Мы наслаждаемся беспрецедентными современными технологиями, но гораздо больше используемых нами вещей существуют целую вечность. Древние люди тысячелетия назад пользовались такими повседневными объектами, как туалеты со смывом, жевательная резинка, хорошие кошельки.
Мы представляем вам список примеров из старейших предметов быта и обратите внимание, что это лишь самые старые сохранившиеся образцы - многие из подобных предметов существовали гораздо раньше.
Эти египетские шерстяные носки, предназначенные для ношения с сандалиями, изготовили между 300 и 499 г. н.э., а обнаружили в 19 веке. (Фото: wikipedia.org)
«Рецепт шумерского пива с 3000 года до нашей эры. Пиво получается очень крепкое и содержит куски плавающего в нём хлеба». (Фото: imgur.com)
Самые старые очки в мире обнаружили на Баффиновой Земле в Канаде. Они предназначались для защиты от бликов солнечных лучей, отражающихся от снега. (Фото: canadacool.com)
Наиболее вероятный возраст статуи, изображающей человеческую фигуру - 40000 лет. Это Венера из пещеры Холе-Фельс, Германия, вырезанная из мамонтовой кости. (Фото: wikipedia.org)
Этот 5500-летний правый мокасин из воловьей кожи нашли в пещере в Армении, он сохранился в травах и сухом овечьем навозе. (Фото: news.nationalgeographic.com)
Это 40000-летняя костяная флейта из юга Германии. (Фото: nytimes.com)
Старейшие штаны в мире нашли в Западном Китае, их возраст 3300 лет. (Фото: М. Вагнер / Немецкий археологический институт)
В древнем городе Эфес, Турция, были смывающиеся общественные туалеты. Проточная вода под сиденьями уносилась в близлежащую реку. (Фото: chroniclesoflindsay.blogspot.com)
Этот бюстгальтер носили в период между 1390 г. и 1485 г. в Австрии. Существуют более ранние исторические описания этого предмета, но другие экземпляры не сохранились. (Фото: theatlantic.com)
Этот протез 3000 лет тому назад помогал кому-то в Египте снова ходить. (Фото: bbc.com)
Собачьи зубья это всё, что осталось из распавшегося 4500-летнего кошелька, который нашли в Германии. Они, вероятно, были частью наружной створки. (Фото: Klaus Bentele, LDA Halle)
Этот многоразовый презерватив из овчины использовали в 1640 году в Швеции. Он поставлялся с инструкцией на латыни, в которой изделие рекомендовали очищать тёплым молоком во избежание венерических заболеваний. (Фото: genreauthor.blogspot.com)
Эту жевательную резинку из Финляндии жевали как минимум 5000 лет назад. Она состоит из бересты и, скорее всего, использовалась для излечивания ротовой полости от инфекций или использовалась в качестве клея. (Фото: metro.co.uk)
Старейшая записанная мелодия нашлась в древнем городе-государстве Угарит, на территории современной южной Сирии. Музыку написали для лиры. (Фото: ancientlyre.com)
Самая старая из известных монет нашлась в пределах античного эллинского города Эфесос (Эфес) в Турции. Одну её сторону украшает изображение головы льва. (Фото: fleur-de-coin.com)
Этот старый глобус кропотливо выгравировали на поверхности страусиного яйца в Италии. Нынешний владелец приобрёл его на ярмарке карт в Лондоне в 2012 году. (Фото: Washington Map Society)
Вконтакте
Google+
Одноклассники
cameralabs.org
Каждый день мы используем одноразовые влажные салфетки, пьем кофе из капсульных кофемашин и сталкиваемся с множеством совершенно обычных предметов бытового пользования. При этом вряд ли кому-то из нас приходят мысли о вреде этих вещей для здоровья или экологии. Давайте посмотрим, какие бытовые предметы лучше перестать использовать уже сегодня.
Кофейные капсулы — источник вкусного кофе в домашних условиях за относительно небольшие деньги и при полном отсутствии грязи. Неудивительно, что кофемашины капсульного типа стали так популярны: по данным Национальной кофейной ассоциации США, они есть у 29% американских семей. Но в остальном за эти капсулы приходится расплачиваться гораздо дороже, поскольку пластиковые и алюминиевые капсулы сложно перерабатывать. Каждый год миллиарды отработанных кофейных капсул заканчивают свой путь на свалке. Бывший генеральный директор компании Nespresso Жан-Поль Гайяр заявил, что они способствуют экологической катастрофе, хотя эта компания утверждает, что занимается вопросом экологичности производства и переработкой капсул. Недавно в немецком городе Гамбург ввели запрет на использование кофейных капсул в общественных заведениях. Похоже, бои за кофейные капсулы только начинаются.
Многие производители зубной пасты добавляют в свою продукцию пластиковые микрогранулы. Это один из самых крупных источников пластика, который ежегодно попадает в Мировой океан в объемах, достигающих 8 миллионов тонн. Попадание пластиковых гранул в океан имеет ужасные последствия для живой природы и морской экологии. Они не биоразлагаемы и слишком малы, чтобы улавливаться фильтрующими приспособлениями, а по мере их передвижения они притягивают токсичные химикаты. Эти микроскопические вредители также содержатся в различных гелях для душа и скрабах. Остается надеяться, что это скоро закончится. Экс-президент США Барак Обама ввел запрет на использование пластиковых микрогранул в производстве косметики и бытовой химии, и многие европейские страны следуют этому примеру.
Китайские палочки для еды одноразового использования оставляют Азию без лесов. По данным Гринписа, каждый год почти 4 миллиона деревьев приносится в жертву, чтобы произвести 57 миллиардов пар палочек. Кроме того, палочки обрабатываются химикатами, способными вызывать заболевания дыхательной системы. Одноразовые палочки для еды — это еще и проблема прав человека, поскольку иногда их производят в исправительно-трудовых лагерях, по данным правозащитной организации Amnesty International.
Одноразовые влажные салфетки набирают популярность как средство личной гигиены и инструмент для уборки помещений. Часто на них стоит обозначение, что их можно спускать в унитаз, но во влажных салфетках содержится пластик, и они не растворяются так хорошо, как бумага. Когда их смывают в канализацию, они могут стать причиной засорения очистительных сооружений и в огромном количестве выносятся на берег на общественных пляжах.
Пластиковые пакеты — один из самых вредных источников ежедневного загрязнения окружающей среды. По некоторым оценкам, каждый год выбрасывается до одного триллиона неразлагаемых пакетов, и они оказываются в водоемах, заполняют мусорные свалки и выделяют ядовитые химические соединения при сжигании. Инициативы по контролю над распространением пластиковых пакетов, такие как ввод платы за них в супермаркетах, начинают оказывать положительный эффект.
Батарейки, как правило, содержат ядовитый коктейль из вредных для экологии элементов, включая кадмий, свинец и ртуть, которые просачиваются в почву и подземные источники воды и вызывают опасное загрязнение окружающей среды. Если их сжигать, тяжелые металлы попадают в воздух, и это может отрицательно сказываться на здоровье людей. Центры переработки батареек набирают популярность, но лучше использовать перезаряжающиеся аккумуляторы.
Традиционные бумажные чайные пакетики содержат пластиковые элементы, но производители все больше используют новые формулы на основе нейлона или полиэтилентерефталата (PET). Считается, что в пластиковых чайных пакетиках качество заварки лучше, но они не поддаются биоразложению и есть опасения, что они выделяют в почву опасные токсины.
Многие марки мыла для рук содержат сомнительный компонент триклозан, который связывают с некоторыми тяжелыми заболеваниями. Также известно, что он вызывает рак у мышей. Кроме того, триклозан невероятно устойчив и может не растворяться при санитарной обработке воды. Это означает, что он попадает в океан и уничтожает бактерии, лежащие в основе пищевой цепочки. Движение за запрет триклозана набирает обороты, однако пока лучше всего внимательно читать состав на этикетке.
Появляется все больше свидетельств того, что гормональные контрацептивы оказывают влияние на популяцию рыб в океане. Как такое возможно? Согласно исследованиям, некоторые виды утратили способность к воспроизведению из-за эндокринных деструкторов, что повлияло на популяцию и на пищевую цепочку в целом. Прекращать использовать контрацептивы, конечно, не стоит, однако, если вам необходимо выбросить их, не сливайте их, пожалуйста, в канализацию.
Одноразовую упаковку сложно представить без материалов на основе полистирена, однако он не подлежит биоразложению и его трудно перерабатывать. В результате он оказывается на свалках, засоряет леса и отравляет маленькие виды животных. Несколько городов США запретили использование этого материала. К счастью, сейчас доступны различные альтернативы такой упаковке.
Дешевое бритье дорого обходится из-за производства стали, которое требует больших расходов угля и пластика, а также использования большого количества воды. Только лишь в США ежегодно выбрасывается до двух миллиардов одноразовых бритвенных станков. Ради сохранения экологии лучше использовать современные электробритвы или бритвенные станки многоразового использования.
published on mirputeshestvij.ru according to the materials fresher.ru
Запись 11 бытовых предметов, которые вам нужно перестать использовать прямо сейчас взята с сайта Мир Путешествий.
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
mirputeshestvij.mediasole.ru
Человека всю его жизнь - с рождения и до самой смерти - окружают предметы быта. Что входит в это понятие? Мебель, посуда, одежда и многое другое. С предметами народного быта связано огромное количество пословиц и поговорок. О них идет речь в сказках, о них пишут стихи и придумывают загадки.
Какие предметы народного быта в России мы знаем? Всегда ли они так назывались? Есть ли вещи, которые исчезли из нашей жизни? Какие интересные факты связаны с предметами народного быта? Начнем с самого главного.
Невозможно представить предметы народного быта россиян без самого важного - их жилища. На Руси избы строились на берегах рек или озер, ведь рыболовство с давнейших времен было одним из важных промыслов. Место для постройки выбиралось очень тщательно. Новая изба никогда не строилась на месте старой. Интересен тот факт, что ориентиром для выбора служили домашние животные. Место, которое они выбирали для отдыха, считалось самым благоприятным для строительства дома.
Жилище делали из дерева, чаще всего из лиственницы или березы. Правильнее говорить не "построить избу", а "срубить дом". Делалось это с помощью топора, а позднее и пилы. Избы чаще всего делались квадратными или прямоугольными. Внутри жилища не было ничего лишнего, только самое необходимое для жизни. Стены и потолки в русской избе не красили. У зажиточных крестьян дом состоял из нескольких помещений: основное жилище, сени, веранда, чулан, двор и постройки: стайка или загон для животных, сеновал и другие.
В избе находились деревянные предметы народного быта - стол, лавки, колыбелька или люлька для малышей, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики или дорожки. Стол занимал центральное место в доме, угол, где он стоял, назывался "красным", то есть самым важным, почетным. Его покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья. У каждого за столом было свое место, самое удобное, центральное занимал глава семьи - хозяин. В красном углу отводилось место для икон.
Без этого предмета невозможно представить жизнь наших далеких предков. Печь была и кормилицей, и спасительницей. В сильные холода только благодаря ей многим людям удавалось согреться. Русская печь была местом где готовили пищу, также на ней спали. Её тепло спасало от многих болезней. Благодаря тому, что в ней были различные ниши и полочки, здесь хранилась различная посуда.
Еда приготовленная в русской печи необычайно вкусная и ароматная. Здесь можно приготовить: вкусный и наваристый суп, рассыпчатую кашу, всевозможную выпечку и многое другое.
Но самое главное, что печь - это было то место в доме, вокруг которого постоянно находились люди. Не случайно в русских сказках, главные герои то ездят на ней (Емеля), то спят (Илья Муромец).
Эти предметы народного быта имели непосредственное отношение к русской печи. Кочерга была первой помощницей при работе. Когда прогорали дрова в печи, этим предметом сдвигали угли и смотрели, чтобы не было недогоревших поленьев. О кочерге русский народ сложил немало пословиц и поговорок, вот лишь некоторые из них:
Ухват - второй помощник при работе с печкой. Обычно их было несколько, разных размеров. С помощью этого предмета в печь ставили и вынимали чугунки или кастрюли с пищей. Ухваты берегли и старались обращаться с ними очень аккуратно.
Помело - специальный веник, с помощью которого сметали с печи лишний мусор, и для других целей он не использовался. Русский народ об этом предмете придумал характерную загадку: "Под полом, под середой, сидит баба с бородой". Обычно помело использовали перед тем, как собирались печь пироги.
Кочерга, ухват, веник - непременно должны были быть под рукой, когда готовилась пища в русской печи.
В каждом доме обязательно должно было быть место, куда складывали приданое, одежду, полотенца, скатерти. Сундук - неотъемлемая часть предметов народного быта русского народа. Они могли быть как большими, так и маленькими. Самое главное, что они должны были соответствовать нескольким требованиям: вместительность, прочность, художественное оформление. Если в семье рождалась девочка, то мать начинала собирать ей приданое, которое складывалось в сундук. Девушка, выходящая замуж, забирала его с собой в дом мужа.
Существовало большое количество любопытных традиций, связанных с сундуком. Вот некоторые из них:
Многие из нас даже и не предполагают, что привычные вещи, которые окружают нас в повседневной жизни, когда-то назывались совсем по-другому. Если на несколько минут представить, что мы попали в далекое прошлое, то некоторые предметы народного быта, остались бы нами неузнанными. Предлагаем вашему вниманию названия некоторых, привычных нам вещей:
Веник - голик.
Чулан или маленькая закрытая комната назывались клетью.
Место, где жили крупные домашние животные - стайка.
Полотенце - рукотерник или утирка.
Место, где мыли руки - рукомойник.
Ящик, где хранилась одежда - сундук.
Место для сна - полати.
Деревянный брусок с короткой ручкой, предназначенный для глажки белья в старину - рубель.
Большая чашка для разлива напитков - ендова.
Декор предметов народного быта включал в себя резьбу по дереву и художественную роспись. Многие вещи в доме были украшены руками хозяев: сундуки, прялки, посуда и многое другое. Конструирование и декор предметов народного быта касалось в первую очередь и самой избы. Делалось это не только для красоты, но и как оберег от злых духов и разных бед.
Для украшения дома использовали кукол, сделанных своими руками. У каждой из них было свое предназначение. Одна отгоняла нечистую силу, другая приносила мир и благополучие, третья не допускала склок и скандалов в доме.
Изучая предметы народного быта, мы знакомимся с жизнью и обычаями наших далеких предков. Русская печь, прялка, самовар - без этих вещей невозможно представить русскую избу. Они объединяли семьи, рядом с ними и горе легче переносилось, и любая работа спорилась. В наши дни предметам народного быта уделяется особое внимание. Покупая дом или дачный участок, многие владельцы стремятся приобретать их с печкой.
fb.ru
Предметы быта
Предметы быта. Бытовые предметы в жизни в изобразительном искусстве
Предметы быта на картинах.
Быт. Что такое быт? Быт это …
Быт – это. Принято считать, что быт это сфера в основном внепроизводственной социальной жизни человека, связанная с ежедневным удовлетворением материальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении и поддержании здоровья, с потреблением человеком духовных и культурных благ, а так же человеческое общение, отдых, развлечения.
В широком смысле Быт – это уклад повседневной жизни.
Быт – это наша бытовая жизнь.
Исходя из вышеуказанных определения, большинство предметов, которые нас окружают, можно отнести к бытовым предметам.
Многие предметы в зависимости от их использования, могут относиться к категории предметы быта либо к другим. Например. Грузовик, если он относится к транспортной компании и перевозит грузы, то его можно отнести к категории грузовой транспорт. Такой же грузовик, находящийся в личной собственности и используемый для выездов семьи на дачу и природу, может уже быть отнесен к непроизводственной бытовой категории.
Предметы быта в картинах. Бытовые предметы, к таким, безусловно, относятся: продукты питания и посуда, одежда, мебель, книги, различные аксессуары, многочисленные предметы домашнего хозяйства, приспособления для игр и хобби, бытовая домашняя техника, и многие другие.
Предметы быта в изобразительном искусстве.
Предметы быта в живописи.
Предметы быта на картинах художников.
Предметы быта окружают нашу повседневную жизнь, украшают ее, делают ее более удобной и комфортной.
Быт. Предметы быта на картинах.
Скульптуры на заказ - Заказ скульптур - Заказать картину Заказ икон - Иконы на заказ - Заказать икону
Заказ картин - Картины на заказ - Заказать скульптуру
www.picture-russia.ru
Оказывается, некоторые бытовые вещи, с которыми мы сталкиваемся каждый день, обладают защитными свойствами. С их помощью можно оградить себя от неприятностей, бед и негативной энергетики.
В древние времена люди знали, как бороться со злом, и не подпускали негатив близко к себе с помощью амулетов и оберегов. Изготавливались такие средства защиты их подручных материалов, которые постепенно стали неотъемлемой частью быта любого человека. Каждый день мы сталкиваемся с обережными предметами, совсем не подозревая о том, какая могущественная сила сокрыта в них.
Обережные предметы призваны сохранять счастье своего обладателя и отгонять прочь несчастья. Однако существует одно «но»: человек должен знать об этой силе и искренне в нее верить. Нельзя наделить магическими свойствами любую понравившуюся вещь — они изначально должны быть в предмете, который служит заступником вашего счастья.
Средство защиты можно сделать собственными руками, не прибегая к посторонней помощи, или приобрести в специализированных магазинах. Но, как оказалось, обереги можно отыскать даже в быту: магическая сила кроется даже в некоторых обычных и привычных для нас вещах. Не подозревая об их возможностях, мы лишаем себя могущественного покровительства.
Данный оберег запирает дверь, через которую в вашу жизнь никогда не попадет злая сила. В старину он использовался во многих обрядах, один из которых помогал привязать к себе того или иного человека. Любовная магия благодаря оберегу-ключу становится особенно эффективной. Также этот бытовой предмет символизирует благополучие и богатство. Такой оберег поможет вам обрести финансовую независимость и защитит от лишних убытков.
Обережный предмет защищает от порчи, сглаза и дурного влияния. Волосы издавна считались источником передачи информации Высшим силам, поэтому их скрывали от посторонних взглядов. Многие женщины прятали свои волосы под платками или головными уборами. Считалось, что разрушительное колдовство можно передать через расчесывание волос. Однако если расческа принадлежит только вам, она станет заступником и поможет добиться полного внимания Вселенной к вашим просьбам.
Крестик — не только свидетельство принадлежности к христианской вере, но и мощный защитный предмет. О его силе нашим предкам было известно задолго до принятия христианства. Крест символизирует четыре стороны света, с которых к его обладателю поступает Божественное участие.
Это сильный домашний оберег, который помогает избавиться от любых напастей, прогнать недоброжелателей и вымести болезни, несчастья и зло. Его сила зависит от того, с какими эмоциями вы подходите к домашним делам. Светлые и добрые побуждения принесут вам истинное счастье. Подметая проблемы в плохом настроении, вы можете прогнать добрых хранителей вашего очага.
Оберегом может служить любой заостренный и колющий предмет, например, булавки, шпильки, заколки и так далее. Это личные обереги, которые служат только одному владельцу, защищая его от дурного глаза, злых языков и порчи. Иголки, которые крепятся на одежду, издавна служили оберегом от темных сил и отпугивали несчастье. А воткнутые в дверные косяки иглы не пропускали беду и не выпускали счастье из дома.
Данный оберег способен поглощать зло и несчастья. Наиболее чудодейственными свойствами обладает четверговая соль, которая выступает в качестве защитного средства от порчи, болезней и сглаза. Обычно соль оставляют дома в защищенном месте, поскольку присутствует большой риск по неосторожности рассыпать белое золото, что будет очень опасным и привлечет в вашу жизнь неудачи.
Монетка — это сильнейший оберег, привлекающий деньги. Деньги тянутся к деньгам — это уже общеизвестный факт. Чтобы не испытывать нужды в деньгах, наши предки делали амулет из монеты. Данный оберег защитит вас от финансового краха и будет действовать подобно магниту, привлекая новые пути заработка.
Теперь вам известно, какие вещи обладают обережным свойствами. Их наличие в нашей жизни неоспоримо, так позвольте же им выполнять свою защитную функцию во имя вашего персонального счастья. Также вы можете изготовить надежный оберег для дома своими руками. Мы желаем вам счастья, успехов, благополучия, и не забывайте нажимать на кнопки и
dailyhoro.ru
« Рисование тел вращения | Главная | Искусство Древнего Рима »
Автор: admin | 31 Янв 2015
После освоения рисунка простых геометрических тел и в соответствии с принципами «от простого к сложному» и «от общего к частному» следует перейти к рисованию более сложных форм. К ним, прежде всего, следует отнести предметы быта, такие, как мебель, ящики, коробки, телевизоры, холодильники, книги, посуда и многое другое.
Коробка
Бытовые предметы, простые и ясные по форме и конструкции, наиболее близки в своей основе к простым геометрическим телам. Геометрические тела: шар, куб, призма, цилиндр, конус, пирамида – составляют основу строения любых сложных форм.
Портфель
К наиболее простым из них следует отнести предметы, сочетающие в себе одну или две различные геометрические формы. К примеру, возьмем предметы, имеющие в основе одну геометрическую форму, – кружку и песочные часы, где корпус кружки состоит из цилиндра, а песочные часы – из двух усеченных конусов, направленных друг к другу узкими основаниями.
Стол
Одну прямоугольную (параллелепипед) геометрическую форму имеют табурет, стол, книга, шкаф, ящик, картонная коробка, холодильник и т.п. Другие предметы содержат в себе две геометрические формы. Например, бидон, основные части которого – корпус и горловина состоят из цилиндров, а соединяющая их часть – из усеченного конуса.
Шкаф
Наиболее сложными по форме предметами являются те, которые сочетают в себе различные геометрические формы. К ним, как правило, относятся сложные тела вращения. Например, глиняный горшок, выполненный на гончарном круге, представляет собой шар, сочетающийся к цилиндром или конусом. Здесь нижний корпус есть шар, а горловина – цилиндр или конус. Подставка основания шара представляет собой усеченный конус с определенной толщиной плашки.
Кувшин
На рисунке показано изображение кувшина, конструкцию которого можно рассматривать двояко. В первом случае она состоит из двух конусов, направленных широкими основаниями друг к другу (корпус), и цилиндра (горловина), во втором – из шара (корпус) и конуса (горловина). При анализе конструкций различных предметов очень важно приучить себя видеть в них совокупность геометрических тел, соединенных между собой в различных сочетаниях.
Диван
Предметы, сочетающие в себе различные геометрические формы, имеют более сложную структуру строения. Чем сложнее структура, тем сложнее изображать предмет, так как его конструкция, как правило, скрыта от глаз и выявить ее можно лишь по некоторым характерным признакам.
Табурет
К таким наиболее сложным по форме предметам можно отнести различные элементы архитектуры и человеческого тела, которые имеют скрытую внутреннюю конструкцию. Это предстоит еще рассмотреть а сейчас перейдем к анализу форм различных предметов быта и их конструктивному построению.
Стул (квадратный в основании)
Вначале рассмотрим более простые предметы, имеющие в основе одну геометрическую форму, близкую к прямоугольной – кубу или параллелепипеду (ящики, коробки, книги, столы, табуретки и т.п.). По мере освоения простых предметов перейдем к рисованию более сложных, сочетающих две геометрические формы – цилиндра и конуса (бидон, пылесос, банка, бутылка, чашка, термос, кастрюля и т.п.).
Стул (круглый в основании)
Итак, постепенно осваивая один простой предмет за другим, методично и последовательно переходите к все более сложным, включающим в себя две и более геометрических формы: кувшины, вазы и другие сложные тела вращения, и далее к предметам, поверхности которых образованы изогнутыми плоскостями, вроде музыкальных смычковых инструментов типа скрипки и виолончели.
Скрипка
Построение конструкций предметов осуществляют в линейно-конструктивном изображении с учетом пропорций и перспективы с различных точек зрения. Такой метод способствует развитию пространственного мышления и закреплению навыков перспективного построения изображения. По завершении освоения отдельных предметов, следует перейти к рисованию групп предметов (натюрморта), состоящих из нескольких геометрических тел.
Читать далее Рисование архитектурных деталей
Темы: Рисунок | Ваш отзыв »
nnosova.ru
После освоения рисунка простых геометрических тел и в соответствии с принципами "от простого к сложному" и "от общего к частному" следует перейти к рисованию более сложных форм. К ним, прежде всего, следует отнести предметы быта, такие, как мебель, ящики, коробки, телевизоры, холодильники, книги, посуда и многое другое. Бытовые предметы, простые и ясные по форме и конструкции, наиболее близки в своей основе к простым геометрическим телам. Геометрические тела: шар, куб, призма, цилиндр, конус, пирамида - составляют основу строения любых сложных форм. К наиболее простым из них следует отнести предметы, сочетающие в себе одну или две различные геометрические формы. К примеру, возьмем предметы, имеющие в основе одну геометрическую форму, - кружку и песочные часы, где корпус кружки состоит из цилиндра, а песочные часы - из двух усеченных конусов, направленных друг к другу узкими основаниями. Одну прямоугольную (параллелепипед) геометрическую форму имеют табурет, стол, книга, шкаф, ящик, картонная коробка, холодильник и т.п. Другие предметы содержат в себе две геометрические формы. Например, бидон, основные части которого - корпус и горловина состоят из цилиндров, а их соединяющая часть - из усеченного конуса. Наиболее сложными по форме предметами являются те, которые сочетают в себе различные геометрические формы. К ним, как правило, относятся сложные тела вращения. Например, глиняный горшок, выполненный на гончарном круге, представляет собой шар, сочетающийся с цилиндром или конусом. Здесь нижний Предметы, сочетающие в себе различные геометрические формы, имеют более сложную структуру строения. Чем сложнее структура, тем сложнее изображать предмет, так как его конструкция, как правило, скрыта от глаз и выявить ее можно лишь по некоторым характерным признакам. К таким наиболее сложным по форме предметам можно отнести различные элементы архитектуры и человеческого тела, которые имеют скрытую внутреннюю конструкцию. Это предстоит еще рассмотреть, а сейчас перейдем к анализу форм различных предметов быта и их конструктивному построению. корпус есть шар, а горловина - цилиндр или конус. Подставка основания шара представляет собой усеченный конус с определенной толщиной плашки. На рисунке показано изображение кувшина, конструкцию которого можно рассматривать двояко. В первом случае она состоит из двух конусов, направленных широкими основаниями друг к другу (корпус), и цилиндра (горловина), во втором - из шара (корпус) и конуса (горловина). При анализе конструкций различных предметов очень важно приучить себя видеть в них совокупность геометрических тел, соединенных между собой в различных сочетаниях. Вначале рассмотрим более простые предметы, имеющие в основе одну геометрическую форму, близкую к прямоугольной - кубу или параллелепипеду (ящики, коробки, книги, столы, табуретки и т.п.). По мере освоения простых предметов перейдем к рисованию более сложных, сочетающих две геометрические формы - цилиндра и конуса (бидон, пылесос, банка, бутылка, чашка, термос, кастрюля и т.п.). Итак, постепенно осваивая один простой предмет за другим, методично и последовательно переходите к все более сложным, включающим в себя две и более геометрические формы: кувшины, вазы и другие сложные тела вращения, и далее к предметам, поверхности которых образованы изогнутыми плоскостями, вроде музыкальных смычковых инструментов типа скрипки и виолончели. Построение конструкций предметов осуществляют в линейно-конструктивном изображении с учетом пропорции и перспективы с различных точек зрения. Такой метод способствует развитию пространственного мышления и закреплению навыков перспективного построения изображения. По завершении освоения изображений отдельных предметов, студентам следует перейти к рисованию групп предметов (натюрморта), состоящих из нескольких геометрических тел. При сознательном построении конструкции объемных предметов требуется соблюдение определенной последовательности в работе. Расчленение рисунка на его логические этапы способствует пониманию поставленной задачи, дисциплинирует внимание и систематизирует работу. Поэтапное ведение рисунка дает возможность проследить за ходом работы. Последовательно осваивая один этап за другим, приходят к естественному и единственно возможному способу рисования с натуры. Все это убеждает нас в необходимости разделения процесса учебного рисунка на отдельные, логически вытекающие один из другого этапы. Для того чтобы работа продвигалась успешно, необходимо проводить ее, соблюдая следующие этапы: I. Анализ формы предметов постановки. II. Композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги. III.Конструктивный анализ формы и перспективное построение рисунка на плоскости. IV. Выявление объемной формы предметов светотенью. V. Полная тональная проработка формы. VI.Подведение итогов работы над рисунком.
I. Анализ формы предметов постановки Прежде чем начать работу над рисунком группы предметов (натюрморта), необходимо их внимательно проанализировать, рассматривая предметы со всех сторон, выбирая при этом наиболее выгодные с точки зрения композиционной выразительности постановки. Следует обратить внимание на их освещенность. Наиболее выразительно освещены предметы при боковом верхнем освещении. Исходя их этого, выбрав для себя определенную точку зрения, следует подумать, как лучше разместить предметы на листе. При выборе места не следует садиться против света. II. Композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги В рисунке под компоновкой следует понимать пропорциональное соотношение изображения массы предметов по отношению к листу бумаги, где масса является целым, а площадь листа - местом его расположения. И от того, насколько верно размещены изображения предметов на листе бумаги, во многом зависит успех работы над рисунком. Прежде всего необходимо научиться видеть предметы в целом, а не по отдельности, мысленно как бы объединяя всю группу предметов в единое целое. ![]() Таким образом, наметив группу предметов ограничительными рамками в виде треугольника или четырехугольника, следует проверить, как они расположились на формате. Если они смещены в какую-либо из сторон, то следует их уравновесить. Уравновесив границы рамки группы предметов, нужно наметить внутри нее взаимные расположения отдельных предметов сообразно их натурной постановке. При этом нужно строго следить за пропорциональными величинами предметов по отношению друг к другу, а также за характером формы (узкая, широкая, круглая и т.п.). После чего следует приступить к их построению с учетом дополнительного уточнения размеров, характера форм и взаимного расположения по отношению друг к другу. III. Конструктивный анализ формы предметов и перспективное построение рисунка на плоскости Наметив группу предметов, необходимо выполнить проверку. Только после этого можно перейти к анализу и построению форм предметов. Для начала следует определить линию горизонта, а затем, внимательно изучив характер формы предметов, приступить к их построению. Производя построение предметов, следует серьезно отнестись к их пропорциональным отношениям, как друг к другу, так и каждого предмета в отдельности. Тем самым значительно облегчится задача построения рисунка. Наряду с соблюдением пропорций и учетом характера формы предметов при объемно-конструктивном построении изображений следует соблюдать и закономерности перспективы. Построение формы предметов должно выполняться в линейно-конструктивном изображении, которое начинают с их основания. Это дает возможность правильно определять расстояния между предметами, чтобы они не врезались своими корпусами друг в друга и следки одних фигур не наступали на другие. Для этого, рисуя с места, нужно ясно представить местоположение следков, учитывая характер выступающих поверхностей близлежащих предметов. Следки некоторых предметов значительно уже их поверхностей, которые, выступая за пределы следка, могут врезаться в поверхности близлежащих форм. Для того чтобы избежать такого рода ошибок, следует время от времени вставать и подходить к натурной модели, стараясь понять расположение предметов и характер форм. При построении форм предметов нужно приучить себя постоянно анализировать, как, куда, почему и зачем. Так, например, строя отдельные предметы, проследите за тем, чтобы они лежали в одной плоскости (стола, подставки). Как показывает практика, всецело сосредоточившись на чем-либо одном, часто забывают, что все предметы находятся на одной плоскости и в определенном ракурсе. В результате некоторые предметы изображаются так, будто находятся в другом ракурсе или врезаются в плоскость стола, а то и вовсе повисают в воздухе и т.п. Намечая поверхности отдельных предметов, следует прорисовывать невидимые формы (вспомните прозрачные каркасные модели). Производя построение изображения предметов, составляющих группу, нельзя их рисовать по очереди один за другим. Рисовать следует всю группу в целом, идя от общего к частному, не отвлекаясь на детали и подробности. Таким образом, завершая работу над построением предметов, следует еще раз проверить пропорции, перспективу, характер форм предметов и постановку отдельных предметов на плоскости (стола, подставки), ориентируясь на целое. Замеченные ошибки, не откладывая, должны быть исправлены. IV. Выявление объемной формы предметов светотенью На этом этапе работы над рисунком необходимо выявить объем предметов светотенью - тоном. Для выявления объемных форм предметов тоном прежде всего необходимо определить самые светлые и самые темные места на натуре. Исходя из разницы светотональных контрастов, от самого светлого до самого темного и их промежуточных тонов, необходимо внимательно проследить направление световых лучей, падающих на поверхность предметов. Определив границы света и теней на формах предмета, найдите положение падающих теней. Наметив границы собственных и падающих теней, приступайте к прокладке тона. Тон следует прокладывать постепенно, начиная от самых темных мест, одновременно по всему участку рисунка, при этом сопоставляя силу тонов по отношению друг к другу и в целом, в том числе, учитывая силу тона фона. Затем постепенно переходите к полутонам на тех поверхностях предметов, где лучи падают под скользящими углами. Работая тоном, Вы должны знать, что самое главное - умение работать отношениями, без чего вся работа сведется лишь к поверхностному срисовыванию видимых тоновых пятен. Накладывая полутона, усиливайте тон в теневых участках: собственные и падающие тени, а также их границы с учетом окраски предметов (темный, коричневый, зеленый и т.п.). Таким образом, постепенно усиливая тона, переходите к детальной прорисовке форм.
V. Полная тональная проработка формы Приступая к детальной прорисовке форм, необходимо внимательно проследить за всеми оттенками светотеней на деталях формы и их переходами с одной поверхности на другую. Моделируя форму предметов, очень важно правильно работать тоновыми отношениями, начиная от самого светлого до самого темного и их промежуточных тонов (блик, свет, полутень и тень). Чтобы правильно взять тоновые отношения, следует исходить от натуры, от двух противоположных по силе контрастных пятен на ней. Самым светлым местом на натуре будет блик и его окружение, а самое темное - собственная и падающая тени. Эти два контрастных пятна должны служить ориентиром в последующей работе над свето-тональным рисунком при определении правильных тоновых отношений. Ориентируясь на самые светлые и самые темные места на натуре, постоянно сравнивая одну силу тона с другими, находите все остальные оттенки светотени. Пытаться повторить абсолютную светлоту и темноту в натурной постановке невозможно, да и не имеет смысла по той причине, что сила тона блика на бумаге и яркость светового блика на предмете не имеют ничего общего. Точно так же сила темноты карандаша, даже самого мягкого, не сравнима с силой черноты предмета или его темных пятен. Следовательно, впечатление света может быть достигнуто в однотонном рисунке вследствие выдержанности тонального масштаба. Рисунки по тону могут быть как светлыми, так и темными. Поэтому в тональном рисунке очень важно верно установить тональный масштаб между светлым тоном белизны бумаги и силой тона темноты графитного карандаша. При этом тональный масштаб, независимо от мягкости карандашей, за исключением твердых, может быть верно установлен. Для наглядности и для получения полного представления о тональном масштабе хорошо поупражняться на отдельном листочке из ватмана. Проложите штрихами тон в виде полосок из нескольких прямоугольников, составленных в один ряд (тональный спектр), где сила тонов, правильно соподчиняясь по всему диапазону, от светлоты бумаги плавно и постепенно, еле различаясь, переходит к самому темному тону карандаша. Такого рода практические упражнения дают возможность прочувствовать на бумаге светотональные градации и их тончайшие переходы, которые помогут уверенно вести в рисунке работу со светотенью. При этом количество полосок, составленных в ряд должно быть не менее 7. Детальную проработку форм отдельных фигур или их частей не следует вести в отрыве от окружающих их предметов. Следует постоянно работать отношениями, сопоставляя силу тона на одной поверхности с другой и с натурой. В противном случае целостность изображения может быть нарушена. Только при взаимном соподчинении тональных отношений (света, теней, полутонов и их пропорциональных тоновых различий) можно добиться целостности рисунка, убедительности передачи формы и ощущения той или иной освещенности. При изображении предметов, имеющих темную окраску, следует для начала проложить по всей их поверхности необходимый тон штрихами, соотнося силу тонов с окружающими предметами. При этом не следует класть сразу максимально темный тон, а приберечь предельную силу тона для последующего усиления, уточнения деталей. Работая светотенью, сосредотачиваясь на закономерностях света и теней и их градациях, не следует забывать, что главное в рисунке тоном - это построение конструкции формы светотенью. Иначе говоря, выражение формы в тональном рисунке - это, прежде всего правильное понимание структуры предмета, а работа тоном есть средство выражения объемных форм и передачи пространства на плоскости листа бумаги.
Для чистоты исполнения рисунка работу следует начинать с подбора качества бумаги, карандашей и, разумеется, приобретения определенных знаний и умений в технике штриховок. Бумагу следует натягивать на планшет. Это дисциплинирует и способствует организованности, собранности и аккуратности в работе. Здесь не лишним будет вспомнить замечательного художника и педагога А.Дейнеку, который позволял ученикам работать только на хорошо натянутой на планшет бумаге. П.П.Чистяков по поводу аккуратности и чистоты исполнения рисунка писал: "Чистота в тушевке, если смотреть на нее правильно, совсем не вредит, а напротив - она есть необходимость всякого осмысленного рисования".
VI. Подведение итогов работы над рисунком На завершающем этапе работы необходимо проверить общее состояние рисунка. Для этого следует отойти от рисунка на некоторое расстояние и внимательно рассмотреть его. Придирчиво оценивая выполненную работу, постарайтесь обнаружить ошибки, допущенные на предыдущем этапе. Такой ошибкой может быть перечерненность тонов на участках в тени, в свету, рефлексах, на фоне. Сила тонов рефлекса может быть чрезмерно высветлена или предметы, находящиеся на дальнем плане, недостаточно удалены и вырываются вперед, а ближние недостаточно выступают и т.п. Если сила тона рефлекса чрезмерно затемнена, ее следует ослабить, если наоборот, то усилить. Если предметы, находящиеся в глубине, вырываются вперед, их следует ослабить, смягчить. Если передний план недостаточно выступает вперед, его следует, подчеркивая, выделить. Таким образом исправив допущенные ошибки, следует еще раз проверить рисунок с расстояния, стараясь найти элементы, которые мешали бы цельному восприятию рисунка. Здесь перед Вами стоит основная задача - привести рисунок в единое целое, подчиняя ему все второстепенные детали. Под второстепенными деталями следует понимать предметы, расположенные вокруг главного. Поэтому, во избежание создания впечатления раздельного восприятия предметов в рисунке, необходимо смягчить второстепенное и выделить главное. При этом зрительный центр (центр основания зрительной пирамиды) не всегда может совпадать с композиционным центром, тем не менее, если второе не смещается далеко от первого, то следует их уравновесить. Для этого можно использовать тон или четкость прорисовки форм предметов с тем, чтобы оттянуть композиционный центр ближе к зрительному, совмещая и уравновешивая их. В процессе тщательной прорисовки деталей, как правило, допускают некоторую дробность рисунка. Для устранения этого следует обобщить мелкие подробности, подчеркивая и выделяя более крупные общие формы. В результате рисунок приобретет большую целостность.
В статье использованы материалы с сайта Энциклопедия Искусства |
shedevrs.ru