, где студент может самостоятельно выбрать дисциплины, влияющие на будущий профиль. В профессиональном обучении такая тенденция становится весьма востребованной. В связи с этим современный непрерывный процесс получения знаний требует упрочнения позиции тьютора как полноценного участника.
Именно этот специалист является выразителем интересов обучающегося. Его работа заключается в помощи, консультациях и организации эффективного учебного процесса, траекторию которого должен выстраивать сам студент.
Однако фактически на сегодняшний день не все российские вузы готовы иметь в своем штате тьютора. Во-первых, это немалые дополнительные расходы. Во-вторых, многие пока не понимают, какую позицию он занимает, что будет делать и какие проблемы можно решить, введя его в структуру учебного заведения.
Как уже говорилось, тьюторство в образовании – это индивидуализация учебного процесса под конкретного ученика. К основным задачам наставника относятся определение круга интересов учащегося, координация его самостоятельных занятий и оказание помощи при выборе специализации. Однако кроме этого, тьютор помогает ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Для учащегося он чаще всего становится психологом. Поэтому данный специалист обязательно должен иметь специальную тьюторскую или психолого-педагогическую подготовку.
Тьютором может стать работник-педагог, способный оценить и поддержать собственный выбор ученика, стремление к самостоятельности и его активность. Это может быть классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог или учитель-предметник.
Деятельность любого учебного заведения, независимо от формы собственности, обязательно подлежит лицензированию и находится под контролем государства. В ходе регулярных проверок учебного заведения на предмет оценки качества образовательного процесса, использования современных методик обучения, качественного состава работников-педагогов и соответствия уровня образования проверяющие органы проводят необходимое консультирование руководящего состава.
Консалтинг в образовании и тьюторстве имеет свои особенности, обуславливаемые определенной спецификой. С одной стороны, сами учебные заведения предоставляют консалтинговые услуги определенным группам населения, а с другой – сами структуры и их сотрудники могут стать потребителями консалтинга.
Сегодня консалтинг в образовании развивается таких направлениях, как:
Помощь консалтинговых структур может понадобиться учебным заведениям при разработке индивидуальных программ развития ребенка, адаптации ученика, сопровождении и консультировании, проведении различных видов диагностик и исследований с целью обобщения опыта или введении инновационных технологий и методик.
www.syl.ru
Туториал - это по-английски учебник (англ. tutorial).
Русские люди обычно это слово не говорят, а говорят просто учебник, учебное пособие, обучающие материалы, курсы, учебная литература, обучающая книга, инструкция. Поэтому вообщем-то русским оно и не пригодится.
Слово quot;Туториалquot; (tutorial) имеется английские корни, его перевод имеет несколько зачений:
Слово quot;туториалquot; переводится и как прилагательное в значении опекунский, наставнический.
Туториал - это такой интерактивный способ изложения материала, который чаще всего используется при презентации программного обеспечения.
Туториал содержит презентацию продукта.
Можно сказать, что это английское слово означает учебное пособие, руководство пользователя.
Слово туториал является заимствованным словом, оно перекачивало к нам из английского азыка, а именно от такого слова как quot;tutorialquot;.
Под словом quot;туториалquot; принято понимать следующие значения:
1) процесс (период) обучения, консультация;
2) какое-то учебное пособие;
3) также может переводиться как прилагательное: попечительский, наставнический
В данной ситуации нужно смотреть относительно контекста.
Что касается сети интернет, то это слово часто используется в обучающих видео-курсах к различного рода игра.
Обычно слово туториал применимо к играм, приложениям и другим компьютерным продуктам. Туториал - это обучающие материалы. Туториал может быть представлен как текстом, так и фото, и видео-объяснениями.
Туториал, это слово английского происхождения и имеет несколько значений -
В общем, это слово надо толковать в зависимости от контекста.
Туториал, tutorial это английское слово которое переводится как руководство, справочник, описание, учебное пособие, в общем познавательный обучающий материал. Так же это может быть наставничество и попечительство.
Слово quot;туториалquot; иностранного происхождения и означает передачу знаний в виде уроков (обучения), либо какого-либо учебного материала в виде книг, лекций, видео и аудио записей.
Также предлагаю обратить внимание на значения слова, которые предлагаю словари.
Под quot;туториаломquot; позанимаемся период обучения или отдельная консультация по какому либо вопросу. Например для любителей играть в Minecraft в интернете есть обучающее видео, именно такие видео-ролики и имеют название quot;Туториалquot;.
это английское слово quot;tutorialquot;, если его переводить, то это: учебник, учебное пособие, период обучения в колледже,консультация, наставнический, опекунский, попечительский.
Так что выберайте тот перевод, который больше подходит для вашего контекста
По простому туториал это обучение. Дословно лучше подойдт слово quot;обучалкаquot;
info-4all.ru
Тьютор – кто это, чем он занимается, для чего, вообще, нужен? Подобная мысль возникает в головах большинства людей. В последнее время появилась мода на иностранные слова, многие сейчас добавили в свой словарный запас такие термины, как "ребрендинг" (изменения), "коучинг" (индивидуальные занятия) и др. Тьютор (от английского tutor) – учитель, воспитатель, наставник, личный куратор ученика. В отечественной системе образования такие специалисты являются новшеством, заморской диковинкой, а вот в Европе и Америке они пользуются огромным спросом.
Многие путают тьютора с учителем, но это не совсем правильно, потому как у этих специалистов хоть и схожие направления деятельности, но цели разные. Куратор служит связующим звеном между преподавателем и учеником, главная его цель – сопровождение и качественное обеспечение индивидуального обучения детей детсадовского возраста, школьников, студентов. Тьютор может помочь решить организационные вопросы, проконтролировать расписание, психологически настроить подопечного на продуктивную работу.
Очень часто учителя не занимаются нерадивыми учениками, не проявляющими способности к предмету. Деятельность тьютора заключается в том, что он обязан найти подход к ребенку, узнать, что именно ему интересно, чем он хочет заниматься. Куратор часто помогает подопечному найти свой путь в жизни, раскрыть свои способности и таланты. Не понимает школьник математику, физику, но проявляет способности в гуманитарных науках, имеет развитую фантазию, значит, не надо ребенка заставлять учить все подряд, стоит направить его энергию в нужное русло. Возможно, благодаря такому подходу в будущем вырастет прекрасный писатель.
Термин «тьютор» появился в Европе еще в XIV веке. В те времена в Кембридже и Оксфорде такие специалисты выполняли задачи наставников, служили связующим звеном между студентами и профессорами. В Средние века больше всего ценилась свобода, поэтому такое посредничество было просто необходимо. Студенты могли свободно переходить с курса на курс, самостоятельно выбирать предпочтительные предметы. В свою очередь, куратор помогал сопоставлять личные предпочтения подопечного и требования, предъявляемые к экзаменам по выбранным предметам. Студент занимался самообразованием, а наставник контролировал этот процесс.
В XVIII веке задачи тьютора обрели четкие границы, тьюторство основательно закрепилось в английской образовательной системе. Специалист сопровождал учащегося на протяжении всего учебного процесса, помогал ему адаптироваться в университете, советовал, какие курсы лучше выбрать, составлял план занятий, готовил к экзаменам.
В Европе и Америке кураторы работают практически во всех образовательных учреждениях, в России – в основном в школах, да и то экспериментальных. Часто тьюторы взаимодействуют с детьми с ограниченными возможностями, поэтому они должны не только контролировать учебный процесс, но и оказывать физическую помощь, например, помогать передвигаться, разговаривать с подопечным при помощи языка жестов или с использованием специальной аппаратуры. В то же время следует понимать, что наставник не должен быть нянькой, он может быть приставлен не к одному ребенку, а к группе, и каждому должен уделить ровно столько времени, сколько того требует учебный процесс.
Тьютор обязанности свои должен распределить правильно, чтобы успевать охватить всех подопечных. Главная его задача – поддерживать стремление к учебе и самостоятельности, решать организационные проблемы, налаживать контакт с одногодками ученика. Благодаря тьюторам из инвалидов вырастают умные, смышленые и независимые люди, которые находят свое место под солнцем.
Тьютор – кто это? Куратор, наставник, помощник, советчик и просто друг, который всегда подскажет, что и как нужно делать, поможет найти выход из любой ситуации. В России эта профессия не пользуется особой популярностью и только входит в моду. Специалистов с соответствующим образованием сегодня практически нет, поэтому помощь детям с ограниченными возможностями оказывают волонтеры или родители.
Конечно, это неправильно, потому что настоящий куратор - не только помощник, но и учитель, психолог, который помогает ребенку найти свое место среди сверстников, определиться с будущим призванием. Тьюторы работают в детских садах, школах, университетах, также они могут заниматься с подопечными на дому. Это всесторонне развитые люди, которые в состоянии подтянуть ребенка по всем предметам. Такие специалисты должны быть знакомы с психологией, потому что все дети разные, а ведь к каждому нужно найти подход, отыскать ключик к сердцу.
В Европе и Америке тьюторы работают абсолютно со всеми. У каждого студента есть личный куратор, к которому он может обратиться с любым вопросом. В России такая практика еще не распространена, поэтому наставников можно увидеть, в основном, в экспериментальных школах. Поскольку работа тьютором предполагает поиск индивидуального подхода к ученику, такие специалисты помогают инвалидам.
Например, если ребенок плохо видит, слышит, нуждается в физической помощи из-за ДЦП или перенесенной травмы, то это отнюдь не значит, что он отстал в развитии и у него интеллектуальные проблемы. Такие дети могут учиться в обычных школах вместе со здоровыми одноклассниками, но им нужен наставник, который поможет адаптироваться, приучит к самостоятельности. Учитель-тьютор выполняет благородную миссию, показывая своим примером, как нужно относиться к инвалидам. Здоровые дети перестанут прятаться от чужих проблем, научатся помогать людям с ограниченными физическими возможностями, а больные поймут: они не одиноки и вполне могут самостоятельно выжить в этом мире.
Тьютор – кто это, какими качествами, навыками и знаниями должен обладать такой специалист? Нужно понимать, что куратором может стать лишь человек, желающий помогать другим. Многим учителям свойственна раздражительность, властность по отношению к детям, тьютор такое поведение себе позволить не может, потому что в большинстве случаев работает с особенными подопечными, да и к здоровым ребятам он должен относиться по-дружески, а не смотреть на них свысока.
Безусловно, кураторы должны владеть педагогическими методиками, уметь планировать учебный процесс. Если специалист работает в инклюзивной школе или детском саду, значит, он должен иметь знания в области коррекционной педагогики.
Если в европейских странах проблем с поступлением на специальность "тьютор" не возникает, то в российских вузах такого отделения порой днем с огнем не найти. В России сравнительно недавно начали готовить специалистов данного направления, да и абитуриенты по незнанию не спешат сдавать документы. Чтобы стать дипломированным тьютором, необходимо окончить педагогический вуз, кафедру тьюторского сопровождения образовательной деятельности.
Нужны ли тьюторы в наше время? Сегодня многие спорят, надо ли вводить в образовательный процесс должность тьютора, ведь это тот же преподаватель, только он ориентирован не на группу учеников, а на конкретную личность. Безусловно, кураторы нужны, ведь они не только учителя, но и психологи, которые сопровождают, контролируют, адаптируют и помогают ребенку. Благодаря таким специалистам дети могут еще в детстве определиться с направлением исследовательской и творческой деятельности, со своими предпочтениями. Тьютор организовывает подопечному комфортные условия для обучения и развития. Благодаря внедрению в систему образования таких специалистов можно кардинально изменить учебный процесс.
fb.ru